Обществоwww.marieclaire.ruApr 23

Воспитание по системе Монтессори: стоит ли относиться к ребенку как к взрослому

Имя Марии Монтессори известно многим — в основном ее знают как автора одноименной педагогической системы. Рассказываем, в чем суть метода, и каким детям он подойдет.

nk_hauz/-myvruzlvv9tif6qjsiu.jpg

Мария Монтессори стояла у истоков разработки методов обучения детей с умственной отсталостью в Италии — изначально ее система была разработана для детей с задержкой развития, но позже была адаптирована для полностью здоровых детей и обрела невероятную популярность во всем мире. Вместе с психологом Светланой Луккой разбираемся в основных принципах методики, ее плюсах и минусах.

Суть методики Монтессори заключается не в навязывании ребенку специальной программы обучения, а в создании специальной развивающей среды. Так, в рамках программы ребенок самостоятельно выбирает, во что он сейчас будет играть, сколько по времени будет это делать, в каком темпе — в учебном классе в разных местах находятся развивающие материалы: карточки с цветами и картинками, камушки, счетные материалы, предметы быта — выбор материалов достаточно широк и адресуется к разным зонам развития интеллекта. Как только ему надоело играть — он переходит в другую часть класса и выбирает что-то другое.

nk_hauz/-myvrv2hyhmme2wn2ki8.jpg

Такая система идеально поддерживает в ребенке естественную потребность в познании мира (ведь изначально дети очень любопытны и настроены на развитие интеллекта). Взрослый минимально вмешивается в процесс, оставляя за ребенком приоритетное право принимать решения в отношении игр, установки правил и определении того, с кем он будет играть. При необходимости взрослый может помочь, объяснить, «натолкнуть» на новую идею, но хозяином положения все же остается ребенок. 

Налицо индивидуальный подход: ребенок работает в своем темпе, его никто не гонит и не просит подождать. Для развития, конечно, эти условия идеальны: методика помогает сохранить мотивацию учиться и не создает стрессовых ситуаций. Также важно, что ребенок занимается именно тем, чем хочет. Таким образом он развивает именно те стороны интеллекта, где заложен максимальный потенциал — с точки зрения раннего раскрытия талантов и способностей, это опять же очень хорошо.

nk_hauz/-myvrv9ogav-aqscnjxu.jpg

Однако у этой системы есть и минусы, которые нельзя не учитывать, принимая решение относительно того, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад или школу, работающую по принципам методики Монтессори. 

Сама структура воспитания и развития в этой системе принципиально отличается от принятой в традиционных школах: ребенок делает то, что он хочет, а взрослый не является лидером и авторитетом. Изначально в таком подходе нет ничего криминального, но, например, приходя после садика Монтессори в обычную школу, ребенок испытывает серьезные проблемы при адаптации к традиционной системе. Этот фактор является источником дополнительного стресса, который отражается и на успеваемости, и на учебной мотивации. 

Кроме того, в первую очередь методика Монтессори делает акцент на развитии интеллекта, поэтому там не предусмотрены подвижные и ролевые игры. Гиперактивным детям в такой системе приходится туго, потому что они не в состоянии усидеть на одном месте долгое время, а интеллектуальная нагрузка для этих детей должна перемежаться с периодами двигательной активности, когда ребенок может побегать и попрыгать, а не просто помахать руками и сделать несколько приседаний. 

nk_hauz/-myvrv7vht9cmfmcykox.jpg

В ролевых играх дети отрабатывают «взрослые» социальные системы. Куда без таких традиционных забав, как «В магазине», «У врача» и «Дочки-матери»? Это — необходимая часть развития любого ребенка дошкольного возраста. Да, у Монтессори дети имеют возможность взаимодействовать друг с другом, но в основном в рамках интеллектуальных упражнений, где старшие помогают младшим решить какие-то задачи. Ролевые игры в методике не предусмотрены. 

