Серафим Вырицкий: подвиг молитвы и любви к ближнему
Общество01 мая 2020

Серафим Вырицкий: подвиг молитвы и любви к ближнему

Старец Серафим (Муравьёв), будущий преподобный, прибыл в Вырицу в 1933 году совершенно больным, он был практически прикован к постели – сказались многолетние труды и послушания в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Несколькими годами ранее, в 1926 году, иеромонах Варнава (Муравьёв) принял великую схиму с именем Серафим в память особо почитаемого им преподобного Серафима Саровского. Братия лавры избрала старца своим духовником, однако ежедневные исповеди, которые отец Серафим принимал на протяжении восьми часов, окончательно подорвали его здоровье.

Таким старец прибыл в Вырицу

Поселок Вырица расположен в окрестностях Гатчины, всего в 60 км от Петербурга. Это живописное место вполне можно считать курортным из-за целебного соснового воздуха, особого климата и близости реки Оредеж. Надеялся хоть немного поправить здоровье и старец Серафим – не для того, чтобы дольше прожить, а для того, чтобы лучше, без  изнуряющих болей в ногах и теле, молиться и ещё больше помогать людям.

Здесь в домике на Пильном проспекте к нему после разорения монастыря, в котором подвизалась, присоединилась супруга Ольга Николаевна, которая также приняла постриг с именем Христина, а в Вырице – великую  схиму с именем Серафима. Она стала верной келейницей старца, так подвизались два Серафима…

С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг молитвы по примеру своего духовного ориентира, преподобного Серафима Саровского Чудотворца, которому  сугубо молился и стремился подражать всю свою жизнь. Ещё в 30-х годах отец Серафим начал подвиг молитвы на камне за спасение Отчизны и Церкви Христовой перед иконой преподобного Серафима, которую привез из Саровской пустыни в 1903 году с торжеств по прославлению великого Божиего угодника. На иконе был изображен преподобный Серафим, коленопреклоненно молящийся перед своей келейной иконой «Умиление». Этот молитвенный подвиг продолжался более десяти лет. И его вполне можно назвать бескровным мученичеством. Временами старец настолько был плох, что к камню его несли на руках. Но коленопреклоненной молитвы за спасение Отечества и всего мира от фашистского ига он не прекращал ни на день.

Схимонах Серафим (Муравьеёв)

Внуки старца, проживавшие с ним и помогавшие вести хозяйство, рассказывали: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила, и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим». При этом «к месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона преподобного Серафима Саровского, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к Небу... Чего ему это стоило! Ведь он страдал тяжелейшими хроническими заболеваниями ног, сердца, сосудов и легких. Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг – ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам». И далее вспоминают Маргарита Николаевна Набоко и Александр Николаевич Муравьёв:  «Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил – иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка – это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия, и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: “Один молитвенник за страну может спасти все города и веси...” Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал батюшка помочь добраться ему до камня, невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг. Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет...» 

Старец Серафим в 1942-м написал вот такие стихи:

«И в радости и в горе монах, старик больнойИдет к Святой иконе в саду, в тиши ночной,Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей,И Старцу поклониться о Родине своей:«Молись Благой Царице, великий Серафим,Она – Христа Десница, Помощница больным,Заступница убогих, Одежда для нагих,В скорбях великих многих спасет рабов Своих.В грехах мы погибаем, от Бога отступив,И Бога оскорбляем в деяниях своих...»

Немощный старец не прекращал коленопреклоненную молитву на камне

А ведь был еще один подвиг, который старец Серафим не оставлял до конца своих дней: ежедневно он принимал множество посетителей, не просто жаждущих духовного утешения, но и не знающих, как им поступить в горьких военных обстоятельствах: оставаться дома, эвакуироваться, пережать к родным или делать что-то ещё. Те, кто послушался совета старца, пережили войну с меньшими потерями. Ведь Господь наделил своего угодника даром прозорливости. Известен случай, когда отец Серафим в первые дни войны сказал хозяевам одного дома: «Вам необходимо покинуть Вырицу».  И это был единственный дом, разрушенный во время войны в поселке.

