В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии

19.03.2019 11:05
В Москве скончался народный артист СССР Марлен Хуциев, режиссёр «Весны на Заречной улице» — одного из самых известных фильмов Одесской киностудии.

Режиссёр умер в возрасте 93 лет. Об этом ТАСС сообщил представитель Союза кинематографистов РФ.

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия). В 1944 году работал ассистентом художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии.

В 1945 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве, окончил режиссёрский факультет в 1950 году. Выпускник мастерской Игоря Савченко. Дипломная работа — короткометражный фильм «Градостроители» (совместно с Феликсом Миронером).

В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии

В 1953–1958 годах работал ассистентом по дубляжу, вторым режиссёром, затем режиссёром на Одесской киностудии. Именно здесь в 1956 году вышел первый полнометражный фильм режиссёра – «Весна на Заречной улице». Хуциев снял картину в соавторстве с Феликсом Миронером. «Весну на Заречной улице» в прокате посмотрели более 30 миллионов зрителей. «Первый советский фильм без парторга и комсорга», — описывала его редактор картины Евгения Рудых.

В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии

Спустя два года, в 1958 году, состоялась премьера первой самостоятельной режиссёрской работы Хуциева, мелодрамы «Два Фёдора», где в главной роли снялся Василий Шукшин.

В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии

В 1959 году Хуциев уехал из Одессы в Москву.

Для своей следующей картины, «Заставы Ильича», Хуциев написал сценарий совместно с Геннадием Шпаликовым. В 1963 году на встрече с деятелями искусства первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв выступил с резкой критикой фильма. Режиссер был вынужден внести в картину значительные поправки, в результате она вышла только в 1965 году под измененным названием «Мне двадцать лет». Фильм стал одним из символов оттепели. Фильм получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и приз Международного фестиваля европейского кино в Риме (1965).

В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии

Первоначальная версия под оригинальным названием была впервые показана только в 1988 году.

Впоследствии Марлен Хуциев снял ещё четыре художественных фильма: «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991), а также три документальных: «Алый парус Парижа» (1971), «И всё–таки я верю…» (фильм Михаила Ромма, завершенный после его смерти Хуциевым, Элемом Климовым и Германом Лавровым; 1974) и «Люди 1941 года» (2001). Для шести своих фильмов режиссер написал сценарии.

В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии

Кроме того, он ставил спектакли в театре, исполнил эпизодические роли в фильмах «Интервенция» (1968), «Гори, гори моя звезда» (1970), «В день праздника» (1978), «Карл Маркс. Молодые годы» (1980).

С 1978 года по 2009 год Хуциев преподавал во ВГИКе, с 1987 года заведовал кафедрой игрового кино.

Работы и деятельность Хуциева были отмечены многочисленными наградами различных фестивалей, а также орденами. В 1986 году он стал Народным артистом СССР.
Источник

Комментарии

fr осковской, 19.03.2019 17:58

Мне очень нравится фильм "Весна на Заречной улице" Это шедевр.. Сейчас таких фильмов о любви и гордости не выпускают...Светлая память Вам Марлен Хуциев..

