Между завершением Большой войны и крахом коммунизма

16.02.2019 10:57
Между завершением Большой войны и крахом коммунизма
Прошло 30 лет с момента, когда генерал Громов пересек «Мост Дружбы» - официально он был последним советским воином, покинувшим территорию Афганистана.
Я случайно избежал отправки в Афганистан. 30 июня 1987 года на призывном пункте в городе Кицмань нас, два десятка парней, отправили поездом на восток. Только в Москве, на Казанском вокзале, где нас ждала пересадка на поезд по направлению на Ташкент, нам сказали, что служить мы будем в Афганистане. Прапорщик, как две капли воды похожий на актера Александра Панкратова-Черного, успокаивал нас и пытался взбодрить. По счастливой случайности мы задержались на сутки в Москве, а когда глубокой ночью прибыли в Ташкент, сопровождавший нас прапорщик получил взбучку от некоего полковника – что-то пошло не так. И нас отправили в палаточный городок ждать дальнейших распоряжений. На следующий день меня и еще одного парня из нашей группы отобрали для прохождения службы в учебной роте, а о судьбе остальных ребят попросту не знаю.

Так я остался в Ташкенте, хотя в моем военном билете до сих пор значится «афганская» команда. Но Афганистан постоянно проходил красной нитью через все годы моей службы. «Запомните: Краснознаменный Туркестанский военный округ – единственный воюющий округ в СССР», - ежедневно талдычил замполит. Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан действительно относился в оперативно-тактическом подчинении КТуркВО. Каждое боевое дежурство сопровождалось телеграммами «молниями» с сообщениями из Афгана (а иногда и более срочные категории сообщений, требующие немедленного оповещения командования). Наши военные учения и марш-броски были намного более тяжелыми, чем в других округах – все по той же причине: «Мы – воюющий округ». Сам Афганистан я увидел один только раз: мы перевозили грузы в Термез, откуда по «Мосту Дружбы» они должны были попасть на ту сторону, в афганский Хайратон. Вот так издали, с советской стороны Амударьи, я увидел другой берег, Афганистан.

Когда на втором году службы я загремел на несколько месяцев в госпиталь, я столкнулся с последствиями войны. В феврале 1989 года в Ташкент эвакуировали Кабульский военный госпиталь. В наших палатах появились ребята – мои сверстники, нюхавшие порох и прошедшие боевое крещение. Они видели смерть и они знали, что такое война. О войне они говорили просто и без особой патетики. Они не считали свое пребывание в Афганистане проявлением героизма. И не считали себя особенными. Это были абсолютно нормальные ребята. Но у кого-то были пустые от боли глаза. У кого-то – ранняя седина на висках. Кто-то слишком много курил – практически сигарету за сигаретой. Многие просто молчали и ждали выписки и демобилизации.

…Для тех, кто родился в 60-е, Афганистан стал особым местом на географической карте. Воспоминания детства и ранней юности все время заставляют доставать из памяти это название – Афганистан.

…1980-й год. Мне 11 лет. Мой отец сидит перед радиоприемником и слушает «вражеские голоса». Главные темы: Афганистан, Олимпиада, волнения в Польше, президентские выборы в США, и снова Афганистан. Я пытаюсь чуть-чуть разбираться в политике. Отец в узком кругу соседей и родственников пересказывает услышанное…
…1982 год. Мама привозит из Черкасс напечатанные на машинке без интервалов несколько страниц густого текста: анонимная диссидентская статья об истории вторжения в Афганистан. Мне уже тринадцать лет, я тихонько – чтобы не знали родители – читаю, мало что понимаю, но старательно запоминаю имена: Нур Мохаммед Тараки, Хафизулла Амин, Бабрак Кармаль, по-другому смотрю на советских лидеров – Брежнева, Устинова, Андропова…

…1984 год. Володя Майко, почти ровесник, старше меня всего лишь на три года, погибает в Афганистане. Вся наша школа провожала его с почестями в последний путь. Пройдет всего лишь несколько лет, и в Афганистан отправится мой одноклассник Андрей Шевчук. Он вернется домой, но «афганский синдром» заставит его уйти из жизни в совсем юном возрасте…

Афганистан – это слишком лично. Я – и все мое поколение – не можем воспринимать Афганистан обезличенно. Прошло 30 лет с момента, когда генерал Громов пересек «Мост Дружбы» - официально он был последним советским воином, покинувшим территорию Афганистана. Самым молодым ветеранам Афганистана сегодня – 49-50 лет.