30 августа 1941 года фашистские войска – немецкие и румынские – вошли в Вырицу. Оккупантам стало известно, что в поселке проживает некий православный старец, который предсказывает будущее. Вот и заявились в домик на Пильном проспекте незваные гости, вопрошавшие, «как скоро немецкие войска пройдут маршем по Дворцовой  площади Петербурга?».  Отец Серафим на хорошем немецком языке (сказалась купеческое прошлое) к их немалому удивлению мужественно ответил, что этого никогда не будет. Мало того, немцам придется поспешно отступать, а самому вопрошающему не суждено будет вернуться домой, при отступлении он сложит свою голову под Варшавой. Так и случилось. Пророческие слова старца подтвердили местные жители, которых пытались угнать на рабские работы в Германию и именно под Варшавой этот офицер был убит, а невольники смогли вернуться домой.

В военной истории этого поселка есть чудовищная страница. В годы войны в Вырице немцы открыли детский концлагерь. Создан он был на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики им. Володарского. Причём фашисты называли его «детским домом». Однако на самом деле в него доставляли не только сирот, но и матерей с детьми. Полуголодные, они рабски трудились  на тяжелых сельских работах. Но и этого было мало фашистским нелюдям: они брали кровь у изнурённых детей для лечения своих раненых, а ещё использовали их как живой щит: например, сажали вдоль железной дороги,  чтобы советские самолеты не бомбили, а партизаны не взрывали  их составы с военной техникой и горючим. Смертность среди маленьких узников была просто ужасающей, в отчётах педантичных немцев значатся цифры: то 50, то 42 умерших ребенка за короткий период. Причём даже тратиться не умерщвление им не приходилось – дети умирали сами от истощения.

Сохранились воспоминания Е.Н. Родионовой, одной из бывших узниц этого концлагеря, которой удалось выжить: «Нас привезли в Вырицу, отобрали у мамы и пускали её только для того, чтобы покормить грудью младшую сестру. Молока не хватало, и сестра вскоре умерла. Её похоронили за оградой лагеря, где к тому времени было уже 60 детских могилок». Многие местные жители старались помочь маленьким узникам, пытались их подкормить и одеть, хоть и сами жили в холоде и голоде, действовали самоотверженно и по благословению старца Серафима.

В ночь на 27 января 1944 года Вырицу освободила стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ильи Ивановича Ястребова.  В подвиге старца Серафима начался новый этап: прикованный болезнями к постели, он ежедневно принимал десятки, если не сотни несчастных, желавших узнать о судьбе своих без вести пропавших родных.

Прикованный к постели старец продолжал принимать людей

Кому-то он говорил: «Молись, муж твой уже на поезд садится», а кому-то: «Не придёт, молись об упокоении». И все это было правдой.

Свой жизненный путь схимонах Серафим (Муравьёв) окончил 21 марта 1949 года. На пять лет он пережил свою верную помощницу – схимонахиню Серафиму и похоронил обоих своих детей: дочь умерла в младенчестве, что стало причиной монашеских постригов родителей, а сын был расстрелян в 1941 году. Вся жизнь старца Серафима была исполнением завета преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Часовня над могилами преподобного серафима Вырицкого и схимонахини Серафимы

На юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года старец Серафим (Муравьёв)  был причислен к лику святых Русской православной церкви. Мы знаем его как преподобного Серафима Вырицкого. И молимся ему: «Подражая богоносному угоднику Саровскому, Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: Александро-Невския Лавры крине благоуханный, Вырицкия веси похвало, сего ради и мы тебе зовем: радуйся, преподобне Серафиме, милостивый наш предстателю пред Господем».

Серафим Вырицкий

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас.

