Главные новостиSep 15

У короля Нидерландов отняли золотую карету. Это не революция, это хуже

nk_hauz/3n1aPPInR.webp
© AFP 2021 / ANP/Remko de Waal

В следующий вторник король Нидерландов Виллем-Александр под приветствия своих подданных должен проехать в золотой карете к парламенту в Гааге и представить там бюджет. Так происходит ежегодно в День принца. Однако в последние годы многие традиции разрушены "культурными войнами", бушующими на Западе. Вопреки объявленным ранее планам, король не сможет ехать на золотой карете, внесшей раскол в нидерландское общество. Виллем-Александр теперь вынужден смотреть на свою роскошную повозку через стекло в Амстердамском музее и не уверен, сможет ли он еще когда-то посидеть в ней.

Мы все помним, как год назад борьба с прошлым достигла апогея в Соединенных Штатах, где активисты движения Black Lives Matter (BLM) начали сбрасывать один исторический памятник за другим, не щадя даже монументы в честь отмены рабства. И хотя желаемые результаты президентских выборов несколько успокоили радикальных сторонников демократов, снизив накал страстей, американское общество и сейчас раздирают споры по поводу судьбы того или иного памятника.

Состоявшийся на прошлой неделе варварский демонтаж грандиозной статуи лидера конфедератов генерала Ли, украшавшей Ричмонд с 1890 года, невольно вызвал сравнения с разрушением талибами (членами запрещенной в России террористической организации) древних Бамианских статуй Будды. Двадцать лет назад весь мир гневно осудил "уничтожение истории". Сейчас демократическое сообщество молча взирает на события в Америке — осуждать действия сторонников BLM в либеральной среде не принято.

Однако "культурные войны" — явление отнюдь не только американское. Британский профессор Бобби Даффи, возглавляющий Институт политики Королевского колледжа в Лондоне, провел недавно исследование, на основании которого пришел к выводу о том, что экспорт данного феномена из США в Европу уже состоялся. В частности, он указывает на показательный факт: в 2015 году мейнстримные СМИ посвятили 21 статью "культурным войнам" в Британии, а в 2020-м им были посвящены 534 публикации. Тенденция набирает обороты.

Нидерландское общество, не без гордости считающее себя самым либеральным в мире, конечно, не могло остаться в стороне от этих процессов. Вот уже десятилетия под каждое Рождество там обостряются споры вокруг появления возле их Деда Мороза (Синтерклааса) его темнокожих помощников, называемых Черными Питами (Zwarte Piet). Относя эту традицию к расизму, либералы все активнее и все агрессивнее требуют запретить ее. Консерваторы же, наоборот, защищают обычай. В итоге редкий праздник сейчас обходится без стычек между первыми и вторыми.

Дошло даже до того, что соцсети блокируют темнокожих голландцев за появление в костюме Черного Пита, считая это проявлением расизма. Вдумайтесь: негра обвиняют в расизме за то, что он негр.

Обострение "культурной войны" на Западе привело к тому, что с подачи музея Амстердама (того самого, где сейчас находится золотая карета короля) началась кампания по отказу от термина "Золотой век Нидерландов", а также переименование картин с "расистскими" подписями и целых галерей, содержащих имена работорговцев. Попала в эти жернова и королевская карета, ставшая одним из символов голландского колониализма.

Дело в том, что на ее левой двери содержится красочное панно "Поклонение колоний", на которой темнокожие верноподданные на коленях преподносят дары белой госпоже, символизирующей Голландию. Взамен белые господа даруют полуголым туземцам Библию.

В принципе, из песни слов не выбросишь: был и период величия колониальной державы (тот самый век, который теперь запрещено называть Золотым), была и работорговля. А на королевской карете просто запечатлены моменты истории государства, которые также не вымарать с исторического произведения искусства без ущерба для него. Когда только появились первые споры по поводу панно, карету решено было поместить на реставрацию. Поскольку отсутствие этого символа королевской власти на Дне принца вызвало бурю негативных эмоций у сторонников голландской монархии, им было обещано, что после дорогих (1,2 миллиона евро) реставрационных работ в сентябре 2021 года карета вернется на свой привычный маршрут.

