Рассмотрение секторальных реформ, которые должны создать предпосылки для устойчивого экономического развития и интеграции в ЕС
В первой статье исследователи «Вокс Украина» рассматривали институциональные реформы, предусмотренные рядом стратегических документов, которые украинское правительство пообещало имплементировать в течение следующих нескольких лет: Обзор ЕС-2023, Ukraine Facility (финансовая помощь Украине от ЕС, далее – План для Украины), программа МВФ для Украины и Стратегия доходов.
В этой статье мы рассмотрим секторальные реформы, которые должны создать условия для устойчивого экономического развития и интеграции в ЕС. Мы также обсудим планируемые изменения в системе налогообложения, которые должны увеличить поступление в бюджет. Предложенные мероприятия (при их надлежащем исполнении) в целом приведут к более эффективному расходованию государственных средств и улучшат инвестиционную привлекательность Украины. /strong>
Действующая программа МВФ сосредоточена на макроэкономической стабильности и устойчивости государственных финансов, поэтому в ней человеческий капитал упоминается лишь вскользь (предыдущие программы обычно содержали лишь общие ссылки на реформы здравоохранения или образования). В частности, в программе МВФ говорится, что украинское правительство будет воздерживаться от введения новых «специальных». пенсий или снижение пенсионного возраста, поскольку украинская пенсионная система уже и так находится в стрессе. Документы ЕС также не упоминают о медицинской реформе – очевидно подразумевается, что начатую в 2017 году реформу здравоохранения следует продолжать (в то же время в Обзоре ЕС-2023 отмечается, что отсутствие национальной карты медицинского страхования делает невозможным введение Европейской карты медицинского страхования в Украине). План для Украины предусматривает инвестиции в здравоохранение (см. таблицу 2), но не институциональные реформы. Большое внимание в нем уделено образованию и социальной защите: эти сферы важны для сохранения и развития человеческого капитала Украины.
Правительство будет продолжать консолидацию социальных выплат (Недавно было принято постановление о Единой информационной системе социальной сферы, в которой будут храниться данные всех получателей социальной поддержки). Создание такой единой базы данных длится уже более 15 лет, и сейчас она поддерживается очередной ссудой Всемирного банка. Необходимость изменения модели социальной поддержки обсуждается уже давно, однако недавно правительство предприняло несколько практических шагов, чтобы заменить «зоопарк» социальных выплат персонализированной поддержкой домохозяйств. Новая система будет решать конкретные проблемы семьи (восстановить утраченные документы, найти работу, записать детей в школу и т.п.) так, чтобы она стала устойчивой. Социальные услуги будут предоставлять не только государственные и коммунальные учреждения, но и частные или общественные организации.
Комплексный закон об интеграции ветерановв гражданскую жизнь (которую нужно принять) будет решать вопросы здравоохранения, переподготовки, трудоустройства и поддержки ветеранского бизнеса. В Украине планируют внедрить электронную систему информации обо всех людях с инвалидностью, которая будет использовать Международную классификацию функциональных ограничений, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Эта система будет автоматически предлагать поддержку этим людям.
И Обзор ЕС-2023, и План для Украины предусматривают деинституционализацию пожилых людей, людей с инвалидностью и детей. Первые две группы будут получать индивидуальные социальные услуги, а детям будут помогать приемные семьи. Основные реформы жилищной политики предусматривают принятие законодательства, которое позволит аренду с последующим выкупом коммунального жилья, сделает более прозрачным является процесс распределения социального жилья и увеличит возможности для организаций гражданского общества (ОГО) осуществлять мониторинг таких проектов. Будут приняты стандарты по социальному жилью, например, его доступность, энергоэффективность и т.д. (собственно, они будут введены для всех типов жилья – см. Таблица 3).
В Обзоре ЕС-2023 указано, что Украине еще предстоит выполнить определенную работу по устранению дискриминации: реализовать стратегию обеспечения равных прав и стратегию уменьшения гендерного разрыва в оплате труда, ратифицировать Конвенцию МОТ №190 об искоренении насилия и притязаний. Украине также необходимо начать собирать соответствующие данные, например статистику судебных дел о дискриминации, чтобы иметь возможность измерять прогресс в этой сфере.