il Гость, 19.03.2019 15:11

((

ua запорожец, 19.03.2019 14:17

Вот кстати да, изучение феномена Хуциева как режисёра сейчас было бы актуально для современных бестолковых и необразованных политических пропагандистов. По одной простой и понятной причине - именно эта когорта профи-универсалов (режисёр-сценарист-худрук-актёр-декоратор-оператор-монтажёр-... в одном лице, а Хуциев в союзе кинематографистов не один такой был) - активно и постоянно пропагандировала западничество и национализм в советском кино. Подспудно-побочно, мелкими мазками, и даже разлагающе, сейчас сказали бы - демотивирующе. Которая в культуре собственно и сыграла одну из основных ветвей в пропаганде оттепели-застоя-перестройки-развала СССР, канализировав антисоветчину и внедрив её в кинопропаганду. Учителя Хуциева и подобные ему решили создать контрголивудщину - если в Америке кино это "фабрика грёз", то они (режисёры-итд СССР) коллективно сделали не "завод реальности", а "мануфактуру советских грёз" - институт советской ультимативной пропаганды с маленьким окошком в Европу, куда позволялось иногда заглянуть советским людям. Охранители они такие, да - политические сказочники, рассказывающие через экран не как "жили", а как "должны" с точки зрения партии и правительства жить советские люди. Кино снимали, спектакли ставили, творчество творили через призму "революционной романтики" и "коммунистического образа жизни" (по щиро свидомому хрущёвско-брежневскому партийному обряду), чтобы пройти беспощадную идеологическую цензуру. Зато пройдя её - становились шедеврами двойных и тройных смыслов. Чем собственно и знаменито советское кино. Или задушевными образами, очеловечивающие любую идеологию - хоть вражескую хоть партийную, которую можно было приспособить к политической линии Цк политбюро. Если в СССР был такой полит.жанр искусства - соц-реализм, то Хуциев и иже с ним создали с нуля и внедрили в кино такой жанр, как соц-идеализм. Вера в то, что можно показать красивую картинку "образа будущего соц.утопизма" и оно само как нибудь разрулится, а не трудом и кровью миллионов людей. Пропаганда, помноженная на идеологию ради некой абстрактной и неконкретной высшей цели. Которая, разумеется, начинается с политических вершин и первых-вторых кабинетов партийных комитетов, а должна заканчиваться в интеллигенциях и трудовых - городских и сельских массах. Когда талантливый парень, да ещё к тому же первый в Союзе Марлен(комби "маркс+ленин") Хуциев заявил о себе мелодраматическим шедевром "Весны на заречной", где не было привычных после войны парторгов-комсоргов, это был ещё не вызов старому порядку компартии, но уже демарш оттепели-перестройки-гласности. Молодого режисёра сразу же начали плотно опекать в цензуре и активно руководить по линии послесталинской кино-пропагандистики - мало кто тогда заслуживал, чтобы лично генсек Хрущёв давал "рекомендации" режисёру, как ему снимать "правильную коммунистическую фильму". Да впрочем, эта политическая опёка над Хуциевым на нём не началась и на нём не закончилась - в его личном деле было ученичество в одном из таких карманных партийно-украинских пропагандистских кружков - мастерская режиссера Вгика И.А. Савченко (автор фильмов «Дума про казака Голоту», «Богдан Хмельницкий», «Тарас Шевченко»). И примеров таких талантливых режисёров-пропагандистов-документалистов много - начиная со всенародного лиозновского Штирлица, под нарезку документальных кадров (самая интересная часть сериала кстати) очеловечивающего нацистов, и заканчивая полоковским мюзиклом Интервенцией. Если бы вместо буффонадного музыкального спектакля про одесскую директорию-антанту, где Хуциев кстати сыграл роль французкого командующего интервенцией Д’Ансельма в Одессе - авторы реально показали, что такое была "интервенция в Одессе", то зрителя реально выворачивало бы в кино от подробностей живодёрства, белого террора, беспредела антанты и атаманско-петлюровского бандитизма тех времён. А не песни Высоцкого потом на диссидентских кухнях пели бы, при всё уважении к таланту Владимира Семеновича. В общем, это только один пример с такими соц.идеалистами кино, каким был М.Хуциев, вместе с кинотворцами переделавшими реализм в нечто сказочное-приспособленческое - "коммунистическое" по западному образцу, но точно не советское. Начали режисёры-пропагандисты с мелких антисоветских элементов в кино-театре-искусстве и распиской-подписанием письма 25-ти деятелей культуры генсеку цк кпсс Брежневу против реабилитации И.В. Сталина - а закончили покаянческими фильмами в перестройку. Затем уже при антисоветском Рф поняли, что они натворили и какова была им прописанна роль в идеологическом отделе ЦК Политбюро. Не все и не до конца поняли кстати. Умер великий мастер кинопропагандистики периода оттепели-застоя СССР Марлен Хуциев. Хорошо это или плохо? Смотря кому. В целом конечно плохо - полит.кино. пропагандисты понесли тяжёлую утрату. А по частностям - а х..й его знает. Хуциев не просто какой-то там "режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии" - это один из второстепенных, но очень важных винтиков той самой советской системы кинопропаганды, развалившую больше чем СССР - его мировую культуру. "Они не хотели, просто так получилось"(с).

почитатель НК, 19.03.2019 12:45

А ведь вам (комментирующим) даются самые и самые лучшие рассуждения из авторских публикаций и колонки комментарии. Надо всё осмысливать и распечатывать для назидания людям..

гость, 19.03.2019 11:45

Участники НК необходимо постоянно, т. е. чаще делать жёсткие "порицание Вашингтону и Лондону", из-за совершаемых ими несправедливости, поганства и мерзости.

гость, 19.03.2019 11:32

Жизнь прожить - не поле перейти. И такое бывает.

гость, 19.03.2019 11:31

Благодарная память об этом человеке.

Добавить комментарий