Обществоwoman.rambler.ruSep 20

Ценный кадр: как победить свои комплексы и стать самым незаменимым сотрудником 

Наверняка, каждый из вас когда-либо слышал внутренний голос, нашептывающий: «У тебя не получится», «Ты недостаточно хороша для этого», «Люди вокруг намного успешнее». Страх неудач и сомнения в собственных силах мешают вам принимать решения, работать эффективнее, достигать большего. Как справиться с неуверенностью в себе и наконец-то взять карьеру в свои руки — в материале Passion.ru.

Когда Джоан Роулинг пыталась опубликовать роман «Гарри Поттер и философский камень», рукопись книги отвергли двенадцать издательств. Роулинг долго думала, не лучше ли ей устроиться на обычную должность клерка и расстаться с мечтами писать детские книги. О том, что она не пошла на поводу у сомнений, мы прекрасно знаем.

Актриса Натали Портман страдает от «синдрома самозванца», с которым по статистике сталкивается более 70% людей, — ей часто кажется, что она не заслужила собственного успеха.

Даже поступив в Гарвард на факультет психологии, она считала, что благодарить ей стоит не собственный ум и тяжелый труд, а простое везение.

Такие примеры повсеместны: от комплексов и страхов страдают и голливудские звезды, и руководители больших компаний, и простые офисные сотрудники. Причем женщины испытывают их негативные последствия куда чаще, чем мужчины. Исследования свидетельствуют, что женщины склонны ниже оценивать свои результаты и достижения на работе, более самокритичны, реже вступают в спор или соревнования.

Например, опрос компании Hewlett Packard показал, что обычно женщины начинают просить о повышении только когда их квалификация на 100% соответствует более высокой позиции. А мужчинам достаточно знать, что они в среднем на 60% удовлетворяют требованиям вакансии.

О том, как переступить через свои психологические барьеры, рассказывают многие лидеры. Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам перестать бояться и начать действовать.

Перестаньте ставить себе оценки

Учеба в школе или вузе давно позади, а вы все еще мысленно раздаете себе «двойки» за внешний вид, выполненную работу и прожитый день.

Американский профессор психологии Кэрол Двек рассказывает о своем эксперименте по изменению системы оценок. Вместо «неудовлетворительно» она стала ставить в контрольных работах своих студентов отметку «пока еще нет».

Тем самым она намекала, что в следующий раз при должном старании у студента обязательно получится лучше. Это сработало — у учащихся повысилась мотивация и способность добиться успеха.

Попробуйте применить метод к себе: даже если вы совершили ошибку, не ругайте себя, а верьте в свои силы и подумайте, как можно повысить результативность в будущем.

Выходите из зоны комфорта

Если работа в целом вас устраивает, но стала слишком рутинной (и скучной) и больше не доставляет особого удовольствия, в ваших силах это изменить.

Почти в каждой компании можно найти интересный проект вне зоны вашего типичного функционала и присоединиться к нему. Например, в KFC работает «Лига волонтеров», участники которой выполняют добрые дела: помогают детям в интернатах, пожилым людям, приютам животных и так далее.

Волонтеров учат не только оказывать помощь нуждающимся, но и быть инициативными, организовывать различные процессы в рамках выбранного проекта, вдохновлять других. Словом, развивают их лидерские качества, которые в дальнейшем позитивно сказываются и на основной работе.

Попробуйте узнать, чем именно ваша организация может вас мотивировать или посодействовать в развитии каких-то полезных навыков (наверняка, у вас предусмотрены какие-то дополнительные мастер-классы, тернинги, курсы повышения квалификации, программы помощи нуждающимся и так далее).

Задавайте вопросы

Руководитель поручает сделать отчет, но не вдается в подробности, а вы стесняетесь о них спросить. В итоге вы долго не можете подступиться к задаче, худо-бедно ее выполняете, а начальство недовольно результатом.