Интеграция Украины в ЕС предполагает интеграцию рынков труда. Да, Украине необходимо будет обеспечить гражданам ЕС и их детям такой же доступ к работе и образованию, как и гражданам Украины. Недавно было упрощено законодательство по трудоустройству иностранцев (отменен нижний порог заработной платы). Однако им все еще нужно иметь разрешение на трудоустройство. Украина признает иностранные квалификации с 2021 года, но еще необходимо полностью имплементировать закон ЕС о профессиональном признании и присоединиться к сети EURES, которая поддерживает единый рынок труда ЕС. Упрощение процесса трудоустройства для иностранцев пойдет на пользу Украине, поскольку она сталкивается с дефицитом рабочей силы в определенных отраслях.
Другим требованием ЕС является лучшая защита прав работников: усиление социального диалога и полномочий соответствующего Совета, согласование норм безопасности на рабочем месте со стандартами ЕС и предоставление больших полномочий инспекциям труда (имплементация давно ратифицированных Украиной Конвенций МОТ № 81 и 129).
План для Украины предусматривает принятие новых законов профессионально-технического и дошкольного образования. Два законопроекта о профтехобразовании (4207, 4207-1), которые подавались на рассмотрение парламента в 2020 году, Комитет ВР по вопросам образования отклонил в августе 2023 года. В апреле 2024 года Минобразования представило еще один законопроект на эту тему (в настоящее время обсуждается). Законопроект о дошкольном образовании был принят в первом чтении больше года назад. Новое законодательство о профессионально-техническом и дошкольном образовании должно установить справедливые рыночные правила и гарантированный» доступ к дошкольному образованию для всех детей соответствующего возраста.
Если говорить о других уровнях образования, то в Обзоре ЕС-2023 упоминается имплементация Стратегии высшего образования, принятой в конце 2022 года. Стратегия предусматривает слияние высших учебных заведений для получения экономии от масштаба и развитие принципа «Деньги ходят за студентом»: предоставление образовательных грантов студентам вместо «бюджетных мест». для большинства специальностей.
Несмотря на то, что у Украины очень мало денег для инвестирования в науку и исследования, она сотрудничает с программой «Horizon Europe», а также приняла Национальный план по открытой науке и Стратегию развития сферы инновационной деятельности. Сегодня эта отрасль, пожалуй, наименее реформирована. МОН планирует внедрить финансирование научных исследований на основе достигнутых результатов. Первые шаги к этому были сделаны в 2018 году с созданием Национального фонда исследований.
Таблица 1. Документы и другие показатели реформ в сфере человеческого капитала
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить, или другие показатели
Реченец
Обзор ЕС-2023, Ukraine Facility
Принять Стратегию демографического развития на период до 2040 года (выполнено)
3 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, Ukraine Facility
Принять стратегию деинституциализации пожилых людей и людей с инвалидностью
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, Ukraine Facility
Принять стратегию деинституционализации детей
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023
Разработать и реализовать стратегию привлечения и реинтеграции перемещенных лиц на рынке труда Украины
2024 год
Обзор ЕС-2023
Создание национального офиса и контактных пунктов для программы Horizon Europe
2024 год
Обзор ЕС-2023
Утвердить стратегию научно-технического развития
2024 год
Обзор ЕС-2023
Разработать региональные стратегии разумной специализации
< p>2024 год
Обзор ЕС-2023
Разработать план соответствующего механизма сбора, анализа и обмена статистическими данными для образования и обучения
2024 год
Обзор ЕС-2023
Реализовать план оптимизации сети учебных заведений
2024 год
План для Украины
Принять стратегию развития культуры (укрепление институтов культуры и поддержка креативных индустрий)
< p>1 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Имплементировать закон о дошкольном образовании
1 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Имплементировать закон о профессионально-техническом образовании
2 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять постановление Кабмина о закупке социальных услуг
2 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять законодательство о системе перехода от военной службы к гражданской жизни
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять закон об основных приоритетах жилищной политики
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять Стратегию занятости населения
2 квартал 2026 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять новую редакцию закона о жилищном фонде социального назначения
4 квартал 2026 года
План для Украины
< Принять закон, который введет электронную систему для людей с инвалидностью, которая будет предлагать им соответствующую поддержку
4 квартал 2026 года
Таблица 2< /strong>. Инвестиции в человеческий капитал, предусмотренные Планом для Украины (по крайней мере, 20% будут использованы местными органами власти)
Инвестиционная цель
Сумма, млн евро
2024-2025 гг.
