«Борщ наш!» Патриотический пиар во время чумы
Общество6 дней назад

«Борщ наш!» Патриотический пиар во время чумы

Украинские чиновники развернули борьбу за суп на основе свеклы.

Украинское государство погружается на дно системного кризиса: экономика падает, статистика заболеваемости ковидом растет, а правительство пустило ситуацию на самотек, добивая мелкий бизнес избирательным карантином по выходным дням.

В этой ситуации власти остро нуждаются в небольшой патриотической перемоге, которую можно с гордостью предъявить отчаявшимся согражданам. И успехи не заставили себя ждать. Сотрудники украинского посольства в Турции отредактировали статью о борще, опубликованную в местной туркоязычной Википедии, то есть написали, что это блюдо является неотъемлемым национальным достоянием Украины, на которое нельзя посягать ее восточным соседям.

«Организовывали мастер-класс по приготовлению борща на английском языке, также делали презентацию на турецком языке. Решила проверить написание слова «борщ» на разных языках: английском, французском, немецком и, конечно, турецком. Тогда я и обнаружила на странице турецкой Википедии, что борщ — это якобы достояние русской кухни. Мы, украинцы, можем повлиять на такую несправедливость и сознательную информационную пропаганду, направленную против нас», — с гордостью написала супруга украинского посла в Турции Татьяна Сибига, выражая решимость противостоять кулинарному наступлению Русского мира.

Об этом достижении немедленно сообщили все топовые украинские телеканалы. Потому что новости на тему «Борщ наш!» звучат гораздо приятнее рассказов о переполненных до отказа больницах, где ковидников складируют в нетопленных коридорах. При таком положении дел патриотам хочется говорить о вкусном и полезном борще — скромно опуская тот факт, что постоянное подорожание овощей превратило украинскую борщевую корзину в одну из самых дорогих на фоне остальных государств Восточной Европы. А традиционно употребляемое вместе с борщом сало зачастую импортируется в Украину прямиком из «страны-агрессора».

Битва за борщ началась еще в октябре, когда Украина потребовала от ЮНЕСКО включить его рецепт в нематериальную часть культурного наследия. Эту инициативу выдвинул повар Евгений Клопотенко, ведущий шоу-проекта «МастерШеф», который решил сделать себе имя на патриотическом самопиаре. «Мы не просто заявили о том, что борщ — украинский. Мы оказали сопротивление России и ее пропаганде, и нас поддержал мир», — пафосно заявил этот кухонный Остап Бендер, называя борщ «мощным культурным феноменом». Потому что его чуткий нюх явно уловил сладкий аромат сытных и наваристых грантов.

Расчет оказался точным: патриотический почин повара поддержали на самом высоком уровне. В Кабинете министров сразу объявили о том, что приготовление борща войдет в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины. «Традиции, живые проявления нематериальной культуры являются важным компонентом кросс-культурного диалога поколений. Они играют большую роль в формировании национального мировоззрения. В условиях растущей глобализации это одно из условий сохранения культуры для последующих поколений. Рад, что аутентичный процесс приготовления борща теперь официально станет признанным достоянием украинских традиций», — заявил об этом министр культуры Александр Ткаченко. А группа национально сознательных граждан собралась проехаться по стране вместе с огромным котлом, рассказывая украинцам про сакральное значение бурякового варева.

Вскоре после этого борьба за первенство в изобретении борща вышла на мировой уровень. Издание The New York Times опубликовало статью под заголовком «В российско-украинском конфликте открывается новый фронт: борщ», повествуя в ней об очередном направлении борьбы против гегемонистских притязаний России.

«Украинцы недоумевают, почему этот суп принято считать русским — национальным блюдом их заклятого врага… Украинцы видят, что Москва, помимо военного вмешательства, пытается присвоить все культурное наследие восточнославянского мира по таким вопросам, как лидерство в Православной церкви и исторические претензии на Крым», — сообщает американское медиа, сравнивая эту историю с борьбой за хумус, которую давно ведут между собой израильские и палестинские патриоты.

Между тем российская сторона не собиралась покушаться на борщевое первородство. «Если честно, борщ — это славянское национальное блюдо: оно русское и украинское. Корни те же, но вмешалась политика», — рассказал американскому журналисту шеф-повар московской кулинарной школы «Клевер» Антон Алешин. «Борщ — национальная еда многих стран, в том числе России, Беларуси, Украины, Польши, Румынии, Молдовы и Литвы», — написали в Twitter посольства России в США, явно не желая вступать в поединок с украинскими сетевыми воинами, которые развернули «кулинарный джихад» против Москвы.