Однако в прошлом году, в разгар BLM-протестов, прокатившихся и по Нидерландам, венценосная чета с траурными лицами вынуждена была сообщить о том, что золотая карета пока будет находиться в музее, а ее судьбу определят позже. Виллем-Александр оказался в сложной ситуации: с одной стороны, либералы собирают подписи под петициями, требующими оставить карету в музее, с другой — консерваторы, чье мнение король не может игнорировать, требуют немедленно вернуть символ на традиционный маршрут Дня принца, заявляя, что иной сценарий будет означать "капитуляцию перед экстремистами".

nk_hauz/axFTPES7R.webp
© AFP 2021 / ANP/Jeroen Jumelet Протесты BLM в Алмере, Нидерланды

Споры вокруг судьбы кареты раскололи и парламентские партии. Фактически образовались три равных лагеря. Одни выступают за "музейный" вариант, другие — за традиционное ее использование, а третий лагерь настаивает на самом неудобном для Виллема-Александра варианте: судьбу кареты должен решить королевский двор. Принятие любого из вариантов вызовет бурю протестов с той или иной стороны.

В итоге было найдено временное компромиссное решение: в нынешний День принца карета на улицах Гааги не появится, но ее начнут возить по разным музеям страны, предлагая голландским гражданам самим посмотреть на этот исторический памятник и определиться по поводу его дальнейшей судьбы. Хотя всем понятно, что это соломоново решение не примирит противоборствующие стороны и лишь отсрочит неминуемый скандал. Страсти в обществе накаляются, некоторые особо горячие головы вообще уже считают, что карета, символизирующая период рабства, должна быть сожжена.

Радикализация протестов год назад привела к актам вандализма против памятников, музеев и различных учреждений Нидерландов, носящих имена исторических деятелей, которые были связаны с рабовладельческим прошлым. Появилась даже подпольная группа, которая периодически берет на себя ответственность за подобные акты.

От королевской семьи и правительства требуют публичных извинений за колониализм. Премьер-министр страны Марк Рютте заявил, что это только усилит поляризацию общества. Но некоторые муниципалитеты уже такие извинения принесли. Например, этим летом мэр Амстердама Фемке Халсема от имени города покаялась за его роль в работорговле.

nk_hauz/n_FoPEIng.webp
© AP Photo / Peter Dejong День принца в Гааге

И это явно не предел. Специально созданная при МВД группа советников недавно представила доклад, главный вывод которого заключался в том, что правительство обязано публично извиниться за рабовладение и ежегодно 1 июля (в этот день в 1863 году в Нидерландах было отменено рабство) отмечать как национальный день памяти жертв работорговли.

Как обычно в таких случаях, требованием извинений активисты не ограничиваются. Уже встал вопрос о репарациях потомкам рабов. И хотя комиссия не нашла законных оснований для этого, вопрос поднимается все чаще, особенно выходцами из Суринама и карибских владений Нидерландов.

Озвучиваются и суммы, которые Гаага должна заплатить отдельным странам. Так, экономист из Суринама Арманд Зундер создал Национальную комиссию по репарациям, подсчитав, что Нидерланды обязаны выплатить его стране 50 миллиардов евро компенсаций за колониальную эксплуатацию.

В другое время такая идея была бы поднята голландцами на смех. Но в эпоху BLM уже никто не смеется. Данная тема наверняка будет актуализироваться по мере приближения 150-летнего юбилея запрещения рабства в самом Суринаме (будет отмечаться в 2023 году). А если уж будут выплачены хоть какие-то компенсации этой небольшой стране, подтянутся и бывшие колонии побольше. Одна только Индонезия может претендовать на колоссальные репарации. В прошлом году Гаагский суд уже обязал свое государство выплатить компенсации родственникам индонезийцев, казненных голландскими военными в ходе колониальных войн. Если же пойти по пути репараций за работорговлю, Индонезия может обогатиться за счет нидерландской казны.

