Сегодня годовщина подвигу "Варяга" и "Корейца"
Общество09 февраля 2021

Сегодня годовщина подвигу "Варяга" и "Корейца"

Вспоминаем подвиги знаменитого крейсера в материале кандидата военных наук Владимира Прямицына

Все мы знаем слова песни, посвященные самому знаменитому событию русско-японской войны 1904-1905 годов – подвигу крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", вступивших в неравный бой с превосходящими силами японской эскадры в корейской бухте Чемульпо: "Наверх, вы товарищи, все по местам! Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый "Варяг", Пощады никто не желает!". Минуло уже 112 лет с того дня, но подвиг моряков не забыт, он навсегда вошел в историю русского флота. К памятной дате РИА PrimaMedia вспоминает историю русского крейсера "Варяг" в материале кандидата военных наук, майора Владимира Прямицына, заместителя начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) ВАГШ ВС РФ, опубликованном на сайте Министерства обороны России.

[Полностью история "Варяга" - на сайте]

П.Т. Мальцев. Крейсер Варяг. 1955 г. Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Судьба корабля сродни судьбе человека. В биографии одних — лишь постройка, размеренная служба и списание. На долю других выпадают рискованные походы, разрушительные шторма, жаркие бои, участие в важных событиях. Первых человеческая память безжалостно затирает, превознося вторых, как свидетелей и активных участников исторического процесса. Одним из таких кораблей, без сомнения, является крейсер "Варяг". Имя этого корабля хорошо знакомо, пожалуй, каждому жителю нашей страны. Однако широкой публике известна, в лучшем случае, одна из страниц его биографии – бой в заливе Чемульпо.

Непродолжительная служба этого корабля совпала по времени с роковыми военными событиями, социальными и политическими переменами, охватившими мир и Россию в начале ХХ века. История русского крейсера "Варяг" уникальна. Она началась в США, продолжилась в Корее и Японии, а завершилась в Шотландии. По палубам "Варяга" ходили американские и английские рабочие, русские моряки, русский царь, японские кадеты, революционные матросы…

Крейсер "Варяг" и эскадренный броненосец "Полтава" в Западном бассейне Порт-Артура. 21 ноября 1902 г. Фото А. Динесса Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Капитан В.Ф. Руднев Фото: Портал "Старый Владивосток"

Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин "Варяга", а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка "Кореец".

Канонерская лодка "Кореец" Фото: Портал "Старый Владивосток"

Кроме "Варяга" в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер "Чиода" покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.

Бой у Чемульпо: как это было

В 07.00 24 января соединенный флот Японии покинул порт Сасебо и вышел в Желтое море. Ему предстояло нанести удар по русским кораблям за пять суток до официального объявления войны. От общих сил отделился отряд контр-адмирала Уриу, которому поручалось заблокировать порт Чемульпо и принять капитуляцию от стоявших там кораблей.

26 января 1904 года канонерская лодка "Кореец" была направлена в Порт-Артур, однако на выходе из залива Чемульпо она столкнулась с японским отрядом.

Японские корабли преградили "Корейцу" путь, произвели по нему торпедный залп. Канонерской лодке пришлось вернуться в порт, а этот инцидент стал первым столкновением в русско-японской войне 1904 – 1905 годов.

Заблокировав залив и войдя в него несколькими крейсерами, японцы начали высадку десанта на берег. Это продолжалось всю ночь. Утром 27 января контр-адмирал Уриу письмами обратился к командирам кораблей, стоявших на рейде с предложением покинуть Чемульпо ввиду предстоявшего боя с русскими кораблями.

Капитану 1 ранга Рудневу предлагалось оставить порт и принять бой в море: "Сэр, ввиду существующих в настоящее время враждебных действий между правительствами Японии и России, я почтительно прошу Вас покинуть порт Чемульпо с силами, состоящими под Вашей командой, до полудня 27 января 1904 года. В противном случае я буду обязан открыть против вас огонь в порту. Имею честь быть, сэр, Вашим покорным слугой. Уриу".

