Чужие дети: как «улица» перехватила шефство над украинской молодежью
Общество21 мая 2021

Чужие дети: как «улица» перехватила шефство над украинской молодежью

Подросткам навязываются ложные идеалы

Тема подросткового криминала и школьного буллинга постоянно всплывает в информационном пространстве. Психологи с тревогой обсуждают общее падение культуры у современной молодежи, справедливо полагая, что причина кроется в деградации воспитания. Поразмышлять здесь есть над чем. Эксперты признают, что сегодняшние родители все меньше уделяют внимание развитию детей. Оставляет желать лучшего и школа, которая из оплота знаний постепенно превращается в сферу предоставления образовательных услуг. В этих условиях инициативу в воспитании молодежи все чаще перехватывает условная «улица» — молодежные группировки, интернет и ТВ, где признаком «крутизны» являются не ум и нравственность, а беспринципность, сила и жажда наживы. Подробнее о проблемах поколения – в материале Klymenko Time.

Родители и дети

В условиях экономического кризиса украинцам часто приходится работать сверх нормы. И не только ради большего заработка, но и чтобы сохранить за собой рабочее место. Если уволят – кто тогда будет выплачивать ипотеку, платить за коммунальные услуги, покупать еду и все необходимое для семьи? Таким образом, у многих пап и мам объективно не хватает времени на воспитание детей. Но даже в таких условиях можно найти время для своего ребенка, что многие родители не делают, рассказала нашим журналистам доцент Национального педагогического университета им. М. Драгоманова, психолог Илона Рашковская

На мой взгляд современные родители действительно недостаточно уделяют внимания детям. Все пытаются заработать, при этом часто используют занятость как оправдание. Пошла тенденция, что родитель, приходя с работы домой, не занимается воспитанием ребенка, аргументируя тем, что сильно устал. Но ведь воспитание проявляется в мелочах. Можно просто посидеть с ребенком, обнять его, расспросить о школе, рассказать, как ты его любишь. Воспитывать не означает в течение 24 часов в сутки читать нотации, – говорит эксперт.

Но есть и другая крайность – чрезмерная опека. Как рассказал Klymenko Time врач-психотерапевт, психиатр Алексей Шевцов, в понимании большинства родителей воспитание часто означает подавление желаний и эмоций ребенка с помощью постоянного контроля.

– В психиатрии эти приемы мы называем «неправильное воспитание». Ребенка балуют, делают за него то, что он мог бы сделать сам, – отметил он.

По словам специалиста, дети сильно подвержены внушению. Стоит малышу один раз показать, что за него можно что-то сделать, он уже не захочет делать это самостоятельно.

Еще одним нездоровым инструментом «воспитания», является систематические наказания, обвинения.

– Это уже является психологическим насилием, навязыванием своих желаний. Чаще всего это используют мамы. Именно мама по достижению ребенком 5-летнего возраста чаще занимается его воспитанием. И фактически до этого возраста ребенок реализует желания мамы. Но у малыша есть свои желания и чужие ему не нужны. При правильном воспитании мама обязана только наблюдать за ребенком и помогать ему реализовывать его собственные желания. Причем делать это нужно еще с момента зачатия, – рассказал Алексей Шевцов.

Эксперт говорит, что в случае, когда мать определяет желания малыша и помогает ему их реализовать, она тем самым проявляет свою любовь. Это сравнимо с живительной влагой для цветка. Когда же мать, наоборот, подавляет желания и эмоции ребенка, она не «поливает» своей любовью ребенка, а уничтожает его.

Неправильный учитель

Помимо родителей, важную воспитательную функцию выполняет школа, в которой дети проводят половину своего активного времени. От эффективности системы образования как части государственной образовательной политики, а также диалога ученик учитель, зависит качество воспитания поколений. Но, увы, данная цепочка практически разорвана. Например, в СССР, как бы кто к нему ни относился, была определенная система воспитания, говорит Илона Рашковская.

