ОбществоИсточник25 апр.

51 год назад в Киеве открыли Дворец «Украина»

Его строили втайне от Москвы под видом кинотеатра, а потом главе УССР это припомнили...

nk_hauz/-mz6exp8mfn5hmby2xuv.jpg

Семнадцатого апреля 1970 года в Киеве открыли Дворец «Украина», построенный на месте бывшего продуктового рынка. Его начинали строить в режиме секретности. Все потому, что такие крупные проекты нужно было согласовывать в Москве. А там и слышать не хотели о дворце в Киеве, который по масштабам не уступал Кремлевскому дворцу съездов. Поэтому тогдашний глава УССР Петр Шелест схитрил и отправил в Москву документы, по которым строили не дворец, а обычный кинотеатр. А когда в союзном руководстве поняли, что происходит, было уже поздно. В строительство вложили большие деньги, и проект пришлось утвердить официально. В итоге дворец достроили, его архитекторы получили Шевченковскую премию, а Шелеста после закулисной партийной борьбы сняли с должности. В 1970—1980 годах во дворце проходили съезды КПУ и другие партийно-государственные торжества. В 1998-м его реконструировали и дали статус национального. Сейчас это главная площадка страны для торжественных мероприятий и концертов.

nk_hauz/-mz6f8-fj8308bz3bcat.jpg

В 1965 году в киевской прессе появилось краткое сообщение: «На месте бывшего Владимирского рынка начато строительство киноконцертного зала, предназначенного для демонстрации кинофильмов и проведения концертов». Это никого не удивило, ведь в 1950—1960-е годы Красноармейская улица (сейчас Большая Васильковская), на которой был Владимирский рынок, активно застраивалась. Возводились десятки жилых домов, сооружалось первое в Киеве 16-этажное здание. Жилой дом на улице Большая Васильковская, 51. Строился с 1965 по 1969 год. Его высота 48 метров, на каждом этаже по две двухкомнатные и две трехкомнатные квартиры с лоджиями. Однако мало кто знал, что на самом деле построят на месте бывшего рынка.

В 1961 году в Москве на территории Кремля открыли новый Дворец съездов. Партийное руководство Украины загорелось идеей построить свой аналог в Киеве. Восстановленный после Второй мировой Октябрьский дворец культуры, где проводились все партийные съезды и торжественные мероприятия всеукраинского масштаба, уже не подходил ни по размерам, ни по качеству оборудования.

nk_hauz/-mz6f8chgoadv42i7kva.jpg

В 1963 году первым секретарем ЦК Компартии Украины стал Петр Шелест. В 1964 году он сыграл важную роль в отстранении от власти Никиты Хрущева и усилил свои позиции в новом высшем политическом руководстве страны. А в 1965-м он окончательно решил, что «лидерам крупнейшей союзной республики не к лицу собирать партийные форумы во дворце, доставшемся по наследству от царской власти». Главным архитектором проекта дворца «Украина» стала Евгения Маринченко, под ее руководством работали Петр Жилицкий и Илья Вайнер.

Место для строительства определили не сразу. Работники городского управления торговли не хотели переносить Владимирский рынок. В качестве альтернативы предложили другой участок — на Советской (сейчас Михайловской) площади, где ранее стоял разрушенный Михайловский Златоверхий монастырь.

Однако руководитель проектировщиков Евгения Маринченко была против. На совещании с руководством республики она сумела доказать, что проект дворца разрабатывали с учетом места строительства, поэтому переносить его нельзя. В итоге для Владимирского рынка отвели другой участок — на соседней улице Горького (сейчас улица Антоновича). В 1968 году здесь построили новый крытый павильон почти на 500 торговых точек.

nk_hauz/-mz6f85g-r6lqa2wogm2.jpg

Оставался еще один важный момент. В СССР любой проект строительства с бюджетом больше трех миллионов рублей нужно было согласовывать в Москве. А там и слышать не хотели о новом масштабном Дворце съездов в Киеве.