2026-2027 гг.
Школьные укрытия, школьные автобусы, современные методы обучения + оборудование к ним; материалы и оборудование, питание, центры ПТО при школах
300
350
Здравоохранение: лабораторное оборудование, укрытие, медицинское оборудование, медицинская инфраструктура, ИТ -решения
200
200
Восстановление разрушенной и новой социальной инфраструктуры
350
Компенсация лицам, чьи дома были разрушены
600
Обеспечение жильем лиц с инвалидностью I-II группы; переселенцев, воевавших за Украину, и членов их семей; членов семей погибших защитников
200
250
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК И ЗЕЛЕНЫЙ ПЕРЕХОД: БОЛЬШЕ РЫНОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И МЕНЬШЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ >
Меры в этом секторе (среди которых – рыночное ценообразование на энергоресурсы и усиление конкуренции) направлены на повышение энергоэффективности, а следовательно и на снижение потребления и выбросов парниковых газов (ПГ). В частности, это согласование законодательства Украины с директивами ЕС по рынкам электроэнергии и газа и атомной энергетики; внедрение рыночных механизмов тарификации выбросов углерода и другой модели их налогообложения; развитие более эффективного (децентрализованного) центрального теплоснабжения (таблица 3). Украина должна принять план по энергетике и климату для достижения более амбициозной цели, чем нынешние 27% производства энергии из возобновляемых источников до 2030 года (в 2021 году эта доля составляла около 6%).
Эти изменения будут сопровождаться инвестициями в энергетическую инфраструктуру и энергоэффективность (таблица 4).
К сожалению, введение рыночных тарифов на энергоносители откладывается до отмены военного положения. Это будет препятствовать привлечению капитальных инвестиций в сектор и, вероятно, усугубит финансовое состояние Нафтогаза. Недавние атаки России на электростанции означают, что Украина должна срочно восстанавливать мощности по производству электроэнергии. Поскольку конец войны пока еще не на горизонте, лучше планировать установление распределенной генерации – небольшие электростанции, которые используют газ, нефтепродукты или легко защищаемые биоматериалы. Строительство больших генерирующих мощностей, таких как атомные реакторы, следует отложить.
Таблица 3. Документы и другие показатели реформ в сфере энергетики и зеленого перехода
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить, или другие показатели
Реченец
МВФ
Рассчитать сумму задолженности теплоснабжающих компаний перед Нафтогазом (с распределением на до и после полномасштабной войны) Структурный маяк МВФ
2 квартал 2024 года (конец июня)
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять план по энергетике и климату (проект)
2 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять Стратегию термомодернизации зданий (выполнено)
2 квартал 2024 года
План для Украины
НКРЭКУ должно принять вторичное законодательство для закона REMIT для обеспечения честности и прозрачности оптового энергетического рынка
3 квартал 2024 года
МВФ
Компенсации “Нефтегаза” за выполнение обязательств по предоставлению публичных услуг (PSO) не должны превышать 60 млрд грн (нужно рассчитать компенсацию до конца августа)
3 квартал 2024 года
МВФ
< Принять законопроект 6133 относительно последствий прекращения транзита газа
2024 год
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Внести изменения в постановление Кабмина по поощрению инвестиций в зеленую энергетику (имплементация Директивы ЕС 2018/2001). Гарантии происхождения энергии из возобновляемых источников были введены в 2023 году.
