Ультраправые несколько улучшили свое положение, но проукраинское большинство в Европарламенте сохранится, Еврокомиссия – также будет нас поддерживать

В 27 странах, входящих в Европейский Союз, 6-9 июня прошли выборы в Европарламент. И хотя главный признак этих выборов – ndash; ощутимый успех правых популистов, впрочем, похоже, по их предварительным результатам, уже становится понятно, что в этом институте сохранится проукраинское большинство: три крупнейших политических группы остаются неизменными и вместе получат 403 депутатских места из 720 в новом созыве ЕП.

Победительница выборов – правоцентристская Европейская народная партия (European People's Party), главой которой является Урсула фон дер Ляен – получает 185 мест. На втором месте – Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D), который получает 137 мест. На третьем – ndash; объединение либералов «Обновляя Европу» (Renew Europe) – 79 мест.

Далее следует группа Европейских консерваторов и реформистов (ECR), к которой относятся «Итальянские братья» Джорджии Мэлони, польская партия «Право и справедливость» (PiS), Шведские демократы и испанская партия «Вокс» – 73 места. У правых националистов объединение «Идентичность и демократия» (ID) Марин Ле Пен – 58 мест. «Альтернатива для Германии» – 45 мест. Зеленый/Европейский свободный альянс (Greens/EFA) – 52 места, левые – ; 36 мест, другие – 53 места.

Следовательно, при таких «расписаниях» будет жить следующие 5 лет Европарламент. Впрочем, в контексте сохранения нынешнего уровня единства в поддержке Украины важно не только это, а также и то, останется ли председателем Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен, кто именно займет другие ключевые посты в Евросоюзе. главы Европейского совета, главного дипломата и ответственного за оборону? А еще – не менее волнующей выглядит ситуация с разрешением отдельных стран ЕС, в частности, Франции и Германии, где ультраправые силы показали очень неплохие результаты, а то и вообще – – разгромные.

БЕЗ ПАНИКИ: В ЕП ПРОУКРАИНСКОЕ БОЛЬШИНСТВО ТОЧНО СОХРАНИТСЯ

Бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко в комментарии Укринформу рассказал, что результат выборов в Европарламент для Украины в целом положительные: Если коротко, то я остаюсь оптимистом. Выборы в ЕН подтвердили, что три ведущие центристские партии – ndash; народники, либералы и социалисты – сохранили свои позиции и будут иметь явное большинство. И это для нас хороший знак.

Особенно, если вспомнить то, под какими лозунгами проходила предвыборная кампания упомянутых политсил.

«Евроцентризм, поддержка Украины и противодействие кремлевской агрессии. Таким образом, если новое большинство в Европарламенте сформируется под такими лозунгами, это будет означать отсутствие негативных последствий для Украины. утверждает дипломат.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко также считает, что прямого и негативного влияния результатов этих выборов на уровень и масштабы поддержки Украины со стороны ЕС не будет.

«Во-первых, потому что конкретные решения о военной и финансовой поддержке Украины, а также по евроинтеграции Украины принимают Еврокомиссия и Европейский Совет, а не Европарламент. Во-вторых, абсолютное (даже квалифицированное) большинство мест в Европарламенте будет за политическими силами, поддерживающими Украину. Уровень единства ЕС в поддержке Украины зависит не от выборов в Европарламент, а от национальных выборов, – подчеркнул политолог.

С ними соглашаются и другие наши источники.

Политический эксперт Евгений Сависко говорит, что «Поддержка нашей страны сохранится, а возможно даже вырастет&raquo ;.

А это – политолог, эксперт Института демократии имени Филиппа Орлика Наталья Белицер: «Хотя результаты выборов в Европарламент принесли немало сюрпризов, главной опасности – победы ультраправых и евроскептиков удалось избежать: центристы, либералы и социал-демократы сохраняют большинство. Особенно позитивен для Украины высокий результат самой многочисленной группы правоцентристской Европейской народной партии, которая поддерживает тесные связи с рядом депутатов Верховной Рады, и сохранение общей проукраинской направленности большинством нового состава Европарламента.