Тогда Шелест пошел на хитрость: «По документам, которые шли в Москву, строили кинотеатр, а по проекту — республиканский дворец. И я, первый секретарь ЦК партии республики, сознательно вынужден был принимать участие в обмане». По официальным документам на строительство «нового кинотеатра» выделялось 4,5 миллиона рублей. Чтобы не выходить за рамки дозволенного лимита, приходилось постоянно выкручиваться — разбивать строительные работы на части и оформлять как отдельные проекты.

nk_hauz/-mz6f6dnbwwfxapcha6p.jpg

У Шелеста было немало соперников, которые строчили в Москву доносы о «нарушении финансовой дисциплины» и «строительных излишествах». Но там до поры до времени закрывали на это глаза. И только когда уже возвели первый этаж с просторным вестибюлем и двумя рядами мраморных колонн, стало ясно, что строится не просто кинотеатр. В Киев срочно прибыла инспекционная комиссия во главе с Николаем Подгорным — предшественником Шелеста на посту руководителя УССР, который теперь стал председателем советского парламента и был формальным главой государства.

Один из членов комиссии, председатель Госплана СССР Николай Байбаков, посмотрел полную документацию проекта и заявил: «На этом фоне наш Кремлевский дворец съездов выглядит как старая конюшня. Кто ответит за это безобразие?» Шелесту устроили разнос, но главным виновным назначили тогдашнего первого секретаря Киевского обкома КПУ и кандидата в члены ЦК КПСС Федора Головченко. Позже его сослали в Министерство автотранспорта УССР, где он и проработал до пенсии.

nk_hauz/-mz6ezmm8xv7fqu6cf4l.jpg
nk_hauz/-mz6f7yq7bsqxrrtkboa.jpg

Несмотря на первоначальную «секретность» архитектурного проекта, его прорабатывали очень тщательно. Несколько инженерных решений были новаторскими, их потом применяли во всем Советском Союзе. Здание выполнили в форме трапеции высотой 28 метров. Внутри более 300 помещений, различных по величине и функциям. На оборудованной по последнему слову техники сцене помещалось примерно полторы тысячи человек.

Для отделки здания использовали белый и розовый мрамор, гранит, известняк, дерево разных пород. На оформление интерьеров, за которое отвечала украинский архитектор и дизайнер Ирма Каракис, пошли лучшие украинские граниты, голубые с прожилками туфы Закарпатья, уральский мрамор, казахский ракушечник уникального светло-розового оттенка. Внутри были люстры из литого стекла с фактурой и цветом «талого льда», эскалаторы, витражи, панно, два зимних сада, альпийская горка и фонтан.

nk_hauz/-mz6f89vorrdhhf2eeg-.jpg

Открыли Дворец «Украина» 17 апреля 1970 года — к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. В следующем году архитекторы Евгения Маринченко и Петр Жилицкий получили Шевченковскую премию. А в 1972 году Шелест проиграл в закулисной партийной борьбе своему главному конкуренту Владимиру Щербицкому — выходцу из «днепропетровского клана», куда входили близкие знакомые советского правителя Леонида Брежнева. Шелеста обвинили в «разгуле национализма в республике», припомнили все, что смогли, в том числе и несанкционированное строительство «Украины», и сняли с должности.

nk_hauz/-mz6f-l5pwjypl-nqsb4.jpg

В 1970—1980 годах во Дворце «Украина» проходили съезды компартии, республиканские форумы, торжественные заседания, правительственные концерты, юбилейные церемонии, выступления заграничных артистов.

В 1996—1998 годах провели реконструкцию здания. Количество мест в главном зале уменьшили на 66. Зато появился банкетный зал площадью 1 100 квадратных метров, пресс-центр, рассчитанный на 120 журналистов, зал для переговоров, отделанный итальянским розовым деревом. Также обновили техническое оборудование. В 1998 году дворец получил статус национального.

Здесь по-прежнему проходят масштабные торжественные мероприятия, политические съезды, всемирные форумы, церемонии награждения, концерты ко Дню Независимости. В 1999 году во Дворце «Украина» проходила инаугурация Леонида Кучмы, избранного президентом на второй срок.

nk_hauz/-mz6f7rx1elzrkn_gdbt.jpg

Национальный дворец «Украина» до сих пор остается крупнейшей концертно-театральной площадкой страны. Здесь выступают украинские знаменитости и мировые везды.

Литература: * Ирма Каракис. Дворец «Украина» в Киеве // Интерьеры общественных зданий Украины. Киев, 1975. * Петро Шелест. Справжній суд історії ще попереду. Спогади. Щоденники. Документи. Матеріали / За редакцією Юрія Шаповала. Київ, 2003. * Петро Карлюк. Українізація від Петра Шелеста. Він намагався утверджувати українську ідентичність. Радіо Свобода, 08.06.2020.

Автор Сергей Пивоваров Источник - babel.ua