Президенты Украины и Финляндии Владимир Зеленский и Александер Стубб подписали в Киеве двустороннее соглашение о безопасности между государствами

Укринформ приводит полный текст со ссылкой на сайт главы Украинского государства. >

Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и долгосрочной поддержке между Украиной и Финляндской Республикой

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Украина и Финляндская Республика (в дальнейшем вместе именуются как «Участники» или «Украина и Финляндия») вновь подтверждают свое непреклонное осуждение продолжающейся полномасштабной агрессивной войны России против Украины и временную оккупацию территории Украины. Безопасность Европы столкнулась с самой большой за последние десятилетия угрозой. Финляндия остается непоколебимой в своих обязательствах по поддержанию независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ 1991 года, включая территориальное море.

2. Российская жестокая война является грубым нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций (Устав ООН), Хельсинкского заключительного акта и Парижской хартии. Российская агрессия против Украины ослабляет безопасность и стабильность в Европе и подрывает доверие России как стороны международных соглашений. Эта война также обострила продовольственный и энергетический кризис, от которого страдают миллиарды людей во всем мире.

3. Во исполнение Совместной декларации о поддержке Украины (декларация «Группы семи»), принятой «Группой семи» и Европейским Союзом (ЕС) на полях саммита НАТО в Вильнюсе 12 июля 2023 года, и совместного заявления стран Северной Европы в тот же день Финляндия обязуется обеспечить долгосрочную поддержку потребностей Украины, в частности в сфере безопасности и обороны, а также усиление устойчивости Украины.< /p>

4. Во время второго саммита Украина –ndash; Северная Европа, состоявшийся в Осло 13 декабря 2023 года, лидеры северных стран подтвердили непреклонную поддержку Украины. Они подтвердили свое неизменное обязательство оказывать широкую военную, экономическую и гуманитарную поддержку Украине, индивидуально и коллективно как страны Северной Европы, а также в рамках других международных форматов и платформ. Страны Северной Европы согласились начать двусторонние переговоры с Украиной по поводу обязательств в сфере безопасности, которые должны быть формализованы в тесной координации с членами «Группы семи» и партнерами.

5. Страны Северной Европы едины в укреплении устойчивости и способности Украины защищаться и остаются готовы поддерживать Украину столько, сколько потребуется для восстановления ее территориальной целостности в пределах международно признанных границ. Страны Северной Европы обязуются поддерживать Украину, которая защищает свой суверенитет и территориальную целостность, восстанавливает свою экономику, защищает своих граждан и продвигает программу реформ в процессе интеграции в евроатлантическое сообщество.

6. Настоящим Соглашением Участники согласились углублять сотрудничество и партнерство путем выполнения долгосрочных двусторонних обязательств в сфере безопасности, изложенных в настоящем Соглашении, основанных на общих интересах в защите основанного на правилах международного порядка и защите основополагающих прав и свобод человека.

 соглашение между Украиной и Финляндией (полный текст)

II. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

7. Безопасные обязательства Финляндии перед Украиной имеют целью дополнить взносы других участников декларации «Группы семи», включая ЕС и страны Северной Европы. Эти обязательства по обеспечению безопасности Украины согласованы с союзниками и партнерами.

8. Безопасные обязательства Финляндии, изложенные в настоящем Соглашении, содержат всестороннюю поддержку неотъемлемого права Украины на самооборону от полномасштабной агрессивной войны России и сдерживания будущей российской агрессии. Любое расширение обязательств по безопасности будет происходить путем диалога между Участниками и в координации с союзниками и партнерами.

9. Финляндия будет продолжать свою поддержку Украины в течение десятилетнего срока действия настоящего Соглашения.

< >10. Финляндия будет продолжать оказывать Украине долгосрочную военную, политическую и финансовую поддержку, а также гуманитарную помощь и поддержку в сфере гражданской защиты с такой же динамикой, как и с начала полномасштабной агрессивной войны, столько, сколько это потребуется. Украина со своей стороны решительно настроена на внедрение реформ государственного управления, включая реформы прозрачности, подотчетности и антикоррупционные реформы.

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАНИЯ В ПОДДЕРЖКЕ УКРАИНЫ< /p>

Будущее Украины и ее народа связано с евроатлантической семьей. Безопасность Украины является частью европейской безопасности, и Украина имеет право выбирать собственные меры безопасности. Участники подтверждают свою приверженность и поддержку реформам, направленным на реализацию европейских и евроатлантических стремлений Украины, включая членство как в Европейском Союзе, так и в НАТО.

