О бесчинствах шляхты в Речи Посполитой

15.03.2019 10:09

Из истории шляхетской демократии



С некоторых пор в белорусской публицистике Речь Посполитую стали именовать государством «обоих народов». Только не всегда поясняют, кого понимают под «народом», а ведь речь шла не о «поляках» и «литвинах» (или «русинах»), но о «политическом народе» двух соединённых государств. «Народ» этот говорил на польском языке и назывался «шляхтой» (рыцарством).

Главное место в шляхетской идеологии занимал «гонор» (честь). Речь Посполитая стала страной неуёмного польского гонора, стоявшего выше любых законов. Сами законы действовали здесь исключительно в пользу шляхты. Сословный суд обеспечивал безнаказанность многих поступков, осуждаемых на бумаге. «Польша стоит на безвластии» – эта поговорка XVIII века точно характеризовала режим шляхетской демократии.

В то время, когда при Петре I в Полоцке произошёл инцидент с убийством базилианских монахов, в белорусских и литовских областях шляхтичи творили подобные дела безнаказанно. Издевательства над православными были в обычае, случались повсеместно, но совершались побои, даже убийства и униатских священников, и протестантских пасторов. Почему бы не вспомнить об этих жертвах – ведь в их память никто не совершает крестные ходы, предпочитая славить «золотой век» шляхетской свободы, который справедливее назвать временем бескрайнего произвола.

Высокомерный польский гонор не считался с духовным саном даже униатских священников. С некоторой долей уважения шляхтич относился разве что к латинскому ксендзу по поговорке «что ксендз – то шляхтич, что поп – то холоп». Впрочем, напасть на церковное имение (неважно, какой конфессии), ограбить амбары, увести скот, побить крестьян было обычным рыцарским «подвигом» шляхтича. Даже двор униатского митрополита Леона Заленского в Гродно подвергся в 1697 г. разбойному нападению пинского стольника Доминика Роникера. Он вместе с вооружёнными слугами ворвался в резиденцию митрополита, нанёс побои священникам Александру Петровичу, Стефану Германовичу и Павлу Гомолицкому, которые пытались урезонить нападавших, и учинил погром, оценённый в 8000 польских злотых.

Боруны
Боруны

Случались и более возмутительные преступления. Вот одно из дел того времени, которое разбиралось в Литовском трибунале в 1702 г. Местечко Боруны Ошмянского района издавна славится чудотворным образом Богородицы, который почитают как католики, так и православные. Икона приобрела известность в 1692 г., когда местный шляхтич-землевладелец Николай Песляк под впечатлением от чудес принял духовный сан и заложил каменный храм. По его завещанию здесь был основан униатский (базилианский) монастырь, попечение над которым было передано родственникам – Яну (сыну Николая), Петру, Василию и Якову Песлякам. Ян Песляк должен был принять монашество и закончить начатое строительство, но под видом попечения Песляки стали воровать и продавать драгоценности, заниматься вымогательством денег будто бы на украшение чудотворной иконы. Вырученные средства тратились на попойки и разврат. Дело доходило до того, что в монастыре не оставалось ни одной бутылки вина для совершения литургии – всё тратилось на увеселения. Монахи монастыря Бобрикевич, Богша, Кишчиц и братья Завадские неоднократно убеждали Песляков прекратить эти безобразия, но те не унимались, ходили по кельям и избивали монахов так, что Бобрикевич умер от побоев плетьми. Священник Ромуальд Павловский получил удар обухом по голове, истекал кровью и чуть выжил. Шляхтянку Свидзинскую засекли до смерти розгами. Слух обо всем этом дошел до митрополита Леона Заленского, который лично посетил Боруны и попытался подействовать на «попечителей». Однако те и не думали исправляться. Тогда митрополит отлучил их от Церкви и приказал повесить соответствующий указ на дверях храма, но Песляки сорвали отлучение и принялись поносить митрополита и монахов. В конце концов пьяного Яна Песляка сковали и с подачи митрополита передали дело на рассмотрение Литовского трибунала. Судебный иск оценивался в 300.000 злотых. Слушание закончилось тем, что Песляков лишили права попечительства над монастырём, а денежные претензии монахов-базилиан оставили без удовлетворения. Так это позорное дело сошло преступникам с рук.

Борунская икона
Борунская икона

Характерный случай имел место при отступлении русской армии с территории Литвы в 1708 г. в повете Вилькомирском. В деревне Бимберы, принадлежавшей католическому монастырю регулярных каноников (монахов-священников), произошло нападение на четырёх русских солдат: двое были убиты (тела утопили в соседнем озере, имущество разграблено), а двое убежали. Нападавшими были пан Ежи Кульвинский с двумя сыновьями. Регулярные каноники, опасавшиеся мести русского войска, отправили к Кульвинским делегацию из двух человек. На панском дворе делегатов встретили с саблями и кольями, начали избивать, в результате чего один делегат был ранен, другой от полученных ран вскоре умер. Кульвинские похвалялись сделать то же самое с настоятелем местного костёла Киприаном Войной.

Произвол в Вилькомирском повете творили и католические ксендзы. В 1697 г. католический священник Станислав Липовский, настоятель костёла в Купишках, будучи изрядно навеселе, напал на проезжавшего мимо евангелического проповедника Андрея Лисецкого. Ксендз увёз проповедника в свой дом, приказал связать ему руки и ноги, затем нещадно избивал в течение трёх дней. Напоследок Липовский взял с полуживого Лисецкого расписку, что пострадавший не имеет к нему никаких претензий, и отпустил. Через некоторое время проповедник от полученных увечий скончался. Ксендз остался без наказания.

