Новости дняAug 19

С Преображением Господним! Православные празднуют Яблочный Спас

nk_hauz/Wnd7IJ77g.webp

Русская православная церковь в четверг отмечает праздник Преображения Господня. В народе он известен под названием Яблочный Спас.

Согласно Писанию, незадолго до крестных страданий Иисус взошел вместе с тремя ближайшими учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – на гору Фавор помолиться. Там он открыл им свою божественную сущность. "И преобразился перед ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет", - говорится в Евангелии. В тот момент апостолы увидели облако, из которого раздался голос: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте".

В память об этом событии был установлен праздник. Изначально у него не было фиксированной даты. Но примерно с VII века православные стали отмечать его 19 августа. Преображение Господне отличается торжественностью. Духовенство в этот день служит в белых одеждах – символ "фаворского света". После литургии священник читает специальную молитву на освящение плодов нового урожая. Затем он окропляет их святой водой. В России исторически сложилось, что на освящение приносили яблоки. Поскольку они созревали как раз к середине августа.

Считается, что в Яблочный Спас, как на любой большой церковный праздник, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Священники отмечают, что строгих запретов на этот счет нет. Самое главное в праздник Преображения Господня – прийти на службу в храм, помолиться и вспомнить о евангельском событии. По словам представителей духовенства, нет ничего страшного, если человек не будет в этот день освящать яблоки. Главное – участие в церковной молитве. Кроме того, в этот день можно сходить на кладбище и почтить память усопших родственников.

Помимо церковной традиции освящать яблоки, есть немало народных обычаев и примет. В старину из освященных плодов было принято печь пироги. Ими угощали родных и соседей. Также на Яблочный Спас внимательно смотрели на погоду. Считалось, что если этот день выдался холодным, то и январь будет суровым.

Преображение Господне: Петр, Иаков, Иоанн, Иуда и гора Фавор

nk_hauz/08964JnnR.jpeg
Преображение Господне. Книжная миниатюра. Византия; XIII в. Афон. Фото: ruicon.ru

Лето подходит к концу, самые жаркие дни уже позади, и вот мы уже празднуем Преображение Господне. Попробуем взглянуть на события этого дня с немного необычной стороны.

Когда мы говорим о Преображении Господнем, то, конечно же, главный акцент ставим на Самом Господе. Где-то отдаленно мы слышали о паламитских спорах о природе Фаворского Света, чуть более нам известно значение Преображения в деле спасения человека. Мы помним, что преображенная Человеческая природа Христа прообразует преображенную природу, которую спасенные получат после воскресения.

«Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения, – пишет святитель Феофан Затворник, – все печали пройдут мимо, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и оба к Нему приходят и обитель у Него творят. Вот и свет Преображения!».

Почему Господь берет с Собой на гору только трех учеников? А как же остальные, неужели они не были достойны того, чтобы видеть Фаворский Свет, ощутить то, что ощутил апостол Петр, захотевший остаться там навсегда?

Эти смыслы мы черпаем из событий праздника Преображения. Но давайте подумаем еще вот над чем: почему Господь берет с Собой на гору только трех учеников? А как же остальные, неужели они не были достойны того, чтобы видеть Фаворский Свет, ощутить то, что ощутил апостол Петр, захотевший остаться там навсегда?

Да, не все ученики Христа были достойны стать свидетелями Фаворского Света. Мы помним, что среди них еще был Иуда. И здесь снова встает перед нами извечный вопрос свободы воли человека. В событиях Преображения мы видим, как эту свободу, этот дар, Господь сохраняет для каждого из нас, даже для тех, кто Его ненавидит.

Если бы Иуда, пишет преподобный Иоанн Дамаскин, один остался у подножия горы, то из-за своей зависти и злобы еще больше бы воспламенился яростью за свое отвержение. Тогда бы он имел оправдание совершенного им предательства. Но Христос не отчуждает Иуду практически ни от одного Своего чуда. Будущего предателя Господь оставляет с другими учениками, а с Собой берет троих – по закону достаточных для свидетельства.

Христос не отчуждает Иуду практически ни от одного Своего чуда. Будущего предателя Господь оставляет с другими учениками, а с Собой берет троих – по закону достаточных для свидетельства.

У святителя Прокла Константинопольского находим интересное указание на то, что через апостолов Петра, Иакова и Иоанна все остальные становятся сопричастниками Божественной благодати. Основой здесь является их единство, о котором Спаситель молился в Гефсиманском саду: «Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11). В этом также был явлен пример чуда для Иуды, возможность избрать Свет, пойти за Христом со всем и остальными. Оттого и трагичней его падение, что в этом падении был виновен только сам предатель, реализовавший данный Богом дар свободы в злом направлении.