11. Будущее членство Украины в НАТО внесет эффективный вклад в мир и безопасность в Европе. Участники вновь подтверждают, что Украина является неотъемлемой частью евроатлантической и глобальной безопасности.

12. Законное место Украины – в НАТО. Финляндия привержена поддержке усилий Украины по внедрению реформ на ее пути к будущему членству в НАТО путем продвижения практического и политического сотрудничества в рамках Совета Украины – НАТО, адаптированная Годовая национальная программа Украины и комплексный пакет помощи НАТО.

13. Финляндия будет действовать вместе с союзниками для дальнейшего углубления отношений Украина – НАТО. Финляндия вместе с союзниками будет помогать восстановить украинский сектор безопасности и обороны и поддерживать сдерживание и оборону Украины, включая оперативную совместимость, в долгосрочной перспективе.

14. Участники подтверждают, что Украина является частью европейской семьи и что ее будущее – в Европейском Союзе. Участники приветствуют решение Европейского совета, одобренное в декабре 2023 года, о начале переговоров о вступлении Украины в ЕС.

15. Участники подтверждают свою приверженность конструктивной работе над постепенной интеграцией Украины в ЕС в целях ее будущего членства в ЕС. Финляндия в сотрудничестве с ЕС и его государствами-членами будет продолжать поддерживать Украину в ее усилиях по осуществлению реформ и на пути к членству в ЕС. Украина остается преданной реализации и внедрению реформ, необходимых для выполнения критериев вступления в ЕС.

16. Финляндия остается приверженной поддержке Украины как на национальном уровне, так и в рамках Европейского Союза и механизма Европейского Союза для Украины (Ukraine Facility), в ее восстановлении, восстановлении и развитии. реформах по модернизации как составляющих ее пути к вступлению в ЕС.

17. Участники напоминают, что процесс вступления в ЕС основан на оценке заслуг. Финляндия благодарна Украине за успешный процесс реформ и признает усилия Украины, направленные на внедрение необходимых реформ при чрезвычайно сложных обстоятельствах.

18. Финляндия будет продолжать дипломатические усилия по обеспечению имплементации Украинской формулы мира. Украина заслуживает справедливого и долговременного мира, основанного на международном праве и уважении к суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины.

19. Участники будут продолжать развивать консультации на высоком уровне по политическим и стратегическим вопросам, включая регулярные стратегические диалоги Украина – Северная Европа по укреплению безопасности, обороны, устойчивости Украины и пути реформ.

20. Участники подтверждают свою твердую приверженность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и призывают к немедленному возвращению России к уважению к принципам и обязательствам ОБСЕ. Украина и Финляндия высоко ценят важную работу Программы поддержки для Украины и готовы в полной мере использовать инструменты ОБСЕ для обеспечения безопасности, стабильности и восстановления Украины. Для достижения этой цели Участники будут тесно сотрудничать, в частности, во время председательства Финляндии в ОБСЕ в 2025 году.

Безопасное соглашение и Финляндией (полный текст)

IV. СЕБЕЧНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

Безопасность Украины является неотъемлемой частью европейской, евроатлантической и глобальной безопасности. В полной решимости поддерживать Украину в долгосрочной перспективе, Финляндия будет продолжать поддерживать Украину в области оборонной техники и тренировок, опираясь на многочисленные пакеты значительной оборонной техники, предоставленной Украине, и различные тренировочные мероприятия, проведенные с начала полномасштабной агрессивной войны со стороны России.< /p> 21. Финляндия обязуется оказывать устойчивую, всестороннюю, существенную и долгосрочную поддержку оборонному сектору Украины.

22. До подписания настоящего Соглашения Финляндия предоставила Украине 22 пакета оборонной помощи. Одновременно с подписанием настоящего Соглашения Финляндия объявляет о предоставлении 23 пакета помощи общей восстановительной стоимостью 188 миллионов евро. Таким образом, общая стоимость военной поддержки, оказанной Украине с начала полномасштабной агрессивной войны, приблизилась к 2 миллиардам евро. С учетом вклада Финляндии в размере 30 миллионов евро в чешскую инициативу совместных закупок артиллерийских боеприпасов для Украины поддержка Украины со стороны Финляндии в 2024 году уже превышает 400 миллионов евро и увеличится благодаря не менее двум последующим пакетам в этом году.

