Главные итоги совещания в Аммане
Общество28 февраля 2020

Главные итоги совещания в Аммане

Анализ коммюнике совещания Предстоятелей в Иордании.

26 февраля 2020 года в Аммане состоялось Совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, созванное Патриархом Иерусалимским Феофилом. Вечером того же дня в Сети опубликовали итоговое заявление (коммюнике) совещания. Что в этом документе и чего в нем не хватает?

Чего нет в коммюнике

Прямого осуждения действий патриарха Варфоломея

Изначально было понятно, что Предстоятели собрались в первую очередь из-за неправомерных действий патриарха Варфоломея в Украине. Все участники встречи неоднократно как на личном, так и на официальном уровне (через Синоды своих Церквей) подвергали критике предоставление Томоса ПЦУ. Критически высказывались и по поводу папских притязаний Константинополя.

Правда, формат Амманской встречи и не предполагал прямого осуждения патриарха Варфоломея. Согласно канонам Церкви, это можно сделать только на Соборе, с соблюдением процессуальных норм. Возможен ли такой вариант развития событий в будущем? Несомненно.

Несогласия с тем, что Фанар присвоил право предоставлять автокефалии

Это тоже выходит за рамки компетенции амманского совещания. В первую очередь из-за его формата.

Право предоставлять автокефалии должны были рассмотреть на Критском Соборе 2016 года. Как рассказал глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), в подготовительных документах были договоренности относительно порядка предоставления автокефалии. Так, согласно этим договоренностям, кириархальная Церковь (Матерь-Церковь) сообщает о своем желании предоставить автокефалию своей части в Константинопольский Патриархат, как Церкви, являющейся первой по диптиху. Константинополь рассылает сообщение об этом всем Поместным Церквям с запросом о том, соглашаются ли они, и в случае общего согласия, которое каждая из Церквей выражает на своем Соборе, новая автокефальная Церковь принимается в семью Поместных Церквей путем предоставления ей соответствующего Томоса, который подписывают Предстоятели всех Поместных Православных Церквей.

Еще раз подчеркнем, что предварительная договоренность о такой процедуре была, но ее не ратифицировали – тему сняли с повестки дня Критского Собора. Поэтому, говорит митрополит Иларион, «когда закончился этот Собор, патриарх Варфоломей фактически объявил эти договоренности не имевшими места и начал в одностороннем порядке предоставлять автокефалии».

Сегодня среди Поместных Церквей нет единого мнения в подходе к праву предоставления автокефалий. Даже среди тех, кто не признал «автокефалию» ПЦУ, есть Церкви, которые не оспаривают право Константинополя предоставлять автокефалии вообще. Например, Румынская или Албанская.

Поэтому резкое форсирование решения могло бы вызвать серьезные разногласия в стане противников неканонических действий патриарха Варфоломея в Украине. Но можно не сомневаться, что к этому вопросу Православные Церкви обязательно вернутся.

Осуждения Томоса ПЦУ и украинских раскольников

О том, что украинских раскольников можно принять в Церковь только через покаяние, или что Томос об автокефалии для Украинской Церкви может предоставить только Церковь-Мать, т.е. РПЦ, заявляли неоднократно. Механическая «автокефалия», подписанная патриархом Варфоломеем без учета ситуации в Украине, не решила проблему раскола, а только усугубила ее, что и отметил в обращении к участникам амманского совещания Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Кроме того, он подчеркнул, что предоставление автокефалии канонической Церкви Украины (УПЦ) не решит проблему раскола в стране, так как УПЦ де-факто уже имеет автокефалию: «В течение времени внутренние и внешние обстоятельства, которые переживала Святая Украинская Православная Церковь и украинский народ, стимулировали процессы совершенствования уже имеющихся независимости и самостоятельности церковной жизни и служения. Сегодня мы имеем де-факто настоящую автокефалию. У нас функционирует Священный Синод, у нас есть Архиерейский Собор, у нас есть независимый церковный суд. Мы самостоятельно избираем и рукополагаем архиереев, открываем новые епархии. У нас есть свои духовные учебные заведения, различные синодальные учреждения по взаимодействию с внешним миром и социальным служением».

Практически все участники амманской встречи придерживаются взгляда, что украинские раскольники не имеют канонических хиротоний. Отсутствие подобных формулировок в коммюнике, по нашему мнению, вызвано нежеланием отбросить от Церкви окончательно тех, кто вступил в общение с ПЦУ. Но можно не сомневаться, что к вопросу каноничности раскольнических «хиротоний» Церковь обязательно вернется.

Что есть в коммюнике

1. Подчеркнута роль Патриарха Феофила в его неустанных усилиях «с целью проложить путь для диалога и соединить братьев в драгоценном духе единства». Сказано, что Иерусалим – это дом для авраамических религий, в первую очередь для христианства.

Этот пункт подтверждает, что Патриарх Иерусалима имеет полное право на созыв Православных Соборов.

2. Цель амманского совещания – укрепление дружеских связей между братьями и их Церквами, содействие отношениям мира во Христе между ними, защита единства Православных Церквей и «возобновление диалога в молитвенной надежде на примирение там, где существует раздор».

