31 марта 2024 в Украине должны были состояться президентские выборы
27 февраля 2024 Комитет по вопросам разведки при Президенте Украины сообщил, что в В марте-мае российские спецслужбы бросят максимум сил и ресурсов на то, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине. . Один из главных информационных ударов будет направлен на политическое руководство Украины.
Как известно, 31 марта 2024 года в Украине должны были состояться очередные президентские выборы. Точка в этом вопросе уже поставлена: во время полномасштабной войны никаких выборов в государстве не будет. Однако российские спецслужбы вовсю пытаются разрушить легитимность центральной власти в глазах граждан, чтобы погрузить Украину во внутренний хаос и, воспользовавшись этим, нанести ей военное поражение на Востоке.
С этой целью враг делает все возможное, чтобы заставить украинцев сомневаться в легитимности центральной власти после 20 мая, а затем и в легитимности принятых ею решений. Манипулятивность и безосновательность подобных месседжей очевидна, как невозможность проведения общенационального голосования в условиях полномасштабной войны. Поэтому следует еще раз напомнить, почему отсрочка президентских выборов является правильным и необходимым решением.
Демократия вместо имитации
Прежде всего, следует отметить, что до полномасштабного российского вторжения выборы в Украине проводились регулярно и были эффективным инструментом ротации власти. В течение 1991-2022 годов страна прошла через 7 президентских и 8 парламентских кампаний. Ни один из президентов, кроме Леонида Кучмы, не задерживался в должности дольше одного срока. Состав Верховной Рады постоянно обновлялся новыми людьми и политсилами.
Президенты Украины. Источник: Главком
В отличие от многих постсоветских государств, Украине удалось избежать долговременной диктатуры и сохранить плюралистическую и конкурентную политическую среду. Украина — это страна устоявшейся демократии, в которой оппозиция всегда имеет влияние и реальные шансы получить власть на выборах.
Именно война заставила поставить на паузу электоральные процессы. Как только угроза пройдет, страна вернется к уже привычному ритму политической жизни.
В то же время в России выборы давно превратились в ритуальное действо, которое никоим образом не способно поколебать путинскую диктатуру. Так, государство-агрессор проводит у себя «выборы». и даже устраивает их на чужих, но временно оккупированных ею территориях. Но российские выборы – это не о волеизъявлении, а об имитации единства и сплоченности подданных вокруг своего вождя.
Правовая основа
Проведение выборов Президента Украины в условиях военного положения прямо запрещено статьей 19 Закона «О правовом режиме военного положения». Конечно, парламент имеет полномочия вносить изменения в действующее законодательство, но в этом случае оснований для этого нет: согласно статье 64 Конституции Украины, избирательные права граждан не относятся к тем, которые не могут быть ограничены во время военного или чрезвычайного положения.
Конституция Украины. Источник: ОП
Порой можно услышать мнение, что разблокировать юридическую возможность проведения президентских выборов возможно, если Верховная Рада не будет продолжать действие военного положения. Таким образом будет создано «окно» для проведения выборов, после чего военное положение будет продолжено снова. Однако использование такого «лайфхака» будет иметь катастрофические последствия для государства, ведь Закон «О правовом режиме военного положения» регулирует еще множество вопросов и процессов, напрямую связанных с обороноспособностью страны. Поэтому приостановка его действия даже на считанные недели станет щедрым подарком врагу.
Итак, «вбросы» о том, что уже весной действующий президент Украины «утратит легитимность», можно несомненно трактовать как работу российских спецслужб или сознательное или бессознательное содействие врагу.
Всеохватный консенсус
В течение последних месяцев российская пропаганда пытается убедить украинцев, что отсрочка выборов со ссылкой на военное положение – это признак диктатуры, которую якобы выстраивает действующая власть. Но на самом деле соответствующее решение не было произвольным и не вызывало сопротивления ни на одном из уровней общества.
Да, еще в ноябре 2023 года главы парламентских фракций подписали меморандум, в котором говорится следующее:
« Мы также пришли к согласию, что будущие свободные и честные национальные выборы (парламентские, президентские) проводятся после завершения войны и завершения действия военного положения со временем, достаточным для подготовки проведения выборов (не менее 6 месяцев после окончания военного положения) на основе действующего Избирательного кодекса ( …)»
Подписание межфракционного меморандума о проведении выборов после завершения войны. Источник: ВР
Существует согласие и посреди гражданского общества. В сентябре 2023 года гражданская сеть ОПОРА обнародовала соответствующее заявление, к которому присоединились более 100 общественных организаций и движений:
«Выборы и полномасштабная война — несовместимы. Эта идея крайне опасна и приведет к потере легитимности как процесса, так и выборных органов, а с высокой вероятностью — и к значимой дестабилизации страны в целом. Ключевыми являются вызовы, связанные со свободным формированием политической воли в условиях активной фазы войны, невозможностью обеспечить полноценное участие военных и избирателей за рубежом, отсутствием политической конкуренции в условиях сужения прав и свобод во время правового режима военного положения.