2 . Поддержка Финляндии будет оставаться значительной и будет содержать оборонные средства, основанные на насущных и критических потребностях Украины, такие как боеприпасы.

24. Кроме того, Финляндия готовит четырехлетний план поддержки, а также изучает новые и инновационные пути дальнейшего усиления своей непоколебимой поддержки в наземной, воздушной, морской, кибернетической, электромагнитной и космической сферах, предоставляя приоритет ключевым потребностям Украины в сфере обороны . После утверждения этого четырехлетнего плана, Финляндия также объявит приблизительную общую стоимость поддержки Украины со стороны Финляндии в 2024 году.

25. На национальном уровне Финляндия приняла решение увеличить производство тяжелых боеприпасов. Финляндия также будет работать над поддержкой Украины в развитии и развитии собственных возможностей производства боеприпасов, в частности, путем обмена информацией, экспертной поддержки или преодоления краткосрочных преград в цепи поставок боеприпасов. Конкретные проекты в поддержку Украины, в том числе строительство новых мощностей по производству боеприпасов или накопление стратегических запасов, могут быть начаты на основании соответствующих соглашений. В целях устойчивой поддержки Украины Финляндия будет сотрудничать с Украиной с целью определения источников финансирования для строительства мощностей по производству боеприпасов в Украине.

26. Финляндия будет работать с Украиной с целью определения возможностей для более тесного партнерства и сотрудничества в оборонной промышленности, что принесет взаимную выгоду путем определения наиболее эффективных сфер инвестирования, укрепления усилий по уменьшению существующих препятствий для сотрудничества и поощрения финской оборонной промышленности осуществлять инвестиции в Украину, в частности путем изучения возможностей совместного производства.

27. Участники будут сотрудничать для определения источников финансирования, необходимых для развития оборонно-промышленного комплекса Украины, включающего изучение потенциала для финских инвестиций и финансовой помощи, в частности во время войны и послевоенного восстановления.

28. Финляндия будет поддерживать усилия Украины, направленные на интеграцию ее оборонной промышленности в системы обороны и безопасности НАТО и ЕС. В частности, Финляндия будет поддерживать интеграцию оборонной промышленности Украины в европейскую оборонно-технологическую и промышленную базу, учитывая также возможности, предоставляемые Европейской оборонно-промышленной стратегией и Европейской оборонно-промышленной программой.

29. Финляндия будет изучать дальнейшие возможности для поддержки Украины в ее сотрудничестве с оборонной промышленностью. Кроме того, Финляндия отмечает важность укрепления потенциала европейской оборонной промышленности и европейской технологической и промышленной базы в целом.

30. У Финляндии ускоренная процедура подачи заявок на получение лицензий на экспорт оборонного оборудования в Украину. Заявки на получение лицензии на реэкспорт ранее экспортированного из Финляндии оборонного оборудования, поданные другими странами, также будут рассматриваться в срочном порядке.

31. Участники будут сотрудничать в целях содействия защите любых передаваемых технологий и прав интеллектуальной собственности.

32. Украина будет обеспечивать, чтобы военная помощь Финляндии использовалась исключительно для самообороны Украины и применялась Силами безопасности и обороны Украины против военных целей в соответствии с международным правом, включая международное гуманитарное право. Участники будут сотрудничать для предотвращения утечки и незаконного обращения военной продукции, предоставленной Украине.

33. Европейский Союз решительно осудил агрессивную войну России. Финляндия постоянно поддерживает общую позицию и действия, предпринятые ЕС для поддержки Украины в ее самообороне, включая продолжение использования Европейского фонда мира (EPF). Финляндия продолжает выступать за усиление поддержки Украины в рамках Совместной политики безопасности и обороны ЕС.

34. Финляндия будет продолжать свою поддержку в обучении в соответствии с потребностями, высказанными Украиной, в рамках Миссии военной помощи Европейского Союза в поддержку Украины (EUMAM), в частности, по усилению боевых возможностей Украины. Финляндия будет продолжать обучение украинских военных также в рамках учебной миссии INTERFLEX под эгидой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в которой Финляндия принимает участие с 2022 года. Финляндия также будет рассматривать другие возможности обучения и совместного развития военного образования, в частности в рамках коалиций Контактной группы по обороне Украины (UDCG), при необходимости.