Ожесточенная борьба со своим прошлым буквально раздирает на части западное общество. И вроде бы многие, как и упомянутый профессор Даффи, понимают: "Никто не может победить в культурной войне, во всяком случае надолго".

Что ж, мы тоже не раз проходили через эти болезненные этапы, воюя со своей памятью, со своими памятниками, со своей историей. Запад ничему не научился на наших ошибках. Теперь настала пора нам учиться на ошибках Запада, не повторяя их в будущем.

Владимир Корнилов

💬 Последние комментарии
Не Елена
Они уже в одной стране (даже и не в одной) не признали итоги выборов, и шо? Сильно им это помогло? Ещё выборы и не начались, а уже тявкают...
гость
таки и шо - хлопци с рустрата хотят доказать, что глобализм существует? - ну да, тришечки е. Как и тучка, вон она на небе висит, а помацать никак. Кто будет первым счупать "империализм как высшую стадию капитализма"? - понятно кто, прогрессивный империалстический класс буржуинов-глобалистов. Флаг им в руки, барабан на шею, перо в задницу - попутного ветра. Много они нащупают без рабочего класса, ага. Если вопрос стоит насколько он (глобализм) глубинный? так тут ещё проще - совсем не глубинный, не донный и не ильный. Бывает и поглубже тенденции современного капитализма, те же допустим разборки жмеринки с брайтон-бич и хайфой, и биробиджаном заодно. Вот там глубинность - всем глубинам глубина, ротшильды и рокфеллеры нервно курят в сторонке. А шо глобализм? - есть помаленьку, кредиты открыто раздаёт, на счётчики ставит, майданы крутит, офшоры тасует между своими, президентов морально унижает и всякое такое. И не только глобализм, но и пан-глобализм, и даже транснац-глобализм и грин-глобализм вместе с виртуал-глобализмом. И этот, как его - финкорп-глобализм, как же без него. Но причём здесь Каутский? Это не его идейка супер-пупер-ультра империализма, этим ещё Наполеончик, Петя Романофф, Юличка Цезарь или Сашко Македонский страдали, и ещё куча кесарей-императоров с претензиями попроще. Единственно, что они (имперцы) не могли, так это построить у себя "империализм как высшую стадию" феодализма или рабовладения или родо-племя боярско-княжения якось. Не хватало им понимаешь "производительных сил и производственных отношений". Вот мешали, к примеру - тому же дурковатому царю Петру бояре строить "империализм по петровски" - дык понятно что надо делать, хватать за пейсы и бороды топором рубить. Отличный рецепт "построения империализма в отдельно взятой Московии", есть бороды у бояр - нет империализма, нет бород - есть империлизм, с точки зрения царя всё логично. Даже современная британская королева не замахивается на такую фигню построение "полного глобализма" (чтобы там рустраты про бритосов не думали), а она как никто другой - шарит в стадиях империализма 20го и чуть-чуть 21го века. Как никак топ-фигура - главная скрепка империализма и глобализма. Ха, даже папа Римский недавно (после майдана) буллу опубликовал, где чётко расписал тему глобального всепрощения "будьте милосердны и всем воздасться по их заслугам.", что в переводе на русский означает - "шо за фигня вокруг происходит? где моя любимая священно-римская империя?". Но опять же - причём здесь Каутский? Вы таки ещё себе в свидетели Леву Троцкого позовите, и этот балабол придумает сразу восемь новых стадий империализма - по числу главных мировых экономических метрополий. Кто вообще такой Каутский? Это "мощный старик" конца 19го - нач.20го века, который всем пытался доказать, что он Дартаньян среди всех марксистов. Он ошибся, хлопци с неумытой, зацензуренной, необразованной в массах, крестьянско-общинной, свирепой, реакционной. жандармской итд императорской России тоже умели в немецкую философию. Чтобы там не рассказывала совр.бурж.