Эксклюзив Украина и Венгрия в контексте трансграничного сотрудничества больше всего заинтересованы в проектах сохранения Карпат и развития трансграничной инфраструктуры.

Об этом в комментарии Укринформу сообщил эксперт по развитию инструментов локальной демократии, избирательному законодательству и развитию местного самоуправления, кандидат политических наук Роман Кисленко.

«В контексте трансграничного сотрудничества с Венгрией в первую очередь обе стороны интересует развитие и сохранение Карпатского региона — это отдельный еврорегион, на который выделяется финансирование в рамках ЕС, а также развитие транспортной инфраструктуры», — сказал эксперт.

Он отметил, что в свое время Венгрия начала наращивать экспорт в Украину газа и нефти, что влияет на пропускную способность нашей инфраструктуры. Со своей стороны, Украина пытается экспортировать в ЕС сельхозпродукцию. И хотя Венгрия ввела ограничения на отдельные виды продукции, как транзитная зона она нас также интересует с учетом вызовов, вызванных широкомасштабной войной.

В этом контексте Кисленко проинформировал, что на рассмотрение руководящего органа программы Connecting Europe Facility направлено два украинско-венгерских проекты по развитию и увеличению транспортных возможностей железнодорожных логистических узлов Чоп – Захонь и Батево – Эперьешке, а также реконструкции автомобильного КПП Лужанка – Берегшурань.

Эксперт отметил, что специфику трансграничного сотрудничества между Украиной и Венгрией определяют определенные межгосударственные отношения и направленность в основном на одну область, где компактно проживают национальные венгерские меньшинства.

« которые финансируют Украину, Румынию, Словакию и Венгрию, наиболее активно само двустороннее сотрудничество, и большее количество проектов реализуется Украиной со Словакией, чем Украиной с Венгрией или всеми четырьмя государствами. Поэтому здесь действительно есть определенный потенциал», — сказал Кисленко.

Он проинформировал, что в период с 2007 по 2023 год в целом было реализовано 92 проекта трансграничного сотрудничества на средства фондов ЕС, финансирующих Украину, Румынию, Словакию и Венгрию. Только 22 из них было реализовано всеми четырьмя государствами, а наибольшее количество проектов воплотилось в двустороннем порядке Словакия и Украина.

«Поэтому здесь на самом деле есть определенный потенциал сотрудничества с Венгрией. Конечно, внешнеполитические курсы государств частично детерминируют и трансграничное сотрудничество, однако именно реализация проектов в рамках трансграничного сотрудничества позволяет получить финансирование на решение общих проблем с обеих сторон границы», — отметил эксперт.

Как сообщалось, в конце ноября 2023 года года Верховная Рада ратифицировала Соглашение между Украиной и Европейским Союзом об участии в программе «Механизм Соединения Европы» (Connecting Europe Facility, CEF), функционирующая в рамках инициативы «Пути солидарности». Как страна-участница Украина теперь также может подавать заявки по проектам для грантовой поддержки от Европейской комиссии в размере 50% от стоимости проектов. Особый акцент делается на реализации уже одобренных Европейской комиссией инфраструктурных проектов по модернизации железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска через государственную границу с Польшей, Румынией, Венгрией и Словакией. Общая сумма гранта на модернизацию всех пунктов пропуска составляет более 82 евро миллионы.

Фото: Каштан NEWS

www.ukrinform.ua

Раздел

Политика,

Обновлено: 20 июня 2024