Саммит Инициативы трех морей в Вильнюсе

В Вильнюсе проходит саммит Инициативы трех морей, или Тримор. И это дает повод поговорить об очень интересном и важном для Украины Балто-Черноморском регионе, посмотреть, что там происходило, происходит и будет происходить, и каким образом региональные, субрегиональные организации, а прежде всего Тримор, реагируют и действуют в ответ на агрессию, которую Россия начала против Украины.

Этот регион интересен по многим причинам. Не только потому, что это один из древних торговых путей, но также потому, что это пространство было всегда объектом особого внимания. Во-первых, в XIX веке, когда существовали великие империи. Во-вторых, во времена становления современной Европы он всегда был особенно динамичным и бурным. В-третьих, потому что здесь есть большие возможности, которые нужно развивать, использовать для развития народов и государств, находящихся на этом пространстве.

Саммит Триморья в Вильнюсе. Фото: president.gov.ua

С XIX века идеи, как формировать, организовать и использовать преимущества сотрудничества в этом регионе, были в центре внимания разных стран, разных политиков, в том числе украинских. Следует, пожалуй, вспомнить, не вдаваясь в исторические разведки и исследования, что после Первой мировой войны во времена Украинской Народной Республики были реальные попытки основать сотрудничество новых стран, которые освободились от имперских влияний и стали независимыми, организовать свои конфигурации безопасности.

>

В то время ничего не произошло из-за очень быстрого течения событий и изменений, которые происходили в регионе. После Второй мировой войны, учитывая, что произошло разделение мира на западный и социалистический лагерь и началась Холодная война, не было возможности говорить о развитии отдельных региональных или субрегиональных проектов. Но после распада СССР независимые государства на этом пространстве снова вернулись к вопросам взаимодействия и сотрудничества.

На пространстве от Балтии до Черного моря возникали, возникают и дальше существуют разные конфигурации: экономические, политические, субрегиональные, региональные образования. Поэтому интересно вообще посмотреть на происходящее в этом крупном регионе, к которому непосредственно причастна Украина и заинтересована в любых форматах сотрудничества здесь.

Уместно сказать, что уже в период независимости Украины было несколько попыток Украины стать инициатором более тесного взаимодействия и развития сотрудничества на этих территориях. В частности, еще в 1993 году Президент Украины Леонид Кравчук в Будапеште выдвинул инициативу по созданию Центрально-восточноевропейского пространства стабильности и безопасности. Это было актуально, поскольку у постсоветского мира, у постсоветской Европы не было никаких гарантий, никакой уверенности в безопасности в регионе, в следующих шагах, как эту безопасность укреплять.

Инициатива не имела тогда продолжения, и это пространство осталось в истории как одна из попыток, в этом случае Украины, организовать более тесное взаимодействие. Следующая попытка была предпринята в сентябре 1999 года. Тогда президент Украины Леонид Кучма созвал Балто-Черноморский саммит сотрудничества. Это произошло в Ялте в сентябре 1999 года. Пригласили многих участников. Однако инициатива, несмотря на положительные впечатления и отзывы, развития не имела. Одна из причин, по-моему, очевидна: в этом саммите сотрудничества принимала участие Российская Федерация. А там, где Россия, там, к сожалению, ничего хорошего не происходит.

Кроме украинских попыток, на этом большом пространстве были и дальше действуют разные форматы сотрудничества. Пожалуй, первым из них появился формат стран Балтии, так называемая Балтийская ассамблея, начавшая работать еще при формальном существовании Советского Союза. Уже тогда страны Балтии, которые всегда чувствовали свою особенность, поскольку были де-факто оккупированы советской армией перед Второй мировой войной, нуждались в разработке взаимодействия с тем, чтобы освободиться от советского ига, стать независимыми и развиваться как европейские страны, как это было до советской. оккупации.

Фото Канцелярии Президента Литовской Республики/Eitvydas Kinaitis/lrp.lt

Следует отметить, что в этом им большую помощь оказывали Северные страны, к тому времени уже активно взаимодействующие в рамках Северного (или Нордического) совета. Это пять стран Северной Европы – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия, взявшие своеобразное «шефство» над странами Балтии. Поэтому одним из первых образований на Балто-Черноморском пространстве была так называемая Нордическо-Балтийская восьмерка. То есть пять  стран Северной Европы стали взаимодействовать в разных форматах с тремя странами Балтии. От парламентского сотрудничества к экологическим проектам и другим, все это там очень активно развивалось и развивается.