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять законопроект о предоставлении НКРЭКУ большей независимости в соответствии со стандартами ЕС (освободить решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от процедуры государственной регистрации)
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять законопроект о предоставлении большей независимости НКРЭКУ в соответствии с законодательством ЕС (специальный статус НКРЭКУ)
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Утвердить план действий (мероприятия и сроки) по созданию системы торговли выбросами ПГ
1 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять законопроект о климатической политике относительно установления климатических целей и механизмов их достижения
1 квартал 2025 года
Стратегия доходов
Разработать модель налогообложения выбросов ПГ, чтобы облагалась добычей или импортом нефти, газа, угля, а не выбросами ПГ
2024-2025 годы
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять Дорожную карту, чтобы отделить доплату за возобновляемую энергию от тарифа на транспортировку энергии
2 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Восстановить работу системы обязательного мониторинга, отчетности и верификации (MRV) для объектов, подпадающих под действие действующего законодательства (т.е. только вновь построенных объектов)
2 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять новый закон о центральном теплоснабжении (установить четкие правила подключения и отключения; процедуры установки индивидуальных котельных)
3 квартал 2025 года
Обзор ЕС- 2023, План для Украины
Принять Второй национально определенный вклад (NDC) в Парижское соглашение (текущее обязательство – сокращение выбросов к 2030 году до 65% от уровня 1990 года – практически достигнуто)
< >3 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Отменить мораторий на повышение тарифов на тепло и горячую воду
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять новый закон о рынке электроэнергии, который введет 16 директив ЕС
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Назначить номинированного оператора рынка электроэнергии, определенного Национальной комиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять Государственную целевую экономическую программу энергетической модернизации предприятий теплокоммунэнерго до 2030 года.
4 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Создать независимый Научно-экспертный совет по изменению климата и сохранению озонового слоя.
4 квартал 2025 года
План для Украины
Имплементировать Директиву ЕС 2022/03/MC–EnС для обеспечения соответствия налоговым и таможенным режимам ЕС для трансграничной торговли электроэнергией
2 квартал 2026 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины, МВФ
Принять Дорожную карту постепенной либерализации рынков газа и электроэнергии после окончания военного положения (либерализация цен, реформа PSO, введение адресных субсидий)
2 квартал 2026 года
План для Украины
Принять закон, упорядочивающий предоставление разрешений на зеленые инвестиции в соответствии с правилами ЕС
3 квартал 2026 г.
План для Украины
Утвердить минимальные требования к энергоэффективности и классы энергоэффективности зданий
3 квартал 2026 г.
План для Украины
Утвердить требования к энергетической маркировке и экологическому дизайну как обязательные минимальные критерии при проведении государственных закупок. Усилить способность органа государственного рыночного надзора обеспечивать выполнение этих требований.
1 квартал 2027 года
Таблица 4. Инвестиции в энергетический сектор, предусмотренные Планом для Украины
Инвестиционная цель
Сумма, млн евро
>
2026-2027 гг.
Повышение энергоэффективности центрального теплоснабжения
550
Вклад в Фонд энергоэффективности
Термомодернизация общественных зданий
Физическая защита энергетической инфраструктуры Украины
Поддержка развития возобновляемых источников энергии
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГРУНТОВ И ВОД, ЗАЩИТА БИОРАЗНООБРАЗИЯ И ЛЕС
В этой сфере, как и у всех остальных, Украина должна работать над согласованием собственного законодательства по делу. acquis ЕС, то есть, ввести европейские стандарты качества воздуха и воды и соответствующую систему измерения; принять и имплементировать законопроект об изумрудной сети. Автоматизированные системы контроля загрязнения должны быть установлены на всех объектах, а не только на вновь построенных заводах, поскольку старые советские заводы являются самыми большими загрязнителями. Украине необходимо будет внести изменения в отечественное законодательство в соответствии с Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном влиянии промышленных аварий, которую она ратифицировала в 2022 году. В частности, Украине придется наладить более тесное сотрудничество между Государственной службой по чрезвычайным ситуациям и Государственной экологической инспекцией для разработки профилактических мер с целью удовлетворения экологических рисков, возникших вследствие аварий на производстве.
Таблица 5. Документы и другие показатели реформ в сфере охраны окружающей среды
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить, или другие показатели
Реченец
План для Украины
Принять законопроект об обеспечении прав на безопасную окружающую среду (введение Директивы ЕС 2010/75/ЕС). Принять необходимые подзаконные акты до 3 квартала 2025 года, включая положения о применении лучших доступных технологий.
