Из бюджетных «интересов» приметны две — перенаправление на оборону средств Дорожного фонда и отказ в повышении зарплат прокурорам

Верховная Рада поддержала Бюджетные заключения профильного парламентского комитета относительно правительственного законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2025 год». По – 247 депутатов. Итак, смета страны на следующий год принята в первом чтении. Теперь Кабмин должен доработать его: согласиться или не поддержать поправки парламентариев, внести дополнительные улучшения, чтобы не позднее 20 ноября (это предусмотрено Бюджетным кодексом) подать его на голосование во втором чтении и окончательно утвердить не позднее 1 декабря. Что же предлагают изменить в законопроекте народные избранники и какие улучшения следует ожидать в случае его доработки?

Что известно об основных показателях госсметы

Ключевые параметры бюджетного законопроекта не изменились: доходы общего фонда госбюджета в следующем году (без учета официальных трансфертов и грантов) планируется утвердить в сумме 2007,4 млрд грн; – 3643,6 млрд. грн. Это больше, чем ожидается по итогам этого года, – 1 трлн 597 млрд и 3 трлн 108 млрд грн соответственно.

А расчетный ВВП Украины фактически на триллион превышает ожидаемые показатели этого года. 8,466 трлн. против 7,485 трлн. грн. При этом темпы роста ВВП, по прогнозам, несколько замедлятся. до 2,7%, в то время как по итогам этого года объемы внутреннего валового продукта возрастут на 3,5% по сравнению с 2023 годом.

Фото: facebook.com/pyshnyy

В то же время в этот же день на традиционном «монетарном» брифинге Национального банка прозвучали несколько более оптимистичные прогнозы. «Значительные бюджетные стимулы, подкрепленные существенными объемами международного финансирования, увеличение доходов домохозяйств, а также наращивание выпуска в растениеводстве и устойчивый внешний спрос будут способствовать дальнейшему росту украинской экономики – на 4,3–4,6% в 2025–2026 годах,– отметил, ссылаясь на выводы аналитиков, председатель правления Нацбанка Андрей Пышный.

Между обстоятельствами, которые будут способствовать воплощению такого сценария, он назвал устойчивость отечественной экономики, которую она демонстрирует в этом году&ndash ; в условиях усиления русских атак на энергетическую и другую критическую инфраструктуру. Это позволило НБУ повысить прогноз роста реального ВВП в 2024 году. до 4%.

Согласно Бюджетному кодексу, ключевые показатели проекта госсметы еще могут изменить– по представлению правительства. Именно ко второму чтению надо окончательно определиться с предельным объемом годового дефицита (профицита) государственного бюджета, предельными объемами госдолга и предоставления государственных гарантий, общей суммой доходов, расходов и кредитования государственного бюджета, размером минимальной заработной платы, прожиточного минимума и уровня его обеспечение на соответствующий бюджетный период, бюджетными назначениями межбюджетных трансфертов и другими положениями, необходимыми для формирования местных бюджетов.

Как известно, в условиях войны правительство не планирует в следующем году изменять базовые социальные показатели: прожиточный минимум останется в пределах от 2361 до 3028 грн (в зависимости от категорий граждан), минимальная зарплата– на уровне 8000 грн. А вот средняя зарплата, согласно расчетам, должна вырасти с 20581 грн до 24389 грн.

В Бюджетных выводах Верховной Рады речь не идет и о каких-либо существенных изменениях в части основных государственных расходов: как и в прошлом году, приоритет – защиту и оборону страны. Предлагаемые для этого ассигнования не намного, но все же выше, чем в этом году.

«Общий ресурс на национальную безопасность и оборону в 2025 году – 2 трлн 223 млрд грн (около 26% ВВП), что на 530 млрд грн больше плана в этом году и на 46 млрд грн больше плана 2024 года с учетом изменений в госбюджет, принятых Верховной Радой», – детализировали в Минфине.

Половина из предлагаемой суммы (1,1 трлн грн) в 2025-м должна пойти на выплаты военным. Более 700 млрд грн предусмотрено на вооружение и военную технику, более 300 млрд грн. на питание военных, медикаменты и другие расходы. Почти 420 млрд грн предусмотрели на социальные расходы: 238 млрд грн– для Пенсионного фонда, 128 млрд грн –; на помощь малообеспеченным семьям и людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, 42,3 млрд.– на льготы и субсидии.

