«США — страна победившего меньшинства»: в РПЦ объяснили, почему иностранцы стремятся в Россию
Геополитикаrt28 июня 2021

«США — страна победившего меньшинства»: в РПЦ объяснили, почему иностранцы стремятся в Россию

В проект RT «Не один на один» поступило обращение от православных семей из США и Канады с просьбой помочь им переселиться в Россию. Инициатором стал американский священник Джозеф Глисон, который сам принял православие и несколько лет назад перевёз семью в Ярославскую область. В качестве главной причины переезда Джозеф называет приверженность традиционным ценностям и давление в США на тех, кто их придерживается. Председатель синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью RT поделился своим мнением по поводу того, что толкает иностранцев на такой серьёзный шаг.

Владимир Легойда РИА Новости © Нина Зотина

— Владимир Романович, к нам в проект «Не один на один» обратились американские православные семьи с просьбой помочь им в переселении в Россию. С медийной точки зрения это важно?

— Мне кажется важным тот факт, что RT не замыкается на классических функциях СМИ только информировать, просвещать или развлекать. В вашей деятельности такое выраженное социальное измерение — это очень здорово. Потому что если и есть в деятельности СМИ сегодня какое-то подобное измерение, то оно политизированное и, мне кажется, скорее несёт разрушающие функции для общества. А вот созидание, поддержка людей — это действительно ценно.

— Спасибо. А как много православных иностранцев приезжает в Россию? Из каких стран?

Семья Глисон на своём участке во время стройки © Фото из личного архива

— Такой полной статистики у нас нет, но мы можем говорить о том, что таких семей как минимум десятки, они хотели и были готовы переехать в Россию. Пандемия этот процесс затормозила. По другим странам это скорее редкие случаи, но вот относительно США данные примерно такие. 

— Можно ли сказать, что это становится или стало уже тенденцией?

— Анализируя ситуацию с американцами, можно сказать, что это связано с процессом активного признания у них ЛГБТ-ценностей, однополых браков и так далее. С усилением этого процесса люди стали задумываться, чтобы уехать в другие страны, в том числе в Россию. Около десяти лет назад этот процесс стал более активным, заметным. Это во многом связано в целом с понятием «традиционные ценности» и стремлением людей воспитывать своих детей именно в таких ориентирах, а ещё с тем, что делать это становится всё сложнее и сложнее. Я думаю, что 15—20 лет — это горизонт, когда ситуация начала меняться. И поэтому люди, которые это не принимают, стали задумываться над тем, что им делать дальше.

— Можно ли сказать, что они гонимы за свои религиозные убеждения?

— Переезд — это очень серьёзный вопрос. И люди ведь не ищут экономических преференций, не уезжают потому, что хотят уровень жизни поднять. Они же отдают себе отчёт, что экономически США более богатая страна, чем Россия. Может быть, они и не чувствуют себя гонимыми. Но они готовы пожертвовать каким-то бытовым комфортом, чтобы воспитывать своих детей так, как они считают нужным. Без навязанных обществом ценностей, которых они не принимают.

— Почему они выбирают Россию?

— Точно не потому, что они считают её идеальной. Но опять же, они считают принципиальным моментом для себя воспитывать детей в той вере, которую они считают правильной, прививать им те ценности, которые они считают правильными.

Конечно, они не хотят, чтобы их детям в школах на уроках полового воспитания рассказывали про понятие гендера. Когда уходят такие простые вещи, как папа и мама. Это же не сказки.

Я слышал от наших архиереев, которые участвовали в различных дискуссиях на международных площадках, а это было лет 50 назад, следующее: они тогда говорили, что не за горами то время, когда будет серьёзный сдвиг в ценностном плане. Будет легализация однополых браков и так далее. А им отвечали: «Да ну что вы, этого никогда не будет». И вот за несколько десятков лет ситуация изменилась. И теперь мы уже говорим, что не за горами легализация педофилии. А нам говорят: «Ну что вы, это другое, этого никогда не будет».

И можно было бы успокоиться, если бы ровно такие же разговоры не велись по поводу ЛГБТ несколько десятков лет назад. Америка же в этом смысле страна победившего меньшинства. Ситуация начиналась с защиты прав, а переросла в диктат.

— Получается, мы в этом смысле ещё пока держимся.