35. Финляндия будет продолжать вклад в Консультативную миссию ЕС в Украине (КМЕС). Обмениваясь опытом через КМЕС, Финляндия поддерживает Украину в реформировании сектора гражданской безопасности, правоохранительных органов и институтов верховенства права. Кроме того, Финляндия способствует работе КМЕС в расследовании и судебном преследовании за международные преступления, а также восстановлении верховенства права на деоккупированных и прилегающих территориях в Украине.

36. В дополнение к мероприятиям на национальном и двустороннем уровнях Финляндия будет активно участвовать в многонациональных мероприятиях по укреплению оборонного сектора Украины, таких как коалиция способностей Контактной группы по вопросам обороны Украины. Финляндия уже присоединилась к артиллерийской коалиции и коалиции по разминированию как официальный участник и также изучает возможности принять участие в других коалициях, учитывая свои возможности и военные нужды Украины.

37. Финляндия будет поддерживать развитие Сил безопасности и обороны Украины, включая (но не ограничиваясь) Концепцией будущих сил, чтобы сделать их способными сдерживать и победить любую будущую вооруженную агрессию и быть интегрированными в евроатлантическую архитектуру безопасности и обороны.

38. Участники будут стремиться координировать свои усилия по укреплению международного сотрудничества в сфере морской безопасности в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и другим международным правовым документам. Украина и Финляндия будут работать над возможностями поддержки Финляндией Украины в развитии военно-морского потенциала Украины.

39.  Участники будут укреплять свое двустороннее сотрудничество и устойчивость в противодействии гибридным угрозам, принимая во внимание работу, проведенную в рамках ЕС и НАТО, а также соответствующих международных коалиций путем обмена информацией и опытом. Участники будут углублять свое сотрудничество в рамках Европейского центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам (Хельсинки, Финляндия), в частности, путем расширенного партнерства Украины с центром.

40. Участники признают, что Российская Федерация продолжает манипулировать информацией в поддержку своей войны против Украины. Участники будут усиливать сотрудничество для противодействия любой иностранной информационной манипуляции и вмешательству с целью предотвращения, выявления и уничтожения различных форм гибридного воздействия, включая вредоносную пропаганду, дезинформационные кампании, оказывающие влияние на национальную безопасность, и будут работать над организацией совместных экспертов.

41. Участники будут изучать возможности углубления сотрудничества в сфере цифровой устойчивости и кибербезопасности, чтобы помочь Украине в выявлении и противодействии российской и любой другой злонамеренной киберактивности, направленной на критическую инфраструктуру, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Украиной и Финляндией по сотрудничеству и цифровой стойкости, подписанный в Давосе, Швейцария, 18 января 2023 года. Это будет достигнуто путем усиления киберустойчивости и защиты критической инфраструктуры, обмена разведывательными данными о киберугрозах, обучении специалистов и предоставлении технической помощи Украине.

42. Участники будут усиливать сотрудничество в сфере разведки и безопасности в соответствии с применяемой правовой базой с целью предотвращения, выявления и противодействия подрывной деятельности, такой как шпионаж и диверсия со стороны России и других субъектов, чтобы обезопасить Украину и Финляндию от такой злонамеренной деятельности, одновременно поддерживая усовершенствование и реформирование архитектуры безопасности и разведки Украины. Это будет достигнуто с помощью различных средств и мероприятий, определенных Участниками, включая, но не ограничиваясь обменом разведывательными данными и обучением.

43. Участники будут способствовать обмену информацией и напоминают о вступлении в силу Соглашения между Украиной и Финляндской Республикой о взаимной охране информации с ограниченным доступом с 1 июня 2023 года.

44. Финляндия обязуется поддерживать разминирование территории Украины, включая гуманитарное разминирование, и поддерживать развитие потенциала украинских субъектов в этой сфере. Потребности Украины в разминировании будут оставаться актуальными в течение следующих десятилетий. Пока Финляндия поддержала противоминную деятельность в Украине на общую сумму 7,25 миллиона евро, начиная с 2022 года. Эта поддержка охватывает обучение гражданских лиц, деятельность по разминированию, развитие потенциала Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) и поддержку реабилитации пострадавших от мин.

