«Се, стою у двери и стучу»

25.03.2019 11:47
В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.

Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.

Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.

Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний волевой акт, как ответ на Божий призыв.

Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?

Протоиерей Андрей Ткачев

Комментарии

гость, 26.03.2019 06:22

Гостю, 26.03.2019 (01:34). Эта публикация верна по сути изложения. И нет нужды её загромождать недолжным словом.

гость, 26.03.2019 06:17

И такое знаем, что разумное "большинство жителей Украины, ощущая на себе все тяготы безумного антироссийского эксперимента в собственной стране, просто устали от всего происходящего за годы послемайданного лихолетья".

fr Гость, 26.03.2019 01:34

14.21 не нравится не читай критик из тебя неважный сам то подобное изложить не в состоянии

ua запорожец, 25.03.2019 14:48

Что значит не лезь? Надо же понять, чего это интернет-священник начал всем навязывать свои искусствоведческие вопросы. И таки да, есть такие непонятки у английских художников в изобразительном искусстве 19го века. Там в реале проблемы у этих художников-прерафаэлистов в голове начались не с Христа и с церкви, а с одном дамы по фио Элизабет Сиддал - натурщицы из низкого сословия, которую эти больные на голову художники умучили наркотой и бухлом до полного туберкулёза. А иначе тогда лечить тубик не умели. Пообещали красивой девке чудо и большие деньги, папа ейный выкатил предъяву этим придуркам от искусства Ханту-Россети-Милессу, что они её довели до болезного состояния, даже один из троицы "худ.братства" женился в конце концов на чахоточной, но неудачно. В общем все умерли и всех похоронили - собственно это всё что надо знать про братство прерафаэлитов. Туда им и дорога - средневековым художникам-хоронякам.

гость, 25.03.2019 14:21

Запорожцу, 25.03.2019 (13:25). Всё как всегда: не лезь туда, куда не просят.

гость, 25.03.2019 14:13

....А ведь «Принцип автокефалии не может действовать в ущерб принципу соборности и единства Церкви». ...«СЦУ» определена как неканоническая организация, т.е. раскольничья блевотина... И видим "намерения Константинопольского патриархата самочинно и самовластно" неправомерно и противоправно командовать там, где не просят... однако "большинство православных Украины сохранили верность канонической УПЦ (самоуправляемой церкви. - Прим. ред.) и не приняли раскола", т. е. уклонения от Святого Православия.

ua запорожец, 25.03.2019 13:25

Не, не поэтому картину не приняли. Предки не были идиотами, и прекрасно разирались в живописи, умели угадывать тайные смыслы получше и почище современных "искусствоведов". Просто Уильям Холман Хант был членом так называемого "братства прерафаэлитов" - сборища графоманов-писателей и мазил-художников-авангардистов. Которые хотели, чтобы всё вернулось в стандарты до Рафаэля-даВинчи-Микеланджело-Тициана и прочих культурных ренессансников. В общем обычная секта, отвергавшая как сейчас сказали бы - "культурный застой" в искусстве. Ну это, как если бы современные иконописцы ввели бы запрет на уже привычный обществу авангардизм-импрессионизм-итд, а призывали бы только писать иконы в византийском стиле, но на современном уровне экспериментальной живописи, или вообще в стиле - "угадай на фото религиозный библейский сюжет". В общем эта секта прерафаэлистов проповедовала антиретроградство и антиклассицизм. Потому публика поначалу не приняла тогдашний "авангардизм", направленный прежде всего против английского бытового пуританства и британской королевской семейки, и как следствие художества братства Россети-Ханта-Миллеса. В общем ничего нового - политика замешанная на большие бабки с заказов от богатых клиентов. И надо сказать, что это почти получилось у прерафаэлитов - парни действительно молодцы и конкретно встряхнули изобразительное искусство, но к католической (или протестанской- англиканской) церкви это имело отношение постольку-поскольку двигало церковную культурку в массы. Не каждому оно интересно. Ну, а религиозные сюжеты художники типа УхХанта позычили не от того, что больные на голову, хотя в сюжетах картин это явно прослеживается (что может подтвердить любой практикующий психолог) - просто они лучше тогда покупались заказчиками. И да, прерафаэлиты вернули в искусство эпохи возрождения элементы религиозного вырождения общества, позы смирения-покаяния-идеализма и прочего пох..изма. Чем до сих пор привлекают священников всех мастей, близкие им по духу персонажи. Хотя это всего лишь малая часть большого наследия английского жанра живописи, непонятно чего это А.Ткачёв начал англичанами восторгаться? Стук-стук откройте полиция, да?

Добавить комментарий