Эксперт обратила внимание и на то, что обнадеживающие для Украины избирательные тренды также проявились в странах ЕС, с которыми в последние годы были наиболее сложные отношения. Речь идет о Словакии и Венгрии.

«В Словакии партия премьер-министра Роберта Фицо оказалась на втором месте, уступив оппозиционной «Прогрессивной Словакии»; несколько депутатов были избраны из меньших оппозиционных партий. В Венгрии, хотя Виктор Орбан заявил о победе своей политической силы, на самом деле его «Фидес», получив  44,5% и 11 мандатов, потеряла почти 8 процентных пунктов и 2 мандата, что является самым плохим результатом за все годы существования этой партии. При этом новая оппозиционная политическая сила – ; партия «Тиса» Петера Мадяра – получила 29,74% и получила 7 мандатов, – акцентирует политолог.

А еще – на фоне громких электоральных провалов коалиций Олафа Шольца и Эмманюэля Макрона (подробнее об этом пойдет речь ниже), повышается роль премьера Италии Джорджии Мэлони, чья консервативная партия «Братья Италии» уверенно завоевала первенство, получив 28.9% голосов избирателей.

Президент Украины Владимир Зеленский и премьер Италии Джорджия Мэлони

«К тому же в Италии ультраправая партия «Лига» резко ухудшила свои результаты по сравнению с выборами 2019 года, получив 8,5% голосов вместо 34,3%, равно как и популистское «Движение пяти звезд», которое потеряло 7 процентов. Поэтому можно ожидать продолжения, а то и усиления поддержки Украины со стороны Италии. и дальнейшее развитие дружеских двусторонних отношений, – констатирует Наталья Белицер.

Как видим, эксперты в целом положительно оценивают для нас результаты выборов в Европарламент. Учитывая это, дополнительно интересуемся: насколько реально участие украинских партий в следующих выборах в ЕП, которые состоятся через 5 лет. в 2029 году. Единого ответа нет, но и 100% «нет» – мы тоже не услышали.

В. Огрызко:«Я вполне оптимистично настроен по этому поводу. У Украины действительно есть все шансы достичь членства в ЕС до 2029 года и принять участие в следующих выборах в Европарламент. А учитывая численность населения нашего государства – – Количественно Украина будет далеко не последней страной, представленной в ЕП, и сможет сформировать мощную группу депутатов. Мы должны четко поставить себе эту цель, понимая, конечно, что путь будет сложным, особенно из-за сопротивления «некоторых наших друзей» – членов ЕС, которые будут пытаться сделать все для того, чтобы мы как можно дольше топтались на месте. Однако если мы будем действовать решительно, то начиная с июня этого года, когда, надеюсь, начнутся переговоры о нашем вступлении в ЕС, несмотря на сопротивление Венгрии… Думаю, мы реально сможем пройти эту серьезную дистанцию. Я даже считаю, что мы сделаем это гораздо раньше. Это было бы логическим завершением всего происходящего сегодня. И мы войдем в ЕС как страна-победитель.

В. Фесенко: «Теоретически это возможно, практически – маловероятно. Большинство серьезных экспертов (прежде всего в самом ЕС) прогнозируют, что мы и Молдова станем членами ЕС не раньше 2030 года. И это в лучшем случае. Определяющую роль будет играть вопрос о том, когда и как завершится война с Россией.

Что ж, интересно просто и подумать о такой перспективе… Но вернемся к главной теме.

ГОЛОС УЛЬТРАПРАВЫХ ЗУЧАТЬ, НО СУЩЕСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ НЕ ИМЕТЬ

Накануне выборов в Европарламент были разные прогнозы относительно того, как пройдут выборы ультраправые. Одни прогнозировали, что они получат гораздо больше, чем получили, и ошиблись, другие называли цифру очень близкую к фактической. Но важно не это, а то, что в целом представительство ультраправых несколько увеличилось. Впрочем, насколько эта группа способна реально повлиять на работу ЕН, существуют ли нам какие-то риски?