45. Финляндия продолжает оказывать временную защиту лицам, выехавшим из Украины из-за российской агрессии и поддерживать их благосостояние в соответствии со стандартами ЕС. На момент заключения настоящего Соглашения более 64 000 человек из Украины подали заявки на временную защиту в Финляндии с февраля 2022 года.

46. ​​Финляндия продолжает направлять помощь по гражданской защиты на основе потребностей Украины. Помощь оказывается через механизм гражданской защиты ЕС. Помощь по вопросам гражданской защиты приняла форму материальной помощи, направление экспертов и осуществление медицинской эвакуации. В дополнение к 300 грузовикам в рамках помощи Финляндия послала в Украину в общей сложности 76 транспортных средств, включая автомобили спасателей и школьные автобусы, общей стоимостью ориентировочно 20 миллионов евро. Финляндия также направила экспертов по ХБРЯ и логистике для выполнения задач, связанных с войной.

47. Для обеспечения вышеуказанных целей участники будут ежегодно проводить диалог на высоком уровне по вопросам политики стратегической безопасности и обороны. Участники будут стремиться развивать взаимовыгодное сотрудничество в области безопасности и обороны, приемлемое для любых ситуаций. Условия, формат и объем такой помощи будут определяться участниками.

Безопасное соглашение и Финляндией (полный текст)

V. ОБЯЗАНИЕ ПО ПОДДЕРЖКЕ РЕФОРМ В УКРАИНЕ

Всеобъемлющая реформа необходима для текущей и будущей безопасности и процветания Украины, для ее демократии, устойчивости ее институтов и для европейских и евроатлантических стремлений Украины, в частности, относительно ее членства в ЕС и НАТО.

48. Украина обязуется внедрять реформы, определенные ЕС, МВФ и НАТО, охватывающие, в частности, управление, прозрачность, борьбу с коррупцией и демократический контроль над Силами безопасности и обороны. Осуществление Украиной этих реформ является определяющим для ее стремлений к ЕС и НАТО.

49. Финляндия продолжит свою долгосрочную поддержку развития верховенства права в Украине, обеспечивая соответствие восстановления, восстановления и внедрения ключевых реформ в Украине с правилами и стандартами ЕС. В этом контексте, в дополнение к ЕС, важна работа, которая выполняется в рамках Совета Европы и ОБСЕ.

50. Финляндия стремится усиливать сотрудничество и делиться с Украиной своим опытом по антикоррупционной деятельности как член Антикоррупционного ресурсного центра U4 и готова и дальше усиливать сотрудничество в этой сфере.

51. Участники будут сотрудничать в борьбе с опасной и организованной преступностью (SOC).

52. Финляндия будет продолжать оказывать гуманитарную помощь Украине столько, сколько потребуется. Гуманитарная помощь Финляндии поступает через наших партнеров из ООН, Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и финских организаций гражданского общества.

53. Финляндия продолжает поддерживать гражданскую защиту Украины и направляет экспертов через Механизм гражданской защиты ЕС. Предоставление широкомасштабной материальной помощи включает в себя оборудование, а именно: транспортные средства и средства для медицинской и гражданской защиты, радиационной и ядерной безопасности, пожаротушения, энергетики и других нужд. Финляндия остается готовой принимать и лечить гражданских и военных пациентов из Украины, нуждающихся в медицинской помощи. Финляндия продолжает сотрудничество с органами службы гражданской защиты и спасения Украины по гражданским оборонным укрытиям и другим вопросам.

54. Для поддержки интегрированного управления границами в Украине Финляндия отправляет экспертов в КМЕС в Украине, а также в Миссию ЕС по пограничной помощи (EUBAM Украина – Молдова). Финляндия по-прежнему готова оказывать поддержку возможным будущим гражданским миссиям в Украине со стороны ЕС, ОБСЕ и ООН, а также способствует быстрому международному реагированию на нужды гражданских секторов безопасности и судопроизводства Украины. Финляндия будет продолжать поддерживать Украину в согласовании ее интегрированного управления границами со стандартами ЕС с помощью опыта и возможностей обучения. Возможности для обучения, такие как подготовка инструкторов и другая поддержка для Государственной пограничной службы Украины, а также продолжение обмена опытом с Украиной в сфере безопасности внешних границ будут оценены в соответствии с согласованием между соответствующими службами.