Вера НАДЕЖДИНА

5 комментариев

Написать комментарий
  • Гость
    01 мая 2020
    А "фашизм всегда начинается с расчеловечивания". . и "сделав опору на маргинальную социальную базу и дав им возможность нарушать права и ухудшать условия проживания основной части граждан, (антинародный) режим" в Киеве выявил свою несостоятельность и антинародное противоправное устремление...
    Ответить
    • Гость
      02 мая 2020
      Гость
      И знаем, что "никакой эпидемии не под силу омрачить праздник Светлого Христова Воскресения"... а значительная "история Великой Отечественной войны и Победы" должны быть всегда на виду!
      Ответить
  • Гость
    01 мая 2020
    И "однако ежедневные исповеди, которые отец Серафим принимал на протяжении восьми часов, окончательно подорвали его здоровье".
    Ответить
  • Гость
    01 мая 2020
    А это "живописное место вполне можно считать курортным из-за целебного соснового воздуха, особого климата и близости реки Оредеж".
    Ответить
  • Гость
    01 мая 2020
    И "было мало фашистским нелюдям: они брали кровь у изнурённых детей для лечения своих раненых"...
    Ответить
💬 Последние комментарии
--------
Виноваты предки белых ,что хотели дешевой рабочей силы и навезли негров.Негры цивилизовались относительно у ни развилось расовое самоосознания организованночть ,черный расизм.Ни пряником ни кнутом ничего не выйдет- они хотят быть хозяевами страны а белые чтобы на них рабствовали. Единственой метод это как то их убрать с страны Может даже с куском територии -лучшее потерять часть чем все.
Игбун Хохлов
Ебаньки, что в этом списке российский Крым делает?
------------
дешевая рабочая сила , толерантность в вопросе межрассовых отношений это опасная игра растянута во времени и на всегда.Есть белый расизм но есть и черный рассизм, как и желтый...Даже если белые будут и каятся в своих грехах перед неграми -это черными расистами будет воспринято как слабость,как сигнал нападать, подчинять. Уважают силу .Белая расса себе на голову задействует другие рассы в человеческоу прогрессе ,даже в качестве чернорабочих их цивилизирует в вопросах науки организации призводства,общества,труда тобто выравнивает их с собой делясь своими достижениями.Кроме того берет к себе в государства где используя социальные институты льготы начинают массово размножатся относительно коренного населения и уже благодаря своей только чистенности будут продвигать своих представителей в власть , сколько ище других методов типа американских погромов но может быть и массовое физическое насилие уничтожение белового населения коренных народов.Тем более что эти пришедшие или завезенные не интегрируются не ассимилируются они живут автономной жизнью используя потенцал белого общества.Они ждут момента ,слабость чтоб установить свою гегеммонию,даже как компессацию по ихнему за унижения-даже надуманые а если повод убийство одного с них/как в сша,, хотя сами убивают друг друга и такой шум ,выступления не поднимаются\.В сша негры в выступлениях проявили организованной черной рассизм хотя по событиям как будто праведной но как он проводится с погромами насилием смертями-то это паказывают пробуют свою силу,запугивают белых, конечно кто то хочет убрать трампа под шумок и все это финнсирует обучает черных рассистов но завтра они придут и за ним.Америку ждут плохие времена только межрасовых пртиворечий достаточно.Эта проблема рождается и в странах европы с каждым "беженцем" и рожденым его ребенкомтем белее что кроме межрассового есть противоречие религиозное ,цивилизационное.В украине языкового вопроса достаточно так как особых отличий нет меду населением ни по религии ни по расе,да и национальности исторически очень близкие почти одно и то же и результат гражданская война поддерживаемая раздуваемая извне.
мм
давно...
мм
упс...
Игбун Хохлов
Это не смешно.( Как не странно, между Испанией и укрАиной есть связь. "Мадрид" - это "магриб". Арабский путешественник Абу Хамид Мухаммад аль-Гарнати в 12 веке писал, что в Куйаве проживают тысячи магрибинцев. Магриб - это страны северо-западной Африки. Хохлоту - это недоафриканцы.
мм
так и да...