Избирательное возмущение
Общество19 августа 2020

Избирательное возмущение

Когда меня призывают справедливо возмутиться бесчинствами белорусского ОМОНа, расизмом американской полиции или еще какими-то безобразиями, зарубежными или отечественными, мне хочется несколько понизить градус негодования и тихим голосом кое-что объяснить. Нет, мне не нравится, когда людей бьют дубинками и держат долгие часы в переполненных помещениях. Это очевидный провал властей. Мне тем более не нравится расизм. Это несомненное зло, тут и спорить не о чем.

Но я не тороплюсь нашивать на плащ соответствующую эмблему и выступать в крестовый поход против неправды. Когда меня с яростью обличают в том, что отказ выступить в поход делает меня подлым пособником злодеев, это вызывает у меня еще меньше желания присоединиться к борьбе хороших людей против плохих.

И не потому, что я на стороне злодеев. А потому, что дела человеческие очень запутанны, конфликтующие стороны состоят из очень разных людей: макиавеллистов, просчитывающих их макиавеллистские расклады; холодных, расчетливых манипуляторов; психопатов и садистов; жуликов, ловящих воду в мутной воде; идеалистов, желающих добра и справедливости – каковые идеалисты (вспомним, например, Робеспьера и Дзержинского) в итоге проливают намного больше крови, чем психопаты; простых людей с простым негодованием на обиду и несправедливость; честных людей, желающих исполнить то, что они понимают как свой долг; юношей, желающих побуянить; старцев, желающих заполнить свою жизнь чем-то значимым.

Благородное негодование выключает способность к анализу и различению, упрощает всю эту запутанную картину до очень простого – мы (эльфы и ангелы) против них (бесов и орков). Если ты не присягнул одной стороне (добра и света), то ты поддерживаешь другую (тьмы и зла). Отстраненная рассудительность – худший из возможных грехов. Это негодование является высоко избирательным – те преступления, которые можно вписать в нужную картину, бурно обличаются во всех медиа, те, которые не вписываются – игнорируются или оправдываются.

На днях по англоязычной сети пронеслась волна публикаций под хештегом «назови это имя» – речь шла об убийстве пятилетнего Кеннона Хиннанта, которого ни с того ни с сего застрелил рецидивист, когда он играл во дворе своего дома. Мальчик – белый, рецидивист – черный, и в сложившейся атмосфере медиа предпочли игнорировать это происшествие, пока волна перепостов в сетях не вынудила их изменить политику. Американцы в сетях пишут, что Кеннона никто не будет хоронить в золотом гробу или становиться на колени.

Конечно, в реальности можно легко найти примеры преступлений кого угодно против кого угодно. Чтобы белый психопат убивал случайных черных – это тоже бывало, и неоднократно.

Психопаты есть везде, а в Штатах есть еще и доступное оружие. Только это показывает популярный прием, который по-английски называется selective outrage, избирательное возмущение. Вам предлагают что-то действительно плохое и возмутительное – и требуют бурно возмущаться. Ведь возмутительно же! Все честные люди планеты негодуют! А если вы не возмущены до дыма из ушей – то вы подлый, бесчеловечный пособник!

Жульничество тут не в том, что случай, на который вам указывают – не возмутительный. Он вполне может быть возмутительным. А в том, что из всех многочисленных возмутительных событий вам настойчиво предлагают те и только те, которые вписываются в определенную картину мира и требуют от вас лояльности к определенному движению. Опыт, причем недавний, показывает, что люди, возмущенные зверским избиением студентов, потом с полным пониманием относятся к артиллерийским обстрелам жилых кварталов. 

Яростное упоение своей правотой – слишком сильный наркотик, чтобы люди слезали с него от одних охлажденных рассуждений. Но это не избавляет нас от обязанности быть рассудительными. И тут надо сделать несколько замечаний.

Возмущение против несправедливости и желание утвердить справедливость – это не одно и то же. Из того, что некие люди выступают против очевидной несправедливости, еще не следует, что их цели справедливы. Но даже если их цели справедливы, еще не означает, что они их достигнут. И из вашего стремления к справедливости никак не следует, что ваши действия реально послужат этой благородной цели. Дорога в ад вымощена благими намерениями – хотели как лучше, а вышло как всегда.

Любое политическое движение в мире говорит о справедливости и свободе – еще не было политика, который прямо бы заявлял, что его цель – несправедливость и рабство. Нет такого поведения, сколь угодно аморального, контрпродуктивного и глупого, которое не объявляло бы себя справедливым. Люди, которые грабят магазины в США, говорят о том, что это справедливая компенсация за века рабства и унижений. Все революции вообще – и большевистская революция в России, и украинский Майдан – проходят под лозунгами справедливости.

Причем и революция 1917 года, и приход к власти национал-социалистов в Германии, и все остальные перевороты, обернувшиеся великими бедствиями, опирались на реальное недовольство, вызванное реальными несправедливостями. Российская империя не была раем на земле, а к 1917 году уже три года шла мировая война с миллионными жертвами. У людей были причины для недовольства. Падение трона Романовых было встречено с восторгом – поэты слагали стихи, а композиторы – симфонии. Они еще не знали, что очень скоро они будут плакать о временах царизма как о потерянном рае.

Германии после Первой мировой мстительными победителями был навязан несправедливый (действительно несправедливый) Версальский мирный договор, гиперинфляция лишала множество честных людей плодов их труда – в то же время сказочно обогащая немногих проходимцев. Мы знаем, чем все кончилось – на волне горечи, обиды и острого чувства несправедливости к власти в стране пришли национал-социалисты.