Между прочими важными статьями госрасходов – здравоохранение (210 млрд грн) и образование (почти 170 млрд грн).Во время подготовки документа к первому чтению от народных депутатов поступило 2099 предложений. Бюджетный комитет поддержал около 200 правок.

«Мы учли или дали поручение правительству более подробно пересмотреть почти 200 предложений. Во-первых, предлагается все собственные ресурсы Дорожного фонда (около 43 млрд грн), направить в общий фонд госбюджета. Это средства, которые мы направляем на сектор безопасности и обороны. Во-вторых, мы рекомендуем определиться с целесообразностью перечисления в госбюджет реверса из бюджетов органов местного самоуправления, то есть оставить 12,9 млрд грн бюджетам органам местного самоуправления. рассказала заместитель председателя бюджетного комитета Леся Забуранная.

Леся Забуранная

Еще одно важное предложение касается гуманитарного разминирования, на которое предлагают предусмотреть около 2 млрд грн. Также депутаты рекомендовали правительству рассмотреть возможность направить 4,8 млрд грн на обновление подвижного состава Укрзализныци.

«Также выводы Бюджетного комитета предусматривают: направление в 2025 году остатков по образовательной субвенции в спецфонд Минобразования с последующим распределением по решению правительства с учетом целевого назначения и на реализацию мероприятий в сфере образования и распределение расходов на реализацию публичных инвестиционных проектов  добавили в Министерстве финансов.

Кроме того, есть предложение пересмотреть идею премирования судей местных судов и пересмотреть расходы на их обеспечение в 2025 году. Депутаты считают, что следует провести ревизию выплат неработающим пенсионерам в зоне отселения после аварии на ЧАЭС. Деньги предлагают платить только тем, кто действительно жил в зоне отчуждения с 1986 по 1993 год. Ожидается, что это сэкономит для бюджета 15 млрд грн.

Еще 3 млрд грн сэкономят благодаря отказу от повышения зарплат прокурорам. Это – единственная важная правка, которую изначально не поддержал профильный комитет, но прошла во время голосования за отклоненные предложения в сессионном зале из-за громкого скандала с липовыми прокурорами-инвалидами.

Однако даже с учетом сокращений финансирования, которые предложили депутаты (а во время подготовки документа ко второму чтению правительство может с ними и не согласиться), дефицит бюджета-2025 составит примерно 1,6 трлн грн. Поэтому в случае финансирования большинства невоенных расходов Украина рассчитывает на помощь от международных партнеров.

Речь идет, в частности, о ресурсе в пределах механизма Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA) от стран G7 общим объемом 50 млрд долларов и европейской программы Ukraine Facility, согласно которой в следующем году в украинский бюджет поступят 12,5 млрд евро.

Итогом недавнего визита украинской делегации в США стали договоренности с МВФ об оптимизации графика кредитных траншей для Украины на 2025 год: план финансирования увеличили с 1,8 млрд до 2,7 млрд долларов.

«Вместе с Всемирным банком ведется активная работа над началом до конца года двух новых проектов: "Проект устойчивого, инклюзивного и устойчивого предпринимательства" (RISE), "Поддержка восстановления путем разумного фискального управления" (SURGE). Европейский инвестиционный банк дальше расширяет энергетическую поддержку Украины. Недавно ЕИБ объявил, что намерен инвестировать до 600 млн евро в финансирование экстренных энергетических проектов в государственном и частном секторах. проинформировали в Минфине.

В финансовом ведомстве также надеются, что Украине в следующем году удастся сэкономить на обслуживании государственного долга. В целом с начала года средневзвешенная стоимость государственного и гарантированного государством долга Украины сократилась почти на четверть. с 6,24% до 4,88%.

Если принять во внимание эти обстоятельства, то ситуация с будущим финансированием теперь более прогнозируемая, чем в конце августа в начале сентября, когда правительство готовил проект бюджета-2025. Поэтому (с учетом определенного улучшения макрофинансовых прогнозов) вполне вероятно, что до второго чтения документа Кабинет Министров еще внесет в него какие-то правки, в частности, относительно увеличения финансирования оборонных и социальных расходов.

Владислав Обух, Киев

www.ukrinform.ua

Раздел

Политика,

Обновлено: 1 ноября 2024