Командиры кораблей, стоявших в Чемульпо, организовали совещание на борту английского крейсера "Талбот". Они осудили ультиматум японцев и даже подписали обращение к Уриу. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев объявил коллегам о том, что собирается прорываться из Чемульпо и принять бой в открытом море. Он попросил их оказать "Варягу" и "Корейцу" эскорт до выхода в море, однако, получил отказ. Более того, командир крейсера "Талбот" коммодор Л. Бейли уведомил японцев о планах Руднева.

Крейсер "Варяг" Фото: Портал "Старый Владивосток"

В 11.20 27 января "Варяг" и "Кореец" начали движение. Палубы иностранных кораблей наполнились людьми, желавшими отдать дань уважения храбрости русских моряков. Это был возвышенный и вместе с тем трагический момент, в который некоторые люди не могли сдержать слез.

Командир французского крейсера "Паскаль" капитан 2 ранга В. Сэнес впоследствии писал: "Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть".

В итальянских газетах этот момент описывали так: "На мостике "Варяга" неподвижно, спокойно стоял его командир. Громовое "ура" вырвалось из груди всех и раскатилось вокруг. Подвиг великого самопожертвования принимал эпические размеры". Сколько было возможно, иностранные моряки махали вслед русским кораблям фуражками и бескозырками.

Сам Руднев в своих мемуарах признавался, что не помнит деталей боя, зато в мельчайших подробностях запомнил часы, предшествовавшие ему: "Выходя из порта, я думал, с какого борта окажется противник, у каких орудий какие стоят комендоры. Думал также о горячих проводах незнакомых людей: пойдет ли это на пользу, не подорвет ли боевой дух экипажа? О семье подумал кратко, мысленно простился со всеми. А о своей судьбе совсем не думал. Сознание слишком большой ответственности за людей и корабли затемняло остальные мысли. Без твердой уверенности в матросах, я, возможно, и не принял бы решения о вступлении в бой с вражеской эскадрой".

Погода стояла ясная и штилевая. Моряки "Варяга" и "Корейца" отчетливо видели японскую армаду. С каждой минутой "Азама", "Нанива", "Такачихо", "Чиода", "Акаши", "Ниитока" и эсминцы становились все ближе. Едва ли можно было всерьез рассчитывать на боевые возможности канонерской лодки "Кореец". 14 японских кораблей против одного русского. 181 пушка против 34. 42 торпедных аппарата против шести.

Когда дистанция между противниками сократилась до удаления артиллерийского выстрела, над флагманским кораблем японцев был поднят флаг, означавший предложение сдаться. Ответом неприятелю были русские стеньговые боевые флаги. В 11.45 с крейсера "Азама" грянул первый выстрел этого боя, навсегда вошедшего в мировую военно-морскую историю. Пушки "Варяга" молчали в ожидании оптимального приближения. Когда противники сблизились еще больше, все японские корабли открыли огонь по русскому крейсеру. Наступило время вступить в бой и русским комендорам. "Варяг" открыл огонь по самому крупному из японских кораблей. Капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу, управлявшему боем с мостика, было очевидно, что прорваться в море, а тем более оторваться от превосходящих сил противника не удастся. Необходимо было нанести врагу, как можно больший ущерб.

Беспримерный бой "Варяга" и "Корейца" под Чемульпо. Плакат 1904 год Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Снаряды японцев ложились все ближе. Когда они стали взрываться у самого борта, палубу крейсера стало засыпать градом осколков. В самый разгар боя японцы выпускали по "Варягу" десятки снарядов в минуту. Море вокруг отважного корабля буквально кипело, вздымаясь десятками фонтанов. Едва ли не в самом начале боя крупный японский снаряд разрушил мостик, вызвал пожар в штурманской рубке, и уничтожил дальномерный пост вместе с его персоналом. Погиб мичман А.М. Нирод, матросы В. Мальцев, В. Оськин, Г. Миронов. Много матросов получили ранения. Вторым точным попаданием было уничтожено шестидюймовое орудие № 3, возле которого погиб Г. Постнов и были тяжело ранены его товарищи. Артиллерийским огнем японцев были выведены из строя шетидюймовые орудия № 8 и 9, а также 75-мм орудия № 21, 22 и 28. Были убиты комендоры Д. Кочубей, С. Капралов, М. Островский, А. Трофимов, П. Муханов, матросы К. Спруге, Ф. Хохлов, К. Иванов. Многие были ранены. Вот, где сказалась экономия массы корабля, из-за которой орудия были лишены брони, а расчеты – защиты от осколков.