3 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Разработать концепцию определения объема отклонений от правил Оценки влияния на окружающую среду (ОВД) и Стратегической экологической оценки (СЕО)
3 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять Стратегию внедрения принципов циркулярной экономики и План действий по ее реализации в 5-10 приоритетных секторах (например, управление отходами, текстильная отрасль, электроника, сельское хозяйство)
1 квартал 2026 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Утвердить национальный план управления отходами до 2033 года (текущий план до 2030 года еще не выполнен)
1 квартал 2026 года
Обзор ЕС-2023 , План для Украины
Принять закон о сокращении объемов вырубки и деградации лесов: расширить электронный учет древесины, ввести сертификацию происхождения лесоматериалов и изделий из древесины
2 квартал 2026 года
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР: БОЛЕЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗМЕНИВАНИЕ
Основными изменениями в аграрном секторе являются (1) внедрение системы мониторинга земель и (2) оказание поддержки только тем фермерам, которые зарегистрированы в Государственном аграрном реестре. План для Украины предусматривает выделение украинским аграриям 75 млн евро в 2024-2025 гг. и столько же в 2026-2027 гг. на разминирование.
Таблица 6. Документы и другие показатели реформирования агропродовольственной отрасли
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить, или другие показатели strong>
Реченец
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять стратегию разминирования до 2033 года (проект утвержден в феврале 2024 года)
2 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять национальную стратегию сельского развития на 2023-2030 гг. (концепция)
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять законопроект о государственном аграрном реестре (ДАР)
(в конце 1 квартала 2026 года по меньшей мере 80% государственной поддержки сельхозпроизводителей должно осуществляться через ДАР)
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять перспективный план развития оросительных систем
1 квартал 2025 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Развернуть автоматизированную систему мониторинга земельных отношений и геоинформационную систему оценки земель в Государственном земельном кадастре в соответствии с постановлением о публичном мониторинге земельных отношений
1 квартал 2025 года
Принять новую редакцию закона о государственной поддержке агропроизводителей
3 квартал 2025 года
План для Украины
Развернуть согласованную с ЕС «Farm Sustainability Data Network (FSDN)»
1 квартал 2027 года
ТРАНСПОРТ: РЕФОРМИРОВАНИЕ ПУНКТОВ ПЕРЕСТИНА ГРАНИЦЫ, ЖЕЛЕЗНЫЕ, И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
В этом секторе планируется множество изменений для всех видов транспорта. На железной дороге будет введена европейская модель (обсуждение различных моделей реструктуризации железной дороги можно найти на VoxUkraine: статья 1, статья 2). Будут развиваться западные пункты пересечения границы, а регулирование морского и речного транспорта будет значительно изменено в соответствии с правилами ЕС. План для Украины предусматривает инвестиции 350 млн евро в 2026-2027 гг. в восстановление транспортной инфраструктуры.
Таблица 7. Документы и другие показатели реформирования транспортной отрасли
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить, или другие показатели strong>
Реченец
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять пересмотренную транспортную стратегию до 2030 года
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять Стратегию развития и расширения пограничной инфраструктуры с ЕС и Молдовой до 2030 года
4 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Принять закон о согласовании функционирования железных дорог Украины с EU acquis
4 квартал 2025 года
План для Украины
Принять законопроект об усовершенствовании регулирования морского и речного судоходства и упрощении административных процедур
2 квартал 2026 года
Обзор ЕС-2023, План для Украины
Имплементировать регламент ЕС по портовым услугам
1 квартал 2027 года
Критические материалы
В Украине есть много материалов, которые пригодятся еще долгие годы. К примеру, литий, редкоземельные металлы и неметаллические материалы. Украинское правительство планирует привлекать инвесторов к добыче этих материалов через соглашения о распределении продукции или ГЧП.
