ОбществоИсточник10 авг.

Братья Флоровские: мыслители, историки, геополитики

28 июля Украина отмечала 1030-летие Крещения Руси. А режим Киева, вопреки церковно-историческим реалиям, пытается довершить то, что не удалось сделать германским ставленникам - украинским националистам в 1918 г. - добиться насильственной автокефалии «украинской церкви». 11 августа 1893 г. в Елисаветграде родился Георгий Васильевич Флоровский, протоиерей, философ, историк и профессор богословия, один из участников евразийского движения, уделявший проблематике церковного единства значительное место в своём творчестве. Современные жители Кропивницкого (Елисаветграда, Кировограда) даже не догадываются, появлением какой крупной интеллектуальной фигурой мир богословия обязан их городу. К сожалению, нет никаких надежд, что при нынешней власти горожане узнают имя о. Георгия Флоровского. Напротив, киевским чинушам выгодно, чтобы его имя, а вместе с ним и его произведения не смущали умы обывателей. Ведь каждое слово Флоровского - словно обличение режима Порошенко, покусившегося на святое – духовное единение православной Церкви. «Слово «церковь» в строгом и точном словоупотреблении не имеет и не допускает множественного числа, разве что в переносном и не собственном смысле… Церковь в скорби и гонении, и гонима не только от врагов и супротивников, но не реже и от лжебратий», - писал о. Георгий в «Проблематике христианского воссоединения», предостерегая паству от греха этнофилетизма, или церковного национализма. Наглядным выражением этнофилетизма является Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) - переходное звено от православия к католицизму. Идеолог украинского интегрального национализма Дмитрий Донцов призывал своих последователей отрекаться от православия, и через грекокатолицизм, как промежуточный этап, уходить в римо-католичество. В 2005 г. после первого майдана резиденция УГКЦ впервые в истории православной Украины переехала из Львова в Киев. С проповедями этнофилетизма грекокатолики ринулись в силовые структуры, вузы, государственные учреждения. Но Украина – православная страна, и УГКЦ не справлялась с идеологической перековкой многих миллионов православных верующих. УГКЦ так и осталась «домашней церковью» украинских националистов родом с Галичины. Ещё в 1990-х в помощь УГКЦ был учреждён путём раскола «киевский патриархат». И всё для той же цели – с духовно-идеологических позиций обосновать необходимость ухода Украины в западный лагерь. Георгий Флоровский задолго до этих событий предупреждал о пагубности западного влияния в духовной жизни: «Мы должны преодолеть… чуждый западный стиль… Только творческое возвращение к древним и уникальным глубинам святоотеческого богословия послужит православной мысли «противоядием» от явных, сокрытых и даже ещё неизвестных сторон «западного яда» («Западные влияния в русском богословии»). И он знал, о чём писал, поскольку вторую половину своей жизни прожил на Западе, занимаясь церковно-богословской деятельностью. С 1920 г. Флоровский эмигрировал в Болгарию, оттуда в Чехословакию, затем Югославию, Францию и, наконец, в США, где он преподавал в элитных вузах, Принстонском университете и Гарварде. И где нашёл свой упокой в 1979 г. При этом Флоровский не был антизападным мракобесом, он призывал к творческому преодолению губительных западных влияний в отечественном богословии с опорой на незыблемость святоотеческого Предания. Единство Церкви о. Георгий называл благодатным даром в полноте апостольской веры и всеобъемлющем милосердии («Православная Церковь и христианское единство»). Как один из идеологов евразийского движения, Флоровский наделял Россию-Евразию судьбой и миссией отдельной и самобытной цивилизации-континента, а свою малую родину считал частью этой цивилизации. И хотя позже из-под его пера выйдет статья «Евразийский соблазн», ознаменовавшая его частичные расхождения с первоначальными постулатами евразийства, Флоровский до конца своих дней так и останется «общеруссом» - мыслителем, не видевшим будущего Малороссии в отрыве от остальной России. Старший брат о. Георгия Антоний Флоровский отличился на поприще славистики. Не приняв советскую власть, эмигрировал в Турцию, оттуда в Болгарию, Югославию и затем жил в Чехословакии, дослужившись до профессора кафедры русской истории Карлова университета. Из-за обилия слов «русский», «российский» в творческой и профессиональной карьере Антония Флоровского ему тоже не светит популяризация при нынешнем украинском режиме - глава историко-филологического отделения Русской учебной коллегии, лектор по русской истории в Карловом университете, эксперт Русского заграничного исторического архива, сопредседатель Комитета русской книги, член Русского исторического общества Праги. Наиболее известные из его работ: «Чехи и восточные славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений», «Отечественная война и Новороссийский край», рецензия к «Библиографическим материалам по истории Новороссии» Людвига Дерибаса. Свои научные статьи Флоровский-ст. публиковал в журналах «Русская мысль», «Русский архив», «Русский исторический журнал», занимался изучением «Заметок И.С. Орлая о Карпатской Руси» (И. С. Орлай - русинский медик, педагог и литератор, директор Одесского ришельевского лицея, был дружен с классиком немецкой литературы Иоганном Гёте). Антоний Флоровский похоронен в Праге, его младший брат Георгий – в американском Принстоне. Даже живя вдали от родины, они стремились к обеспечению её духовного и геополитического единства, предостерегая от идеологических и церковных расколов и ересей.