Участники боя вспоминали позже, что на верхней палубе крейсера царил настоящий ад. В ужасающем грохоте нельзя было расслышать человеческий голос. Однако никто не проявлял растерянности, сосредоточенно делая свою работу.

Наиболее ярко экипаж "Варяга" характеризует массовый отказ от медицинской помощи. Раненый командир плутонга мичман П.Н. Губонин отказался покинуть орудие и идти в лазарет. Он продолжал командовать расчетом лежа, пока не лишился сознания от потери крови. Его примеру в том бою последовали многие "варяжцы". Медикам удавалось унести в лазарет лишь тех, кто совершенно обессилел или лишился сознания.

Напряжение боя не ослабевало. Число орудий "Варяга", вышедших из строя от прямых попаданий снарядов противника, увеличилось. Возле них погибли матросы М. Авраменко, К. Зрелов, Д. Артасов и другие. Один из вражеских снарядов повредил боевой грот-марс и уничтожил второй дальномерный пост. С этого момента комендоры стали стрелять, что называется "на глаз".

Боевая рубка русского крейсера была разбита. Командир чудом остался жив, но штаб-горнист Н. Нагль и барабанщик Д. Кореев, стоявшие рядом с ним, погибли. Ординарец Руднева Т. Чибисов оказался ранен в обе руки, но отказался покинуть командира. Рулевого старшину Снегирева ранило в спину, но он никому об этом не сказал и оставался на посту. Командиру, получившему ранение и контузию, пришлось переместиться в помещение, располагавшееся за боевой рубкой, и руководить боем оттуда. Из-за повреждения рулевого привода пришлось перейти на ручное управление рулями.

Один из снарядов уничтожил орудие №35, возле которого погибли комендор Д. Шарапов и матрос М. Кабанов. Другими снарядами был поврежден паропровод, ведущий к рулевой машине.

В самый напряженный момент боя крейсер полностью лишился управления.

Пытаясь укрыться от губительного огня за островом, чтобы дать экипажу возможность потушить пожары, крейсер стал описывать в узком проливе большую циркуляцию и получил на подводных камнях серьезное повреждение подводной части. В этот момент у орудий возникло замешательство, вызванное слухами о гибели командира. Капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу пришлось в окровавленном мундире выйти на крыло разрушенного мостика. Весть о том, что командир жив мгновенно облетела корабль.

Нижние чины экипажа крейсера "Варяг" Фото: Портал "Старый Владивосток"

Старший штурман Е.А. Беренс доложил командиру, что крейсер теряет плавучесть и постепенно погружается. Сразу несколько подводных пробоин наполняли корабль забортной водой. Трюмные мужественно боролись с ее поступлением. Но в условиях жестокого боя ликвидировать течи было невозможно. В результате сотрясения сдвинулся с места и дал течь один из котлов. Котельное отделение наполнилось обжигающим паром, в котором кочегары не оставляли усилий по заделыванию пробоин. В.Ф. Руднев решил, не меняя курса, идти обратно на рейд Чемульпо, чтобы исправить повреждения и продолжить бой. Корабль лег на обратный курс, получив вдогонку еще несколько точных попаданий снарядами крупного калибра.

На протяжении всего часа боя боцманмат П. Оленин находился на посту у грот-мачты в готовности каждую минуту сменить флаг на гафеле, если бы он оказался сбитым. Осколками П. Оленину ранило ногу, разорвало обмундирование, разбило приклад оружия, однако он ни на минуту не оставил поста. Дважды часовому приходилось заменять флаг.