И действительно — это блюдо относится к самому архаическому периоду становления раннеславянских культур, а возможно, восходит к временам индоевропейской общности. Славяне, а также взаимодействовавшие с ними балты и романизированное население Дакии традиционно употребляли в пищу похлебку из листьев борщевика, в которую со временем стали добавлять буряковый квас и ботву. Ну а современный классический борщ — с разваренным картофелем и нарезанными корнями свеклы — появился в Восточной Европе не раньше XVI века, после того как была открыта Америка, а в Западной Европе вывели новые свекольные породы со сладкими корнеплодами.

Конечно, борщ давно является флагманским блюдом украинской кухни — что среди прочего засвидетельствовано у Гоголя и Шевченко, в равной степени восхищавшихся «старозаветным» свекольным супом. Однако попытка монопольно застолбить его за Украиной, втянув в кухню совершенно неуместную там политику, выглядит откровенно нелепо — тем более что такие действия всегда заканчиваются горой разбитой посуды. Это подтверждает ожесточенная идеологическая война за лаваш, давно развернувшаяся между азербайджанскими и армянскими политиками, притом что лепешки такого типа были известны древнейшему населению Кавказа и Междуречья.

Больше того, по иронии судьбы украинский рецепт борща получил распространение в советские времена, когда его включили в меню интернациональной микояновской кухни, сделав это блюдо типичным на огромном пространстве — от Средней Азии до Камчатки или Чукотки. Однако это не помешало объявить войну советским кулинарным брендам — вроде «Советского» шампанского, «Московской» колбасы или «Стахановского» хлеба, которые были торжественно декоммунизированы в Украине после Евромайдана. Не говоря уже о постоянных выпадах против идеологически неправильных салатов «селедка под шубой» и «оливье», которые позволяют себе перед Новым годом патриотические лидеры мнений.

Стоит ли удивляться, что усилия на борщевом фронте не принесли Украине сколько-нибудь существенных дивидендов? Напротив, эта смешная патриотическая возня стала предметом троллинга со стороны белорусских журналистов, которые предложили считать столицей Украины не Киев, а расположенный на Одесчине поселок Борщи. Все понимают: «защита культурного наследия» является банальным самопиаром на фоне катастрофической пандемии — когда государство самоустраняется от решения серьезных проблем, демонстрируя неспособность защитить здоровье и жизни своих сограждан.

Эта история плохо пахнет — и отнюдь не супом.

Андрей Манчук

1 комментарий

Написать комментарий
  • СЛАВА КОЛОБКУ
    6 дней назад
    А ещё - КОЛОБОК - украинская народная сказка!
    Ответить
💬 Последние комментарии
ера
..".на нарах"...?...так ты "от туда" срачишь патриот?...о! теперь и мы тя "раскусили"...а я не могла понять...откуда Этот непристойно-злобствующий жаргон...
Луна-2
Открытие сделала -давно тебя посещают такие глубокие мысли?
Луна-2
ИНТЕРЕСНО -А КТО ТУТ ЕЕ ЗАЩИЩАЛ ? Кто к ней в адвокаты набивался? кТО С НЕЙ В РАЗВЕДКУ ХОТЕЛ ИДТИ? И нате вам иду в отказ...я С Роджером пошла бы в разведку не потому что он веселый -а потому что он -надежный и своих не бросает.ц
-----
ответ дэ падла?
Весёлый Роджер
Точно "е", ты прямо ему по пятачку свинорыльному попал! :-)) "А ты Шмуля там смокчи, газеточки почитывай, а ты смокчи, смокчи, смокчи - себя перевоспитывай...!"
Весёлый Роджер
«Всюду точки…, точки…, точки…, Всюду точки… господа, А без точек… жизнь плохая – Не годиться никуда… Точек… нет - и ты, как нищий, День не знаешь как убить. Всю дорогу ищешь-рыщешь, Что бы, что-то, утащить. Ну, а скоро вновь проснёшься, Ты на нарах, как всегда, И, кряхтя, перевернёшься, Скажешь: «Здрасьте, господа! ....»
е
Ну как вам опусы? и вы ее еще тут защищали от всех... ну-ну...это только цветочки.. мат будет позже