Восстание против несправедливостей легко приводит к несправедливостям намного худшим; победы добивается не абстрактный «народ» – а довольно предсказуемо те люди, у которых есть организационные и финансовые ресурсы, чтобы использовать недовольство народа в своих интересах. И эти интересы совсем не совпадают с интересами рядовых участников движения. А те, кого выносит наверх смута, редко бывают хорошими людьми. Революции не делаются в перчатках, и, как заметил еще Макиавелли, «люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого».

Это ума холодное наблюдение вызывает праведный гнев – люди говорят о том, что ты поддерживаешь тиранов и их гнусные, бесчеловечные злодейства. Никоим образом. Я о другом. О том, что картина мира, в которой добро и зло разведено по легко опознаваемым политическим лагерям – благородные борцы за свободу и достоинство против подлых и бесчеловечных тиранов, или наоборот, подлые наймиты против сил закона и порядка – просто неверна. Мир очень запутан, и пытаясь смешивать этические предпочтения с политическими, вы очень быстро остаетесь с чисто готтентотской этикой. Зло – это когда наших бьют, добро – это когда бьют наши.

Справедливость – это не когда вы возмущены какими-то сообщениями в вашей ленте. Справедливость состоит в том, чтобы как минимум не причинять вреда невинным людям. Не лишать их жизни, здоровья, жилищ, имущества, возможности трудиться и кормить свои семьи. Конечно, это минимум, но если вас волнует справедливость, вам именно с него и стоит начинать.

Конечно, это может привести к тому, что вы, вместо того чтобы смело в бой пойти, погрузитесь в глубокую задумчивость – а как это все отразится на безопасности и достатке людей? Но поступать справедливо – это и значит задумываться о том, как ваши действия могут отразиться на других людях.

Сергей Худиев

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Луна-2
Безграмотными людьми всегда легче управлять А тем более на Украине . где сделали закон про одну "соловьину".Беда в том,, что на мове никто не хочет читать ...Даже щирые украинцы,для которых этот закон и приняли.. Книги на русском- они более богаче выражают мысли автора, более интересны,чем те же книги, тех же авторов, но ...Уже на украинском .Ж Да вот и пример .Лариса Ницов - Для пропаганды своих книжонок -которые никто не читает- она стала ярой патриоткой- кидающейся мелочью в кассиршу, за то, что та ответила на русском. Для чего она кидалась -Ну хотя бы для того, чтобы показать, что она ярая патриотка- пишущая на украинском, и к тому же детская писательница -привлечь внимание к своим книжонкам ...Если бы они хоть совсем немного соответствовали русским книгам - их бы покупали .Так нет, та же книга с одинаковым сюжетом, на украинском, одна сплошная глупость, которую и читать не хочется
мм
ого
КЛЕПТОКРАТИЯ - ВЛАСТЬ ВОРОВ
Клептократия (от др.-греч. «воровать» + «господство, власть»; буквально «власть воров») — правительство, контролируемое мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характерна вертикально интегрированная коррупция.
КНИГА
Василий Тертый. Криминальная элита Украины.
урок в князья
то есть 325 утырков в будущем жить тут не будут
инструкции кролика усвоены
народное благосостояние. рост социальных стандартов. переквалификация в результате роботизации... " наверно будут грабить"
гость
школьная задачка - дано 3 олигарха, у каждого по 10 шахт. Назовите, в каких случаях возникает классовая борьба? - 1. бастует одна шахта у одного олигарха, остальные 9 у этого-же буржуя на забастовку клали болт, бо кушать очень хочется; 2. бастует 10 шахт у одного олигарха, остальные 2 буржуя радостно потирают руки, т.к. убрали с рынка "национального" конкурента, и заключают контракты (из пенсильвании) на поставки угля этим же лохам на их "шахтёрскую" тэс; 3. бастует 10 у одного, и 5 у другого олигарха, шахтёры 5ти остальных делают самостийную республику и очень хотят поменять второго олигарха на третьего, бо у того шахтёрские дотации кошернее; 4. бастует 20 шахт у 2ух олигархов, третий становится суперолигархом, который играет на бирже на повышение цен и понижении акций конкурентов, скупает по дешёвке уголь у бастующих шахтёров и организует транснациональную угольную монополию, шахтёрский профсоюз разгоняется за ненадобностью "эффективному частному предпринимателю"; 5. бастует 30 шахт, 3 олигарха развязывают войнушку за передел контрактов, поставки полностью обвалены, цена угля на биржах взлетела в стратосферу, контракты покрываются контрабасом с копанок и прямым ограблением угольных колоний, буржуйские пропагандисты пишут лозунги "вся власть императору/фюреру/хорошему хлопцю/настоящему мужику", шахтёры пишут "долой буржуя, пролетарии всех стран соединяйтесь, вся власть советам", красный батька (махно, трёцкий, ... захар) подгоняет к проходной шахтоуправления броневичок; 6. никто не бастует, т.к. рынок и контракты уже давно поделены и олигархат между собой договорился за "национальную" цену угля и среднюю зряплату шахтёрам, гоняя эшелоны угля направо и налево, парочку профсоюзных "смутьянов" обвиняют в терроризме-сепаратизме и по тихому прикапывая в лесопосадке, остальных "фигурантов" угольного деребана взрывают прямо в кабинетах, или в придорожных кафешках. (подсказка: - классовая борьба идёт постоянно за классовые интересы и не зависит от количества забастовщиков и хотелок олигарха, хотя и упрощает дело мировой пролетарской революции).