Як зробити музеї цікавими: українське рішення для дітей
Обществоrubryka.com20 января 2021

Як зробити музеї цікавими: українське рішення для дітей

Щоб весело провести час у музеї з дитиною, необов’язково їхати за кордон. А в умовах пандемії, необов’язково навіть бути в музеї фізично. Національний художній музей України знає, як зацікавити школярів у мистецтві і дистанційно.

Нова українська школа ставить собі на меті виховання творчих молодих людей. Для цього школярам потрібне не лише комфортне середовище у стінах школи, але й найрізноманітніше знайомство з навколишнім світом. Екскурсія до музею доволі традиційна та популярна форма, здатна розказати дітям про різні форми мистецтва, його історією, а також познайомити їх із творчістю видатних особистостей. Як перетворити простий візит до музею на захопливий та цікавий досвід, розповідає команда проєкту "Дружня школа".

Здається, у закордонних музеях все куди простіше: там школярі вільно бігають залами, сидять просто на підлозі, шукають певні твори мистецтва самі і виконують завдання у спеціальних зошитах. Справді, музейні екскурсії у формі квесту вже давно стали невід'ємною частиною шкільної освіти в Європі. 

Як музеї роблять цікавими дітям в Україні? 

Але інтерактивні форми взаємодії з авдиторією активно застосовують і в Україні, розповідає завідувачка відділу науково-просвітницької роботи Національного художнього музею України Оксана Агеєва. Так, популярна серед молодших школярів програма "Види образотворчого мистецтва" існує в музеї вже понад 10 років. Упродовж цього часу вона постійно відшліфовувалася та набувала більше інтерактивних форм. Взаємодія з дитячою авдиторією не може залишатися незмінною, коли учасник екскурсії – лише пасивний слухач, тож потрібно доносити матеріал яскраво, інформативно та якісно, наголошує пані Оксана. В інтерв'ю проєкту "Дружня школа" вона розповіла про те, як Національний художній музей України працює зі школярами, а також згадала про найпопулярніші інтерактивні програми, представлені в ньому:

"Для початкової школи в нас існує програма "Види образотворчого мистецтва". Інтерактивна екскурсія відбувається в залах музею. Упродовж 45 хвилин ми знайомимо дітей із живописом, скульптурою та графікою, є навіть невеликий майстер-клас, з якого, власне, й розпочинається наше знайомство. Школярі не просто дізнаються, що таке графіка, в чому її специфіка та особливість, але й мають можливість побачити та потримати в руках різноманітні графічні матеріали й намалювати маленький рисунок вугіллям. Така активність надзвичайно захоплює їх та заохочує слухати далі".

Оксана Агеєва

Оксана Агеєва розповідає, що після графіки вони переходять до зали, де представлена барокова скульптура та пояснюють дітям, у чому полягає особливість скульптурних творів.

"Вони діляться власним досвідом: розповідають, з яких матеріалів самі створювали певні артефакти зазвичай, це пластилін або глина. З'ясовуємо, з якими ще матеріалами працюють скульптори камінь, метал, дерево, скло тощо. Ми, своєю чергою, намагаємося продемонструвати думку про те, що мистецтву є місце навіть у повсякденному житті, а скульптурою можна вважати витвори з піску чи снігу, хай вони й нетривалі. Також ми знайомимо дітей з різними матеріалами: наприклад, у нас є глина, подарована скульптором. Оскільки шматок глини вже став твердим, спочатку діти думають, що це каміння, поки не помічають на ньому відбитки пальців майстра. Таким чином, ми розширюємо їхні уявлення про скульптуру, пояснюємо принципи її створення, показуємо різні інструменти і даємо потримати їх в руках"

У залі мистецтва другої половини XIX століття діти розмовляють про живопис.

"Діти обирають твір, який їм сподобався найбільше, та розповідають, чому вони звернули увагу саме на нього. Ми обов'язково вислуховуємо всіх, адже таким чином школярі актуалізують набутий досвід та використовують ті знання, які вони щойно отримали". 

Для учнів середньої школи в Національному художньому музеї України існує ще одна програма – "Герої". Упродовж екскурсії учасники висловлюють свої думки, гіпотези та ідеї щодо різних героїв, образи яких втілені в мистецтві, а також заповнюють посібники, спеціально розроблені для цієї програми: наприклад, вигадують діалог, який міг би відбутися між героями певного сюжету.

