Наше государство вступает в определяющий, но длительный этап, который может завершиться членством в Евросоюзе к 2030 году

Сегодня, 25 июня 2024 года , начнутся официальные переговоры о вступлении Украины в Евросоюз Это предпоследняя и самая сложная стадия евроинтеграции. После нее остается последний этап. одобрение Советом ЕС, Европарламентом и подписание договора. И это действительно хорошие новости.

Такой путь проходили все, кто изъявил желание вступить в ЕС. И здесь многое будет зависеть именно от нас. темпы, с которыми мы будем проводить реформы, желание полноценно имплементировать европейские стандарты в нашу жизнь, быстроту законотворческой работы и т.д. Можно, конечно, растянуть это на десятилетие, а можно, как сказал Президент Зеленский, попытаться еще раз удивить партнеров.

Так как будет технически выглядеть этот процесс, какие конкретно вопросы должны быть согласованы с каждой страной, а также с какими сложностями может столкнуться Украина – мы расспросили у экспертов-политологов. Но сначала кратко напомним о том, какой путь наше государство уже прошло.

Вступа Украины в ЕС: какие этапы пройдены, а оставшиеся пройтиПроцесс состоит из нескольких ключевых этапов, и некоторые из них Украина уже прошла, а именно:

  • Подача заявки

28 февраля 2022 года Украина подала официальную заявку на вступление в ЕС.

  • Оценка заявки

17 июня 2022 года Европейская комиссия, рассмотрев заявку, рекомендовала Совету ЕС, в который входят представители всех стран-членов, предоставить Украине статус кандидата на вступление.

  • Статус кандидата < /li>

23 июня 2022 года Совет ЕС согласился, Украина получила статус кандидата на вступление. Это означает, что он официально начинает процесс переговоров.

  • Переговоры

Сегодня Украина находится именно на этом этапе. Переговоры проводятся по 35 разным разделам (так называемым "главам"), которые охватывают различные сферы, такие как экономика, права человека, экология, юстиция и т.д. В каждом разделе ЕС и Украина обсуждают, как украинские законы, политики и стандарты могут быть приведены в соответствие со стандартами ЕС.

После того, как каждый раздел обсужден и Украина выполнит необходимые требования, раздел считается "закрытым".

  • Завершение переговоров и вступление в ЕС

Когда все разделы закрыты, Украина и ЕС подписывают соглашение о вступлении. После этого соглашение должно быть ратифицировано всеми странами-членами ЕС и самой Украиной.

После ратификации соглашения Украина официально станет членом Европейского Союза.

НАЧАЛО ПЕРЕГОВОРОВ: ЧТО ИЗВЕСТНО И КАК ЭТО ТЕХНИЧЕСКИ ВИДЕТ

«25 июня состоится межправительственная конференция Украина-ЕС, которая фактически станет официальным началом переговоров о вступлении нашего государства в Евросоюз», — комментирует Укринформ strong>Игорь Рейтерович.

Однако к реальным переговорам мы, вероятно, перейдем не сразу.  

«Почему? Не забывайте, что только недавно завершились выборы в Европарламент, и сейчас формируется новый состав Еврокомиссии, — обращает внимание эксперт. – И именно ЕК должна создать соответствующие структуры (переговорные группы, – Ред.), отвечающие за эти переговоры. То же самое должна сделать Украина. А это требует немного времени. Что касается самих переговоров… Чтобы помочь стране-кандидату – Украине – достичь соответствия критериям членства (читай – адаптировать национальное законодательство к европейскому), процедурой ЕС определено 35 переговорных разделов.

25 июня начало переговоров о вступлении Украины в ЕС: что теперь будет

< >

Господин Рейтерович говорит, что ЕС будет проводить глубокий анализ украинского законодательства на соответствие европейским стандартам, определять общие и противоречивые моменты , согласовывать отдельные пункты, будет обсуждать с украинской стороной, что именно должно изменить наше государство, а что может остаться без изменений.