Эксперты берутся успокаивать.

«Прирост действительно есть, но он минимален, что соответственно снижает влияние праворадикальных и леворадикальных партий в парламенте. Ведь если эти партии составляют лишь примерно 1/7 в Европарламенте, то о каком влиянии вообще может идти речь?» – говорит Владимир Огрызко.

По его словам, ультраправые могут устраивать какие-то шумные акции и кричать с трибуны, но все это не будет никаких результатов: «В Европарламенте будет преобладать проевропейское, проукраинское и антипутинское большинство, а значит усилия радикалов без практических последствий.

Так же считает Владимир Фесенко: «На выборах в Европарламент ультраправые взяли примерно столько, сколько им и прогнозировали серьезные эксперты, а не любители информационно-политического хайпа. Критиков помощи Украине в Европарламенте станет больше, и их голос может быть ощутим, но они все равно будут в явном меньшинстве и не смогут существенно влиять на решение Европарламента.

Партия Шольца – Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – набрала 14% голосов, заняв лишь третье место. А второе – – в ультраправой «Альтернативы для Германии» (АдН), получившей 16,5%

Тем не менее, в отдельных европейских странах наблюдается определенный рост поддержки ультраправых, и это нельзя игнорировать.

«Скорее, это является негативом. Однако не стоит впадать в крайности. Например, в Италии, где правительство считают правопопулистским, поддержка Украины очевидна и эффективна, хотя не всегда по всем параметрам, которые мы бы хотели. Позиция премьер-министра Мелони четко проукраинская, – отмечает Владимир Огрызко.

Во Франции и Германии посложнее. В первой – «Возрождение» Макрона одержало лишь 15%, зато победу с 32% праздновало ультраправое «Национальное объединение» Марин ле Пен. Во второй – партия Шольца – Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – набрала 14% голосов, заняв всего 3 место. Второе – в ультраправой «Альтернативы для Германии» (адН), которая получила 16,5%. Первое – по право-центристскому Христианско-демократическому союзу (ХДС) и Христианско-социальному союзу (ХСС), которые вместе набрали 29,5%.

И если правительство ФРГ отвергло идею досрочных выборов в Бундестаг, то во Франции президент Макрон досрочные выборы в Национальную ассамблею. нижней палаты парламента – объявил. Первый тур состоится уже 30 июня, а второй – – 7 июля.

Но, по словам господина Огрызко, победа «Национального объединения» отнюдь не гарантирована. Системе выборов, по которой избирается Национальная ассамблея, – двухтурная мажоритарная. Во Франции она всегда играет против ультраправых кандидатов: «Традиционно французские избиратели во втором туре выборов объединяются вокруг любого умеренного кандидата – лишь бы не выиграл праворадикал.

На двутуровой системе парламентских выборов во Франции акцентирует и Владимир Фесенко: Именно поэтому их Макрон и назначил. Он хочет сейчас объединить различные умеренные силы во Франции, чтобы Национальный фронт проиграл. на парламентских выборах Макрон хочет сыграть на опасениях значительной части французов, что Национальный фронт может пройти к власти, и будет консолидировать это электоральное большинство против кандидатов от НФ во втором туре. Однако с высокой вероятностью можно прогнозировать, что Национальный фронт заметно расширит свое представительство в Национальном собрании Франции, а вот партия Макрона свое представительство в нижней палате французского парламента наоборот существенно снизит. Будущее парламентское большинство во Франции будет коалиционным, которое с высокой вероятностью будет сохранять поддержку Украины.

«Возрождение» Макрона одержало лишь 15%, зато победу с 32% праздновало ультраправое «Национальное объединение» Марин ле Пен

Но это еще не все. Владимир Огрызко призывает не забывать, что Франция – ; это прежде всего президентская республика.  