Время залечивает старые раны. Недавно увидел репортаж из Афганистана. Бывшие моджахеды тоже делятся воспоминаниями о тех годах. И – как ни странно – вспоминают советских солдат как «меньшее зло». За последующие тридцать лет им пришлось пережить гражданскую войну и межплеменные «разборки», власть талибов, агрессию США и НАТО (более разрушительную и жестокую, чем советское военное вмешательство), террористические акты исламистов. «Я потерял в бою с советскими солдатами руку», - говорит один из моджахедов. – «Но я не держу на них зла. Мне есть с чем сравнивать».

В 90-е в Украине воздвигли памятники афганцам. Тема была слишком живой и болезненной. Многие политики пытались на этой теме пиариться. С тем, чтобы в начале 10-х годов уже нового века попытаться забыть эту войну. Пришли новые войны, несоизмеримо большие потери и появился запрос на новый героизм. «Афганцев» лишили многих льгот. Афганистан вычеркнули из истории Украины – оставив только упоминание о «колониальной войне» (хотя обнародованные совсем недавно документы позволяют судить о совершенно ином характере войны в Афганистане, и начинали ее совсем не «выжившие из ума маразматики», как было принято считать ранее, а вполне взвешенно и рационально, со стратегическим расчетом). Точно так же вычеркнули из истории Украины и другие мировые конфликты, в которых принимали участие украинские военнослужащие. Военную историю страны «подогнали под НАТОвские стандарты».

Боюсь, что и историю боевых действий СССР в Афганистане скоро доморощенные «историки от власти» попытаются замарать, замолчать, испачкать – как это происходит с историей Второй мировой войны и ее неотъемлемой составляющей – Великой Отечественной.

Но мы-то помним! И будем помнить. Для нас это – часть истории поколения, пришедшего в этот мир в аккурат между завершением Большой Войны и крахом коммунизма.
Кость БОНДАРЕНКО

Комментарии

гость, 18.02.2019 01:44

Да, "лучше восстановить историческую справедливость поздно, чем никогда". ...да, "хороших людей больше, но плохие заметнее", и им (негодяям) надо вовремя дать отпор на их злодейства. ...а "до 1917 года абсолютное большинство предков (родом из Малороссии - Славно-Верноруси - Прим. ред.) современных украинцев и думать не могли, что не являются русскими людьми".

пожилой Петр, 18.02.2019 01:42

А всё же "место, где преодолеваются разделения и любая социальная, политическая, экономическая и культурная разобщенность, — это (канонический) храм, это молящаяся община, в которой нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни людей, занимающих нижние уровни социального положения. В этом смысле Церковь, конечно, — уникальный организм".

ua кипчак, 17.02.2019 19:22

СССР потому и распался, что от народа все скрывали (видимо все старались делать шито-крыто, без огласки, чтобы не попасть, как сейчас Россия, под санкции). США и Европа обнаглели по этой же причине, делали все возможное и невозможное, чтобы руками отщепенцев обгадить нашу страну, переписать ее историю. А если бы вели себя открыто, разъясняя причины, необходимость предоставления той или иной помощи, а солдат и офицеров превозносили, как защитников Родины на дальних подступах, чтобы не получить войну на своей территории, то и гордость за них была у всех, и они бы себя чувствовали героями, и патриотизм не угасал, и хоронили бы афганцев не скрытно, а как подобает. Поломали жизнь многим из них, распалась страна, развелись подонки, которые за иноземные предательские сребреники поливают грязью.всех и вся, перечеркивают историю предков, их достижения, их энтузиазм и труд.В итоге - США, не выигравшие ни одной войны, не сделавшие ничего достойного, ходят с гордо поднятой головой, а россияне, не раз освобождавшие и защищавшие Европу от разных орд, должны стыдиться своих побед и достижений.. Помню, что одна американская комедия (80-х годов) начинается с того, что 12-летний мальчик спрашивает учительницу, почему им (США) после карибского кризиса нужно было убрать из Турции свои базы, т.е они в школе изучали современные события, а у нас, думаю, не каждый вспомнит, что за кризис такой был и при чем тут Турция. У нас хоть и твердили - народ и партия - едины, а все считали, что народу ничего знать не положено. Вот и результат!

