ОбществоИсточник29 июл.

О крещении жителей западной Руси

Память об общей крещальной купели соединяет народы России, Украины и Беларуси

nk_hauz/-mfkyxmscemrh8qup4ej.jpg

Ежегодное воспоминание великого события Крещения Руси в Русской Церкви периодически возвращает к осмыслению того цивилизационного выбора, который в значительной степени определил исторические судьбы Русской земли.

Память об общей крещальной купели соединяет народы России, Украины и Беларуси. Не удивительно, что новомодные «концепции национальной истории», обслуживающие политическую конъюнктуру, силятся разрушить память об историческом единстве восточных славян и заменить ее на историю племенной вражды. В таком русле высказываются идеи о том, что никакой «общей купели» и не было, да и Православие у каждого «племени» было какое-то свое. «Свое» в том смысле, что пришло оно своим (читай – независимым) путем. Так, в белорусском медиа-пространстве гуляют статьи, главная идея которых криклива и проста: «Князь Владимир ко крещению белорусов не имеет отношения».

Аргументация сводится к следующему: христианская вера пришла на территорию современной Беларуси раньше, чем Владимир крестил Русь. Уже полоцкий князь Рогволод мог быть христианином. И туровский князь Тур. Кто крестил их? – Конечно, варяги-скандинавы, которые на обратном пути из Византии проплывали по Западной Двине и по Припяти. Например, святой Торвальд, который по сказанию исландских саг основал в Полоцке монастырь святого Иоанна Крестителя и был в нём похоронен. (Сторонникам святого Торвальда-«Крестителя» невдомёк, что он был современником князя Владимира и умер в самом начале XI в., почему никак не мог проповедовать в Полоцке раньше Крещения Руси). Для устройства «Полоцкой» или «Туровской» «Церкви» нужны были иерархические связи (епископа посвящает несколько других епископов во главе с митрополитом или патриархом). Для этого Полоцку якобы не обязателен был Киев. Иерархию могли напрямую получить из Константинополя. А если не оттуда, так, например, из Болгарии, где была своя «национальная церковь» во главе с патриархом. Не случайно, мол, в архитектуре полоцких церквей прослеживаются балканские мотивы, да и о епископах в Полоцке и Турове русские летописи сообщают через сто лет после Владимира-Крестителя (мол, явный намек на «независимость»).

В общем, предположение гнездится на предположении, а в итоге уверенность, что всё было примерно так. Пускай, мол, «официальная Церковь» в Беларуси отмечает дату своего основания в 992 г., у «нас» всё было по-другому. Но здесь стоп: а вы, сторонники «новой истории», какую дату предлагаете? В ответ прозвучит: точно не знаем, вариантов может быть несколько. И всё на этом. Потому что предложить-то нечего. Палитра мнений такова, что отрицается вообще обращение в христианскую веру жителей западной Руси (летописных кривичей, дреговичей и радимичей). Они, мол, вообще веками оставались язычниками, а христианами были только князья, да и то только снаружи. Выходит, что и настоящего крещения не было, и праздновать нечего…

Однако оно было. И событие это по-настоящему поворотное. Не случайно знаменитый на всю Русь епископ из Турова Кирилл (XII в.) писал: «Ныне зима… языческого идолослужения апостольским учением и Христовой верою прекратилась… Ныне весна красуется… – вера Христова, которая крещением пронизывает человеческое естество».