Таблица 8. Документы и другие показатели реформ в сфере критических материалов
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить
Реченец
План для Украины
Принять законопроект о развитии минерально-сырьевой базы
4 квартал 2024 года
План для Украины
Обновить электронный кабинет недропользователей
1 квартал 2025 года
План для Украины
Запустить тендеры по соглашениям о распределении продукции (PSA) с участием международных игроков; опубликовать результаты
2 квартал 2025 года
План для Украины
Опубликовать портфель инвестиционных проектов по добыче критического сырья
2 квартал 2025 года< /p>
План для Украины
Опубликовать отчет о верификации запасов критического сырья Украины
3 квартал 2025 года
План для Украины
< >Опубликовать исследования с оценкой действующего законодательства по влиянию на экологию, общество и управление (ESG) в горнодобывающем секторе и предоставить рекомендации по устранению законодательных пробелов
4 квартал 2025 года
Налоговая система : устранение лазейок и увеличение налоговых поступлений
В этой главе мы рассматриваем планируемые изменения в системе налогообложения, которые позволят правительству собирать больше налогов на финансирование обороны и других нужд. Эти изменения описаны в Национальной стратегии доходов, на которую ссылаются как План для Украины, так и программа МВФ.
Программа МВФ в основном сосредоточена на уменьшении уклонения от уплаты налогов и выравнивании правил игры. В рамках этой программы правительство пообещало воздерживаться от налоговых амнистий или введения новых налоговых льгот в течение действия программы (определенные налоговые льготы на критически важный импорт возможны, однако должны быть ограничены во времени и строго контролироваться; к 2026 году система льгот по таможенным платежам должна быть гармонизирована с правилам ЕС). И в программе МВФ, и в Обзоре ЕС-2023 упоминается необходимость внедрения Директивы ЕС по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Украина разработает единый подход к предоставлению налоговых льгот и введет постоянный мониторинг суммы этих льгот и их эффективности.
Одной из важнейших лазейок в налоговой системе является упрощенный режим налогообложения, позволяющий крупным компаниям «оптимизировать» налоговые платежи, нанимая своих работников как частных предпринимателей. Таким образом работник уплачивает только 5% налога с дохода плюс социальный взнос в размере 22% от минимальной зарплаты, что значительно меньше 18% подоходного налога + 1,5% военного сбора + социальный взнос в размере 22% от фактической зарплаты. Стратегия доходов предполагает, что если отчисления одинаковы или близки, люди потребуют официального трудоустройства, поскольку в таком случае им не потребуется администрировать свои налоги. Если же они решат остаться на упрощенной системе, им придется использовать кассовые аппараты, а по достижении определенного предельного дохода обязательно уплачивать НДС. Стратегия доходов не определяет плановые ставки налога для предпринимателей, работающих на упрощенной системе. В ней лишь отмечено, что такие ставки будут дифференцированы по видам деятельности и по сумме доходов.
Прогрессивную шкалу введут (опять) и для «обычного» НДФЛ. На протяжении своей истории Украина имела как плоскую, так и прогрессивную шкалу, и трудно сказать, какая из них была более эффективной. Минимальный не облагаемый налогом доход заменят субсидиями самым бедным.
Все эти изменения произойдут через год после того, как налоговая инспекция введет надлежащую систему защиты персональных данных и получит доступ к банковским счетам людей – то есть не раньше 2027 года. Возможно, правительству придется собирать больше налогов уже в 2024-2025 гг. из-за недостаточной внешней поддержки. Для этого правительство сможет повысить ставку НДС или ускорить согласование акцизных ставок с ЕС.
Юридические лица на упрощенной системе налогообложения, налог по ставке 18% вместо нынешних 6% + НДС или 10% без НДС. Льготы и освобождение от налога на прибыль будут ограничены так, чтобы эффективная ставка налога не опускалась ниже 15%. Однако, чтобы поощрить инвестиции, правительство планирует ввести мгновенную амортизацию (т.е. расходы на некоторые производственные активы будут исчисляться из базы налогообложения прибыли в том же году, когда будут сделаны). компании по поиску юрисдикций с низким уровнем налогообложения (BEPS и двухступенчатый инструмент ОЭСР). К 2025 году планируется привести украинскую систему налогообложения в соответствие с международными правилами, а к 2030 году – . пересмотреть все соглашения об избежании двойного налогообложения и при необходимости адаптировать украинское законодательство к международным нормам.
