Такой страшный закон, который живо обсуждают украинцы в наиболее лесистых регионах Украины?

На Закарпатье леса составляют более 52% территории области. К тому же есть целые районы, которые так и остались негазифицированными. это горные общины Раховского, бывшего Свалявского, Великоберезнянского, Межгорского районов, где испокон веков обогреваются только дровами, потому что альтернативы нет. Неудивительно, что закон №9665, предлагающий ввести административную и уголовную ответственность населения за хранение «серых», то есть полученных нелегальным путем дров, возмутил социум. ;ЯТЬ КОЛОСКОВ»?

За последние несколько дней мемов или возмущенных сообщений о дровах не постился разве что ленивый. Кто-то шутит об «уберу ваши дрова, спасу от криминала» или о том, что приготовление бограча на дровах теперь тянет на пожизненное, а о сливовом лекваре можно вообще забыть. Кто-то называет закон «Об усовершенствовании ответственности за правонарушения в сфере защиты растительного мира, лесопользования и противодействия незаконному обороту древесины» неоколосковым – по аналогии с «Законом о пяти колосьях» времен коммунизма, когда умиравших от голода граждан советского союза высылали в Сибирь или расстреливали за подобранные на колхозном поле колосья.

Законодатель действительно разработал пределы ответственности для граждан за нарушение правил вырубки, повреждения или уничтожения деревьев или кустарников, дополнив административный и уголовный кодексы новыми статьями. Они предусматривают установление административной или уголовной ответственности за незаконную перевозку, хранение, сбыт древесины и кустарников без документов, подтверждающих законность их происхождения. Нарушителей предлагается наказывать штрафами в размере от 510 до 15 тыс. 300 грн, должностных лиц – от 3 тыс. 400 до 15 тыс. 300 грн, и даже ограничением свободы сроком до трех лет, если выявляют поддельные документы.

Фото: Соцсети

Есть определенное лобби, которое захотело утопить этот закон в мемах. 5 колосками» здесь и не пахнет.

— В общем, очень жаль, что к этому закону привлекли миф о пяти колосьях, да и вообще утопили его обсуждение в мемах и хейте. При этом почему-то никого не удивила такая волна хейта из-за закона, касающегося дров. это ведь не мобилизация, к сравнению. Очевидно, в обществе есть определенное лобби, захотевшее утопить этот закон в мемах. Главный из них акцентирует внимание, что вот, мол, ввели наказание за хранение дров для бабушек, – а ведь это не так!

Шутяк отмечает, что норма о незаконном хранении не нова: она была в другом законе, ее забрали и перенесли сюда.

— Далее – закрепили исполнение закона не за полицией, а за Госэкоинспекцией. ДЭИ не проверяет физических лиц, только юридических, то есть ни к одной бабушке в деревне никто не придется проверять ее дрова. Подворно с проверками никто ходить не будет! Вот к владельцу пилорамы – да, к ресторану, который готовит на дровах, – – тоже, но не к бабке. Владельцы ресторанов могут купить эти дрова законным способом. А если ты заготавливаешь дрова или покупаешь их и делаешь все законно. чего тебе бояться? Если боишься – значит, это незаконная заготовка. А то, что люди привыкли вне закона заготавливать древесину в Украине, проблема не этого закона. а отношение к закону вообще, – отмечает София Шутяк.

ЗАКОН НЕ ДЛЯ БАБУШЕК, А ДЛЯ &ЧЕРНЫХ ЛЕСОРУБОВ»

Во вторник, 5 ноября, после нескольких дней обсуждений в соцсетях и публичной сфере, один из авторов закона Максим Павлюк выступил с успокаивающим заявлением по поводу штрафов за дрова возле дома.

Фото: Радио Свобода

«В отдельных СМИ появились сообщения о том, что якобы нормы проголосованного законопроекта запрещают населению хранить дома дрова для собственного пользования без подтверждающих документов. Такие сообщения совершенно не соответствуют действительности и являются не просто произвольной трактовкой проголосованных норм, а откровенной неправдой, – заявил депутат.

По его словам, законопроект касается «черных лесорубов», незаконных пилорам, но никак не населения, обогреваемого дровами. Он призван остановить незаконные вырубки и не касается древесины бытового объема: 30 м куб. сосны или 15 м куб. дуба.

Павлюк добавил, что для наступления уголовной ответственности необходимо хранение на сумму более 30 тыс. грн.

«Поэтому для обычных домохозяйств, не занимающихся переработкой или продажей древесины в промышленных масштабах, этот законопроект значение не будет иметь, – отметил народный депутат. – