В Донецке умер знаменитый советский педагог-новатор Виктор Шаталов
Обществоstrana8 дней назад

В Донецке умер знаменитый советский педагог-новатор Виктор Шаталов

В ночь на 20 ноября в Донецке ушел из жизни знаменитый советский педагог, автор уникальных методик обучения Виктор Федорович Шаталов. Он скончался на 94 году жизни.

О смерти педагога сообщил в сети донецкий писатель Владислав Русланов.

"Этой ночью на 94-м году жизни ушел из жизни Виктор Федорович Шаталов - советский, российский и украинский педагог-новатор", - написал Владислав Русланов.

Виктор Шаталов родился в Сталино (Донецк) в 1927 году. После окончания Великой отечественной войны начал работать в школе преподавателем математики.

Всесоюзная известность пришла к Шаталову после того, как 3 ноября 1971 года в газете "Комсомольская правда" появилась статья Симона Соловейчика "Метод Шаталова". Донецкий учитель предложил методику, которая в корне меняла систему отношений "учитель - ученик".

Виктор Шаталов представил на всю страну свою авторскую систему, благодаря которой учителям можно было научиться учить всех детей независимо от их природных способностей таким предметам как математика, физика, химия, астрономия. Причем научить успешно и быстро.

Оригинальная система интенсивного обучения, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает около 200 моментов, самые важные из которых следующие:

- авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,

- принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,

- принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

Вместо традиционных домашних заданий учащиеся по методу Шаталова получали обширные "предложения", объём и сложность которых варьировались на разных этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближались к конкурсным и олимпиадным.

Также система предусматривала практику оригинальных форм взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Традиционные экзамены у Шаталова заменялись работами по "листам группового контроля" и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Широко применялись и игровые формы учебных занятий. Многие наработки Шаталова используются и сейчас не только школьными учителями, но и педагогами вузов. Также они доказали свою эффективность и при обучении некоторым сложным профессиям.

В 1987 году Шаталов стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР в Донецке. С 1992 года - доцент Института последипломного образования в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе "Куда и как исчезли тройки", 1979; "Педагогическая проза", 1980; "Точка опоры", 1987).

Написать комментарий