Феликс Соболев – харьковский гений «Киевнаучфильма»
Общество03 сентября 2020

Феликс Соболев – харьковский гений «Киевнаучфильма»

Феликс Соболев снял немало интереснейших документальных фильмов, обративших на себя внимание как всесоюзного зрителя, так и специалистов престижных международных и отечественных кинофорумов.

Но начнём разговор о режиссёре с десятиминутной короткометражки 1975 года «Подвиг», снятой им к 30-летию Победы и посвящённой памяти безымянных героев, павших в боях за нашу большую страну в годы Великой Отечественной войны. В фильме показана фронтовая фотография солдата во время боя, которая в своё время была отобрана маршалом Г. К. Жуковым для его книги «Воспоминания и размышления», вышедшей впервые в 1969 г. Подписи к снимку не было. Среди тысяч отзывов на книгу поступили письма от тех, кто узнавал в безымянном миномётчике своего отца, брата или сына... Стилистику фильма автор определил как «благородный лаконизм». Вместе с этим единственным фото в ленте показаны тексты многих писем. Идея фильма заключается в том, что в трагические моменты истории жители нашей Родины были едины, были суть одно. Как сказал поэт-фронтовик Александр Межиров, «Стенали яростно, навзрыд, / Одной-единой страсти ради / На полустанке — инвалид, / И Шостакович — в Ленинграде».

А сам режиссёр Феликс Соболев в статье «Факт истории – судьба народная... » в период работы над лентой пояснял в том юбилейном году в журнале «Искусство кино»: «Сегодня, в преддверии 30-летия Победы над гитлеровской Германией, я думаю о том, что в истории народа и его борьбе с фашистскими захватчиками есть такие факты, существо которых многопланово и многообразно. Этим важна мне тема войны – фактом, подлинностью. И прежде всего – взглядом на человека в историческом событии. Этим и привлёк меня сценарий Валентина Артамонова».

Главный кадр фильма Ф. Соболева «Подвиг». Фото В. Юдина, 1943 г.

Из десятка тысяч негативов и полутора тысяч фотографий из военного архива бывшего фронтового фотокорреспондента В. Юдина особенно заинтересовала кинорежиссёра фотография, снятая в бою под Киевом за два дня до освобождения столицы УССР. На обороте снимка – короткая надпись: «г. Киев. Пуща-Водица. 5 ноября 1943 года». Ни фамилии бойца, ни названия части. «А на снимке – только лицо солдата у прицела миномёта и левая рука на рукоятке наводки, – подчёркивал Ф. Соболев. – Но есть в этом лице, в глазах, в сжатых челюстях нечто большее, чем обыкновенное внимание. … Нелегко найти пластический образ фильма, используя только фото солдата и тексты писем. Ведь это именно тот случай, когда форма становится существом содержания. … Представьте себе: припал солдат к миномёту, а вокруг взрывается земля, хлещут дожди и метут вьюги, стелется дым пожарищ и раскалывается небо, война смешивает землю с небом, и только солдат стоит насмерть... А за кадром звучат письма: “Это мой отец... Это мой сын...” И голос Сталина: “К вам обращаюсь я, друзья мои...” В финале фотография множится – вот их уже десять, двадцать, сто миномётчиков... Они заполняют весь экран – взвод, рота, полк... И снова, как тридцать лет назад, прочтёт Левитан приказ Победы. А он будет слушать этот приказ – многоликий бессмертный солдат, имя которому – народ».

В середине 1960-х он изменил общественное представление о научно-популярном кинематографе, создав совершенно новый киноязык, который позже назовут кинематографом Соболева. Его фильмы собирали полные залы в кинотеатрах, становились зрительской сенсацией. Необычным в них было всё: сценарий, режиссура, операторская работа.

Именно Соболев побудил миллионы зрителей отправиться в кинотеатры на просмотр научных фильмов. Кроме него это не удавалось никому. Он создавал у зрителей ощущение причастности к поиску истины.

Говоря кратко, уроженец Харькова Ф. Соболев в 1953 г. окончил актёрский, а в 1959 г. – режиссёрский факультет Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого. В 1953–1956 гг. – актёр ТЮЗа в Николаеве. С 1959 г. — ассистент режиссёра, с 1960 г. – режиссёр киностудии «Киевнаучфильм». С 1973 г. – худрук мастерской научного кино своего родного вуза.

Режиссёр Елена Саканян точно определяет Соболева как человека Ренессанса – по существу, по мироощущению. Феликс Михайлович беззаветно верил в человека и его возможности и в этом смысле продолжал посылы отечественной интеллигенции, убеждённой в том, что мир человека можно и должно переделать, вытащив из людской природы все лучшее и устранив всё худшее. Отсюда пафос известного соболевского фильма «Дерзайте – вы талантливы!», отсюда же, уверяют, и некоторые его личные драмы.

Соболев оказал сущностное влияние не только на своих студентов в институте театрального искусства, среди них Александр Роднянский, но и на молодых режиссёров, которые работали на «Киевнаучфильме» в 1970–1980-х – А. Борсюк, В. Олендер, Й. Пастернак, А. Загданский.