Как отмечалось в первой статье, органы местного самоуправления получат больше полномочий и способностей администрировать налог на недвижимое имущество. Этот налог должен стать основным источником поступлений в местные бюджеты в соответствии с практикой других стран. Кроме того, до конца 2025 г. Украина разработает систему налогообложения виртуальных активов. Выше также обсуждались изменения в налогообложении за выбросы двуокиси углерода (таблица 3).
Таблица 9. Документы и другие показатели налоговых реформ
Происхождение рекомендации
Документы, которые необходимо принять или изменить, или другие показатели
Реченец
МВФ
Оценить эффективность налоговых льгот, их влияние на бюджет
2 квартал 2024 года
Обзор ЕС-2023, МВФ
Разработать законопроект в соответствии с Директивой ЕС по борьбе с уклонением от уплаты налогов
2024 год
МВФ, Стратегия доходов
Проанализировать и реформировать рентные платежи: все платежи по радиочастотам будут одинаковыми; будет введено законодательное ограничение на время, в течение которого скважина может считаться новой (такие скважины платят меньшую ренту)
2024 год
Обзор ЕС-2023
Обеспечить внедрение автоматического обмена налоговой информацией с государствами-членами ЕС в соответствии с глобальными стандартами ОЭСР и законодательством Украины.
Создать центральный коммуникационный офис для обмена информацией с государствами-членами ЕС и подключения к ИТ-системам ЕС
2024 год
Стратегия доходов
Принять закон о внедрении принципов трансфертного ценообразование ОЭСР
2024 год
Стратегия доходов
Исследование преимуществ и недостатков налогов на сверхприбыли, моделирование влияния таких налогов на инвестиционную привлекательность Украины
2024 год
Стратегия доходов
Налог на прибыль предприятий: сократить льготы, но ввели мгновенную амортизацию
2024-2025 годы
Стратегия доходов
Внедрить систему электронных акцизов: подзаконные акты и ИТ-решения
2024-2025 годы
Стратегия доходов
Гармонизировать законодательство Украины с системой таможенных льгот ЕС. Новый Таможенный кодекс должен соответствовать Таможенному кодексу ЕС и дополнительным регламентам 2015/2446, 2015/2447, 2022/2399, 1186/2009, 608/2013.
2024-26
Обзор ЕС -2023, Стратегия доходов
Привести законодательство о НДС в соответствие с директивой ЕС
2025-2027 годы
Стратегия доходов
Имплементировать директивы ЕС по главным офисам и филиалам, акциям и роялти
2026 год
Стратегия доходов
Реформировать НДФЛ и упрощенную систему налогообложения
2027 год
Стратегия доходов
Ввести акциз на напитки, содержащие сахар
2027 год
Стратегия доходов
Установить минимальные ставки акциза на алкоголь на уровне ЕС
2028 год
Стратегия доходов
Постепенно согласовать налоги на табачные изделия с ЕС
2029 год
Стратегия доходов
Установить минимальные ставки акциза на топливо на уровне ЕС
2029
ВЫВОД
У определенных сферах (энергетика, образование и наука, налогообложение или социальная поддержка) Украина потребует серьезных институциональных реформ. В некоторых секторах (например, сельское хозяйство или транспорт) серьезных изменений не планируется, однако есть потребность в значительных инвестициях (например, разминирование, восстановление транспортной инфраструктуры).
В любом случае, имплементация запланированных реформ будет демонстрировать стремление Украины присоединиться к ЕС, а также принесет пользу украинскому бизнесу и государственным финансам. План для Украины обеспечит определенные «начальные» инвестиции, например, в восстановление школ, больниц или повышение энергоэффективности. Если институциональные реформы будут введены должным образом, такое инвестирование может привлечь частных игроков или международных организаций. Однако это произойдет только при условии, что Украина получит достаточную военную поддержку, чтобы победить Россию.
Авторы:
Илона Сологуб, Научная редактор «Вокс Украина»
Виктория Выговская, младшая аналитика проекта «Индекс реформ»
«Вокс Украина» em>
«VoxUkraine» – аналитический центр, исследующий развитие экономики, государственного управления, общественных и реформаторских процессов.
* Мнение автора может не совпадать с позицией агентства