Канонерская лодка "Кореец" на протяжении всего боя маневрировала вслед за "Варягом". Дистанция, на которой велась стрельба, не позволяла ей использовать свои орудия. Японцы же не обстреливали лодку, сосредоточив усилия на крейсере. Когда "Варяг" вышел из боя, на его рее был поднят сигнал "Корейцу": "Полным ходом следовать за мной". Японцы стреляли русским кораблям вослед. Часть из них стала преследовать "Варяг", ведя с ним артиллерийскую дуэль. Японцы прекратили огонь по русскому крейсеру лишь тогда, когда он встал на рейде Чемульпо в непосредственной близости с кораблями нейтральных стран. Легендарный бой русских кораблей с превосходящими силами противника завершился в 12.45.

Гибель "Варяга" Фото: Портал "Старый Владивосток"

Достоверных сведений о результативности стрельбы русских комендоров нет. Итоги боя у Чемульпо до сих пор являются поводом дискуссии между историками. Сами японцы настаивают на том, что их корабли не получили ни одного попадания. По сведениям иностранных миссий и военных атташе в Японии, отряд контр-адмирала Уриу все-таки понес в этом бою потери. Сообщается о трех поврежденных крейсерах и десятках убитых моряков.

Крейсер "Варяг" представлял собой ужасающее зрелище. Борта корабля были испещрены многочисленными пробоинами, надстройки были превращены в груды металла, такелаж и оторванные покореженные листы обшивки свисали с бортов. Крейсер почти лежал на левом борту. Экипажи иностранных кораблей снова смотрели на "Варяг", сняв головные уборы, но на этот раз в их глазах был не восторг, а ужас.

31 моряк погиб в том бою, 85 человек получили тяжелые и средние ранения, около сотни были ранены легко.

Оценив техническое состояние корабля, командир собрал совет офицеров. Прорыв в море был немыслим, бой на рейде означал легкую победу японцев, крейсер тонул, и едва ли мог долго продержаться на плаву. Офицерский совет принял решение о взрыве крейсера. Командиры иностранных кораблей, чьи экипажи оказали немалую помощь "Варягу", приняв на борт всех раненых, попросили не взрывать крейсер в узкой акватории порта, а просто утопить его. Несмотря на то, что "Кореец" не получил ни одного попадания, и не имел никаких повреждений, совет офицеров канонерской лодки решил последовать примеру офицеров крейсера и уничтожить свой корабль.

Смертельно раненый "Варяг" должен был вот-вот перевернуться, когда на его мачте поднялся международный сигнал "Терплю бедствие". Крейсера нейтральных государств (французский "Паскаль", английский "Тэлбот" и итальянский "Эльба") прислали шлюпки, чтобы снять экипаж. Лишь американский корабль "Виксбург" отказался принять на борт русских моряков. Последним крейсер покинул командир. В сопровождении боцмана он убедился, все ли люди сняты с крейсера, и спустился в катер, держа в руках изорванный осколками флаг "Варяга". Крейсер был затоплен открытием кингстонов, а канонерская лодка "Кореец" взорвана.

Затонувший крейсер Фото: Портал "Старый Владивосток"

Примечательно, что значительно превосходящему японскому отряду не удалось одержать победу над русским крейсером. Он пошел на дно не от боевого воздействия противника, а был затоплен решением офицерского совета. Экипажам "Варяга" и "Корейца" удалось избежать статуса военнопленных. Русские моряки были приняты на борт французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал Руднева "Терплю бедствие" как жертвы кораблекрушения.

Русские моряки были вывезены из Чемульпо зафрахтованным пароходом. Лишившись в бою своей формы, многие из них были одеты во французскую.

Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев размышлял о том, как будет принят его поступок царем, флотским руководством и русским народом. Ответ на этот вопрос не заставил себя ждать. По прибытии в порт Коломбо командир "Варяга" получил телеграмму от Николая II, которой он приветствовал экипаж крейсера и благодарил его за геройский подвиг.

Телеграмма извещала, что капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу пожаловано звание флигель-адьютанта. В Одессе "варяжцев" встречали как национальных героев. Им была приготовлена достойная встреча и вручены высочайшие награды. Офицеры удостоились орденов Святого Георгия, а матросы – знаков отличия этого ордена.