Владимир ДРУЖИНИН

💬 Последние комментарии
Берегите протест
"Одна из тех учёных дур, какими Англия богата, была в отличие от брата высокомерна и худа, ходила с тросточкой всегда, читала лекции рабочим, культуры чтила идеал и полагала, между прочим, что Харьков — русский генерал.
гость
Автор запутался, какая во Франции форма правления? Какая в ж... Жану Дарк разница - Макрон, Земмур или Ле Пен? Ну, был во Франции утопический мультикультурный либерализм, - таки будет утопический контрисламский фашизм. Нет у французов лидера, кончились по причине бракованных элиток. И потому, что либерализм и фашизм - две стороны одной медали буржуазного национализма. Все текущие фр.президенты пытаются изображать из себя то Людовика то Наполеона то ДеГоля - забыв, что все эти личности были уместны в своё время в своих войнах и битвах. И вообще - кастинг на "лидера фран.нации" выиграет не француз, тут Выдрин ахинею прогнал (от незнания классических теорий по философско-исторической проблематике "роль личности в истории"). Лидер рождается в социальных битвах и общественных конфликтах, а не в нацюковых разборках, банкирско-фондовых корпоративных договорняках, отжимах кресла у невнятных бюрократов-предшественников, предвыборных балабольнях одной и той же буржуа-политической соц. формации, партийной коалиции или гражданских кодексах - в этих политиках рождается не "лидер нации", а поц и шлемазл. Ни один "гарант Конституции" не может считаться лидером, если кладёт на неё со всей своей президентской тыковки. Лидером Фр. будет не тот, кто изображает из себя "гиньёля" франко-глобалистского олигархата в побитой молью мантии и облезлой короне в Елисейском дворце. Лидером французов станет тот, кто сможет повести за собой народные массы от Марселя до Кале, и от Бреста до Стассбурга. Ни одна выдринская фамилия из его очередной бессодержательной статьи на это не способна - так что у 5ой республики всё ещё впереди.
Берегите протест
Важно понимать следующий момент. Не все жиды поднимают восстания в гетто, но многие охотно работают служащими в юдернате... Когда протест становится массовым, то он теряет всякий свой смысл. Протест всегда осмыслен, а бунт всегда бессмысленный.
Омелян Косопизд, Митець
Джоан Роулинг, хоть и не Агата Кристи, не Шарлотта Бронте и вовсе не Жорж Санд, но тётка вполне талантливая и состоявшаяся , как явление в мире литературы. Понятно, что небедная. Но, как раз, именно благодаря своему таланту. Не насосала, как условная "бузова" , или, скажем, "Оксана робски" , или какая-нибудь украинская юродивая Забужко . Если какие-то пидарасы, некрофилы и прочие овцеYOбы пытаются рулить такой бабой, как Роулинг, - пусть ожидают ответки. Только так. Вот и скажите потом , что инквизиция в Средние века была неправа, когда всякую перверсивную падаль на костры загоняла? Если транспидары не дают проходу нормальным людям - значит, пора запускать газенвагены. И это никакой не фашизм , нетерпимость и т.п. Болезнь надо лечить . По всем понятиям так. Почему от Ковид заставляют ширяться насильно, без исключений, а пидарасам и "мужебабам" с сиськами и хером " в одном флаконе" - вольница!??? На кол их , через одного. Может, тогда остальные "мутанты" попритихнут и будут жить в своих норах.Не отсвечивая .
кипчак
Джоан нужно начать закаливаться на случай. если вынудят бежать от преследований. Есть страна, где богатой и известной женщине, думаю, не откажут в проживании.
Весёлый Роджер
Хлопцы бандерлоги!!! Джавелинив мало, а москальских танкив дюже бохато! Кожний щирый xoxoл должен стать свидомым камикадзе!!! За пидпиндосную неньку, за бохатсво воров-олигархив, за панувание титульных рагулей! Напшут ждуны, напшут эбанутые молчуны! Тому - кожнему пацриоту Американську взрывчатку Си-4 на грудь та Напшуть на москалей!!! Уси гуртом спиваем! «Батько наш - Бандера, ну а Псаки - мати, Ми за олигархив пидем воювати! | (2) ©» «Приспів: Ах, лента за лентою – набої подавай, херой Семэн Сэмэнченко, в бою не відступай! Ах, лента за лентою – набої подавай, херой Семэн Сэмэнченко, швыдчее удирай!» Бандера, Шухевич, херои Украины! Панду Гэть! Смерть творогам! Сало уронили! Рагульему роду - нима переводу!
Леня Голубков
Пушилин - лох!
Авторские статьи