Далее следует упомянуть о существовании и работе такой важной организации, как Центральноевропейская инициатива. Она возникла также еще до формального распада СССР и до тех пор, как Югославия разделилась на независимые государства. Этот формат первоначально состоял из четырех стран – Италии, Австрии, которые принадлежали к так называемому Западному миру, и двоим. стран соцлагеря – Югославии и Венгрии. Цель была проста – помочь интегрировать эти страны в европейское пространство и помочь им развиваться по демократическому европейскому пути. Равномерно Центральноевропейская инициатива развивалась, к ней присоединялись новейшие и новейшие страны. Сегодня их там уже 18, в том числе Украина, которая стала членом в 1996 году.

Эти форматы существуют, они активны, взаимодействуют и создают механизмы интеграции стран региона в развитие сотрудничества ради стабильности и всесторонних отношений между странами-членами инициативы. То есть ЦЕИ, как и следует из названия, является группировкой стран Центральной Европы. Но мы говорим о Балто-Черноморском пространстве.

Ожидаемое на этом пространстве создались две крупные субрегиональные организации. Это Совет стран Балтийского моря, он существует с 1992 года, в него входят 10 стран региона Балтийского моря. Это те же государства, которые входят в Нордическую пятерку, и страны Балтии, а также большие страны, которые выходят к Балтийскому морю, – это Германия и Польша. Взаимодействие и сотрудничество в рамках Совета государств Балтийского моря очень эффективно. И надо сказать, что Совет государств Балтийского моря очень быстро реагировал на российскую агрессию и прекратил любое сотрудничество с Россией уже с 2022 года.

На южном полюсе Балто-Черноморского пространства так же создалась субрегиональная организация. Организация черноморского экономического сотрудничества или ОЧЭС. Также известна организация, которая начала зарождаться еще когда был Советский Союз. И декларацию о создании ОЧЭС, тогда Черноморского экономического сотрудничества, подписала тогда и Украина, но и Россия в составе СССР.

Конечно, с распадом СССР ОЧЭС трансформировалась, приняв новые страны в состав организации. Сегодня в этой организации 12 стран черноморского региона, особенная Российская Федерация. Поэтому ожидаемо с началом Великой войны все сотрудничество было заморожено, хотя формально продолжаются какие-то заседания.

Следовательно, на северном и южном флангах, которые, собственно, и формируют пространство между двумя морями, существуют и активно работали до поры до времени две организации – на Балтийском море и на Черном море.

Кроме Центральноевропейской инициативы, в центре Европы есть Вышеградская группа, или Вышеградская четверка. Это страны, которые тоже освободились от социалистического прошлого: Польша, Венгрия, первоначально Чехословакия, а далее уже две страны. Чехия и Словакия. Это объединение было создано для того, чтобы упростить путь интеграции странам Вышеградской четверки в Европейский Союз и НАТО. Эта задача давно выполнена, однако формат продолжает действовать, хотя в последнее время слышны также мнения о том, что с такими лидерами и с такими правительствами, которые сейчас есть в Словакии и Венгрии, взаимодействовать другим двум членам достаточно сложно.

Кроме Вышеградской четверки, на этом пространстве есть организация, инициатором которой была Украина. это ГУАМ, объединяющий Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову. И также эти страны объединились по нескольким мотивам, причинам и целям, одной из которых было избавиться от советского прошлого и координировать свое взаимодействие в развитии сотрудничества в Каспийско-Черноморском регионе.

В последнее время в связи с тем, что агрессивные действия России создавали уже прямую угрозу даже странам-членам НАТО, возникла новая организация, Бухарестская девятка. Это объединение девяти восточно-европейских стран-членов НАТО, фактически и формирующих восточный фланг НАТО и объединившихся в 2015 году, как раз когда Россия оккупировала Крым и когда началась оккупация частей Луганской и Донецкой областей Украины. Это была попытка совместной реакции на агрессивные действия России, этот формат активно поддерживают и НАТО и Соединенные Штаты Америки. И поэтому сотрудничество Украины с Бухарестской девяткой также важно и интересно для нас.