«Ибо Иуда, видя Андрея, Фому, Филиппа, и других, оставленных вместе с ним под горою, – пишет святитель Прокл в своем слове на Преображение, – и однако не ропщущих, не негодующих, не злословящих, напротив, радующихся, уверенных в том, что и они отсутствующие столько же причастны благодати свыше, сколько и присутствующие Господу, оставался совершенно неизвинителен, не будучи никогда отчуждаем ни от одного чудеси. Такой поступок Господа особенно нужен был для Иуды, который, хотя ему вверен был и ковчежец, вознегодовал на помазующую безвинно за дороговизну мира и имел дерзость предать Учителя врагам».

Что из этого рассуждения мы можем вынести для себя? Ответ кажется очевидным. Никто из нас не был на Фаворе, никто лично не присутствовал при совершении чудес Христом, но ведь мы христиане, и этого достаточно. Через таинство миропомазания мы запечатлены дарами Святого Духа, это, можно сказать, первая степень священства, изначально ведь дары преподавались не посредством помазания, а посредством возложения рук. Стать христианином уже означает стать священником, отделиться от этого мира, быть гражданином иного Царства.

Никто из нас не был на Фаворе со Христом, но ведь мы христиане, и этого достаточно. Однако наш путь пока еще не завершен, свобода до конца не реализована, пропасть падения зияет своей чернотой также, как фаворская благодать светит возможностью преображения.

Ко всем христианам обращены слова бывшего на Фаворе апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Мы также едины со Христом, как были с Ним едины оставшиеся у подножия горы ученики. Мы также являемся свидетелями всех совершенных Им чудес. Однако наш путь пока еще не завершен, свобода до конца не реализована, пропасть падения зияет своей чернотой также, как фаворская благодать светит возможностью преображения.

Не нужно искать никаких особенных чудес. Ничего так не мешает вере, как поиск и ожидание чуда. Главное чудо – спасение человечества – уже совершено. Приходя в храм на праздник Преображения, мы как бы останавливаемся у подножия Фавора, не ропща и не негодуя, помним, что наше единство со Христом – самое важное условие сопричастия Его благодати.

«Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его святое, – поучает святитель Тихон Задонский, – столько раз слышим глас Сына Божия, глаголющий к нам, Который не о чем ином поучает нас, как о спасительном пути, которым до славы оной Божией, на горе святой отчасти показанной, должно всякому идти, кто хочет получить оную».

Спаситель берет с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, что указывает на такую важнейшую христианскую добродетель, как вера. Петр – горячий и искренний порыв к Господу. Именно он исповедал Христа «Сыном Бога Живого» (Мф. 16, 13-16), и на Фаворе у него была возможность удостовериться в том, что именно Отец открыл ему. Иаков – первый из апостолов, кому предстояло умереть за Христа и единственный, чья смерть описана на страницах Нового Завета (Деян. 12, 2). Иоанн – девственник, «чистейший орган богословия», как называет его преподобный Иоанн Дамаскин.

Умение идти за Христом не оборачиваясь, пусть падая, но все же снова поднимаясь, находить силы двигаться дальше; готовность умереть за Истину, за ту подлинную реальность, перед которой все блага мира – лишь мимолетная иллюзия; и искренние, чистые, открытые к принятию Бога душа и сердце – вот три составляющих веры, которые нам раскрывают апостольские образы.

И нет здесь никакой гонки за чудесами, нет метаний и поисков внешних свидетельств своего избранничества, а только твердая уверенность в обретаемом через веру единстве с Богом. И об этом нам говорят события Праздника Преображения Господнего – столь дорого для каждого православного христианина.

Протоиерей Владимир Долгих

💬 Последние комментарии
е
Т.е. по твоему дешевле покупать не напрямую у продавца, а через кучу прокладок ??? Это такая свидомая математика???
е
Ах вырвалось??? Только в мой адрес маты звучали не менее десятка раз и только за то что мнение другое и требовал пояснить ТВОИ собственные утверждения... Шо опять склероз, тупое ты существо??? Как ты к людям , так и они к тебе, но до тебя недоумка это не доходит( тоже кстати ТВОИ слова)... Как научишься отвечать за свои слова, вот тогда и говорить с тобой будут иначе, трепло брехливое...
олег
ужос, какой "представитель Бухареста"?! О времена! О нравы!
Елена
Я знаю цену, причём тут это,я не за неё.
Антиелена
Не, ну фееричная дура Ленка-пенка!!! Ты с калькулятором совсем не дружишь? Ну вот нахрен ты это пишешь?
Газик Эвтаназик
Есть куда ещё стремиться.
Елена
Хе,то не Россия не продаёт,а Украина не покупает напрямую,чуешь разницу?