Своих знаний и опыта нет, а партнёры не хотят делиться — Insider объяснил, почему китайские истребители всё ещё без собственных двигателей
Геополитикаinotv4 дня назад

Своих знаний и опыта нет, а партнёры не хотят делиться — Insider объяснил, почему китайские истребители всё ещё без собственных двигателей

Не секрет, что большая часть китайских истребителей — результат заимствования технологий у иностранных партнёров, не всегда с их согласия, пишет Insider. Однако реактивные двигатели к своим истребителям Пекин воспроизводить до сих пор так и не научился. По словам издания, проблема заключается в том, что государственным предприятиям КНР недостаёт опыта и знаний, а традиционные партнёры, вроде России, не горят желанием делиться технологиями из опасений кражи интеллектуальной собственности.

Из всех китайских истребителей самым важным считается Chengdu J-20, пишет Insider. Это не просто стелс-истребитель пятого поколения — самолёт, который носит прозвище «Великий дракон», также служит примером, что Пекин, как и Вашингтон, может конструировать лучшую военную технику в мире.

По словам издания, J-20 стал «символом Коммунистической партии Китая (КПК), который она с гордостью демонстрирует на военных парадах, а китайские СМИ не устают упоминать в своих материалах».

После пограничного конфликта с Индией, пришедшегося на середину 2020 года, Китай направил два J-20 на авиабазы в Синьцзян-Уйгурском автономном  районе. Это была слишком незначительная переброска, чтобы она имела какое-то стратегическое значение, но тот факт, что Китай отправил в отдалённую область в Гималаях свой лучший истребитель, показывает, серьёзные намерения Пекина.  Точно так же, в качестве предупреждения для Тайваня, Японии и США, Китай разместил J-20 в своём Восточном военном округе.

Правда, у главного истребителя КНР, как и у всех китайских самолётов, есть одна существенная проблема — отсутствие надёжных и мощных реактивных двигателей. Эта проблема уже давно существует в китайском военно-промышленном комплексе, и Пекин усердно работает над её исправлением.

Как рассуждает Insider, на фоне масштабного и стремительного усиления армии КНР в последние годы кого-то трудности КНР с реактивными двигателями могут удивить. Но при этом ни для кого не секрет, что Пекин преуспел в заимствовании и копировании зарубежных технологий и «практически все китайские истребители основаны на украденных или воспроизведённых по готовым моделям чертежах». Таким образом можно было бы заимствовать и технологию производства реактивных двигателей, тем более у Китая есть доступ к российским, но до сих пор попытки Пекина произвести собственные аналоги по большей части оставались безуспешными, подчёркивает издание.

Этим неудачам есть немало причин. Во-первых, Россия прекрасно знает, что Китай уже заимствовал её технологии без её согласия, и не горит желанием продавать Пекину свои лучшие двигатели. Также Москва предпочитает не продавать двигатели по-отдельности — только вместе с самими истребителями, что затрудняет копирование. Во-вторых, способность к воссозданию чужих технологий далеко не всегда перерастает в способность конструировать новые двигатели с нуля — для этого нужны долгие годы опыта и наработок.

И пожалуй, самое важное — производство реактивных двигателей само по себе очень сложно. «Есть не так много технологий, которые оказываются крайне сложны в производстве», и реактивные двигатели — одна из таких технологий, прокомментировал старший научный сотрудник аналитического центра RAND Тимоти Хит. «Такие передовые технологии так трудно освоить, что это удалось лишь некоторым странам. Многие провалились», — добавил эксперт.

С двигателями основная трудность, по мнению Insider, заключается в металлургии и механике. К примеру, один двигатель пассажирского самолёта Boeing 747 состоит из по меньшей мере 40 тыс. частей.  Температуры в таком двигателе могут достигать более 1371°C, а скорость вращения лопаток его вентилятора может превышать 3 тыс. оборотов в минуту, и это — в ходе многочасового перелёта. Чертежи для такого двигателя можно скопировать, но вот секреты производства, включая производство металлических частей, которые могут работать на износ при столь высоких температурах и противостоять внешним факторам, вроде коррозии, так просто воспроизвести не получится.  