Именно возобновление диалога можно назвать главным тезисом второго пункта. Естественно, проблемные зоны, названные в коммюнике «там, где существует раздор», в первую очередь касаются «украинского вопроса». Сейчас по нему практически нет диалога. Патриарх Варфоломей всеми силами демонстрирует нежелание или неспособность к нему. Его последние заявления, в том числе и касательно амманской встречи, лишь подтверждают авторитарный и диктаторский характер политики Фанара. Теперь игнорирование призыва к диалогу со стороны представителей шести Церквей вызовет не только недоумение, но и серьезные проблемы внутри лагеря сторонников Фанара.

Подпись Патриарха Кирилла под решениями совещания свидетельствует, что Русская Православная Церковь открыта к диалогу. Но диалог должен проходить в «духе братской любви», а не диктоваться желаниями Константинопольского патриархата.

3. Участники Совещания «согласились, что вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса».

Мы уже сказали о договоренностях насчет права предоставлять автокефалии, предшествующих созыву Критскому Собору. В этом пункте констатировано желание вернуться к обсуждению проблемы. И содержится намек на недопустимость единоличных решений, имеющих всеправославное значение. Церковь по самой своей природе соборна.

Видимо, на Фанаре или не хотят этого видеть и понимать, или делают вид, что забыли. Поэтому в Аммане просто вынуждены напомнить фанариотам прописные экклезиологические истины.

4. Высказана поддержка Сербской Православной Церкви в отношении Северной Македонии и Черногории.

Македонские раскольники уже несколько раз давали понять, что ведут переговоры с Фанаром о предоставлении им автокефального статуса. В этом смысле заявление участников совещания, что «этот вопрос должен решаться посредством диалога внутри Сербской Православной Церкви и при всеправославной поддержке», как раз говорит о возможных и единственно допустимых способах решения подобных проблем.

Другими словами, Константинопольскому патриархату указали на недопустимость вмешательства во внутренние дела другой Церкви. В этом смысле замечание о Северной Македонии, как нам кажется, касается не только Сербской, но и Русской Церкви. «Македонский вопрос», как и «украинский», можно решать только внутри Матерей-Церквей и при всеправославной поддержке.

5. В Аммане решили, что Поместные Церкви «должны собраться как братья, предпочтительно до конца этого года, чтобы укрепить дружеские связи молитвой и диалогом».

Этот пункт, вне всякого сомнения, – главный итог всего совещания. Самой идее Амманской встречи противились не только фанариоты, то и представители внешнеполитических сил. Потому что данная идея нарушает искусственно созданную гегемонию Фанара в православном мире.

Амман показал, что в Церкви могут обойтись без патриарха Варфоломея, что не только он созывает Соборы, и что не только он может принимать какие-то важные решения в Церкви.

В этом смысле амманское совещание – это, по словам епископа Барышевского Виктора (Коцабы), «сдвиг с мертвой точки» и «переломный момент». Через Амман Церковь еще раз подчеркнула свой соборный характер и выдвинула альтернативу диктату Фанара.

Более того, уже стало понятно, что амманская встреча стала репетицией к Всеправославному Собору. О необходимости его созыва уже заявили Патриарх Сербский Ириней и представители Румынской Церкви.

6. «Участники надеются, что его святейшество вселенский патриарх Варфоломей с его известным старшинством чести (πρεσβεία τιμής) присоединится к этому диалогу вместе со своими собратьями-Предстоятелями».

Кроме призыва к участию в последующих встречах, этим пунктом патриарху Варфоломею напомнили, что он – первый «по чести», но не «по власти», а все остальные Предстоятели Поместных Церквей – равные ему братья. Не может быть в Православии аналога римского папы, потому что в таком случае Церковь отвергнет саму Свою природу.

Итоги

Хотя многие пренебрежительно говорят о встрече лишь 6 Поместных Церквей из 14 (или 15 с Американской Церквью, автокефалию которой признают не все), они забывают, что эти 6 Церквей представляют около 80% всех верующих мирового Православия.

Можно смело утверждать, что после Аммана реалии, в которых существует Православная Церковь сегодня, претерпели существенные изменения.

Самое важное – это признание необходимости дальнейших подобных мероприятий вплоть до Всеправославного Собора.

Ведь в последнее время Церковь была фактически лишена возможности диалога. Созданное и продвигаемое Фанаром учение, что Константинопольский патриархат может руководить другими Церквами, ничего хорошего Православию не принесло.

Более того, как минимум за последние 100 лет Фанар ни одной серьезной проблемы не решил (если не считать помощи в преодолении раскола в Болгарской Церкви). Наоборот, история свидетельствует, что очень часто Константинопольский патриархат занимал деструктивную позицию в отношении Церкви – и в вопросе поддержки созданной большевиками «Живой Церкви», и относительно календарной реформы, и сегодня относительно ПЦУ. После Аммана подобные решения, с точки зрения здравого смысла, уже попросту невозможны.

Амманское совещание возвращает Церковь на путь соборности, потому что лишь на этом пути возможно не только преодоление проблем, но и единство во Христе.