Помните: любопытство — ваш лучший друг, а робость — злейший враг. Не бойтесь спрашивать вашего менеджера и коллег о чем-либо, если не владеете нужной информацией.

Во-первых, заполнение «белых пятен» поможет вам лучше делать свою работу.

Во-вторых, оно развивает ваши коммуникативные навыки.

В-третьих, у вас есть шанс создать себе репутацию неравнодушного и мотивированного человека.

Главное, чтобы вопросы были уместными и обдуманными, а не типичными, такими, до которых, в принципе, вы могли бы дойти сами.

Сопереживайте другим людям

Предприниматель и экономист Сэт Годин в своей книге «Незаменимый. Можно ли без вас обойтись?» пишет, что компании ценят в первую очередь не тех сотрудников, которые готовы работать сверхурочно или имеют больший опыт в отрасли.

Самый желанный работник — это человек, который умеет строить отношения с коллективом и клиентами.

Очень важно развивать умение понимать других людей и сопереживать их чувствам. Это одно из ключевых качеств не просто хорошего человека, но и лидера. Представив себя на месте своего начальника, коллег, подрядчиков, вы поймете, как лучше с ними общаться. У этого совета есть и еще один плюс: постепенно вы научитесь смотреть со стороны на самого себя и абстрагироваться от своих комплексов.

Не ждите знака сверху

Бизнес-тренер Срикумар Рао, автор книги «Счастье на работе», говорит, что слишком многие из нас рассуждают о своей жизни с помощью частицы «бы». «Вот если бы меня повысили», «Вот если бы мое руководство было умнее и давало мне больше инициативы», «Вот если бы мои коллеги были более компетентными»… Такой подход — это всего лишь способ снять с себя ответственность. На самом деле, все ограничения существуют только в вашей голове; нет ничего невозможного. Поставьте цель и будьте готовы приложить усилия для ее достижения — не дожидаясь, пока обстоятельства сложатся благополучным образом.

И еще несколько ценных рекомендаций:

Будьте активными и последовательными

Никогда не опаздывайте (вежливость и пунктуальность — залог успеха)

Выполняйте работу с энтузиазмом и просчитывайте результат на два шага вперед

Ставьте высокие цели (и верьте, что они обязательно сбудутся)

Проявляйте дружелюбие и высказывайте заинтересованность делами коллег и компании в целом

Правильно расставляйте приоритеты и грамотно распределяйте свое время

Научитесь работать в команде и отвечать за весь проект (а не только за свою зону ответственности)

💬 Последние комментарии
Бычок в томате
Мне нравится позиция Кобаяси... Не зря их Гитлер почетными арийцами называл.
Елена
Длинные руки у мавп и у спецслужб,и у Роджера,а ноги короткие,такой себе,козлик.
гость
Отвали стервятник.
Елена
То шо я в интернете сижу ты не понимаешь? доктор тебе не поможет, никто не поможет, горбатого могила исправит.
Елена
Почитайте сами,они не те люди ,чтобы путать, министерство иностранных дел это,тамошнее,а не Роджер.
Елена
Цены указываешь,а ты прошлые покажи,на газ ,на хлеб ,лет сорок назад и их соотношение к зарплатам, только не надо там минималку вм60 рублей писать. ,без этих передёргиваний,гнида. Не апиши сколько РФ самолётов тогда в год выпускала,кораблей,автомобили с полным циклом производства в стране были,а не отверточной сборкой, сколько цемента,металла,не стесняйся пиши.и что наз и хлеб это хорошо,а твои двигатели прогресса наверное вовсю смартфоны выпускают,автомобили мирового уровня,телевизоры и бытовую технику тоже да? Наверное в Европе и США и Китае у всех техника твлих двигателей прогресса?оптимизаторов и утилизаторов всего и вся,да козлоослик?
Серж
Самый грязный газ в мире. А как хотят качать. Во дают. Память куриная!