Ещё одна проблема Китая заключается в том, что производством сложных двигателей занимаются государственные компании. Исторически сложилось, что подобные предприятия очень медленно внедряют инновации и нечасто могут произвести нечто передовое. «Всё это требует определённого уровня опыта и знаний, которых у государственных предприятий зачастую нет. Следует признавать ограничения китайских госпредприятий, когда дело касается инноваций», — утверждает Кит.

Сам Пекин о своих проблемах прекрасно знает. В прошлом году заместитель главы комитета науки и технологий государственной авиастроительной компании AVIC Лю Дасян назвал производство реактивных двигателей «серьёзной и неотложной политической задачей». «Состоявшиеся в авиации страны стали более строго к нам относиться в плане доступа к их технологиям», — отметил Лю. Также он добавил, что недавние попытки США ограничить возможности к приобретению американских технологий для китайской фирмы Huawei говорят о том, что «ключевые технологии купить не получится, даже если тратишь большие деньги».   

В попытке получить прямой доступ к секретам производства двигателей китайская государственная компания Skyrizon, состоящая в «чёрном списке» американского правительства, попыталась приобрести контрольный пакет акций украинского предприятия «Мотор Сич», одного из крупнейших производителей двигателей для вертолётов и истребителей. Но Киев, как предполагает Insider, по настоянию США, остановил сделку.

Несмотря на все помехи, в собственных разработках Китай уже добился определённого прогресса и даже планирует поставить на  свои J-20  изготовленный специально под них двигатель WS-15, что якобы позволит самолётам «быть на равных» с американскими истребителями пятого поколения F-22 Raptor. И тем не менее проблемы в виде сложной работы с металлом, цены приобретения и расширения научного опыта и нежелания других стран помогать Китаю из опасений кражи интеллектуальной собственности остаются.

С похожей ситуацией Пекин столкнулся и в производстве продвинутых микрочипов и полупроводников, которые воспроизводить самостоятельно Китай пока тоже не научился. «Дело в том, что некоторые из этих технологий крайне сложны в производстве. И неважно, сколько ты вложишь в это денег — если у тебя нет правильного сочетания людей, технологий и умений, всё так просто не выйдет», — подчеркнул Кит.

1 комментарий

Написать комментарий
  • Гость
    3 дня назад
    И это "в качестве предупреждения для Тайваня, Японии и США, Китай разместил J-20 в своём Восточном военном округе".
    Ответить
💬 Последние комментарии
Елена
И у тебя и у е одна извилина на двоих , сзади
трамп
С одним согласен реальная зп меньше официальной статистике... но это также справедливо и к США и к России и к Украине. И не надо писать свою чепуху о том ты там был ты с людьми разговаривал.... а если хочешь поразговаривать так найди наших пенсионеров русских или украинских и спроси у них им пенсии в 13 000 рублей в месяц на ЖИЗНЬ( а не существование) хватает???? Меня просто поражает когда люди сидят по уши в авнище и еще кукарекают... у себя порядок наведите сделайте зп по 2000-3000 баксов и пенсии хотя бы по 1000 а потом будете умничать...
Елена
Живи там,до конца своих дней.
Елена
Ты же подонок писал что золота Горбачев оставил 290 тон,где ещё 40?а получил горбатый около 1200 тонн,чуть меньше,такой же пидар..ас как и ты, Нобелевскую премию получил,хе,ты наверное плакал тогда от зависти,что не ты её получил,чувырло.
Кот Матроскин
Стало быть пенсии военным хер подымут. Нууу, спасибо, деловые партнёры!
Елена
Трудно Луночка трудно жить,такой хорошей и доброй женщине,но такой блондинке, сочувствую, сожалею,но видимо никто не в силах помочь.,а Роджер мерзавец,он за копейку удавится,чем кому-то нуждающемуся дать, тварь.,он тварь.
трамп
я так понимаю что ты совсем деграднул??? твой мозг полностью перестал воспринимать адекватную информацию и это печально... но то такое по официальной информации средння зп в украине 500 долларов в россии 700 долларов а в загнивающих штатах 4000 и этим все сказано)))) То есть моя информации из интернета это ЛОЖЬ а эта статейка из того же самого интернета ЧИСТАЯ ПРАВДА????? Д-ДЕГРАДАЦИЯ)))) твой мозг давно умер человек с ником "е" наверно над ним долго думал напрягая свою одну извилину и то почти прямую)))