Источник

11 комментариев

Написать комментарий
  • почитатель НК
    28 февраля 2020
    А "в последний день Масленицы наступает Прощеное воскресение – день, когда все просят друг у друга прощения (осознание виновности), чтобы вступить в Великий пост с очищенной душой". … Да, "однако враг Церкви Христовой не унимается. В украинских СМИ продолжаются провокации против канонической церкви". И напоминаю: ведь дело близиться к приходу антихриста... это время уже не за горами, как было раньше...
    Ответить
  • почитатель НК
    28 февраля 2020
    Ну что-то. А "26 февраля 2020 года в Аммане состоялось Совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, созванное Патриархом Иерусалимским Феофилом".
    Ответить
    • Гость
      28 февраля 2020
      почитатель НК
      И замечено, что "механическая «автокефалия", подписанная патриархом Варфоломеем без учета ситуации в Украине, не решила проблему раскола, а только усугубила ее"...
      Ответить
  • Гость
    28 февраля 2020
    И видны "неправомерных действий патриарха Варфоломея" против самого себя, он желает быть удалённым от патриаршества...
    Ответить
  • Гость
    28 февраля 2020
    А теперешний лжепатриарх Варфоломей всеми силами демонстрирует нежелание или неспособность к нему (диалогу).
    Ответить
  • Гость
    28 февраля 2020
    Только так. И "6 Поместных Церквей из 14 (или 15 с Американской Церквью, автокефалию которой признают не все), они забывают, что эти 6 Церквей представляют около 80% всех верующих мирового Православия".
    Ответить
  • Гость
    28 февраля 2020
    Только так. И надо "напомнить, что в этом году исполняется 75 лет окончанию Второй мировой войны и отмечается 75-я годовщина подписания капитуляции Германией". … А "историю первой холодной войны стоит вспомнить сегодня, когда мы переживаем еще один период лишенных всякого смысла истерии и паранойи относительно России, которые ведут Америку в новое средневековье"... т. е. в никуда.
    Ответить
    • Гость
      28 февраля 2020
      Гость
      И какое надо иметь в себе самом негодяйство, чтобы это произнести: "я (Вадим Пристайко) не хотел бы, чтобы мы, прекратив войну [в Донбассе], тут же перешли ко второму этапу плана Козака", - сказал глава МИД".
      Ответить
  • Ил 2
    28 февраля 2020
    Во! Говномёт петруха из палаты сбежал и сам с собой разговаривает, сам себе пишет.
    Ответить
    • почитатель НК
      28 февраля 2020
      Ил 2
      Комментирующий в Ил 2... так нельзя обзывать меня... и не путай меня с тем негодником, который действительно произносил то, чего было нельзя (при этом упоминая Бога)...
      Ответить
    • почитатель НК
      29 февраля 2020
      Ил 2
      А грязные выражения в словах - не на пользу душе человека.
      Ответить
💬 Последние комментарии
Z
Очередной голодомор, и кто будет виноват?
АН140
На фото - алкаши и пидарасы.
кипчак
Наша власть из разряда людей, которых научи Богу молиться, они себе и лоб расшибут. Где украинские таланты-писатели, которые способны разоблачать тупость решений, постановлений, законов? Про национальных "героев" прошлого, ни настоящего легенды пишут? И то очень плохо получается.
Ил 2
Чёт мало написали про Сенцова. НЛО"вуйна лена" добавь информацию о его творчестве, ты мабуть знаешь про него усе, ведь ты так волала за него в каждом посте, ну прям как за брата. Порадуй нас.
кипчак
Элементарные наблюдения и сравнения склоняют к выводу, что куда ступает нога "цивилизованного" западного общества, там всегда смерть, кровь, слезы, несчастья. Им -"цивилизованным" весело и безопасно жить только на собственной территории и то в последние годы стали мигранты гонять. В противовес им наблюдаю улыбки и восторг на лицах мирных граждан, которые с надеждой на лучшее будущее смотрят как летят, едут и плывут к их берегам вежливые зеленые человечки.
георгий
УКРАИНА ДОЛЖНА ОЧИСТИТЬ СЕБЯ ЧЕРВЕЙ ЗЕДЕНОЖОПЫХ - ПОРОХОБОТОВ и ВСЕ ПРИЧАСТНЫХ . ЗАПУСТИТЬ ПРОЦЕСС САМООЧИЩЕНИЯ СЖИГАНИЕМ НА МАЙДАНЕ - ПЕРВЫЙ КРАВЧУК , ВТОРОЙ КУЧМА и далее по списку ЮЩЕНКО , ЯНУКОВИЧ , ПАРАША , ЗЕЛЕНОЖОПЫЙ ЧЕРВЬ И ВСЮ СОЧУВСТВУЮЩУЮ ПОГАНЬ - БАНДЕРЛОГОВ и УКРАИНСКИХ ДЕГЕНЕРАТОВ - МАСОНОВ - КАТОЛИКОВ- СРОСЯТИНУ- УКРАИНСКИХ ФАШИСТОВ .
кипчак
Обыкновенный осовремененный фашизм. Вот как США и весь "демократический" мир запугивает инакомыслящих и устраняет активных борцов с произволом.