Русские создатели львовской автобусной славы
Общество22 мая 2020

Русские создатели львовской автобусной славы

Долгое время визитной карточкой Львова была не польская архитектура и не зашкаливающая украинская свидомость, а огромный автобусный завод, продукция которого не только перемещала жителей 1/6 части суши, но и подвезла Гагарина перед стартом «Востока-1».

Теперь этого завода практически нет, а над его развалинами уверенно звучит «Щеневмерла». В принципе, ликвидация крупнейшего в СССР автобусного завода вполне вписалась в реализуемую нынче декоммунизацию. Да и зачем украинцам производить автобусы, если труд рабочих можно применять на работах в Польше?

Но так как Львовский автобусный завод строила другая страна и другие люди, стоит вспомнить о них в дни, когда могло бы масштабно отмечаться 75-летие этого мощного и уникального предприятия.

В офисе президента о нём вряд ли вспомнят, потому что решение о строительстве в недавно освобождённом городе, нашпигованном гитлеровскими подстилками, стреляющими в спины солдат РККА и топящих в колодцах учителей, принималось на высочайшем уровне – сначала в Москве, а после – на основании постановления ЦК КП(б)У и СНК УССР «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства города Львова».

Цели строительства именно здесь тоже не скрывались – необходимо было создавать рабочие места в отсталом в промышленном отношении регионе, одновременно расширяя социальную базу львовского пролетариата, более сознательного, чем пополнявшие ряды УПА прикараптские рогули.

Строительство началось 21 мая 1945 года на территории бывшего ипподрома и бетонного завода на улице Стрыйской. Руководил стройкой и становлением завода Николай Дутченко.

В строительстве участвовала вся страна, выделившая людей и средства, когда ещё не остыли пожарища прошедшей войны.

Строительная площадка завода

Одними из первых сюда прибыли сотрудники Горьковского и Ярославского автозаводов, на основании видения которых создавали первые корпуса. Металлопрокат, готовые детали и станки везли из Тулы, Курска, Донбасса и Киева. Будущему заводу досталось кое-что из трофейных станков и инструментов.

Темпы строительств внушали – в 1946 году были сданы склады и корпуса, а в 1947 году пошла первая продукция.

Известно, что строящийся завод, именно как автобусный, изначально выпускал продукцию, более важную для восстанавливающейся страны – автоприцепы, блоки экскаваторов и автокраны. Производство кранов АК-32 сюда перевели из Днепропетровского автозавода, после было освоено производство собственных кранов ЛАЗ-690 на зиловских шасси и автомобилей-фургонов. Те львовские автокраны встречались на стройках бывшего Союза ещё 15-20 лет назад.

Краны и автофургоны – первая продукция завода

Первым директором завода стал Борис Павлович Кашкадамов. Смоленский кадет Московского кадетского корпуса, после перипетий Гражданской войны он попал в Харьков, закончил политех и стал работать на ХТЗ. После войны Кашкадамову доверили стать главным инженером Львовского велосипедного, а после возглавить Львовский автокрановый завод как предтечу ЛАЗа.

Б.П. Кашкадамов - директор ЛАЗ (1952-1966)

Именно он завершил трансформацию завода в автобусный, и постановлением Совмина СССР 1949 года завод получил название «Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР», причём уже в те годы во Львове задумывали строить даже электромобили.

Знаменитое автобусное будущее завода связано с именем сибиряка Виктора Васильевича Осепчугова – невероятно талантливого конструктора и организатора.

Он родился в Томске 5 ноября 1906 года. Закончив там же Сибирский институт инженеров транспорта, Осепчугов получил направление на Ярославский автозавод, где вошел в коллектив создателей первого в СССР большегрузного ЯГ-12. После командировки в Англию Осепчугов занимался конструированием советских троллейбусов ЯТБ-1, а во время Великой Отечественной войны – советских артиллерийских тягачей.

За линейку тягачей, среди которых был транспортировавший самую огромную бомбу в мире АН602 («Царь-бомба» и «Кузькина мать») супертяжёлый ЯАЗ-210Г, конструктор был награждён орденом Красного Знамени.

Создатель львовских автобусов Виктор Васильевич Осепчугов из сибирского Томска

После перевода во Львов Осепчугов буквально «заболел» созданием автобуса и, по словам своего друга и директора Кашкадамова, заразил своей «автобусной болезнью» всё молодое КБ.

