Пасха Победы
Общество07 мая 2020

Пасха Победы

В победном 1945 году праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха – пришлась на 6 мая. Уже был взят Берлин. До окончательной капитуляции фашистской Германии оставались считаные дни.

В Москве в Богоявленском соборе Святейший Алексий I (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси возглавил праздничное богослужение. Его Святейшеству сослужил целый сонм архиереев и духовенства. 

По окончании Пасхальной заутрени  патриарх зачитал  своё вошедшее в историю проникновенное «Послание по случаю победоносного окончания Великой Отечественной войны». Приведём несколько отрывков:

«Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой германского фашизма, который на наших глазах сокрушается соединённой силою наших доблестных войск и войск наших союзников. Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимою силой человеческой». И далее: «Преклоняясь пред изумительными подвигами русских воинов, полагающих за наше счастье жизнь свою, и радуясь грядущей победе над исконным врагом русского народа, усугубим эту радость благодарным воспоминанием победы Христа над адом и смертью и дарования нам этой победой вечной радости в невечернем дни Царствия Своего».

Празднование Пасхи было официально разрешено на самом высоком уровне. И не только в Москве, но и по всей стране. Мало того, хлебозаводы даже выпекли куличи, а в магазинах появилась творожная масса. Храмы были полны, были разрешены и проходили крестные ходы со свечами и  под колокольный звон. Люди радовались Светлому Христову Воскресению и совсем уже близкой победе над фашизмом, с чем и поздравляли друг друга, ликуя. По всей огромной стране неслось торжествующее: «Христос Воскресе!» Характерно, что среди прихожан значительную часть составляла молодёжь и мужчины,  были и военные. Приступая к Таинствам исповеди и причастия Христовых Тайн, они снимали оружие. 

Это была первая Пасха для владыки Алексия I в сане Святейшего патриарха.

Святейший патриарх Алексий I (Симанский)

К тому времени отошел ко Господу Святейший патриарх Сергий (Страгородский). Согласно его завещанию, именно митрополит Алексий (Симанский) стал местоблюстителем, а затем и был избран на Престол московских Патриархов.

…Празднование Светлого Христова Воскресения в Советском Союзе началось  в грозном 1942 году. В Пасхальную ночь отменили комендантский час. В Москве – несмотря на все еще осадное положение – и крупных городах прошли крестные ходы. По данным столичного УНКВД, в действующих православных храмах собралось свыше 160 тысяч верующих.

Пасха 1942 года

Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) находился в принудительной эвакуации в Ульяновске. Здесь на своей пишущей машинке он напечатал своё знаменитое послание, в котором отметил: «Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами всё еще покрыто тучами, страна наша всё ещё терпит лютое нашествие фашистов. Но тьма не победит света, хотя бы на время и заслоняла его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику. Не забудем слов “Сим победиши”. Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское жительство».

Святейший патриарх Сергий (Страгородский)

Конечно же, особой была ранняя Пасха 1942 года в блокадном Ленинграде, где вместе со своей паствой пребывал и нес молитвенный подвиг митрополит Алексий (Симанский).

В храмы люди несли освящать свои блокадные кусочки хлеба. И именно в ночь на 18 апреля фашисты с собой жестокостью бомбили и обстреливали так и не покорившийся им город. Летчики люфтваффе сбрасывали бомбы на кафедральный Никольский собор из пулеметов. Судя по всему, разведка врага узнала о том, что в эту ночь будет празднование православной Пасхи. Однако и советские разведчики работали молниеносно – об изуверских планах фашистов стало известно командованию Красной армии, и Пасхальные торжества в Ленинграде перенесли на 6 часов утра. Так удалось избежать массовых жертв, на которые рассчитывало гитлеровское руководство.

В своем Пасхальном послании митрополит Алексий обратился к ленинградцам с парадоксальными, но очень сильными словами: «Стать выше тех сравнительно малых лишений и личных бедствий, которые приходится переживать в это бурное время... и больше, чем когда-либо хранить бодрость и твёрдость духа, помня слова апостола Павла: “Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь”».

В 1943 году Пасхальное  послание митрополита Сергия было  издано тиражом в 6000 экземпляров. Его распространяли на фронте и в тылу врага – среди партизан.

«Вот теперь скоро уже два года, как мы переживаем темень и осень фашистского нашествия. Как будто “близится утро победы, но пока все еще ночь” (Ис. 21, 12). Советские люди, самоотверженно соревнуясь друг с другом и на фронтах и в тылу, сумели … нанести фашистам под Сталинградом и на других фронтах небывалой силы удар, под влиянием которого в стане врага заметно замешательство. Однако, чувствуя себя в безопасности в Европе, Гитлер все войска, стоявшие у него там, перебросил на наш фронт, и фашисты снова пытаются наступать. Но мы и теперь страха их не боимся, ниже смутимся. Один только Господь да буде нам в страх!» –- писал на своей машинке мужественный Владыка, будучи уверенным в том, что «с Божией помощью наша доблестная русская армия изгонит фашистскую нечисть из пределов нашей родины».

Митрополит Сергий (Страгородский) за работой

А в Ленинграде митрополит Алексий с особыми словами обращался к своей пастве, находящейся на оккупированных фашистами территориях: «Тяжела и безрадостна жизнь ваша в земле исконно русской, но временно захваченной врагом безжалостным, ненавидящим все русское, попирающим все для нас дорогое и священное, не щадящим в злобе своей ни старца, ни женщины, ни младенца!  Но тем радостнее Пасхальная весть!»

