Обществоrian.com.ua31 янв.

Знание — сила, незнание — вред. Почему грипп опасен, а карантин еще опаснее

Упущенное из-за карантина учебное время украинские школьники будут наверстывать в спешном порядке и в сжатые сроки, что снизит качество полученных знаний. Из-за эпидемии смертельно опасного гриппа в Украине в 9,5 тыс школ введен карантин. Но это не предел — карантин будет продлен или введен в тех регионах, где будет наблюдаться превышение эпидпорога. Такие решения принимает местная власть в соответствии с действующим законодательством. В Киеве городские власти еще до объявления эпидемии закрыли школы и ограничили проведение массовых мероприятий. Точно так же поступили в Тернополе, Херсоне, Одессе и других городах.

В Украине карантин во время эпидемий – обычная практика, хотя его введение имеет смысл в двух случаях. Первый – если вызвавший эпидемию штамм вируса гриппа особенно опасен. Второй – если время учебы, потерянное во время карантина зимой, компенсируется продлением учебы в летние месяцы. Так, например, поступают в Японии.

Больше двух недель ничегонеделания не могут не отразиться на уровне знаний. В самой сложной ситуации могут оказаться ученики выпускных классов, которым предстоит сдавать тесты Внешнего независимого оценивания. Однако учителя призывают не сгущать краски – те дети, которые действительно настроены на успех, будут продолжать подготовку к ВНО и во время вынужденных каникул.

"Те дети, которые готовятся, делают это не в последний момент, и в принципе у них на сегодняшний день есть большое количество всевозможных сборников, тестов, а так же курсы, репетиторы. Эти дети все равно работают, и две недели карантина они могли использовать на то, чтобы учить материал. То есть, на подготовку к ВНО карантин никак не повлияет", — сказала нам учитель математики одной из киевских школ Ирина Валерьевна.

Галопом по программе

По словам учителя, главная проблема заключается в том, как дети пройдут школьную программу. Это безумно сложно и для учителей, и для детей. И то же ВНО никто не перенесёт. "Например, в 11 классе ученики должны до сдачи ВНО пройти весь учебный материал по математике. А количество часов реально сократилось, и учителя в спешном порядке переделывают календарные планы. Учитель все равно успеет вычитать материал, но ребенку будет трудно отработать навыки. Например, у меня в шестом классе сейчас идет очень важная, нужная тема, которую я должна детям обязательно объяснить, поэтому на самостоятельное обучение я ее не дала. Но дальше по программе есть темы, которые предполагаются как обзорные. Вот эти обзорные темы я дала детям на карантин. Таким образом, мне удается сэкономить время на объяснение сложных тем. Но на параллели есть другие классы, где у меня такой возможности нет. Получается, чтобы успеть вычитать программу, я должны эти часы ужимать", - поясняет учитель математики Ирина Валерьевна.

Таким образом, учителям придется отчитывать программу за счет времени, предназначенного на закрепление материала. Обычно, когда в стране объявляется длительный карантин, Министерство образования спускает учителям циркуляр "выполнить программу за счет сжатия материала и самостоятельной отработки материала детьми". "Сжатие", это кончено, хорошо, но есть сложные для усвоения темы. Учитель, конечно, может рассказать все за один урок. Но у одного ребенка материал "уложится" в голове за 10 минут, и, в принципе, этот ребенок готов двигаться дальше, другому ребенку на усвоение надо хотя бы два-три урока, третьему — надо еще больше времени. И это необходимо учитывать, ведь школьная программа рассчитана не на вундеркиндов, а на среднего ребенка.

"До прошлого года в каждом классе предполагалась так называемая летняя учебная практика. И мы во время этой практики могли назначить детям занятие, и заниматься. Но в нашей стране отношение к этой практике было наплевательское: родители ее игнорировали, а у учителей не было никаких рычагов воздействия, чтобы оставить ребенка на дополнительные занятия. Если бы эти две недели карантина автоматически продлевались, но по закону, на две недели лета, это было бы замечательно! Но, к сожалению, этого никто никогда не делает. Государство не заинтересовано в образованных людях, ведь чем образованнее люди, тем тяжелее ими управлять", - сетует учитель физики школы Киева Валентин Андреевич. Карантин только для детей.