– А сейчас государство что сделало? Нивелировало роль учителя. Кто такой сегодняшний учитель? Предоставитель образовательных услуг? Сегодня педагог в ходе образования лишен множества прав. Если он повысил голос или сказал некорректную фразу – он уже преступник, давайте писать на него жалобы. И многие родители видят свою воспитательную функцию в том, чтобы, как они считают, защитить своего ребенка от учителя. В этих условиях не может быть нормального воспитания, отмечает психолог.

У современном обществе постепенно уровень авторитета учителя снижается. Преподавательская работа в Украине всегда была малооплачиваемой. Но если четверть века назад при невысокой зарплате учитель был уважаемым в обществе человеком, то сегодня это далеко не так. С одной стороны, причина – в снижение уровня подготовки украинских преподавателей. С другой искусственное уничтожение авторитета преподавателя в ходе отмены подхода «научи любой ценой». В результате, одни не учат другие не учатся.

– Если учитель говорит одно, а родитель – другое, у ребенка в голове возникает диссонанс. Он не понимает – как себя правильно вести, выбирая то, что ему удобно. Если в его семье говорят «что там понимает твой учитель?», ребенок, который, может и не уважает своих родителей, будет чувствовать, что к учителю можно относиться соответствующе, отметила Илона Рашковская.

Психолог рассказала, что по долгу своей профессии ей приходится часто общаться с учениками школ и со студентами, и она в изумлении от того, что для многих из них мат стал нормой общения. На мате сегодня разговаривают даже дети третьих, четвертых, пятых классов.

– У многих нет планки – что можно, а чего нельзя. Соответственно, дети так пытаются разговаривать и с учителем, рассказала психолог. 

Форсированная деградация

Свято место пусто не бывает. И если родители и школа не дают достаточного воспитания, дети «добирают» его на стороне. Как правило, в сети, где культивируется преимущественно деструктивная информация. Достаточно послушать – какие песни популярны в молодежной среде, какая навязывается мода и жизненные «идеалы».

– Со всех сторон идет несбалансированное и непоследовательное влияние. И наши дети растут, не понимая, что такое хорошо и что такое плохо. Естественно, есть часть детей, которые к чему-то стремятся, хотят чего-то добиться в жизни, и родители им в этом помогают. Безусловно, все это есть. Но, к сожалению, уровень «плохо», на мой взгляд, возрос, – считает эксперт.

Алексей Шевцов также объяснил почему большинство детей сегодня охотно черпают информацию на стороне. По его словам, последствия неправильного воспитания осознаются в подростковом возрасте. Большинству парней и девушек кажется, что все, что они до этого делали, было против их желаний и эмоций.

– Такие подростки считают, что своим родителям он теперь доверять не может. А потому охотно общаются в соцсетях со сверстниками, вступают в странные и порой опасные группы, садятся на наркотики и алкоголь… Семья и родители полностью выходят из их доверия, – отмечает эксперт.

Итог. В любом обществе существует традиция критиковать современную молодежь. Где-то это обосновано, а где-то нет. Но сегодня проблема действительно есть, и она более чем актуальна. Многие эксперты сходятся во мнении, что в Украине растет поколение, для которого культ потребления смысл жизни, а такие понятия как «ответственность» и «нравственность» пустой звук. О качестве образования и говорить не приходится. Для многих молодых людей «анализ» и «критическое мышление» вещи малоизученные.

Но стоит ли во всем винить саму молодежь? Ведь образование и систему воспитания закладывалась предыдущими поколениями. Что создали для детей, то и получаем. Радует то, что все больше молодых людей склоняются к мысли, что сегодняшние условия развития неприемлемы и их нужно целиком перестраивать. Что ж, вначале приходит понимание, а уж затем действие. И процесс уже идет. Поэтому преждевременно цеплять современному поколению ярлык «потерянное».

Александр Бочкарев

Написать комментарий