Президент Украины Владимир Зеленский

Еще один новый формат сотрудничества – это Люблинский треугольник, образовавшийся в 2020 году, еще до Великой войны, его создали президенты Украины, Польши и Литвы. Это проект взаимодействия, имеющий глубокую историческую основу. Понятно, что с началом Великой войны Люблинский треугольник приобрел новое и особенно важное значение для Украины. Пожалуй, не стоит напоминать, что Польша и Литва – – это наши наиболее активные союзники и партнеры в отражении агрессии и организации координации помощи, прежде всего военной, для Украины.

И теперь наконец Инициатива трех морей, или Тримор, саммит которой сегодня работает в Вильнюсе. Эта инициатива была создана чуть раньше, в 2016 году, первоначально она объединяла 12 стран региона и три моря: Балтийское, Черное и Адриатическое. Страны, имеющие общие цели, также решили объединиться в этот новый формат, хотя он всегда «просился». к созданию, к тому, чтобы появиться на политической карте Европы, в частности того пространства, о котором мы сегодня говорим.

Итак, 12 стран сформировали так называемое Тримор, или Инициативу трех морей. И сегодня проходит уже девятый саммит этой инициативы. За такой короткий период времени девять саммитов – это много. Кроме того, уже на втором саммите Тримор был создан бизнес-форум. Стоит сказать, что у Украины был естественный интерес к этому формату, об этом говорил несколько раз Президент Зеленский, он об этом высказывался во время зарубежных визитов еще до начала Великой войны.

Но конечно, что особую актуальность тема участия Украины в Инициативе трех морей приобрела после начала Великой войны. Почему? Потому что в центре основания и в центре внимания Инициативы трех морей есть три главных направления сотрудничества – это транспорт, энергетика и цифровизация или диджитализация. Три направления, которые формируют основу развития не только каждой отдельной страны, но и региона в целом.

Транспортные коридоры – это давно известные проекты, они есть, но их нужно развивать. Украина заинтересована, поскольку имеет большой частично используемый транзитный потенциал, а с началом Великой войны мы вынуждены были полностью пересмотреть структуру логистики и приходить к тем решениям, которые помогают нам выдерживать натиск врага и помогают, несмотря на начальную морскую блокаду, вывозить продукцию украинской экономики.

Энергетика.Излишне напоминать, что каждый раз, с каждой воздушной атакой, как например вчера, со стороны России враг бывает по объектам энергетики. Следовательно, энергетическая устойчивость и стабильность энергообеспечения Украины является для нас сегодня одной из наиболее актуальных задач. Это то, чем занимается Инициатива трех морей.

Цифровые технологии.Следует сказать, что кибербезопасность, кибератаки, которые враг постоянно осуществляет против нас, очень важный элемент. Также не следует забывать, что сегодня на войне, на поле боя дроны и средства радиоэлектронной борьбы. это новые и очень важные составляющие современной войны. Это все о цифровизации, о том направлении, которое развивает Инициатива трех морей.

В 2022 году Президент Украины Зеленский впервые принял участие в саммите Инициативы трех морей, принял участие онлайн, поскольку саммит проходил в июне 2022 года, шли активные боевые действия. Тогда Президент Зеленский в обращении говорил о том, что Украина сейчас как никогда нуждается в взаимодействии с этой инициативой, поскольку агрессия и нападение Российской Федерации создали условия, при которых именно выживание Украины связано с тем, чтобы организовать эффективным, надлежащим образом логистику, прежде всего снабжение военной помощи. И без использования того потенциала, которым обладают страны-участницы Инициативы трех морей, мы бы не смогли все это сделать так быстро.

Но война продолжается, и это все нужно делать дальше, дальше и дальше, в больших и больших объемах. Зерновой коридор Украина смогла наладить без участия ООН благодаря тому, что вооруженные силы Украины нейтрализовали российский Черноморский флот. Это хорошо, но дальше мы должны взаимодействовать со странами Черного моря, это взаимодействие есть и его нужно развивать. И это тоже прямо касается Инициативы трех морей.