Отдыхают во время карантина только дети, учителя ходят на работу каждый день. Директора школ используют это время на свое усмотрение. В некоторых школах проводятся обучающие курсы для учителей, педсоветы, совещания, в других – учителя заняты проверкой тетрадей или уборкой кабинетов, а в некоторых — просто собираются для приятных бесед и чаепития. Но приходить на работу обязаны все.

"Карантин никак не отражается на зарплате учителей. Если ты не хочешь выходить на работу, то должен написать заявление на отпуск в счет летнего, либо на отпуск без содержания. И это при наших "гигантских" зарплатах! Некоторые учителя были не против использовать карантин для индивидуальных занятий с детьми, чтобы подтянуть ребенка к тому же ВНО. Но, например, в нашей школе директор категорически запретила посещение школ учениками. Во-первых, потому что сразу пойдут массово, а если кто-нибудь из учеников, не дай бог, заболеет, нас обвинят в том, что мы заставили приходить. При этом в некоторых школах дети спокойно ходят на индивидуальные занятия", — рассказывает учитель химии киевской школы Елена Осиповна.

Более того, в Киеве не все школы объявили карантин, и занятия там продолжаются. В первую очередь, так поступили маленькие частные школы. И мотивируют они игнорирование угрозы гриппа тем, что их ученики не ездят в школу общественным транспортом (детей привозят и забирают на машинах), в помещениях ведется санобработка, больных детей в школу родители не ведут.

У КГГА есть план

У Киевской городской государственной администрации есть план действий, как наверстать программу, пропущенную за карантин. "Можно внедрять дистанционное обучение, например, ученики могут получать задание по электронной почте. Все наши учителя проходят повышение квалификации, они обязаны владеть компьютером. Более того, мы пытаемся создать единое информационно-образовательное пространство, чтобы обеспечить возможность дистанционного обучения, возможность индивидуальных программ, возможность сдачи программы экстерном для детей из зоны АТО", — заявила в эфире радиостанции Голос Столицы заместитель председателя Киевской горгосадминистрации Анна Старостенко.

По ее словам, удастся уплотнить программу, возможно, перейти на индивидуальный режим с самостоятельными работами, чтобы проконтролировать знания. При этом чиновница надеется, что до сокращения каникул дело не дойдет. Жалко детей "Сегодня образование построено не для детей, а против. Поэтому плюс карантин, минус карантин, система такова, что мне очень жалко детей. Учителя, конечно, в ужасе, потому что на наши плечи ложится дополнительная нагрузка. Но все зависит еще от честности и порядочности учителя. То есть, формально учителя всё успеют. Вопрос: с каким КПД? А потом мы говорим, почему родители вынуждены нанимать репетиторов. Потому что не хватает этого времени, которое остается на осмысление и закрепление материала. Наши программы изначально перегружены и без карантина", — возмущена учитель математики Ольга Петровна.

Большинство учителей приветствуют перенос упущенного во время карантина учебного времени на лето в обязательном порядке. Но в Украине никто этим заниматься не хочет. Хотя с точки зрения экономики, это логично и не требует дополнительных затрат государства. Учителя все равно в июне работают, им не нужно платить дополнительных денег. Просто в случае продления занятий на июнь, они не будут заниматься ерундой, а действительно будут работать. А родители еще на две недели не будут иметь головную боль, куда деть детей.

Над решением этой проблемы необходимо думать на государственном уровне. Нужно не бояться издать указ и услышать в ответ возмущенные вопли "как это так, что вы себе позволяете?". И если перенос занятий на лето был бы предварен правильной мотивировкой, что делается это с целью избежать перегрузки детей, то 90% здравомыслящих людей сказали бы "Да, большое спасибо". Но сколько здравомыслящих людей в нашей стране?