«Вопросы безопасности и внешней политики находятся исключительно в компетенции президента Франции. Поэтому, пока Эммануэль Макрон удерживает свою нынешнюю позицию, нам не стоит чрезмерно беспокоиться о том, кто станет премьер-министром. Хотя это важная политическая фигура, в последнее время мы не часто о нем слышим – говорит дипломат. – Поэтому не стоит преувеличивать значение успеха ультраправых во Франции и Германии. Это может несколько усложнить политическую атмосферу в этих странах, но не изменит основных принципов центризма, на которых базируются оба государства. В Германии АдН несколько подросла, что является неприятной тенденцией, поскольку это промосковская, антиевропейская и антиукраинская партия. Однако другие партии уже заявили, что не разрешат ей войти в коалицию. Даже если на следующих выборах АдН наберет до 30%, она не будет у власти. Анализируя эти две мощнейшие европейские страны, нельзя заключить, что произошло что-то непоправимое, что может изменить их проевропейство. Следовательно, проукраинскость и антироссийскость. И Франция, и Германия явно поддерживают курс Украины на вступление в Европейский Союз, и в этом плане вряд ли что-то изменится». НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЕВРОКОМИССИИ

В то же время не менее важным остается вопрос, кто возглавит Европейский совет (пока это Шарль Мишель), станет главным дипломатом (Жозеп Боррель) и ответственным за оборону (новая должность)?<< /p>

«Урсула фон дер Ляйен остается главным фаворитом на должность руководителя Еврокомиссии, в том числе и потому, что ее партия победила на выборах в Европарламент. Но ключевую роль в кадровых назначениях в ЕС будет играть Европейский Совет, а не Европарламент, – комментирует Владимир Огрызко

Европарламент будет только утверждать кандидатуру, которую предложит Европейский Совет.

«Среди потенциальных кандидатов на должность главы Еврокомиссии, а конкурентов госпожи Урсулы, наиболее мощной выглядит кандидатура Марио Драги, бывшего премьер-министра Италии и бывшего главы Европейского Центробанка, – говорит политолог. – Впрочем, я бы не торопился сейчас с прогнозированием конкретных кандидатур на ключевые посты в ЕС. Это будут определять не выборы в Европарламент, а баланс сил и интересов в Европейском Совете, возможность компромиссов по кадровым вопросам. Поэтому возможны сюрпризы.

Урсула фон дер Ляйен остается главным фаворитом на должность руководителя Еврокомиссии

Политолог Наталья Белицер считает, что сохранение Урсулой фон дер Ляен должности главы Еврокомиссии зависит от формирования альянсов и налаживание сотрудничества разнонаправленных групп.

А это – Владимир Огрызко: «Что-то прогнозировать сейчас – это как гадать на кофейной гуще. Как известно, на самом высоком европейском уровне существуют определенные межличностные споры. Однако не стоит погружаться в анализ, кто прав, кто виноват и кто займет какую должность. В целом у Урсулы фон дер Ляен есть очень неплохие шансы сохранить свой пост. Случится ли это? Посмотрим. Выборы состоятся в июле.

Что касается других ключевых фигур европейской политики, то, считает дипломат, изменения точно будут: Есть очевидная потребность в обновлении, особенно в контексте европейской дипломатии. Важно, что независимо от того, кто займет руководящие должности, они останутся сторонниками евроцентризма, поддержки Украины и противодействия Москве.

На должность главы по обороне претендует Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши.

«Это был бы положительный выбор, поскольку страны Восточной Европы должны быть лучше представлены в этих органах», – говорит господин Огрызко.

Также он надеется, что некоторые еврокомиссары, которые неэффективно выполняли свои обязанности, а также часто «вставляли палки в колеса» украинской интеграции, как, например, еврокомиссар по вопросам соседства и расширения Оливер Варгеи (посол Венгрии в Евросоюзе с 2015 года, – ред.), все же покинут свои должности. Их должны заменить более компетентные политики. В общем, новый состав Еврокомиссии должен быть более благосклонен к интеграции Украины в ЕС, – резюмировал Владимир Огрызко.

Мирослав Лискович. Киев

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 11 июня 2024