При этом важно понимать, что, несмотря на то, что система была разработана для детей с умственной отсталостью, она не является коррекционной. Поэтому если у ребенка изначально есть какой-то дефицит в развитии психических функций, то методика Монтессори никак не поможет этот дефицит купировать — иными словами, если у ребенка есть задержка речи, то он чудесным образом не заговорит в системе Монтессори, для этого нужны будут занятия с логопедом. К сожалению, часто подобные проблемы первый раз заявляют о себе, когда ребенок идет в школу. А чем раньше начать корректировать дефицит, тем лучше прогноз. И если ребенок до школы (или даже в начальной школе) находится в системе Монтессори, то есть вероятность, что имеющиеся у него проблемы просто не проявятся — он будет успешен в той деятельности, которая ему дается и нравится, но необходимые для получения образования другие части психики могут «отставать» от нормы.

nk_hauz/-myvrv58cby3nxpneobc.jpg

Итак, система Монтессори — это хорошо или плохо? Здесь нет однозначного ответа. Плюсы и минусы этой методики описаны выше. Для гиперактивных детей с дефицитом внимания эта система не очень подходит, а вот для тихих, не испытывающих особого удовольствия от активных игр со сверстниками, — в самый раз. Кроме того, важно помнить, что всегда можно найти компромисс: полдня ребенок ходит в сад по методике Монтессори, а вторую половину дня играет в подвижные игры со сверстниками во дворе или другом детском учреждении. Или за один-два года до школы ребенок переходит в детский сад по традиционной системе, чтобы психологически быть готовым к тому, что его ждет в школе. 

Окончательное решение в любом случае зависит от особенностей ребенка, позиции родителя относительно его будущего (что мы хотим развивать в первую очередь) и конкретного заведения, куда вы собираетесь идти (важно понимать, четко ли там соблюдаются все принципы системы или же в саду/школе просто используются дидактические материалы из набора Монтессори). 

💬 Последние комментарии
3020
Кого то он мне до боли напоминает. Точно, дорогого Криворожца.
Юрий
Ты не на тот сайт зашел. Твои единомышленники только слезли со смереки
Не слуга народа
Так что прав был Нестор Иванович, друзья. А так называемая цивилизация - это расстройство психики. А человек должен быть здоровым. Тогда и жизнь в радость и жизнь правильная, здоровая.
Не слуга народа
Если власть разбежится в разные стороны, то тем самым будет разрешено противоречие. Но перед тем как власть убежит, ее нужно хорошенько наказать за все.
Антиелена
Амэрика с тобой, Амэрика в тебе! Дурочкой прикидываешься? Нет, Ленка-белка, воевать за Украдину тебе придется вместе с такими вот каменярами! А пиндосики будут рядом подбадривать тебя, чайку с волшебными травками нальют и подсрачника дадут в направлении передовой.
Не слуга народа
Власть должна служить людям. Служить! Если люди смогут указать власти на ее функцию, то интерес к политике у власти сразу же пропадет и она разбежиться в разные стороны.
гость
Фаина смелей и сильней многих взрослых,настоящий борец. Надеюсь,мировая общественность,всё-таки услышит нас,тех,кто хочет просто МИРА,справедливости и законности.
Авторские статьи
Авторские статьи26м. назад
Американцы крепко взялись за Зеленского. Дмитрий Джангиров
Авторские статьи1ч. назад
Мы наблюдаем полный развал системы государственного управления
Авторские статьи1ч. назад
Киевский суд признал Украину американской колонией
Авторские статьи2ч. назад
Зеленскому выходят боком скандалы с офшорами, вагнеровцами и внутри партии
Авторские статьи2ч. назад
Без Великой Отечественной и Донбасса. Новый «темник» должен научить украинцев «правильному» языку
Авторские статьи2ч. назад
Протоиерей Андрей Ткачёв: Сатанизм среди миллионеров. Закрытый клуб иллюминатов
Авторские статьи3ч. назад
США опять торгуются с Россией за Украину
Авторские статьи4ч. назад
Обещал бычка, а дал тычка. Чем увенчался визит главы Пентагона в Киев 5
Авторские статьи4ч. назад
Ноябрь 1945 года. Не состоявшийся ядерный удар Сталина по США