«Проще говоря, Еврокомиссия будет спрашивать у государства-кандидата, то есть у Украины, основную информацию о степени приближения к праву ЕС. По каждому отдельному переговорному разделу будут проходить двусторонние встречи между министерством, которое ведет конкретный раздел (например, аграрное направление очевидно будет вести Министерство аграрной политики), и коллегами из Еврокомиссии, где будут обсуждаться наши ответы на запросы ЕК и то, как мы видим выполнение остающихся частей. невыполненными. По сути, это формирование общей дорожной карты того, как будет проходить имплементация законодательства ЕС”, — рассказывает политолог.

Что касается «без изменений», то, очевидно, речь будет идти о сфере диджитализации. Украина вряд ли будет «подгонять» собственное законодательство под тот уровень, который сейчас существует в ЕС.

«По одной простой причине: мы намного опережаем некоторые страны ЕС в плане предоставления административных услуг в онлайн-формате. И нам «откачиваться» назад просто нет смысла. В той же Германии собирают больше бумажек, чем это происходит в Украине. Некоторые процессы у нас гораздо быстрее. Поэтому мы будем отстаивать свою позицию, что можем действовать в рамках той модели и того законодательства, которое у нас есть. И что эта модель не просто отвечает, а даже превышает где-то законодательство Европейского Союза», — подчеркивает Игорь Рейтерович.

Тем не менее, говорит он, все это не быстро. Следует быть готовым к тому, что будет обсуждаться каждое предложение, каждый пункт.

«Польша, когда проходила этот путь, имела команду из трех сотен (!) переговорщиков – специально подготовленных людей, в частности, из негосударственного сектора (юристов, бизнесменов, коммуникационщиков и т.п.), которые обсуждали все детали как на уровне ЕС, так и на уровне отдельных стран-членов. Нам опыт поляков следует принять во внимание. Здесь как раз та история, когда можно и представителей бизнеса привлекать. Особенно если у них есть опыт сотрудничества с европейскими компаниями, опыт работы в Брюсселе”, — обращает внимание эксперт.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко дополняет: Чтобы помочь стране-кандидату достичь соответствия критериям членства, 33 из 35 переговорных разделов распределены на 6 тематических кластеров. Разделы 34 «Институции» и 35 «Другие вопросы» будут рассматриваться отдельно, вне кластеров.

Сейчас начинается самый «технический» и одновременно наиболее содержательный этап европейской интеграции Украины.

«Украина и ЕС проводят переговоры до момента закрытия всех переговорных кластеров. После этого Еврокомиссия представит свое заключение на предмет готовности Украины к вступлению в ЕС. Следующий шаг – государства-члены ЕС единогласно принимают решение о подписании Соглашения о вступлении Украины в ЕС. Также необходимо получить согласие Европарламента. Финальный шаг — Европарламент и национальные парламенты всех стран-членов ЕС и Украины ратифицируют Соглашение о вступлении Украины в ЕС”, — говорит Фесенко.

УКРАИНЫ МОГУТ ожидать НЕКОТОРЫЕ «СЮРПРИЗЫ»

Каждая страна ЕС может иметь свои собственные оговорки, которые Украине также придется учитывать во время переговоров.

«Переговоры с отдельными странами ЕС будут касаться выхода украинских товаров на европейский рынок, ведь некоторые страны имеют приоритет в производстве определенных продуктов. Например, оливки выращивают в Испании и Греции, а шпроты производят в Балтийских и Скандинавских странах. Если Украина захочет увеличить квоты на определенные товары, ей придется проводить дополнительные переговоры со странами, которые уже занимают эти рынки и стремятся сохранить свои позиции. Польша может выступать за ограничение импорта украинской сельскохозяйственной продукции, требуя введения квот. Поверьте, поляки из нас выпьют столько крови… Думаю, что у нас будут проблемы с Болгарией, Словакией, возможно, с Чехией. То есть, с теми странами, куда попадает украинское зерно, и которые считают, что это для них представляет большую опасность», — отметил Игорь Рейтерович.