55. Участники подтверждают свою приверженность хорошо налаженному сотрудничеству в сфере экологической безопасности. Это сотрудничество будет продолжаться, в частности, в рамках Украинской формулы мира. Финляндия вместе с Германией и Болгарией являются сопредседателями рабочей группы по экологической безопасности Украинской формулы мира. Министерства охраны окружающей среды Украины и Финляндии подписали три Меморандума о взаимопонимании по двустороннему сотрудничеству. Участники будут стремиться к их оперативному и эффективному выполнению.

56. Финляндия будет продолжать поддерживать Украину в оценке экологического ущерба, причиненного войной, путем проведения экспертизы Министерством охраны окружающей среды и Финским экологическим Институтом по охране окружающей среды вместе с их украинскими и международными партнерами.

57. Финляндия будет продолжать активное и долгосрочное сотрудничество с Украиной в сфере ядерной безопасности. Управление радиационной и ядерной безопасности Финляндии будет продолжать оказывать помощь Государственной инспекции ядерного регулирования Украины в увеличении ее возможностей в сфере радиационной безопасности.

58. Финляндия будет продолжать поддерживать модернизацию украинских метеорологических служб и служб раннего предупреждения в сотрудничестве между Финским метеорологическим институтом и Гидрометеорологическим центром Украины, которые достигли конкретных результатов в интеграции Украины в европейскую систему MeteoAlarm.

59. Финляндия будет продолжать сотрудничество с Украиной по вопросам энергетической безопасности и будет помогать Украине отстраивать ее энергетический сектор в соответствии с принципами экологического перехода, современных технологий и энергоэффективности, например, демонстрируя поддержку стран Северной Европы путем финансирования Северной экологической финансовой корпорации (НЕФКО) для получения прямых или косвенных экологических или климатических преимуществ.

60. Финляндия будет поддерживать Украину для усиления защиты, устойчивости и восстановления критической инфраструктуры. Участники введут совместные образовательные и обучающие программы для специалистов по защите критической инфраструктуры.

61. Финляндия будет поддерживать усилия Украины по созданию условий для равного участия женщин и мужчин в преодолении конфликтов, развитии мира, восстановлении, вызовах безопасности, системном реагировании на гендерное насилие и насилие, связанное с конфликтом.

62. Финляндия будет продолжать поддерживать ключевые реформы в области образования путем сотрудничества между министерствами образования и другими соответствующими учреждениями, включая Финское национальное агентство по вопросам образования, и оказывая поддержку в обеспечении функциональной способности образовательного сектора с особым акцентом на инклюзивность. ; Министерство образования и науки Украины и Министерство образования и культуры Финляндии подтвердили сотрудничество путем подписания Меморандума о взаимопонимании в январе 2024 года.

Безопасное соглашение между Украиной и Финляндией (полный текст)

. Содействие привлечению к ответственности

Участники признают важность справедливости для долгосрочного и устойчивого мира в Украине и за ее пределами. Международные преступления, совершенные в Украине и против Украины, не будут оставаться безнаказанными. Санкционное давление будет сохраняться и усиливаться до выполнения Россией своих международных обязательств.

63. Участники подтверждают свою приверженность обеспечению ответственности Российской Федерации за весь вред, ущерб и разрушение, причиненные физическим и юридическим лицам в Украине, а также государству Украины в результате международно-противоправных деяний Российской Федерации в Украине или против нее, включая ведение агрессивной войны в нарушение Устава ООН. Участники разделяют убеждения о необходимости обеспечения ответственности за преступление агрессии против Украины и необходимости создания специального трибунала для расследования преступления агрессии. Участники будут продолжать свою работу, в частности, в рамках Основной группы по созданию трибунала по привлечению к ответственности за преступление агрессии против Украины.

64. Участники подтверждают, что военные преступления и другие зверства, совершенные в Украине, не должны оставаться безнаказанными.

65. Участники будут продолжать поддерживать расследование и судебное преследование предполагаемых международных преступлений в Украине и работу Международного уголовного суда (МКС). Финляндия продолжает отправлять экспертов в МКС и КМЕС, работающих в сфере правосудия и привлечения к ответственности. Кроме того, Финляндия продолжает направлять экспертов через КМЕС для поддержки работы Генерального прокурора Украины и наращивания возможностей Украины по расследованию и судебному преследованию зафиксированных военных преступлений в контексте агрессивной войны России.