Эти примеры далеко не исчерпывают случаи шляхетского беззакония. Они служат лишь отдельными иллюстрациями к тем делам, которые творились в Речи Посполитой в условиях шляхетской демократии, показывая, как мало почитались там духовный сан, светские и церковные нормы, международные договоры.
Священник Алексий ХОТЕЕВ

Комментарии

se гость, 19.03.2019 03:45

А теперь на деле знаем, что они (президент и рада) с 2014 года "обещанной избирателям политики не проводили". ..."Порошенко реально стоит перед выбором: капитуляция без каких бы то ни было гарантий личной безопасности — или развязывание гражданской войны без особой надежды на победу в ней". ...Помним и это, что "не существует Украины, в которой существует фашистский режим" ... да, "УКРАИНСТВО - ЭТО СЕПАРАТИЗМ"... ХУТОРЯНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ... "НЕ ДОЛЖНЫ ДАТЬ БАНДЕРОВСКОЙ УКРАИНЕ" ИЗДЕВАТЬСЯ НАД ЛЮДЬМИ ... а ведь утеснены "миллионы и миллионы украинцев, живущих сейчас под гнетом кучки фашиствующих американских марионеток и их бандэровских приспешников". ...Да, на виду "разрастание и углубление гражданской войны. Уже не Донбасс, а вся Украина, в первую очередь Киев, становятся её ареной".

гость, 15.03.2019 21:38

До времени ответственности - безнаказанность на виду для всех.

ua Гость, 15.03.2019 17:19

Обьявлен набор в православную контрразведку,номер телефона зашифрован в Священном Предании.

ua запорожец, 15.03.2019 16:35

Священник Хотеев плохо представляет себе, что такое шляхта и кто такие шляхтичи. Было куча так называемых "шляхетский привилегий", и это не свод жёстких монархических законов или церковного догматическое уложение. По эти привилегиям они жили и существовали задолго до царско-королевских, русско-польских или европейских допетровских и послепетровских императорских и религиозных войн. А не какие-то там "духовные саны, светские и церковные нормы, международные договоры". Шляхтич сам международные договора ни с кем не заключал, и выполнять их как правило был не намерен, ни с царями, ни со священниками. А "закон божий" тех времён было что дышло, куда анафема пошла - тому боком и вышло. Хотееву надо сначала узнать, что такое например была "золотая вольность" шляхты, а потом пиарить опусы про произвол того или иного священнослужителя. "Высокомерный польский гонор" (который "не считался с духовным саном даже униатских священников") это суть т.н. "шляхетской демократии" того времени. Никто не имел права указывать "лыцарю" как жить и кому бабло заносить. А это само по себе уникальное явление в истории не только Польши, но и России в том числе, т.к. московское и в целом русские княжества также много позаимствовали идей из этого - "шляхетского" социально-феодального субстракта. Так как само по сути вылупилось из такого же компоста. Гонора у великороссийских царей, князей и царских сатрапов также хватало, так что это не аргумент. Шляхта была в своём праве, король был в своём праве, имперский захватчик был в своём праве. Как говорят на западенской украине и восточной польше - "боротьба трывае", т.е - это конструкт шляхетской "вечной борьбы" за свои вольности. Ну, и за захваты территорий заодно. Бог не указ, царь и король не указ, а на Петра1го и его потомков сам кесарь священно-римский велел хрен ложить, с прибором. И кстати - именно с необузданными "шляхетскими привилегиями" как правило связывают падение Речи посполитой, умалчивая, что это именно Россия, Австрия и Пруссия парализовали их вариант развития "вельможной демократии" и затем неоднократно пылесосили и деребанили Польшу. Как впрочем и эти первых, через украинское гетьманство-шляхетство и взагали. В общем - государство «обоих народов» в понимании современных пропагандистов (к каковым как видимо подключились интернет-священники) не какое-то уникальное на фоне нарождающихся "тогда и там" полурелигиозных-полудемократических империй. Нормальных там - "в европейском рыцарстве" не было и нет, ни с польской шляхетской , ни с российской дворянской стороны. Обычная классовая и сословная привилигированная знать, которая хотела как истребить себе подобных и свою кормовую базу, так и пануваты за счёт чужой кормовой базы. В аристократии "высокоморальных" нет и не встречается, курвы - с обоих сторон. А Хотееву не худо бы изучить историю к примеру польского "рокоша" или "либерум вето", и не блажить потом хулою на такого же попа-пшека с той стороны, ксёндза по ихнему. Обое рябое - "братья во Христе".

ua Гость, 15.03.2019 11:08

Для холопов характерно приписывание себе истории и достижений хозяев. Вот как, например, Полено хвастается архитектурой Львова. ) Хохлы там даже цемент не мешали. Их разве что допускали мыть жопы тем, кто моет жопы тем, кто мешает цемент. Никакого союзного государства Польши, Литвы и Украины (или Беларуси) никогда не было. Назовите хоть одного известного политического деятеля, военноначальника или просто выдающегося человека В Речи Посполитой украинского происхождения. Нет таких. Это в России голожопый казак Разумовский мог дорасти до генерала-фельдмаршала, а при Польше подобные ему считались быдлом (скотом). И пан мог делать со скотом, что угодно, хоть забить до смерти, как, например, сына Богдана Хмельницкого. Да и сейчас поляки хохлов особо за людей не держат. Вспомните хотя бы разговор польских радиоведущих во время Евро-2012. И откреститься бы от этого всего, но скот сам в ярмо лезет, и поляков тут винить не в чем.

Добавить комментарий