О цифровых стандартах и ​​цифровом взаимодействии, развитии связи также говорил Президент Зеленский. Обращаясь к тому саммиту в 2022 году, Зеленский призвал участников инициативы к тому, чтобы готовиться и участвовать в проектах восстановления Украины, которые важны уже сейчас, особенно теперь, когда мы видим ежедневные атаки против оперативно восстанавливать объекты энергетической инфраструктуры, нуждающихся в ремонте, требующих новых подходов для того, чтобы за летний период обеспечить устойчивость энергосистемы и энергообеспечения.

Кстати, благодаря взаимодействию с Европейским Союзом разрушительные атаки России против нашей энергосистемы до сих пор удается эффективно компенсировать. Почему? Потому что Украина подключена к электрическим сетям Европейского Союза.

Это также о взаимодействии в рамках Инициативы трех морей и того саммита, который проходит в Вильнюсе сегодня.

Следует сказать, что Великая война и агрессия России против Украины повлияла и на саму Инициативу трех морей. В частности, перед открытием саммита на сайте, который открыт при Европейском Союзе (кстати, Европейский Союз является активным участником Инициативы трех морей), размещено обращение президента Литвы Науседы, в котором прямо указано, что после того, как Россия начала свою неспровоцированную и незаконная война против Украины, геополитическая важность усиленного сотрудничества и лучшей совмещенности в коридоре по оси север-юг драматически возросла. Инициатива трех морей служит политической платформой для того, чтобы облегчить сотрудничество и выстроить более сильные связи в сферах транспорта, энергетики, военной мобильности и цифровизации в регионе трех морей и за его пределами вместе с нашими региональными и трансатлантическими партнерами. И далее: «Инициатива трех морей – это для лучшего сочетания, более сильной Европы и более тесного трансатлантического партнерства.

Итак, все взаимосвязано: Инициатива трех морей, трансатлантическое партнерство, европейская интеграция, Европейский Союз.

Надо отметить, что после участия Президента Зеленского в саммите Тримор в 2022 году Украина получила особый статус «партнер-участник», фактически участник инициативы.

Сегодняшний саммит важен, в очередной раз даст возможность обсудить еще не использованный потенциал помощи Украине и взаимодействия со странами, входящими в инициативу, по этим трем направлениям. транспорт, или логистика, с четкой конкретизацией, как это сказал президент Науседа, – военная логистика, энергетика и цифровизация.

Будем ждать новых проектов и новостей с этого саммита, которые свидетельствуют, что Украина действительно стала партнером-участником Инициативы трех морей и будет в дальнейшем активно участвовать в этой инициативе, которая для нашего государства жизненно важна, особенно теперь, когда Украина отражает вражеские атаки.

Игорь Долгов, украинский дипломат

Полную видеоверсию этого блог-проекта смотрите на канале Ukrinform TV

Читайте и смотрите и другие выпуски проекта «Блог Игоря Долгова»:

Юбилей НАТО: Возраст мудрости и время ответственных решений о собственной роли в мире и роли Украины в НАТО

< em>● Государство-террорист и международный терроризм: грани стремительно исчезают

● Европейский Союз: испытания на зрелость

● НАТО после двух лет войны: расширение и приведение в полную боевую готовность Кремля

● Великая война в Украине и ядерный шантаж РФ: опасная стратегия Кремля

● Два года Великой войны: почему партнеры не стали союзниками

< p>● От Вильнюса до Вашингтона: Украина, НАТО, безопасность

● Мюнхенская конференция безопасности: Мир через диалог

● Остается ли Европа с Украиной без поддержки США

● Встревоженная Европа готовится к войне

● Рамштайн: от Контактной группы по вопросам обороны Украины до “коалиции коалиций”

● Формула мира: высшая математика геополитики. Первый Глобальный саммит мира вместо Третьей мировой

● БРИКС: Что по ту сторону «стены» и из какого кирпича его составлены

● Государственный терроризм. Путь преступника

● Показавший опыт нейтралитета Финляндии и Швеции

● Геополитическое измерение Евросоюза: Как меняется ЕС и как на это влияет Украина

● Глобальный Юг: что это такое , как с этим жить и куда двигаться дальше

* Мнение автора может не совпадать с позицией агентства

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 13 апреля 2024