пропаганда - главный прикол Каутского в его полемике с марксистами своего времени (включая как Ленина так и не только) закл. не в том, что из "каутского марксизма" вытекает в будущем некая "мировая монопольная власть" (после очередной по счёту "высшей фазы" или "кризиса" капиталимзма - т.н. "империализма" по Ленину). Весь прикол Каутского у том, что в его описании капитализма всё вариативно и неопределенно - нет чётких фил.критериев, как у Маркса или того же Ленина. Каутский был щирый мозгляк-теоретик, и он тупо гнал отсебятину из "не дописанной" (с т.з всякого немецкого филосуха) теории Маркса. Начал расписывать всем "правильный" - типа "идеальный демократический соц.капитализм" не просто по Марксу, а по "Каутскому-Марксу". Вот такой он был скромный и начитанный. Причём начал гнать пургу под маской единственного гуру-учителя т.н. "ортодоксального марксизма". Каутскому так понравилось нравоучать всех вокруг "тру-марксизму", что он сам не заметил, как погнал его приспосабливать под изменчивую послевоенную и революционную ситуацию очередного кризиса капитализма. А когда ему после кончины германской империи от партии "независимых эсдеков Германии" ((парт.линия "пацифистов") дали пост и полномочия в правительстве - "... яволь герр учёный, воплощай свою теорию тру-марксизма на дипломатическом и совещательно-ттеоретическом поприще, Маркс типа немец и ты вроде не последний человек в теме европейской социал-демократии - покажи расхераченной империализмом Германии настоящий реальный мир германского имперско-социального возрождения..." - авторитет Каутского стух окончательно. Каутский ничего не смог ни сделать, ни показать, ни сформулировать, ни спроектировать, ни тем более доказать немцам, куды бечь и чего лопатить. И Каутский развернул очередную балабольню с критических позиций "неправильных революционеров" опять таки с его позиций "тру-революционера". В общем, скурвился "ортодокс.наци.марксист" Каутский - ни массы повести за собой не смог, ни проект замутить, политическая пустышка. Только своих левых немцев (Люксембург-Либкнехт итд) в Германии и большевиков в России критиковал со всех сторон, у которых, в отличии от немецких демо-соци-марксистов - реально была полит.программа. И броневичок. Каутский не просто напророчил "мировой глобализм" - это ещё Маркс раскидывал по понятиям "как оно там бывает в расширенном буржуазном демократизме-капитализме". Каутский тупо сдал позиции германского рабочего класса, от имени которых он представлял Германию во 2ом комм.интернационале в руки дойче-олигархам - перевёл классовую борьбу в соглашательскую позицию "и нашим и вашим". За что его собственно Ленин и расписал под хохлому. А затем вся ота компания каутиан-берштениан и прочих фракционеров "бернского-интернационала" - загнали Германию в руки немецким нацикам, выполнив свою парт.функцию - продаться подороже купиться подешевле. И не только Германию, а всю Европу подложили под фашиков. Сотня лет с тех пор прошла, а "теория Каутского" о супер-пупер фазе тру-империализма напополам с тру-социализмом - так и не наступила. В отличии от пяти конкретных признаков монопольного капитализма по Ленину. пс. прим. 5 признаков империализма: - концентрация кап.монополий в ходе их конкуренции; - сращивание банк. и пром.капитала в фин.капитал; - соучастие фин.олигархии в наднациональном сговоре; - вывоз капитала в офшоры фин.олигархии; - конкуренция/провокация/кризис/война/договорняк и снова по кругу "союзов капиталистов" за рынки и транзиты.
Библиофил
Пусть у Нелоха книжечку из Амэрыки возьмёт почитать, ей - самое оно.
Wetal
Чуваки я понял откуда взялись укропитеки.!!!!
Дауж
По моим подсчетам, кстати, тоже девять из десяти... А если добавить устоявшуюся практику негативного отбора, то можно сделать вывод, что в правительстве одни идиоты.
е
что нечего возразить продажное брехло?
е
тех подпольщиков сдали такие как ты, что за печеньки готовы продать страну и развалить все, что создано не тобой...
Авторские статьи