Польша может выступать за ограничение импорта украинской сельскохозяйственной продукции, требуя введения квот

Конечно, вспомнил политолог и Венгрию. Одним из основных камней преткновения в переговорах с этой страной могут стать вопросы, которые они уже давно эксплуатируют. защита прав национальных меньшинств.

«Но здесь интересный момент есть. Они могут требовать это только на уровне принятых в Европейском Союзе документов. А украинское законодательство уже в значительной степени отвечает этим требованиям, поэтому дополнительные преференции, которые могут потребовать венгры, не всегда будут обоснованы. Украина может апеллировать к руководству ЕС, указывая на то, что Венгрия требует больше, чем предусмотрено законодательством. Это дает простор для маневра, и венгры не смогут безосновательно блокировать процесс. Им придется приводить четкие аргументы, что может стать для них проблематичным», — акцентирует эксперт.

В конце концов, Украина также может потребовать симметричных действий, задавая вопрос об обеспечении прав украинцев в Венгрии. Например, обеспечивается ли преподавание украинского языка в венгерских школах?

«Это важный момент, когда и нам нужно показывать зубы. То есть действовать максимально профессионально, являясь одновременно настойчивыми и жесткими в отстаивании своих интересов на каждом этапе переговоров, причем не только с венграми», — добавил Игорь Рейтерович.

Премьер-министр Виктор Орбан и глава МИД Венгрии Петер Сиярто

А это – Владимир Фесенко: «По каждому из 35 разделов могут быть свои проблемы. И они будут, по моему мнению, не столько с отдельными странами (за исключением Венгрии), а по отдельным секторам, где у нас уже возникли противоречия экономических интересов, в частности на аграрных и транспортных рынках, по квотам для Украины на отдельных секторальных рынках ЕС, по субсидиям для Украины, по имплементации норм Зеленого курса и т.д. Это будет длительный, сложный и противоречивый процесс. Однако мне кажется, что необходимые компромиссы найти удастся. В ЕС есть огромный опыт согласования компромиссных решений, в том числе и в процессе вступления отдельных стран в Евросоюз.

Главный фактор, который нам может мешать вне переговоров с ЕС – это война с Россией.

«Если война затянется, то некоторые страны (особенно Венгрия, и не только) могут использовать это как аргумент против согласия на включение Украины в состав ЕС. Наличие оккупированных территорий таким препятствием не будет, поскольку есть прецедент Кипра, который приняли в ЕС, несмотря на то, что северная часть Кипра оккупирована Турцией, — утверждает политолог.

КОГДА УКРАИНА МОЖЕТ ВСТУПИТЬСЯ В ЕС: ПРОГНОЗЫ

«Ожидания, безусловно, положительные. В том числе и потому, что удалось добиться решения о начале переговоров о вступлении Украины в ЕС уже с 25 июня. И это, несмотря на активное сопротивление Венгрии. Это решение стало еще одной важной победой украинской дипломатии в июне этого года. И это также победа наших друзей и партнеров в Евросоюзе», — отмечает Владимир Фесенко.

Самая общая политическая воля наших европейских друзей относительно поддержки европейской интеграции Украины и их искусство вести переговоры смогли преодолеть сопротивление Правительства Орбана, и уже не в первый раз. И это, по словам политолога, настраивает на положительный лад.

«У меня вполне реалистичные ожидания. Мы вступаем в предфинишный, определяющий, но длительный, многолетний этап. Даже если все будет развиваться без каких-либо форсмажоров и дополнительных проблем, это 3-5 лет интенсивных переговоров по всем направлениям государственной политики и практическая реализация того, о чем удастся договориться. Кроме того, еще предстоит провести масштабные законодательные изменения (интеграцию украинского законодательства в европейскую правую систему – Украине необходимо имплементировать полностью или частично около 3 000 актов права ЕС) и провести целый ряд структурных реформ. В Брюсселе  уже неоднократно говорили о 2030 году, как вероятной дате вступления Украины в Евросоюз. Это достаточно оптимистичный сценарий. Но если так говорят в руководстве Евросоюза, то они признают потенциал Украины относительно достаточно быстрого движения в Европейский Союз», — считает Фесенко.