Князь Владимир-Креститель имеет такое же отношение к крещению жителей Полоцка и Турова, как и ко крещению всей Русской земли. Менее чем через полвека после его кончины русский писатель Иаков Мних свидетельствовал, что Владимир «крестил всю Русскую землю от конца до конца». Конечно, киевский князь не обязательно лично посетил для этого все города и селения. Миссию крещения он возложил на своих сыновей, распределив им русские города. Густынская летопись (нач. XVII в.) дополняет Повесть временных лет словами «послал же с ними и священники, заповедая сыновьям своим, чтобы каждый по всей области своей приказывал учить и крестить людей, и церкви ставить». В Полоцк Владимир направил Изяслава, а в Туров — Святополка. Не случайно в линии полоцких князей Изяславичей одним из родовых имён становится крестильное имя князя Владимира – Василий (Василько).

nk_hauz/-mfkyooosi3ftjnc6jfy.jpg

Древнерусские нательные кресты

Князья объезжали свои области вместе со священниками, которые сначала учили народ, а потом крестили. В городах и селах стали строиться деревянные храмы. Никоновская летопись (XVI в.) сообщает о нраве полоцкого князя Изяслава: «Был же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, любя и почитая священнический чин и иноческий, прилежен к чтению божественных писаний, отвращаясь от суетных размышлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив». Такие нравственные качества, безусловно, самым действенным способом располагали ко крещению жителей Полоцкой земли. Крест – этот знак обращения в христианскую веру – отчетливо просматривается на найденной археологами печати князя Изяслава.

nk_hauz/-mfkyo_juynlbw2hucvq.jpg

Печать князя Изяслава Владимировича

В связи с распространением христианской веры в западной Руси нужно упомянуть и о судьбе матери Изяслава, полоцкой княжне Рогнеде. По сообщению Тверской летописи (XVI в.), Владимир после своего крещения и женитьбы на греческой царевне Анне предложил Рогнеде выйти замуж за кого-либо из «вельмож» своих, но та выбрала монашеский постриг с именем Анастасии: «Не хочу быть рабой ни князю, ни царю, но невестой Христа». Это известие, хотя и правдоподобное само по себе, основывается, вероятно, на каком-то предании. Другое предание, занесенное в Лаврентьевскую летопись под 1128 г., сообщает, что Владимир после отказа Рогнеды отослал ее с сыном в пределы Полоцкой земли, где основал для них город Изяславль (Заславль). Был ли здесь монастырь Рогнеды и проживала ли она здесь вместе со своим сыном Изяславом, однозначно утверждать трудно, поскольку условия того времени требовали, чтобы князь находился в главном городе своей земли, то есть в Полоцке.

Изменение погребального обычая свидетельствует о существенных изменениях религиозных представлений. Принятие христианской веры привело к отказу от языческой практики сжигания покойника (кремации) в пользу погребения в землю (ингумации). При этом захоронение не сразу стали делать в выкопанной могиле, но некоторое время продолжали насыпать небольшой курган сферической формы, т.е. следовали языческой традиции. Проводимое археологами изучение смены погребального обряда открывает процесс широкого и быстрого распространения христианской веры у русских славян, в том числе и на территории современной Беларуси. Здесь первые погребения с ингумацией начинают появляться в X в., а в XI в. они уже решительно преобладают. В XII в. покойников хоронят в ямах (могилах), а в следующем веке сферические курганы сверху перестали насыпать. Указанная тенденция наблюдается не только в городах, но и в сельской местности.

nk_hauz/-mfkyp1m-bt7ihidudia.jpg

Памятник князю Изяславу в Заславле

При Владимире были учреждены и первые епархиальные центры в Полоцке и Турове. Именно епископы в своих областях освящал бы новые храмы и рукополагал бы для них священников. Поэтому вполне естественно, что попечению Изяслава и Святополка были вверены епископы. Никоновская летопись (XVI в.) сообщает, что в 992 г. второй русский митрополит Леонт назначил епископа в Новгород, поставил епископов в Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский) и Белгород. При этом летописец добавляет, что митрополит «и по иным многим городам епископов поставил». Среди этих неназванных городов был Полоцк. То, что Полоцкая епархия была образована в числе первых при Владимире-Крестителе, косвенно подтверждается сведениями из древнего Жития святого Леонтия Ростовского, где автор рассказывает о начале Ростовской епархии. В его повести учреждение Полоцкой кафедры следует сразу после Новгородской. Таким образом, вероятным годом основания епархии в Полоцке является 992 год.