"Напередодні карантину ми запустили ще одну програму під назвою "Музейний ковчег", веде далі Оксана Агеєва. Вона, передусім, орієнтована на початкову школу. Ми говоримо з дітьми про образ тварини і про те, які трансформації відбувалися з ним в образотворчому мистецтві з часів Середньовіччя і до сьогодення. Ми розповідаємо про те, що необхідно берегти природу, піклуватися і про диких звірів, і про тих, що живуть вдома чи в міському середовищі, рефлексуємо на тему екосвідомості, виконуємо різні цікаві завдання". 

Ольга Галян, старша наукова співробітниця відділу науково-просвітницької роботи Національного художнього музею України про освітню програму для дітей молодшої школи "Музейний ковчег": 

Як зробити музей інтерактивним у карантин?

Попри карантин і те, що останнім часом Національний художній музей України періодично закривають на реставрацію, його внутрішня робота не зупиняється. Нещодавно відділ науково-просвітницької роботи запустив власну Instagram-сторінку, де не лише презентує колекцію музею та розповідає про історію мистецтва, а розробляє матеріали, які могли б зацікавити школярів в рамках шкільної програми. Сторінка стала певним продовженням інтерактивної взаємодії між музеєм та його відвідувачами: тут можна знайти майстер-клас з акварелі, дізнатися цікаві факти про мистецтво та конкретні його витвори, а в stories сторінки навіть можна послухати аудіогід по музею – цілком актуальне заняття в умовах карантину. Крім того, на Фейсбук-сторінці запрошують на кураторську онлайн екскурсію. 

Як зацікавити дитину самим?

Зацікавити дитину у музеях та мистецтві допоможуть, звісно, і книги. В Україні останнім часом виходить усе більше якісного нон-фікшну для дітей, в тому числі, і про культуру. Щоби в умовах пандемії знайомство з мистецтвом було більш захопливим, команда проєкту "Дружня школа" підготувала добірку книжок, які можуть зацікавити школярів та їхніх батьків і підштовхнути їх до ближчого знайомства з музейною культурою. 