— Да. Но здесь важно понимать следующее: любая культура как система ценностей — это определённые флажки, за которые заходить нельзя. Это добро, а это зло. Это можно, а вот то нельзя. И нужно чётко осознавать, что, когда мы говорим о том, что такое семья, мы касаемся фундаментальных для социума вещей. Люди просто не понимают, что сама тема гендера — это тектонический сдвиг для христианской цивилизации.

Отец Джозеф со своим сыном © Фото из личного архива

Наша культура, как говорят специалисты, стоит на трёх китах: Рим, Афины и Иерусалим. Иерусалим — это христианство, Рим — римское право, Афины — греческая философия и искусство.

Веками эти основания никуда не уходили. И сейчас мы подошли к черте, когда они стали подтачиваться. Эти процессы, конечно, нашу страну не обходят стороной. Но мы — последний окоп в этом смысле, со времён концепции «Москва — третий Рим». Сколько мы выдержим?

Это всё очень серьёзно. Это не нелепая борьба с традиционными ценностями. Со времён Сократа до современности цивилизация стояла на этих основаниях. И вот сейчас эти основы колеблются. И не нужно недооценивать важности таких изменений.

— Русская православная церковь в том числе много делает для того, чтобы в нашей стране сохранялись христианские ценности и идеалы. Воспринимаете ли вот эту тенденцию с переездом православных иностранцев к нам как положительный результат именно своей работы?

— Что касается понятия греха, то важно понимать, что Церковь не поддержит никакой грех. Будь то мужеложство, или супружеская измена, или убийство.

Конечно, мы горячо приветствовали внесение поправки в Конституцию о том, что брак — это союз между мужчиной и женщиной.

Много можно перечислить подобных вещей. Но в целом серьёзного анализа в нашем медийном поле и экспертном сообществе того, какие изменения произошли за последние десятилетия и какую роль в этом сыграла именно Церковь, мало. Мне лично такого анализа очень не хватает. Присутствует либо парадно-дежурное восхваление, либо обязательное неприятие, где слово «скрепа» становится ругательным. В действительности было бы очень интересно провести такой анализ. Я думаю, что он бы показал, что православие и церковная жизнь очень серьёзно на наше общество повлияли. Может быть, не так, как хочется, но есть фундаментально-глубинные изменения, они не происходят быстро. Церковь вообще работает «на длину».

— В чём это выражается, по вашему мнению?

— Лет 15 назад я спрашивал главреда журнала «Эксперт» В.А. Фадеева, какое место в медийной повестке занимают вопросы нравственности. Он честно ответил — никакое. Но сейчас всё чаще поднимаются вопросы о том, что значит простить, например. Что допустимо, что недопустимо в нравственном плане. Эти вопросы становятся в центре общественно-медийной повестки. И это тоже про влияние Церкви.

Карен и Жеральдо Сильва © Фото из личного архива
Многие представители власти говорят, что они православные люди, поэтому они не могут принять ту или иную точку зрения. Ещё десять лет назад это было невозможно. Понятно, что Церковь в этом сыграла роль.

Я не хочу её преувеличивать. Многие, кто называют себя православными сейчас, воспринимают православие как культурную ценность, а не собственную религиозность. И людей, которые мотивируют свои поступки верой, не так много. Но они есть, и их число растёт. Церковь становится тем камертоном, по которому сверяется жизнь. Не во всём, конечно. Некоторые претензии, которые предъявляют к людям Церкви, вполне оправданны. Но есть и информационная борьба с Церковью, ставшей серьёзной общественной силой. 

— В 2014 году синод принял документ, касающийся принципов работы с мигрантами. Расскажите подробнее, как именно Церковь им помогает.

— Документ касался общей ситуации, был откликом на новые реалии. Глобализация, миграционные потоки, люди вынуждены переезжать. Понятно, что Церковь не может остаться в стороне. Важно понимать, что когда какой-то церковный документ принимается, то он должен работать на территории канонической ответственности, в разных странах. Если говорить применительно к России, то речь идёт о гуманитарной помощи, доступу к медицинским услугам, изучению языка. Что касается приезда именно единоверцев, то это вопрос епархиальных отношений больше. И в каждом конкретном случае всё решается по-своему — в зависимости от того, что реально нужно для семьи.

— В 2018 году американский священник Иосиф Глисон обратился к патриарху Кириллу на фестивале «Вера и слово» с просьбой помочь православным семьям из США и Канады получить российское гражданство. С того времени удалось ли РПЦ как-то посодействовать этим людям в получении документов?

— Патриарх ответил, что мы окажем содействие, если эти конкретные семьи к нам обратятся. Такого обращения пока не было. Но если бы оно поступило, мы, конечно, отреагировали бы должным образом и оказали возможную помощь. 