И далее: «Знаем мы и слышим, что многие и многие из вас, пренебрегая опасностями, со всех сторон вас окружающими, не щадя жизни, всеми силами борются с врагом, помогая этим нашим доблестным защитникам – воинам нашей Красной Армии в их беззаветной борьбе за честь и свободу родины… И мы благословляем этот ваш подвиг ратный и твердо веруем, что “Господь сил” с вами в этой священной борьбе, что этому благородному порыву вашему Он подаст Свою дивную помощь и силу». Сохранились свидетельства о том, как воодушевляли эти слова митрополита Алексия не только на ратные подвиги, но и на упование в них на Бога: «Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь родины; всеми мерами и мужчины и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей родине и своей вере народ, готовый жизнь свою сделать священной жертвой верности и любви к своей возлюбленной отчизне, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви по суду самого небесного Судии: “Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15, 13). И да будет благословен ваш подвиг!»

Пасхальное богослужение в годы войны

Пасха 1943 года пришлась на 16 апреля. Сохранилась докладная записка председателя Совета по делам РПЦ при Совнаркоме полковника Карпова о том, как прошел этот праздник в Москве: «Почти во всех церквях города… были военные офицерского и рядового состава общим числом более 500 человек, причём, немало военнослужащих (группы в 50, 100, 275 человек) присутствовали на Пасхальном богослужении в подмосковных храмах и в столичной области». Судя по докладу Берии Сталину, в Москве Пасхальная служба совершалась в 32-х храмах,  присутствовало до 250 тысяч человек. По  области в 126 храмов пришло 200 тысяч богомольцев. Порядок обеспечивали около 2400 милиционеров. Среди молящихся до 80-85% составляли женщины, 15–20% мужчины.

Пасхальный крестный ход в годы войны

В 1944 году продолжается возвращение советских людей, среди которых много военных, к Богу. Не случайно после Великой Победы монастыри пополнились насельниками из воинов-освободителей.

Согласно сводкам НКВД на богослужениях в ночь на 15 апреля в Троицкой церкви г. Подольска  насчитали 100 военных, в церкви святого Александра Невского пос. Бирюлево – 275. 

Такой поворот на 180 градусов в отношениях церкви и государства – от желания полного уничтожения до всемерной поддержки – вовсе не случаен. РПЦ с первых дней войны стала на патриотические позиции. На фронтах Великой Отечественной сражалось немало её чад, духовенство не прекращало молитвы. Православные  верующие собрали миллионы рублей – невиданная сумма, – на которые были построены танковая колонна им. Димитрия Донского и эскадрилья им. Александра Невского. На фронт они отправляли посылки с продуктами и тёплыми вещами.

…Вспомним слова Святейшего патриарха Сергия, которые актуальные и в сегодняшние дни о том, что возможно «что-нибудь одно: или свободное и мирное существование народов с их верой во Христа, с их стремлениями к истине, ко всему светлому, что есть в этом мире, или Гитлер с его фашизмом, мраком, насилием над всем лучшим, существующим в человечестве». Того, побеждённого в 1945-м Гитлера уже давно нет на этой земле, но фашизм дал буйную поросль, мимикрировал, и сегодня, как показали события на Украине, да и в мире тоже, мы снова приходим к пониманию сказанного в далёком 1942-м митрополитом Алексием: «Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь родины…»

При работе использованы материалы сайта «Православная жизнь»

Вера НАДЕЖДИНА

8 комментариев

Написать комментарий
  • Гость
    07 мая 2020
    И ПАСХА ГОСПОДНЯ! ... и радость со слязами на глазах...
    Ответить
    • Гость
      07 мая 2020
      Гость
      И такое было. И "юди радовались Светлому Христову Воскресению и совсем уже близкой победе над фашизмом"...
      Ответить
      • Гость
        07 мая 2020
        Гость
        И такое было. И "люди радовались Светлому Христову Воскресению и совсем уже близкой победе над фашизмом"... так будет и в наше время...
        Ответить
        • пожилой Петр
          11 мая 2020
          Гость
          И только так: "Царство Божие подобно горчичному зерну. Оно – самое грандиозное из всего на свете, самое прочное, самое фундаментальное, самое вечное – подобно маленькому зерну".
          Ответить
  • Гость
    07 мая 2020
    "Вспомним всех поимённо, Горем вспомним своим... Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!" ( Р. Рождественский). … … «Если Родина-Русь скажет: «Так надо» — Оградим, охраним, отстоим. Наши души не для парадов, С обелисков над морем парим».
    Ответить
    • Гость
      11 мая 2020
      Гость
      Только так. И "они (старшие поколения) защитили Родину. Теперь долг за нами, их детьми. Защитить их Победу. От неправды".
      Ответить
  • Гость
    12 мая 2020
    И надо только "пещись о взысканіи Града грядущаго" от Господа и не как нельзя "мириться съ беззаконіемъ и неправдой"... "Никто пусть не ждет добра, если сам не совершил ничего доброго, хотя бы он имел бесчисленное множество праведных предков". И "Всемилостивый Господь, видя самоотверженность нашего народа, его долготерпение, человеколюбие, смирение, милосердно встал за Русь, против ее врагов". ... "блажен кто милует скоты" (Притч 12.10). ... настоящая радость без покаянного труда не может быть...
    Ответить
    • гость
      12 мая 2020
      Гость
      Перо перестань гадить.......
      Ответить