>
Абсолютное большинство рядовых украинцев также не поддерживают идею проведения выборов во время войны. Это подтверждают результаты общенационального опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии осенью 2023 года. Только 16% опрошенных заявили, что парламентские и президентские выборы должны проводиться в определенные Конституцией сроки. 81% респондентов считали, что выборы следует проводить после завершения войны, и что сейчас они не ко времени. Сторонники отсрочки выборов абсолютно преобладали во всех регионах Украины.
Безопасные ограничения
Согласно статье 3 Конституции Украины, самыми высокими социальными ценностями провозглашены человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность. Однако обеспечить гражданам безопасность во время проведения выборов в условиях войны не сможет никто. Не нужно быть военным экспертом, чтобы понимать: большие скопления людей на избирательных участках могут стать (и, наверное, станут) мишенью для врага. Держать в секрете адреса десятков тысяч участков невозможно. Также невозможно разместить все места для голосования в помещениях, которые могут служить надежными укрытиями, способными выдержать удар беспилотника, баллистической ракеты или ствольной артиллерии.
Школа во Львове после российских обстрелов 15 февраля 2024 года. Источник: Андрей Садовый/Facebook
Проведение выборов без участков, то есть методом надомного, почтового или электронного голосования (или путем комбинации этих методов) также пока не реалистично. К тому же к идее онлайн-выборов украинцы относятся крайне скептически: во время упомянутого опроса КМИС, 65% респондентов высказались против голосования через интернет. Кроме рисков фальсификаций, которые указывали участники опроса, существует также опасность враждебных кибератак. Не понятно и то, как обеспечить тайну волеизъявления, ведь для гипотетического участия в онлайн-выборах гражданину придется подтвердить свое лицо при авторизации в соответствующей электронной системе. Последнее касается и голосования по почте.
Итак, организация выборов, которые одновременно отвечали бы наивысшим демократическим стандартам и требованиям безопасности – это вызов, к которому не готова ни Украина, ни какое-либо другое государство мира. Конечно, можно провести выборы, игнорируя обстоятельства военного времени, но кто возьмет на себя политическую, юридическую и моральную ответственность за возможные массовые жертвы?
Справедливость и деньги< /p>
Не менее острым является вопрос равного доступа граждан Украины к участию в голосовании. Сегодня 26% территории Украины во временной оккупации. Точно оценить количество населения на этой территории пока невозможно, но совершенно очевидно, принять участие в гипотетических выборах не смогут миллионы украинцев. Количество наших граждан, находящихся за границей, в Институте демографии и социальных исследований НАНУ оценивается в 9 миллионов человек. Как организовать равный доступ к заграничным избирательным участкам для такого количества лиц, пока никто не знает. Так же невозможно организовать ровный и беспрепятственный доступ к участкам для тех, кто несет на себе главное бремя войны. бойцов Сил Обороны, выполняющих задачи непосредственно на линии боевого столкновения или в непосредственной близости от нее. Пренебрежение голосами упомянутых категорий граждан противоречило бы не только принципам демократии, но и фундаментальным принципам справедливости.
Воины 93-й бригады Холодный Яр. Источник: 93-я ОМБр Холодный Яр
Кроме того, выборы нуждаются в значительных бюджетных расходах. В прошлом году Министерство финансов обращалось в Центральную избирательную комиссию по ориентировочным расходам на проведение президентских и парламентских выборов. По оценке ЦИК, выборы президента обошлись бы государству в 5,4 млрд гривен, а народных депутатов – – в 3,7 млрд. Не стоит объяснять, что сегодня в украинском бюджете есть значительно более приоритетные статьи расходов, связанные с финансированием оборонной сферы, а также поддержкой наиболее уязвимых категорий населения. Нетрудно предположить, что миллиардные расходы на выборы, не требуемые ни политикумом, ни обществом, выглядели бы неоправданными и даже аморальными.
Таким образом, сегодня в Украине нет ни реального запроса на проведение президентских выборов во время войны, ни объективной возможности организовать их в соответствии с демократическими стандартами. Россия, пытаясь создать искусственный ажиотаж вокруг этого вопроса, преследует две цели. По меньшей мере, враг стремится поднять легитимность центральной власти в глазах граждан, а больше – подтолкнуть Киев к проведению выборов, результаты которых будут сомнительными, а значит, будут дискредитировать Украину в глазах ее западных партнеров. Но такие намерения обречены на провал.
Материал подготовлен редакцией «Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности» для сайта Укринформа