Вот как уже в этом тысячелетии А. Роднянский вспоминает о своём учителе:

«Соболев был совершенно удивительной личностью. Он был меньше всего похож на классического преподавателя – не расположен к мягкому, вдумчивому, толерантному отношению к ученикам. Это был очень яркий действующий режиссер, безоговорочный лидер студии “Киевнаучфильм”. Ненавидимый, как это часто бывает, периферийной частью коллег, которые считали, что он несправедливо стяжал все привилегии и заслонил остальных своей известностью. Дискомфортно живущий, предельно взыскательный, страдающий из-за несоответствия реальности придуманному им образу идеального художника, он был абсолютно нетерпим как преподаватель: мог ругаться, даже обзывать учеников. Он один из первых заметил, что научно-технический прогресс не делает человека лучше, свободнее, а, напротив, предоставляет массу возможностей для манипулирования человеческим сознанием. Позже он разочаровался и в психологии. Обратился к истории и антропологии, попытался понять, что же сделало человека человеком. Это был совершенно особый и, как я сейчас понимаю, очень одинокий человек. Умер он очень неожиданно и трагично, когда стоял на пороге компромисса».

Соболева волновала разгадка великих тайн. Думают ли животные, каков их язык? Что есть человек и человечество на Земле и во Вселенной? Каковы предельные возможности нашего мозга, что такое «человечность»?

Соболевская фильмография изобильна. Скажем несколько слов о двух лентах.

Фильм Ф. Соболева «Язык животных» (1967) – о средствах коммуникации муравьёв, пчёл, рыб, птиц, павианов, шимпанзе, дельфинов. Например, «язык» пчёл мультимодален и имеет визуальный, тактильный, слуховой и химические аспекты. Наиболее внятных результатов в освоении языка достигают обученные приматы и дельфины, которые осознанно общаются с человеком. Язык жестов глухих позволил людям вступить в диалог с шимпанзе.

Научно-популярный фильм «Семь шагов за горизонт» (1968) исследует пределы возможностей человеческого мозга, творческих и сенсорных способностей человека, рассказывает об информационной перегрузке. Способность удерживать огромные массивы информации в мозгу коррелируется со способностью информацию фильтровать. Некоторые люди способны на то, что простому человеку представляется невозможным. В ленте рассказывается о нескольких людях, наделённых «супермозгами», одним из героев картины стал выдающийся гроссмейстер Михаил Таль.

Увы, работа над последним фильмом «Киевская симфония» (1982), посвящённом 1500-летию «матери городов русских» (Киев потратил три года, чтобы добиться от Политбюро ЦК КПСС и Совета министров СССР официального признания этой даты и разрешения на празднование), была связана с различными драматическими моментами, а спустя два года Соболев внезапно скончался.

В 1998 г. на киевской ТРК «Студия 1+1» ученик Соболева Виктор Олендер поставил перед собой задачу немыслимой сложности – на коммерческом телеканале сделать десятисерийный (!) фильм о режиссёре-классике научного кино «Феликс Соболев. Прерванная миссия» – и осуществил её.

Также памяти выдающегося документалиста в 2014 г. на телеканале «Россия Культура» в цикле «Острова» был создан фильм «Феликс Соболев — гений из Харькова» и показаны три фильма Соболева.

В честь выдающегося режиссёра названа одна из малых планет.