Герои "Варяга" во главе с командиром крейсера В.Ф. Рудневым в Одессе. 6 апреля 1904 года Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Дальнейший путь "варяжцев" в Петербург сопровождался всеобщим ликованием и бурными овациями со стороны людей, встречавших их поезд по пути следования. В крупных городах состав с героями встречали митингами. Им преподносили подарки и всевозможные угощения. В Петербурге поезд с моряками "Варяга" и "Корейца" встречал лично генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович, передавший им, что сам Государь приглашает их в Зимний дворец. Шествие моряков от вокзала до дворца, вызвавшее небывалый ажиотаж петербуржцев, превратилось в настоящий праздник русского духа и патриотизма. В Зимнем дворце экипажи были приглашены к торжественному завтраку, каждому участнику которого в память были преподнесены столовые приборы.

Судьба крейсера после главного подвига

Когда японские инженеры обследовали "Варяг" на дне залива Чемульпо, они пришли к неутешительному выводу: конструктивные недостатки, помноженные на значительные боевые повреждения, делали подъем корабля и его ремонт экономически не выгодным. Однако японцы все-таки пошли на дорогостоящую процедуру, подняли, отремонтировали и ввели крейсер в строй как учебный корабль под именем "Сойя".

Подъем крейсера "Варяг" японцами, 1905 год Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

В самый разгар Первой мировой войны, когда Российская империя остро нуждалась в боевых кораблях, после длительных переговоров, крейсер был за большие деньги выкуплен у Японии.

Под своим родным именем он вошел в состав русского флота. Техническое состояние "Варяга" было удручающим. Правый вал гребного винта был погнут, из-за чего корпус подвергался сильной вибрации. Скорость корабля не превышала 12 узлов, а его артиллерия состояла лишь из нескольких мелкокалиберных пушек устаревшего образца. В кают-компании крейсера висел портрет капитана 1 ранга Руднева, а в матросском кубрике по инициативе экипажа был размещен барельеф, изображающий сцену боя в Чемульпо.

В марте 1917 года крейсер получил предписание совершить переход из Владивостока в Мурманск через Суэцкий канал. 12 офицерам и 350 матросам под командованием капитана 1 ранга Фалька этот поход дался очень тяжело. В Индийском океане во время шторма в угольной яме открылась течь, с которой экипаж непрерывно боролся. В Средиземном море крен судна достиг угрожающих значений, и кораблю пришлось встать на ремонт в одном из портов. В июне 1917 года корабль прибыл в Мурманск, где должен был усилить флотилию Северного Ледовитого океана.

Состояние крейсера было столь тяжелым, что сразу по прибытии в Мурманск флотское командование направило его для прохождения капитального ремонта в английский порт Ливерпуль. Воспользовавшись политической неразберихой в России, англичане отказались ремонтировать корабль. Большую часть экипажа "Варяга" они насильственно вывезли в США.

Когда после Октябрьской революции немногочисленные российские матросы, оставленные на крейсере для охраны, попытались поднять на нем флаг Советской республики, они были арестованы, а крейсер объявлен собственностью военно-морского флота Великобритании.

При следовании к месту разборки в Ирландском море многострадальный крейсер сел на мель. Попытки снять его с прибрежных камней не увенчались успехом. Легендарный корабль нашел свое последнее пристанище в 50 метрах от берега в небольшом местечке Лэндалфут в шотландском графстве Южный Эйршир.

В память о "Варяге"

Сразу после исторического боя в Чемульпо появилось немало желающих увековечить имя "Варяга" в названиях кораблей и судов. Так появилось не менее 20-ти "Варягов", которые в годы Гражданской войны отметились участием в боевых действиях и на стороне белых, и на стороне красных. Однако уже к началу 1930-х годов кораблей с таким именем не осталось. Наступили годы забвения.

