С точки зрения права, Конституции Украины и основ демократии не возникает никаких сомнений в легитимности выборных органов, как парламент или Президент.
Такое мнение высказали эксперты общественных организаций на пресс-конференции в Укринформе на тему: "Устойчивость ключевых органов государственной власти и демократия в условиях войны: взгляд представителей гражданского общества".
Как напомнила сопредседатель совета Коалиции "Реанимационный пакет реформ", член правления Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко, если бы в Украине не было введено военное положение, то, согласно Конституции, парламентские выборы должны были состояться 29 октября прошлого года, а президентские &mdash ; 31 марта этого года. Но эти термины актуальны только в условиях мирного состояния.
“Если же в стране введено чрезвычайное или военное положение — выборы не производятся. И не потому, что власти пытаются узурпировать и продлить свои полномочия, а потому что демократические выборы невозможно провести во время военного положения — учитывая безопасность и ограничение из-за этого конституционных прав, в частности, свободы слова, мирных собраний, свободного передвижения граждан”, — отметила Кириченко.
Советник по юридическим вопросам Гражданской сети ОПОРА Павел Романюк назвал факторы, не позволяющие провести демократические выборы в условиях войны — невозможность обеспечить безопасность граждан, разрушенная инфраструктура в зоне боевых действий и миллионы перемещенных лиц, данные о которых отсутствуют в госреестре избирателей.
“При чрезвычайных обстоятельствах, когда государство не может обеспечить реализацию избирательных прав с соблюдением международных стандартов, в частности, во время военного положения, в подавляющем большинстве демократических стран выборы не проводятся. Венецианская комиссия также отмечает — выборы требуют мирной политической атмосферы и полной реализации всех прав и свобод человека, полного общественного порядка и безопасности. Это и обуславливает конституционно-правовые ограничения для проведения выборов в условиях военного положения”, — подчеркнул Романюк.
Эксперт Центра политико-правовых реформ Антон Чиркин сослался на опыт других демократических стран, где выборы в условиях чрезвычайных ситуаций так же не производятся.
“Правовой опыт других стран так же не предусматривает проведение выборов в экстраординарных или чрезвычайных условиях, как во время войны. Высшим органам власти, а это парламенту, главе государства, продолжаются полномочия до окончания или отмены экстраординарных режимов», — сказал Чиркин.
В то же время, он считает уместным после победы и послевоенного восстановления Украины внести соответствующие изменения в законодательство о продлении полномочий высших органов власти в условиях войны, а возможно, и учредить для этого определенные новые институции.
“Внести изменения в Конституцию и соответствующее законодательство с целью конкретизации порядка продления полномочий высших органов власти и, возможно, даже предусмотреть учреждение потенциальных новых институтов, которые, например, функционируют в Швеции, Испании и Германии, когда в условиях чрезвычайного положения, при невозможности выполнение определенным органом высшей власти своих полномочий образуются так называемые совместные комитеты или комиссии, которые при определенных обстоятельствах перебирают на себя соответствующий функционал”, — считает эксперт.
www.ukrinform.ua