Обществоwww.marieclaire.ruSep 2

Формула Эббингауза: как запомнить любую информацию за 20 минут

Ежедневно наш мозг воспринимает огромный объем информации. Для того, чтобы сохранить ее в нашей памяти, существует множество практик. Предлагаем обратиться к способу, который не только оказался действенным, но и прошел испытание временем.

nk_hauz/K8nRMf4ng.jpeg

Каждый из нас не раз сталкивался с проблемой запоминания нужной информации. Мы поступаем в университет, записываемся на специальные курсы, посещаем лекции для повышения квалификации, но очень часто замечаем: информация, которую мы получаем, не откладывается в нашей памяти надолго. По истечении пары недель или месяцев мы с трудом можем вспомнить материал, который в первый день нам казался понятным и простым. В чем же заключается наша основная ошибка — мы плохо слушаем, записываем или с возрастом перестаем усваивать новую информацию? О том, в чем заключается проблема запоминания материала человеческим мозгом, писал еще в 19 веке Герман Эббингауз, который посвятил не один свой труд этому вопросу.

nk_hauz/lu1RGfVng.jpeg

Герман Эббингауз — немецкий ученый, психолог-экспериментатор, который стал одним из первых исследователей человеческой памяти. Он провел множество экспериментов, посвященных процессу запоминания и усвоения информации мозгом, а результаты изобразил на графике, который и получил знакомое всем название «кривая забывания».

Этот график захватывает временной промежуток в 7 дней и отображает шкалу мозговой активности, показывая, с какой скоростью мы забываем полученную информацию. Оказалось, что мы теряем ее большую часть в первые пару дней, после же скорость забывания уменьшается. Благодаря своим исследованиям Эббингауз обнаружил ухудшение памяти, которое объяснил следующими факторами:

Сила и значимость запоминаемой информации

Более весомые для человека знания и воспоминания, естественно, будут сохраняться в его сознании гораздо дольше, чем слабые и не столь важные. Если мы говорим о корпоративном обучении, то тема должна быть очень актуальной и важной, в противном случае новые знания исчезнут так же быстро, как появились. То же можно сказать и об обучении в университете: лекции, не имеющие отношения к основному профилю, не вызывают сильного интереса у студентов.

nk_hauz/YC1gGB47g.jpeg

Время, прошедшее с момента получения информации

Кривая забывания показывает, что обучающиеся забудут около 90% того, что узнали в течение первого месяца. Наибольшее количество информации сохраняется в памяти в первые 24 часа, через день вы можете потерять 50-80% информации, если оставили ее непроработанной. До 10% снизится уровень к 7 дню, а через месяц от услышанной информации останется 2-3%, а значит, вы смело можете заново пойти на те же курсы или лекции и учить тот же материал с нуля. Если вы зазубриваете информацию, то через час активным остается не больше 40% от всего объема.

Эти исследования привели к практике 20 минут — простому способу сохранения полученной информации быстрым и не энергозатратным способом.

nk_hauz/3q1RMBVnR.jpeg

Существует так называемая практика интервалов: вы повторно заучиваете один и тот же материал, пересматриваете лекцию или перечитываете конспект. С каждым повторением информация требует все меньше и меньше времени для того, чтобы память «вспоминала» уже знакомый материал и переходила из разряда кратковременной в разряд долговременной.

Формула Эббингауза заключается в следующем: в течение 24 часов после получения информации вам следует выделить 10 минут на повторный просмотр материала (в этот момент вы снова окажитесь на вершине кривой). Через 7 дней вам следует потратить 5 минут на то, чтобы повторно возобновить в своей памяти информацию. При постоянном обновлении уже известной вам информации к 30 дню вам потребуется всего 2-4 минуты для ее активации, используя долговременную память.

Таким образом, всего 20 минут в месяц, которые вы потратите на восстановление, а не зазубривание новой информации, помогут вам через некоторое время активно пользоваться ею. Это касается как небольших блоков, так и объемных пластов. Цель этого упражнения — превратить изучение одной и той же информации в постоянное и длительное упражнение, которое войдет в привычку и будет объединять всю новую получаемую информацию.

nk_hauz/Z31RGf4nR.jpeg

Помимо 20-минутного приема запоминания материала, существует еще несколько действенных способов, о которых говорил Эббингауз:

  • Отсеивайте ненужную информацию. Если вы слушаетесь лекцию или читаете статью, то забыть смысл или упустить важную деталь из-за обилия информации очень просто. Попробуйте упростить информацию, законспектировать самое важное из того, что услышали. Помочь может составление диаграммы, таблицы или краткого конспекта.
  • Обращайте внимание на интерактивные занятия. Учеными доказано, что информация усваивается гораздо лучше, если человек не только получает ее, но и становится частью этого обучению. Вы можете заметить, что как среди детей, так и среди взрослых все более популярными становятся курсы, на которых преподаватели взаимодействуют с учениками: не просто дают десяток слов для заучивания, а тратят время на игровые элементы и проработку только что полученной информации. Таким образом ученики не теряют концентрацию и становятся все больше вовлеченными в процесс обучения.
  • Регулярно проверяйте и тренируйте память. Эббингауз обнаружил, что информацию легче запоминать тогда, когда она основана на фактах и вещах, которые вы уже знаете. Если вы постепенно, но регулярно увеличиваете мозговую нагрузку, то скорость «падения» кривой снижается. Для того, чтобы поддерживать уже существующий пласт знаний, лучше проходить постоянные тестирования. Проверяя свою память, вы тренируетесь и каждый раз продолжаете наращивать свои умения. Поэтому многие учебные заведения регулярно проводят контрольные зачеты, основная их задача заключается не только в проверке знаний из последнего модуля, но и в повторном воспроизведении информации, которую вы получили раньше.