varjag2007su

1 комментарий

Написать комментарий
  • гость
    09 февраля 2021
    А знаете почему наступили "годы забвения" для варягов и корейцев? Потому что они российской дипломатии и генштабу в Корее ни тогда ни потом стали не нужны. В нормальной армии есть принцип - "любое геройство это чей-то косяк". Если оперативный косяк - то мудак окопался в штабе, а если в стратегии - то ищи мудака на самом верху, в министерствах и среди князей-интриганов царской семейки. А так как командование не может само себя наказать за все свои косяки, то они потом ищут или шпиона в штабе или очередного героя, который заткнёт дыру в генеральской заднице. Такими "героями" в Корее в начале будущей войны с Японией, оказались "Варяг и Кореец". А цензурному комитету в Российской империи задрало банить песни офицерской интеллигенции "про Варяга", пропустив в пропаганду только несколько штук, от минорных ("плещут холодные волны") до самых мажорных ("врагу не сдаётся"). В 1900ых гг. шла дипломатическая борьба за Корею между русской дипмиссией и японской (на чьей второне, вернее на стороне какого империалистического бабла - будет правительство Кореи). Кто кому больше пообещает и пришлёт векселей, или японский микадо или русский император - тот и будет "царём Сеула". Царь Николя2ой бабло для корейцев зажал (с подачи кузенов-британцев), понадеевшись на остатки "бабла и авторитета" российской торговой дипломатии на Дальнем Востоке, начатой ещё его героическим папой. А миссия российских торгашей и дипломатов в Корее в свою очередь - плевала на императорские указы и решали свои местные дальневосточные торгово-контрабандные вопросы. Варяг и Кореец прислали на "силовую поддержку" дипломатам в Сеул, по результатам которой они должны были высадить десант и эвакуировать торгашей вместе с дипломатами обратно в Россию. А японцы на то время (новый год 1904) уже задолбались сигнализировать российскому командованию флота и правительству в целом: "ну выведите вы корабли из корейской бухты, ну сделайте что нибудь, мы же раздолбаем вас тут скоро, ну давайте вы не будете такими тупарями ..." - перед этим всячески вредительствуя и наблюдая за "дипломатами" с японских кораблей, стоящими по соседству с русскими в той же Чемульпо. Но российский генералитет был туп, глух и делал всё, чтобы прикрыть "царские инвестиции" в Европе и Китае (Манчжурии), а не решать вопросы безопасности с дипломатами и корейско-российскими торгашами. И когда Корея объявила нейтралитет, (то есть стало понятно, что война между Россией и Японией будет вот-вот на днях, о чём на российские корабли сообщили рядом пасущиеся в бухте и британцы и американцы и даже французы с итальянцами, которые кстати потом подобрали российских матросов) - командир эскадры Варяга сошёл на берег и поехал в российскую дипмиссию с вопросом - "ваше превосходительство - так десант делать или съ..бываем нафиг?". На что "главный российский дипломат" в Сеуле ему сказал - "а мне пофиг, мне и здесь хорошо, никаких телеграмм от царя у меня нет и не будет, никакого десанта никуда высаживать не надо - съ..бывай потихоньку сам, без меня". Ну, тот и послал Корейца на прорыв, окончание истории с разгромом "кораблей дипмиссии" в Чемульпо все и так знают. Так, из дипломатической императорской безалаберности - родилась легенда флота "Варяга". В общем, ещё раз - царь Николай2ой, как это обычно у него случилось "проявил нерешительность" (о чём кстати отбил телеграмму в Лондон, по факту отдав Корею японцам и похерив отцовские инвестиции в Дальний Восток) и тупо решил забить на телеграмму в Сеул своим российским дипломатам и кораблям - "мол так и так всё кончилось и Мы(Николай Второй) не договорились с японцами и корейцами - съё..ывайте оттуда как можно скорее!!! тчк". И российский генералитет в Порт-Артуре тоже снял с себя всякую ответственность за дипломатическо-десантное прикрытие в виде Варяга и Корейца в Сеуле. За что потом всех выживших наградили георгиевскими крестами. И себя царь также не обделил орденом "за геройство" российских экипажей кораблей при Чемульпо. Потом, через десяток лет, - после нескольких империалистических войнушек российский генералитет таки поумнел (немного и не все), японские-корейские-манчжурские-китайские-германские-британские-турецкие-... и все-все будущие косяки царя-тряпки их окончательно достали. И они решили вопрос с японскими татухами Николашки кардинально, принудив того подписать своё отречение с поста царя и главнокомандующего, отправив того в ссылку. Но российскому флоту было это уже как говорится - "до балды". Как и экипажам не проимперских Варяга/Корейца, а реально героических антиимперских броненосцев Потёмкин/Очаков, восстание на которых случилось через год после гибели Варяга.