66. Участники подтверждают, что Российская Федерация должна нести ответственность за ущерб, вызванный ее международно-противоправными действиями в Украине и против Украины. Финляндия поддерживает работу по поиску путей использования замороженных российских активов для поддержки Украины и ее восстановления и восстановления в соответствии с законодательством ЕС и международным правом и в координации со странами-партнерами. Участники будут продолжать вместе с партнерами-единомышленниками работать над созданием механизма возмещения ущерба, ущерба или разрушения, причиненного агрессией России, как это предусмотрено Уставом Реестра ущерба, причиненного агрессией Российской Федерации против Украины, утвержденным Резолюцией Комитета министров Совета Европы CM3/Res(2). В связи с этим Участники будут изучать соответствующие возможности для финансирования компенсационного механизма, соответствующего международному праву, чтобы обеспечить быструю и адекватную компенсацию за ущерб, ущерб или разрушение, причиненный Россией жертвам агрессии.

67. Участники признают значимость санкций для ограничения доступа русской Федерации к финансам, продуктам, технологиям и услугам, которые она употребляет в собственной злости, для сдерживания потоков доходов России и сдерживания будущих нападений. Финляндия будет оставаться преданной принятию жестких ограничительных мер и экспортного контроля в отношении секторов российской экономики и тех, кто в Российской Федерации и за ее пределами поддерживает либо получает прибыль от войны, либо помогает в обходе санкций в третьих странах. Финляндия будет продолжать предпринимать решительные действия в рамках ЕС для поддержания санкционного давления на Россию и борьбы со всеми формами обхода ограничительных мер. Финляндия также будет сотрудничать и делиться опытом с Украиной относительно ограничительных мер ЕС, их внедрения и борьбы с уклонением от санкций и их обходом.

68.  надлежащую информацию в соответствии с соответствующими обязательствами и национальным законодательством.

69. Участники будут оказывать взаимную правовую помощь в соответствии с имеющимися инструментами международного судебного сотрудничества по уголовным делам.

VII . ОТСТРОЙКА И ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Финляндия обязуется помогать украинцам в восстановлении их страны. Поддержка Финляндии устойчива, длительна и долгосрочна. Тесные отношения между Украиной и Финляндией будут способствовать созданию надежной и продолжительной структуры, обеспечивающей будущее процветание Украины. Участники будут углублять и укреплять свое сотрудничество с учетом растущих потребностей украинского народа. Наши совместные усилия будут поддерживать Украину на ее евроатлантическом пути. Финляндия обязуется участвовать в восстановлении Украины в широком смысле и создавать предпосылки для работы частного сектора в Украине. Восстановление украинской экономики пойдет на пользу всей мировой экономике.

70. Финляндия готовит национальный план восстановления Украины, определяющий общую поддержку Финляндией Украины. Первая часть плана, опубликованная в декабре 2023 года, сосредоточена на способах участия финских компаний в мероприятиях по восстановлению. Во второй части плана будет более широко рассматриваться участие центрального правительства и заинтересованных сторон в восстановлении, прежде всего, путем развития сотрудничества и оказания гуманитарной помощи.

71. Украина является крупнейшим партнером Финляндии в области развития. Бюджет сотрудничества в сфере развития и оказания гуманитарной помощи на 2024 г. – 2028 год составляет 290 миллионов евро. Участники намерены активизировать сотрудничество во многих областях. Правительство Финляндии приняло решение поддержать восстановление Украины разными средствами. Укрепление институциональных возможностей в сфере поддержки верховенства права и борьбы с коррупцией будут учитываться во всех форматах.

72. Инструменты финансирования экспорта финского национального экспортно-кредитного агентства Finnvera используются в качестве компенсации потенциальных кредитных потерь, ограниченных в размере до 50 миллионов евро государством Финляндия. Finnvera также готова рассмотреть возможности предоставления инвестиционных гарантий для покрытия политических рисков в Украине.

73. Уставный капитал финской финансовой компании Finnfund будет увеличен путем увеличения собственного капитала на 25 миллионов евро. Инвестиционный риск Finnfund в Украине будет покрываться специальным государственным рисковым финансированием в размере до 80% риска.