Петр МАСЛЮЖЕНКО

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Весёлый Роджер
А где ж ты побачил баненье запора? Вон смотри, как ты как писал свои русофорные высеры портянки – никому не интересные, так и пишешь. Ты же запор – как Неуловимый Джо! Да не потому, что тебя никто поймать не может – ты просто на ...й никому не нужен! И живут все эти твои программы –боты «Петр» и др, ровно до тех пор, пока сюда не наймут НОРМАЛЬНОГО сисадмина, который и без капчей, просто фильтрами в базе ЭсКюЭле, даст таким засеральщикам просраться! Понимаешь запор, у них, у засеральщиков от Сороса, НЕТ ничего другого, кроме как ЛГАТЬ и ЛГАТЬ, но это же хорошо было только в первые месяцы майдана, времена массовой эйфории от предательства москалей, в ожидании 1000евро у щирое рыло и тату Шенген на дупу. Но ночь майдана прошла, «наркота» от печенюшек рассеялась и все поняли, что их банально нагло наэбали як дитяток за дешёвые цукирки безвиза. Ось воно як! А ты тут на круговорот гивна всё налегаешь, всё тебе империи сняться.
7
Майдан ! сеня кролик до последнего свыдомого
7
Надо ОЗК и противогазы каждому , так еще можно решить проблему, в дурь - окраине .
7
Этих тварей в ВР на Банковой может вылечить только Калибр .
гость
да щаз, ага - с Куликовской битвы оно началось. В битвах завоёвывается не власть, а банально - уничтожение конкурентов во власть. Это главная и основная причина всякой войны - убрать конкурента, любой человек с военным образованием это подтвердит. Но завоевать власть потом - это надо ещё много-много постараться, т.к. "высшая власть" - одна, а конкурентов - много. Потому битвы за империю - обычное и привычное дело среди т.н "имперской элиты". "Империя" - западное слово "высшей власти" (собственно как и царство), и возникла на терр. Руси - "российская империя" именно по западному образцу, форме и содержанию. Не зря Петра (молодого, доимперского) отправляли в западное посольство. А некоторые, особо прошаренные талмудисты (если верить спичрайтеру-рецензенту Брежнева междупанорамщику Бовину) почти прямым текстом в своих мемуарах писали, - что Пётр свои смотрины в Европе почти провалил, но затем - таки попал на крючок неких западных элит, с которого не смог сорваться до конца своих дней. Эта история, - с образованием "российской имерии дома Романовых", до сих пор мутная и не раскрытая в узких исторических, политических и религиозных трудах, отвечающих за фактуру и первоисточники. И многим она сейчас становится поперёк их интересов. (Читай свежий выпуск официальной периодики т.н. "российского монархического движения"(тм) - там много навешано концов и раскрыто фигурантов этого движняка). Это банально, но в современной истории всея России - "Первая российская империя (Романовых)" закончилась в 1918 году низложением и уничтожением царя его же конкурентами руками известно кого и известно почему (первый управляющий делами Совета народных комиссаров РСФСР, создатель музея истории религии и атеизма АН СССР, реальный секретарь Ленина, доктор ист.наук Бонч-Бруевич В.Д. не даст соврать). А спустя 100 лет, на наших глазах - сейчас возникает "Вторая российская империя (???)", тоже известно чьими и зачем руками и интересами. Очень сильно хлопци шифруются, как видно по Ищенко - аж с "мамаево побоища" разговор начинают. Лады, зайдём с другой стороны, с теории. Вообще странно, что аналитики ею (теорией элит) не пользуются. Возьмём неотъемлемую часть т.н империи - т.н. Украину, по итогам обретения которой Пётр1ый в пику т.н. "священной Римской империи" как раз и объявил себя "императором всея Руси". Не, можно ещё взять Польшу или Беларусь якусь, но братыкы-поляки и беларусы обидятся, потому про Украину. Что говорит теория элит про Украину? - украинская т.н. "элита" по общей типологии элит принадлежит к: - открытой, бюрократическо-догматической, низко-интегрированной, не представительной контрэлите. Это понятно - чисто "украинская" особенность места и топологии (неизменность положения при непрерывных деформациях) между западными, ближне-восточными и северо-восточными элитами. А также временных факторов сменяемости элит, и масштаб "элитарных проблем", которые они (элиты) готовы взять на себя. Украина потому и называется "украиной", что по форме внутренней организации соц.формации (как этап исторического развития) находится на уровень ниже республиканского, федеративного, союзного или имперского объединения. Максимум масштаба и охвата деятельности (интеграции) украинской элиты это - край, область, регион, т.е. украина. Потому, кстати, у Украины постоянная возникают косяки с союзными-федеративными, республиканскими, или имперско-монархическими формами правления. Согласно общего алгоритма подбора вариантов элит (для края, для республики, для федерации, союза или даже для империи) можно расписать любую "политику" и "элиту" для неё. цит. "Типология политической элиты: - по способу отбора и рекрутирования элиты во власть: открытая элита (антрепренерская, арендованная, наёмная); закрытая элита (гильдии, ордена, ложи, клан); - по роду деятельности: политическая (управленческо-прогрессивная); экономическая (инвестиционная, финасовая, ломбардная); военная (завоевательная, освободительная); бюрократическая (управленческо-регрессивная); культурно-информационная, религиозная (догматическая); - по месту в политической системе: правящая; оппозиционная (контрэлита); - по характеру внутриэлитных отношений: объединенная (с высокой степенью интеграции - идеологически или консенсусно-интегральная); разъединенная (с низкой степенью интеграции - элита борьбы); - по степени представительности: с высокой степенью представительности (широкий сегмент общества); с низкой степенью представительности (узкий сегмент общества)." - кон.цит. Пользуясь этой общей урезанной типологией, также не сложно расписать вариант новой - потенциальной "второй российской империи". п.с. а про мамаево побоище кто-нибудь другой подробно расскажет. "Сказание о Мамаевом побоище", с которого всё началось - это вообще не исторический, а скорее литературно-художественный источник. Там важнее то, что на стороне московских великих князей выступилили князья великого княжества Литовского, и на стороне Мамая также были задействованны литовские князья. "Битва престолов" с неё не начиналась и ею же не заканчивалась.
АНДРЕЙ
УБИЙЦА И ПАЛАЧ ЛУГАНСКИЙСВ ВСЕМ -ЗАЯВЛЯЕТ ЧТО ЕМУ БУДЕТ ААМНИСТИЯЭТТО КАК?
гость
Народный корреспондент вывел на практике новое следствие закона диалектики - "если забанить запорожца, на его место приходит петро", - количество не переходит в качество, а тупо его забивает комментариями.