    Ответить
💬 Последние комментарии
гость
секрет полишинеля
да
каждий хвалит свое болото.
ВАСЯ
ЛУГАНСКИЙ С.В.-МРАЗЬ И ПАДАЛЬ ПОЗОР ДНР.
гость
Автор видит аверс монеты "фашизма", но не видит саму монету целиком - не как частный червончик на кармане, а как - общий элемент эксплуатации рабочего класса финансовым капиталом. Это как разница между одной монетой, её тиражом, расчётным инструментом и идеологией-доктриной имперско-валютного платёжного стандарта. Так вот фашизм - это "стандарт империализма".
гость
Это распространённая ошибка социологов-публицистов, не осознающие смысл того, что такое олигархо-имперский фашизм. "Фашизм - это открытая террористическая диктатура НАИБОЛЕЕ реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала, это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии (олигархии), или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом; Фашизм - это власть САМОГО финансового капитала; это организация террористической расправы с рабочим классом, революционной частью крестьянства и рабочей интеллигенции, фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам". - определение по Димитрову. На Украине нет правящей под диктатуру целого класса финансовой олигархии "наиболее империалистических реакционных итд". Наиболее - это значит "самый-самый" для всех. Наиболее - это когда олигархат объединяется в один диктаторский класс на имперских началах, с единственной целью - уничтожить рабочий-крестьянский и всякий социальный класс, кроме своей собственной империалистической финансовой олигархии. Ещё раз ключевое - на Украине нет "финансового" олигархата. Есть связанный офшорно-региональный (постколониальный евромайорат) олигархат и есть чиновный класс, который как кормит, так и кормится с олигархата. Вернее - класс чиновника "кормится" даже не с самого олигархата, а с приватизации общественной собственности, составляя с олигархатом конкурирующие лавочки. Олигархат получает себе вершки, чиновник - корешки. "Финансовый олигархат" - это не тот олигархат, который имеет пару отмывочных региональных банков, филиальную сеть валютных обмеников, и пару десятков приватизированных предприятий, работающие на собственный и чужой офшорный общак. "Финансовая диктатура" - это значит слияние торговли-промышленности и фондо-банковско-кредитной системы в одну "финансовую мафию". Это НЕ кооператив закредитованных на западе олигархов, где каждый тянет одеяло приватизации на себя и не может даже управлять валютными курсами национальной валюты - это синдикат солидарных корпораций и одна, ещё раз - ОДНА закрытая корпорация всей олигархии как класса. Именно поэтому она и назыв. - диктатура. В этом заключается ошибка всех пропагандистов, пытающиеся натянуть такую идеологию-доктрину капитализма как "фашизм" - на любой местный и малый по объёмам-степени влияния "шовинистический финасовый капитал". Иметь пару миллиардов офшорных долгов на западе в облигациях-акциях и ценных бумажках - не значит иметь диктатуру САМОГО финансового капитала. Правильный ответ на вопрос "есть ли На Украине фашизм?", в том числе по Умберту ЭКО, должен звучать так - "Украина используется идеологами паневропейского интегрального фашизма как составная часть", для продвижения интересов наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала евросоюза, британского содружества и американских штатов. Включая как национальный, так и межнациональный-офшорный "русскоязычный" олигархат, тоже составляющий часть САМОЙ финансовой мафии евросоюза и мира - общемировой доктрины фашизма.
Старый хрен
Ох, как прав г-н Ищенко! Давно пора крымской администрации показать Киеву, чей всё-таки Крым...
Ку
Персонажы статьи: галтукоед, армянский бибизьян, кикимора, анальный, ну и дорогой криворожец, он же хриплый карлик. Все они выродки своих народов, продажные шкуры.