74.  В 2024-2027 годах дополнительное финансирование общей суммой 8 миллионов евро будет выделено на программу Finnpartnership. Программа поддерживает украинское общество, предлагая бизнес-партнерство и поддержку инвестиционной подготовки для финских компаний в Украине. Проекты преследуют долгосрочные деловые операции и партнерство в Украине.

75. Правительство Финляндии будет изучать возможность выделения специального рискового капитала для покрытия потребностей Фонда инвестиций в государственный сектор (PIF). С Украиной будут начаты переговоры по рамочному соглашению PIF. При достижении согласия новый смешанный кредитный инструмент – Украина Investment Facility (UIF) – будет введен и подготовлено, что позволит внедрять проекты на сумму до 50 миллионов евро в 2025-2026 годах в соответствии с принципами PIF.

76. Финляндия подтверждает свою приверженность финансированию на восстановление Украины через международные финансовые организации (МФО). С февраля 2022 г. Финляндия оказала дополнительную поддержку в размере 97 миллионов евро через Всемирный банк (ВБ), 5,3 миллиона евро через Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), 5 миллионов евро через Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и 5 ​​миллионов евро через Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). Кроме того, Финляндия обязалась рекапитализировать ЕБРР на 50 миллионов евро.

Безопасное соглашение между Украиной и Финляндией (полный текст)

VIII. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗЕ БУДУЩЕГО Вооруженного нападения России

77. В случае предстоящего вооруженного нападения России на Украину по запросу одного из участников Участники проведут консультации в течение 24 часов в двустороннем формате или другими каналами, которые они считают приемлемыми, для определения соответствующих следующих шагов.

78. Финляндия в соответствии со своими законодательными и конституционными требованиями будет оказывать скорую и длительную помощь в сфере безопасности, современное военное оборудование на суше, море и в воздухе, а также экономическую помощь, чтобы наложить экономические и другие санкции на Россию и проводить консультации по потребностям Украины под время осуществления им своего права на самооборону, закрепленного в статье 51 Устава ООН.

79. Для обеспечения широчайшего и эффективного коллективного ответа на возможные будущие вооруженные нападения Участники могут внести изменения в эти положения, чтобы согласовать их с любым механизмом, который они могут согласовать со своими другими международными партнерами, включая участников декларации «Группы семи».

IX. КОНСУЛЬТАЦИЯ, КООРДИНАЦИЯ И ОБЗОР

80. В целях содействия выполнению настоящего Соглашения об обязательствах в сфере безопасности и обеспечения постоянного стратегического диалога между Участниками будут созданы соответствующие консультационные структуры.

81. Участники, в случае необходимости, будут определять уполномоченные органы по разработке и реализации двусторонних договоренностей в соответствии с направлениями сотрудничества, определенными настоящим Соглашением.

82. Настоящее Соглашение подлежит постоянному пересмотру с целью мониторинга прогресса в реализации с особым вниманием на обеспечении подотчетности и прозрачности.

X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

83. Настоящее Соглашение может быть изменено и дополнено, в частности путем включения в него приложений, в любое время по взаимному согласию Участников.

84 . Любые споры между Участниками, возникающие в связи с толкованием и/или исполнением настоящего Соглашения, будут разрешаться мирно путем переговоров или консультаций между Участниками.

85. Настоящее Соглашение вступает в силу после его подписания Участниками и действует в течение десяти лет с даты его подписания.

86.  месяцев до истечения десятилетнего периода.

87. В то же время, согласно декларации «Группы семи», Участники разделяют мнение, что это Соглашение не препятствует Украине двигаться к ее будущему членству в НАТО.

88. В случае вступления Украиной членства в НАТО до окончания срока действия настоящего Соглашения Участники определят его будущий статус.

89. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено любым участником путем письменного уведомления другого участника. Действие настоящего Соглашения прекращается через 6 месяцев со дня получения такого уведомления. Прекращение действия не будет влиять на выполнение текущих программ и проектов, согласованных до даты прекращения его действия, если Участники не домолятся о другом. при возникновении любых разногласий текст на английском языке будет иметь преимущественную силу.

За Украину:  Президент Владимир Зеленский                                                                             

За Финляндию:  Президент&Александр Стубб

Фото, видео: ОП

www.ukrinform.ua

Раздел

Политика,

Обновлено: 5 апреля 2024