Разработке автобуса несколько мешали задачи по производству кранов и фургонов, но остановить Виктора Васильевича было уже невозможно. Говорят, что блоки будущей машины он рисовал даже на лекциях Львовского политеха, где заведовал кафедрой «Автомобили».

Параллельно с конструкторской работой и созданием конвейерной линейки шли бесконечные переговоры с Киевом и Москвой, где амбициозные стремления Осепчугова и его молодёжи одобрили, дав отмашку старту производства опытных образцов массового автобуса.

Как вспоминают ветераны, немаловажную роль в поддержке Политбюро сыграли изготовленная во Львове первая партия электромобилей НАМИ-ЛАЗ-750, которая была отправлена в Москву и Ленинград и испытана как автомобили спецпочты.

Прообраз Мерседес и ЛАЗ

Работа не останавливалась ни на минуту. Революционным решением была «зиловская идея», удавшаяся львовянам, – размещение двигателя в заднем свесе кузова, а также дизайн самого кузова, который подсмотрели у немецкого Мерседеса- Бенц 321. Автобус отличали обтекаемые формы, гнутые стекла.

12 февраля 1956 года из заводских ворот ЛАЗа выехал автобусный первенец опытный образец ЛАЗ-695

Опытный образец ЛАЗ-695 у ворот завода

Это был триумф! Автобус сразу начали модернизировать, совершенствовать двигатель, кузов, систему открывания дверей. 12 апреля 1961 года модернизированный (даже с туалетом!!!) ЛАЗ-695Б, подвёз к стартовой площадке экипаж «Востока-1» Гагарина и его дублёра Титова, врачей и специалистов запуска.

Космический ЛАЗ

Надо признать, что ЛАЗ сразу по-доброму был встречен пассажирами от Ужгорода до Владивостока. В народе он получил прозвище Маруся, и на дорогах бывшего СССР ещё можно увидеть его на ходу и даже перевозящего людей, а не только в виде экспонатов в музеях.

Вспомните, как тепло («на моторе») было ездить в нём во время зимних морозов, как дребезжал пятаками кассовый аппарат, установленный возле водителя, как водители отрабатывали на нём эстетику тюнинга советского автобуса, украшенного плакатами, вымпелами и занавесками с бахромой…

А завод только разворачивал плечи. Совершенствовались модели, расширялась их линейка. Советский автобус был одобрен даже на капризном Западе, где львовские машины Осепчугова дважды на туристическом авторалли Европа-Лазурный Берег в 1967 и 1969 гг. получали Гран-при, золотые медали (Брюссельская выставка средств общественного транспорта 1958 года) и даже призы президента Франции. ЛАЗ был официальным автобусом московской Олимпиады.

Завод стал реальным передовым и новаторским производством, где работали асы сборки вроде бригады Героя Социалистического труда Николая Ивановича Миляна, гарантией качества которой было личное клеймо бригадира, а при заводе стараниями Осепчугова действовало «Главное союзное конструкторское бюро по городским автобусам средней и большой вместимости». Они хотели быть лучшими и стали лучшими.

Но время великих людей и великих результатов прошло. Пришло время разрушителей и микробов, выискивающих на исторических помойках доказательства своего несуществующего величия.