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Кот
Крюка и Диана - те ещё шалашовки,Господи прости...А Гужва с мордой лица в стиле позднего Людовика XVI тот ещё хмырь!!! Одним словом-журнализды!!!
е
Суть то в отношении к СВОИМ, выступающим за страну....
БУДЕТ АМНИСТИЯ
Ко дню ,,нэзалэжности,, будет амнистия. Всем украинцам отменят все долги по ЖКХ.
гость
какую интересную благоглупость написали в очередной раз хлопци с рустрата - про "западных дипломатов, которые от своей скудости и убогости не хотят принимать в свой внешне-политический клуб российских дипломатов". Таки у миня для всех "сделочников" (хлопцев которые верят в "сделку века" Рф и Сша) - плохая новость. Большой сделки (по типу раздела Европы 1945го г. между Сша-Англией-Францией и СССР-Китаем) до 2025 года не будет - будет война, да собственно она уже идёт - новая сетецентрич.холодно-перманентная война. Этакий блицкриг нон-стоп наеборот. В 1945ом была страна Советов, которая своим хозяйством и социальным строем завоевала право, чтобы с ней считались на мировой арене. А что сейчас? В 1945ом в СССР знали, что будет нелегко "мирно сосуществовать" с мировым капитализмом, что наступил новый этап буржуазно-капиталистического нашествия на союз социалистических республик. А что сейчас? В 1945ом любому, кто читал Правду (не ту мурзилку что сейчас) - было ясно, что на войне было физически хреново, но после войны будет тяжело прежде всего морально - "дружить" с теми, кто убивал и эксплуатировал советский народ до полной стадии геноцида и уничтожения. А что сейчас? Не, реально - кого лечит тупая, как чубайсовский буржуйский валенок - пропаганда? Думаете пролетариату есть какое-то дело до разборок буржуйских дипломатий друг с другом? - ха, наивные хлопци. Так что сейчас то? А сейчас происходит то, что и раннее - в 1980ых гг, а ло него в 40ых, а до этого в кризисе 10ых гг. 20го в.. Кризисы, породившие войны и революции - и никак не наоборот. Когда в кап.экономике у её западной дипломатии есть только один кризис. Называется он капитализх. И он постоянен, а не накатывает волнами направо и налево на хлопцев с русттрата. Вот что было сказано ещё до предыдущего кризиса 80ых, и если поискать, точно такое же можно найти до начала всякого буржуазно-кап. кризиса. Цитата из забытой сейчас книжки 1976го года "научный коммунизм" - "... Кризис буржуазного общества, его культуры, мировоззрения изображается реакционными идеологами как кризис человечества в целом. При этом они пытаются доказать, что, например, новейшее техническое развитие неизбежно ведет к «нарушению душевного состояния людей», к безысходности. Развитие новой техники и ее внедрение в производство в условиях капитализма создает целые армии жертв «технологической безработицы», миллионы «лишних» для «индустриального общества» людей. Военное производство, оснащенное новейшим оборудованием, невиданно быстрыми темпами вырабатывает оружие массового истребления. Все это действительно «нарушает душевное состояние людей» в капиталистических странах и нередко порождает иллюзию, будто человеку в современном мире противостоит научно-технический прогресс, выступающий в роли какой-то непонятной, но могучей силы, которая обрекает людей на безработицу, нищету, вселяет страх перед завтрашним днем. Кажущееся правдоподобие этого «технического фетишизма» вводит в заблуждение многих людей в буржуазных странах. Пользуясь этим обстоятельством, реакционные идеологи абсолютизируют черты, присущие капитализму, и неправомерно распространяют их на все человеческое общество, игнорируя тот факт, что обреченному историей капитализму противостоит растущая и крепнущая система социализма, которая свободна от присущих капитализму антагонистических противоречий. Подобно тому как капитализм не в состоянии справиться с теми силами, которые он сам же вызвал к существованию, равным образом и буржуазное сознание не способно изыскать пути радикального положительного решения тех социальных проблем, которые породил капитализм. ...". - конец цитаты.
ГДЕ ДЮЖИНА ГАЛСТУКОВ МИШИКО
Миша-карлсон вазелинскому дюжину галстуков прислал? На всякий случай?
Хейтер
Просто пани Крюкова хочет вкусно есть и сладко спать. Вот только кто танцует эту пани?
Любознательный
Са...ах какой прозорливый. Ванга прямо.