При князе Владимире была учреждена епархия и в Турове. В одной из поздних редакций Патерика Киево-Печерского монастыря сохранился текст грамоты князя Владимира-Крестителя об учреждении в Турове епархии, которая датируется XIV в. Здесь годом основания кафедры в Турове обозначен 1005 год.

nk_hauz/-mfkyoi4dbevkibliyhh.jpg

Праздник Крещения Руси

Хотя названные годы учреждения архиерейских кафедр в Полоцке и Турове имеют предположительный характер (основываются на поздних свидетельствах), можно с уверенностью утверждать, что Полоцкая и Туровская епархии входили в число самых первых епархий Русской Церкви.

Так что день Крещения Руси – это праздник для Православной Церкви в суверенной Беларуси. А князь Владимир – справедливо должен чествоваться как основатель первых православных епархий Белорусской Православной Церкви.

Священник Алексий ХОТЕЕВ

💬 Последние комментарии
ALWAS
Массовая эпидемия мертворожденных детей в Канаде. Казалось бы, при чем тут прививки? "Д-р Даниэль Нагасе разоблачает возникающую катастрофу в области общественного здравоохранения, игнорируемую и подавляемую правительствами, общественным здравоохранением и основными средствами массовой информации. 86 мертворождений за 6 месяцев у полностью вакцинированных матерей в Ватерлоо, Онтарио 13 мертворождений за 24 часа в Британской Колумбии. Многие другие исследования детей, рожденных от вакцинированных матерей, показывают, что их шансы на выживание невелики. Кроме того, у них есть ряд пороков развития. Эти дети... будут страдать от ряда заболеваний."(Из Сети).
======
ОГраничения только дадут время .Через этот штам вируса пройдут все!!!
----
Как вовремя прививками ослабили населениё,его иммунитет .А привитые более заразные так как в них большинстве протекает без клиники.И в германии среди умерших 60 % привитых.Просто нада время чтобы идиопатическая иммуная реакция на вакцину ослабила.Это ище знали в СССР.В Украине во время прививки самая быстрая реакция до 2=х недель после прививки некотрые заболели ковитом,получили миокардиты с летальным исходом,Смерти от тромбозов...В самом деле в привытых гдо то с 5-го дня по 17 дня возможны тромбозы . Потом кто прививался июнь,июль начало сентября и сумели проскочитьэти две недели ,начали заболевать ковитом через1,5-2.5 месяцы в больницы после прививки.В начале этой волны привитых поступивших в бльницы не было-болели непривитые. Но когда исякли силы имуниттета привитых начались поступления.Многие привитые обледуются по частным клиниам а там более лёгкие обращаются но всеравно двохстороння пневмония гарантированная ,но без яркой клиники.И вот имеем ослабленое население прививками и шагает новый штам омикрон.Вакцинация при быстро мутирующем вирусе это не спасение ,это ослабление.
---
Все так только...вложить инвестиции это просто купить предприятие.А его можно купить и закрыть.Выгодно так закрыть.
---
войны нет. Есть оос и это выгодно многим ,в том числе и нынешней Украине.Если бы я был не прав то уже де юрэ была война.И военное положение и отмена многих конституционых прав и выборы в их числе.И никаких продаж земель и ни каких открытых рынков и продажи продовольствия за границу....Много чего .....Но только тогда с чего платить таким каменярам и за что содержать всяческие наблюдательные советы в госкомпаниях.....И (просто на вскидку пример) тогда не возможно повышать цены ни на что и на собственный газ и на собственный уголь.Кому это надо???
ALWAS
Вложить инвестиции означает работников нанять. То есть, ещё и венгры будут на китайцев работать. А такие работники, как мы, и китайцам не нужны. Ленивые, безграмотные, пьющие и вороватые. Поэтому более-менее нормальные люди страну покидают. И работают там, где действуют законы, а не понятия. А на китайцев уже половина Африки работает.....
Луна -2
Вот именно ..
Авторские статьи