Игорь Рейтерович не решается сказать, сколько вероятно времени это займет, но если мы берем идеальный сценарий: « Через пару лет мы могли бы эти переговоры завершить. Но это безупречный сценарий. Я думаю, что на самом деле оно будет немного длиннее.

Руководитель аналитического отдела Центра контент-анализа Сергей Стукановтакже считает, что по умеренно оптимистичным прогнозам, вступление Украины в ЕС может состояться через 6-7 лет — где-то в том же 2030 году. Главное, что уже есть основополагающее решение, что Украина должна стать членом ЕС. В головах лидеров большинства европейских стран теперь царит мнение, что Украина – это свои. Мы станем членом ЕС. Помешает война или нет — это уже технический вопрос, — уверен господин Стуканов.

Политтехнолог Тарас Загороднийговорит о 7-10 годах: Мы должны понимать, что здесь могут быть нюансы, связанные с тем, что интеграция такой огромной по меркам ЕС страны — Украина самая большая все-таки страна в Европе и не самая последняя по населению — требует огромного финансового напряжения со стороны того же ЕС. Там много стран, которые не слишком хотят вступления Украины в ЕС по экономическим причинам, потому что мы являемся конкурентами в экономике, за инвестиции и за многое другое.

Господин Загородний отметил, что многие страны-соседи Украины экономически пострадают от нашей интеграции в ЕС. Но есть препятствия и кроме конкурентов: государству нужно изменить примитивный тип экономики, построенной на экспорте сырья.

«Поэтому я бы не рассчитывал менее чем на 7-10 лет вступления в ЕС», — добавил эксперт.

В то же время политолог, а ныне военнослужащий ВСУ Виктор Тараннапоминает, что минимальный срок с начала переговоров до вступления составил 1 год и 11 месяцев (Австрия, Финляндия и Швеция). Максимальный – 7 лет и 8 месяцев (Хорватия). Большинство стран ждали от 4 до 7 лет. А вот Турция ждет (или не ждет) вступления в ЕС уже почти 19 лет. Ранее высшие руководители ЕС выразили надежду, что все страны вступят в Союз «до 2030 года». Украинцы и молдаване тоже на это рассчитывают.

«Но многие эксперты считают, что мы еще слишком далеки от европейских стандартов. Ну и через Россию есть территориальные проблемы. Решение о принятии в Евросоюз в ускоренном режиме может быть. Но это должна быть политическая воля ЕС», — говорит Таран.

Фактически в ЕС здесь выбор из двух зол:

Первое – не принимать срочно Украину и Молдову в ЕС, оставив над ними «дамоклов меч».

«Это большой риск, поскольку наши страны могут снова попасть под влияние России. Кто не верит в этот сценарий, посмотрите на Грузию. Страна спустя 16 лет после войны с Россией вернулась в геополитическое русло последних. Как следствие – их евроинтеграция полностью заблокирована, а у грузин могут забрать в ближайшее время «безвиз», — напоминает политолог.

Второе – как можно скорее принять наши страны в Евросоюз.

«Да, конечно, это потребует политической воли, определенного дискомфорта и даже трансформации – но в перспективе это несет политические и экономические выгоды внутри ЕС. Какое из этих зол является меньше – даже подсказывать не нужно. Но, кроме политической воли ЕС, еще нужна тяжелая трансформационная работа внутри Украины. Так что ждем. Мой прогноз на поступление – 5 лет», — говорит Виктор Таран. То есть Украина, по его мнению, вполне способна стать членом ЕС в 2029 году. И это действительно звучит обнадеживающе. Как раз в этом году будут проходить очередные выборы в Европарламент.  Поэтому украинские партии смогут принять в них участие? Без эйфории и завышенных ожиданий, но будем держать пальцы скрещенными.

Мирослав Лискович. Киев

www.ukrinform.ua

Раздел

Политика,

Обновлено: 27 июня 2024