Табличка старого автобуса – символа былого могущества

Виталий ЗАХАРЧУК

5 комментариев

Написать комментарий
  • кипчак
    22 мая 2020
    Время великих людей прошло, пришло время "героев", от одного упоминания которых любому порядочному человеку хочется помыть руки.
    Ответить
    • гость
      10 дней назад
      кипчак
      Как тут не согласиться. Именно так. За тридцать лет не создали ничего. Т.е. вообще ничего.
      Ответить
    • Гость
      10 дней назад
      кипчак
      И "все важные решения в стране будут приниматься исключительно на референдумах". А что на самом деле? … И "так кто всё-таки добьётся мира для Донбасса, где уже шесть лет людей продолжают убивать?" … а отчего теперь не "остановить украинских нацистских карателей, начавших геноцид русского населения на Донбассе". ... И "ту Украину, которую мы знали, мы потеряем. ...Украина, будет проходить дальнейшая деиндустриализация и сокращение населения. Процесс этот будет болезненным. Сельское население будет вымирать, а Украину без села сложно представить".
      Ответить
  • Гость
    10 дней назад
    И как-то всё огорчительно...
    Ответить
    • Гость
      9 дней назад
      Гость
      И "не надо сравнивать войну и коронавирус. В войну люди были лишены элементарных удобств. Они пережили страх, голод, разруху, потерю близких". ... Я взираю с тоской на родную страну – Край, притихший в плену карантина. Кто поможет тебе, Украина? (Дм. Мирный).
      Ответить
💬 Последние комментарии
Елена
Тебя никто не спрашивает,что мне делать и о чём писать, дурачок несчастный,ха.А Украина идёт в Европу.Слава Украине!
Игбун Хохлов
Тупость - национальная черта хохлоту. Других объяснений подобным высерам придумать невозможно. Дебилам уже тыщапятсот мильонов раз рассказывали, что: 1. Меморандум - это всего лишь декларация о намерениях. Никакой значимой юридической силы он не имеет. 2. Нератифицированный меморандум - не больше, чем разговоры на кухне. 3. Меморандум никакого отношения к ЯО не имеет, укрАина избавилась от него, потому что не имела средств обслуживать. Об этом даже Чук первый говорил. 4. Страна, в которой произошел государственный переворот, вообще не имеет права на какие-либо договора, подписанные ранее. Их подписывали не с вами, а с законной властью. 5. Никто территориальную целостность укропстана не нарушал, это гражданская война, в которой у республик Донбасса гораздо больше прав. 6. Поросенок Хунтик 5 лет пробивал идею привлечь пиндостан и мелкобританию. Результат - ноль. У нагло-саксов нет никакого желания ввязываться в эту заварушку. У Зели результат будет тот же. Хохлоту скачет по граблям. 7. Минские соглашения - это документ ООН, и хитрожопым хохлам его обойти никак не получится. Сало Уронили!))))))) .
светла
это не мой флаг*-я просто в гостях сейчас у сестры---и вашу Украину вижу лично--бандиты,фашисты,бандеряки, убийцы детей ---жаль сестра не уехала с этого дурдома---получается ,что 73 процента украинцев ненормальных --именно столько голосовало за зелю,а ваш параша тоже тварь кровавая ,а ваш Аваков,Геращенко--пидорасы ,геи,как и Ляшко--а в Раде один 95 квартал---просто не способны вы ,украинцы, государством управлять,тем более,что вам подарили и отдали половину Украины--в 1922 году она была без КРЫМА,ДОНБАССА,ХЕРСОНА,ЛЬВОВА,ОДЕССЫ ---все вам Ленин ,СТАЛИН И ХРУЩЕВ ПОДАРИЛИ---а я ,слава богу,русская,живу в России, ---а ты видно рогуль с галичины,славно бандеровцев мой отец покрошил под БРОДАМИ В ВОВ !!!ЖАЛЬ НЕ ВСЕХ ТАМ ДОБИЛИ---а родина моя--РОССИЯ,ДАЛЬНИЙ ВОСТОК,ПРОСТО СЕМЬЮ ,КАК ВОЕННЫХ,ПЕРЕВЕЛИ В УКРАИНУ--я вовремя уехала с этого гадюшника,сестра нет ,о чем жалеет---В РОССИИ КЛАССНО,МНЕ ЕСТЬ С ЧЕМ СРАВНИВАТЬ,У ВАС ЖЕ---НИЩЕТА И БЕЗНАДЕГА, в Крыму бываю--там классно,новый аэропорт--космический,мост тоже--все строится,развивается,и цены на продукты и лекарства ниже чем в Украине----а вы и дальше скачите и жопу пиндосам полизывайте--не забудь стринги надеть на гей парад--у вас же только такие парады сейчас
Елена
А его начальник будет Нетрадиционно играть на рояле :)))))
Елена
Лысый череп в Будапеште будет сосать
Игбун Хохлов
Ебанько, разговор состоялся по инициативе американской стороны. Можешь погуглить, хотя мартышка вроде тебя на это не способна.
Елена
Долбодятлы какая Украина , сталь Саудам продаёт Индийская компания которой принадлежит завод в Кривом роге. И бабло с прибылью соответственно получат кришнаиты , хахлы получат чёрное копченое небо и рыжую пыль на улицах 95 квартала