ОбществоИсточник7 окт.

Превратив врага в недочеловека, ты создаешь себе моральное оправдание

И это делает даже убийство христианским поступком

nk_hauz/-mj0ooxmc-8nfv6vigpj.jpg

...Когда военный трибунал по делу лейтенанта Уильяма Келли выяснял роль последнего в расправе над невинными гражданскими лицами во вьетнамской деревне Май Лай, психиатр, дававший заключение о вменяемости Келли, заявил, что тот рассматривал вьетнамцев как ‹недолюдей›. Социальные психологи выяснили, что люди не могут совершить акт жестокости и выйти из данной ситуации целыми и невредимыми. Я не знаю наверняка, каким образом лейтенант Келли (и тысячи других солдат) пришли к тому, чтобы считать вьетнамцев ‹недолюдьми›, но вполне разумно было бы предположить следующее: когда мы вовлечены в войну, в которой в результате наших действий было убито огромное число мирных жителей, мы можем попытаться умалить достоинства жертв, чтобы в итоге оправдать собственное соучастие. Мы можем издевательски высмеивать их, относиться к ним как к ‹слизнякам› и подвергать их любым формам дегуманизации. Но, стоит нам только преуспеть в этой деятельности, как - внимание! - обижать и убивать ‹недолюдей› окажется куда легче, чем делать то же самое в отношении таких же людей, как вы сами. Таким образом, подобный способ уменьшения диссонанса имеет ужасающие последствия: он увеличивает вероятность того, что жестокости, на которые мы окажемся способными в будущем, будут все более и более страшными. Обратите внимание на иронию: доставив вам боль, я - исключительно потому, что считаю себя человеком безупречным, - вынужден буду убедить себя в том, что вы - предатель, доносчик или еще кто похуже! Другими словами, поскольку такие безупречные личности, как я, не обижают невиновных, стало быть, это вы заслуживаете всех тех мерзостей, которые я с вами проделываю. Для большинства людей сознательно причинить боль другому человеческому существу бывает трудно до тех пор, пока они не обнаружат способ дегуманизации своих жертв. Так, когда наша страна вела войны против азиатских стран (против японцев - в 1940-х гг., корейцев - в 1950- х гг., вьетнамцев - в 1960-х гг.), наши военные часто отзывались о противниках как о ‹слизняках›. Мы можем рассматривать это как пример дегуманизирующей рационализации акта жестокости: куда легче совершить насильственные действия в отношении ‹слизняков›, нежели против таких же людей, как и мы с вами. Как я не уставал повторять на страницах этой книги и как пишет Фешбах, рационализация не только развязывает нам руки, делая возможным агрессивное поведение по отношению к другому человеку, но и гарантирует, что данное поведение будет продолжаться и впредь. Одной из причин возникновения предрассудка у человека является потребность в самооправдании. Совершив жестокость в отношении другого человека или группы людей, мы с целью самооправдания всячески умаляем достоинства жертвы. Если нам удастся убедить себя, что данная группа ничего не стоит, состоит из ‹недочеловеков›, глупа или аморальна, это поможет нам не чувствовать аморальными себя, порабощая ее членов, лишая их достойного образования или даже убивая их. После этого мы можем преспокойно продолжать посещать церковь и ощущать себя добрыми христианами, потому что тот, кому мы нанесли вред, - не наш брат-человек. В действительности, если мы достаточно изощрены, то сможем даже убедить себя в том, что варварское истребление мужчин, женщин и детей является христианской добродетелью, как это делали крестоносцы, когда на пути к Святой земле они вырезали европейских евреев во имя Иисуса Христа. И снова, как мы уже видели, данная форма самооправдания служила усилению последующих жестокостей. Эллиот Аронсон. "Общественное животное. Введение в социальную психологию", 1998 г.

Алексей Романов

💬 Последние комментарии
Весёлый Роджер
Фуйли ты ТВАРЬ пархатая Шмуля с больной и ТУПОЙ головы на вумную перкладываешь ваши хунтовские проблемы! За що скакали - то и нас_какали ждуны эуропеидные! А это не те бабульки що пирожки до майданутых таскали? Ну так и получите Спасибо от рагуль! «с самого начала виноват Роджер, захотелось ему колбасы разных видов и без очереди» - ЭЙ вор-несун партЕйный, Шмуля пархатая ты Тварь приспособленец, с полным холодильником продуктов, а шо здесь такого ЗАПРЕДЕЛЬНОГО в этом желании? Чем же оно плохо? Ну хотя бы жили бы как в соц. странах! А то же була полная ПАРТОКРАТНАЯ ЖОПА во ВСЁМ!!! Поясни ТВАРЬ продажная!!! Заметь МУДАК - не яхты, не машины, не виллы, а ПРОСТАЯ колбаса, которую при отсталом ЦАРЕ экспортировали по ВСЕЙ Европе, а при Союзе народ стал жить у жопе!!! Отвечай МРАЗЬ брехливая! А ну да, сейчас напишешь – при Царе смартфонов не було! МРАЗЬ ты Шмуля и пиСдун продажный- холуй нацисткий!
Луна -2
Добавлю К нам приезжает молочница .у Нее вкусные творог и сметана молоко .Так вот люди выстраиваются в очередь именно к ней, потому что все естественное.. и Очередь порядка человек 30 - это свои .а потом уже чужие....Для ТОГО ЧТОБЫ ДОСТАЛОСЬ ИМ ТВОРОГА,люди занимают очередь в семь утра - если летом,зимой в половине восьмого.Вот -так -то всезнайка ты наша
Антиелена
Не, а ну в кого такая ТП + ДБ?
Серж
Они все зрадники там когда пахнет жареным, вон Хорватия, Болгария уже подтянулись там Париж ну и все остальные.
антиЕлень
Елень. ты когда едешь на фронт?
Антиелена
А ты потрудись написать, оторви жопу от дивана. Все ж лучше чем свои говнопосты выкладывать!
Антиелена
Подожди, Ленка-дурилка-подстилка, а как же сывочелый криголам и клоун на рояле, которые умеют управлять страной? Опять спи@дела? Имей мужество признаться, как с мегабайтом. Хотя кому я это говорю? Ты, сучка за себя говори, а не за Роджера или кого-то еще.
Авторские статьи