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Игбун Хохлов
Топ главных достижений Крыма за семь лет в составе России. ИНФРАСТРУКТУРА Благодаря реализации федеральной программы социально-экономического развития был простроен Крымский мост, трасса «Таврида», новый аэровокзальный комплекс симферопольского аэропорта, а также Балаклавская и Таврическая ТЭС. Движение легкового транспорта по Крымскому мосту открыли 16 мая 2018 года, осенью того же года открыли проезд и для грузовиков. Это значительно сократило время доставки товаров в Крым, а также позволило беспрепятственно добираться на полуостров туристам. Позже, в конце 2019 года, была запущена железнодорожная часть моста. Автомобильное движение по Крымскому мосту запустили в мае 2018 года. Фото: инфоцентр "Крымский мост" Трасса «Таврида», четырехполосная дорога протяженностью 250 километров, соединяет Керчь, Симферополь и Севастополь. Полностью движение по ней было запущено в августе 2020-го. Новый аэровокзальный комплекс в Симферополе открылся в апреле 2018-го, с этого момента он стал главной воздушной гаванью полуострова, которая может обслуживать до 3,65 тысячи пассажиров в час. Новый аэровокзальный комплекс симферопольского аэропорта Таврическая ТЭС - парогазовая электростанция мощностью 470 МВт, расположенная в Симферополе. Ее ввели в эксплуатацию в марте 2019 года, так же, как и Балаклавскую в Севастополе. Благодаря им Крым вышел из режима дефицита электроэнергии, который образовался в 2015-м году из-за подрыва в Херсоне линий электропередач. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В Крыму ежегодно растут расходы на социальные направления, увеличивается количество различных выплат, сокращаются очереди в детские сады, строятся новые школы. Школу "четырех президентов" в Симферополе строили с 1992 года, и только в 2017 году учебное заведение распахнуло двери для школьников. Фото: Сергей Аксенов С 2014-го в Крыму появились четыре школы - две из них в симферопольских микрорайонах Фонтаны и Жигулина роща, еще по одной в Судаке и Евпатории. За шесть полных лет в составе России открылось больше 70-ти детских садов (60 из них - модульные). А в 2021-м году в республике планируется построить еще 16 детских садов и четыре школы. МЕДИЦИНА В октябре 2020 года была открыта новая Республиканская клиническая больница имени Семашко. Современный медцентр построен за десять миллиардов рублей и рассчитан на 734 койки. Здесь оборудованы палаты интенсивной терапии и десять операционных. Есть современное оборудование, а также несколько аппаратов МРТ и компьютерные томографы. Окончание строительства медцентра им. Семашко переносили несколько раз. Больницу открыли в октябре прошлого года. Фото: Сергей Аксенов НАУКА В то время как во всем мире бушевала пандемия коронавируса, российские ученые приступили к созданию своей вакцины. На базе Крымского федерального университета в июне 2020 года открыли лабораторию для тестирования на ковид, там же ученые проводили свои исследования. Позже, к октябрю прошлого года, стало известно, что в университете создают свою вакцину от вируса, которую можно будет просто вдыхать. Сегодня ученые уже готовы приступить к испытанию вакцины на людях. Еще одно весомое открытие - пещера «Таврида», найденная на месте строительства одноименной трассы. Объект интересен как экскурсионный, так и научный. В ней обнаружили останки шести-семи слонов, трех саблезубых кошек, двух волков разных видов, двух видов лис, трех-четырех медведей различных видов, останки дикобраза, возраст которых составляет почти 2 миллиона лет. А еще кости гигантского страуса, весившего более 450 килограммов. СПОРТ Впервые в Крыму начала работать школа зимних видов спорта Ильи Авербуха. Ледовый шатер открылся в Симферополе весной 2020 года. Тогда более 350 детей были оформлены в спортивные секции фигурного катания и хоккея. Весомое спортивное достижение сделал и крымский боксер Глеб Бакши. В 2019 году мастер спорта России международного класса стал чемпионом мира по боксу в весовой категории до 75 килограмм и привез в Крым золотую медаль. КУЛЬТУРА В течение двух лет в одном из главных символов полуострова – Ласточкином гнезде – шла реконструкция. Объект закрыли для посетителей в августе 2019 года. Общая стоимость работ составила 79,5 миллиона рублей. Средства были выделены из федерального бюджета. Все работы завершились в ноябре прошлого года, но для посетителей Ласточкино гнездо открыли в январе 2021. ИНИЦИАТИВА С момента вхождения Крыма в состав РФ началось правовое регулирование отечественного виноградарства и виноделия. Виноделы полуострова столкнулись с конкуренцией за потребителя с теми, кто вино разливает, но не производит. Крымские депутаты разработали закон «О виноградарстве и виноделии» Тогда крымские депутаты разработали закон «О виноградарстве и виноделии», который вступил в силу в июне 2020 года. Впервые в новейшей российской истории документ закрепил понятие «вина России» как полностью произведенные из винограда, выращенного на территории РФ, утвердил меры по защите виноградопригодных земель и их определению, а также создание терруаров, понятия контрафактной, недоброкачественной и фальсифицированной продукции. ------------------------------------------------------------ А что за эти 7 лет создали на счастливой хохлопотамии?
Весёлый Роджер
Ну и сколько эти бандиты убили обычных украинцев? Врачей, учителей, агрономов и тд - тысячи? Или скажешь этого не було, вони тильки с москальскими солдатами бились? Эх ты падаль ... А вы этим ублюдкам, что животы женщинам вспарывали, памятники открываете и проспекты и стадионы называете! Значит вы такие же БАНДИТЫ, головорезы и мрази!!!
Елена
Столько лет сопротивление длилось,я за это писала, дурень.
Весёлый Роджер
И опять враньё! Про Авангард и Армату ты писал - шо то из папье маше, шо то мультик. и тд А вот и пример тебя мудака: «Елена 12 марта 2019 Зря вы меня дурой называете,весь мир с нами , только одна Россия получается умная ,а весь мир глупый?может всё дело именно в Орде? может у ордынцев что-то не так?не задумывались ли вы над этим ,сидящие здесь на этой ветке путинские тролли из Ольгино? и так имея всего 1,5 % Мирового ВВП Масквский цар хочет навязать Миру свою волю и подчинить полностью себе Украину и другие страны,недождетесь ордынцы,будете колонией скорее всего Китая.» Ну как, опять не ты!? Заметь тварь продажная, ничего не правил, любой может увидеть, что это твои ошибки, твой почерк и твой стиль!
Весёлый Роджер
Алле мудак? Сталин то при чём и тупые щирые русофобные нацисткие мрази бандеровцы? Хотя понимаю - твои херои! А вот Шмуля, ты получается сейчас только что подтвердил, что твои щирые фашисты били по Славянску из гаубиц 25 кг снарядами и убили там более 200 мирных!!! жителей! Так? Спасибо, зачёт тебе!
Елена
За него пишут, может даже и козлоослик,он за деньги и письмо дьяволу напишет, козлоослик он такой,копытно-рогатый,ха.мерзавец , одним словом.
Елена
Почему нет,а Авангард,а космос и атомные электростанции,а прививка Спутникv,так я говрила что есть а России высокие технологии, только их критично мало,и с насыщением неважно,ты козлоослик закусывай,а то ещё скажешь что я называла Россию бензоколонкой,а не Великой державой, закусывай,а то пропадёшь, несчастный.