гость, 17.02.2019 04:45

Да, "лучше восстановить историческую справедливость поздно, чем никогда". ...да, "хороших людей больше, но плохие заметнее", и им (негодяям) надо вовремя дать отпор на их злодейства. ...а "до 1917 года абсолютное большинство предков (родом из Малороссии. - Прим. ред.) современных украинцев и думать не могли, что не являются русскими людьми".

us гость, 17.02.2019 01:41

Да, "лучше восстановить историческую справедливость поздно, чем никогда". ...да, "хороших людей больше, но плохие заметнее", и им (негодяям) надо вовремя дать отпор на их злодейства. ...а "до 1917 года абсолютное большинство предков современных украинцев и думать не могли, что не являются русскими людьми".

ru гость, 16.02.2019 18:19

Жизнь прожить - не поле перейти. И такое бывает.

fr то как, 16.02.2019 18:10

Где ты ,сынок, ? -я устала ждать.Письма твои я читаю опять и опять.Время - оно незаметно быстро уходит.. Не возвратишь , не повернёшь его вспять.Где ты Сынок? - Нет мне прощения... Ты ведь погиб на афганской войне.В " Чёрном Тюльпане", гробу оцинкованном тело твое привезли по весне.И похоронка пришла неожиданно , быстро...В доме моём тишина взорвалась.Каждое слово стало отчётливо слышно .Словно нить к сердцу оборвалась.С тех давних пор нет сердцу покоя...Так и кажется мне теперь ...По двору ты идёшь спокойно. и с улыбкою звонишь в дверь..- Всем Матерям не дождавшимся своих сыновей с войны...

ua запорожец, 16.02.2019 13:50

Об чём и речь - хрущёвско-брежневский изоляционный компартизм-ревизионизм умер, коммунизм остался.

us Гость, 16.02.2019 13:00

В Китае после "краха коммунизма" коммунизм и теперь живее всех живых.

ua запорожец, 16.02.2019 12:37

При развале СССР потерпел крах не коммунизм, а компартизм, в том числе частью из-за последствий афганской эпопеи. Не причин, а следствий. Но "про афган" это пусть лучше расскажут военные историки, - что и чьи интересы война прикрывала, какие задачи решила и кому вышла боком - эта самая "интернациональная" война в самом центре исламского мира. Не о ней. Нет как такового краха коммунизма, это ложная предпосылка. Коммунизм не идеология, каковой её хотят представить, а философия. Философия не может потерпеть крах, она может только заместиться смыслами. Понятно какими - если коммунизм это общество, то главный враг коммунизма - разобщение и его отглагольные смыслы. И коммунизм соответственно - враг частному интересу и любой приватной идеологии, коих много и всяких. Это идеология по сути представляет из себя, скажет так - "продажную" философию, философию для насущного потребления. А философия из себя "производящую смыслы" идеологию может сделать только при активном общественном проникновении. Но ещё раз - коммунизм не только идеология, которую очень хотят приватизировать идеологи, а философия всего общества. Она неубиваема априори. И поэтому ещё долго будет в природе человека. Начали ли войну в афгане коммунисты? - нет, её начали компартийцы, причём есть большое подозрение - ради "интернационального" гешефта. За что впоследствии и поплатились.

Добавить комментарий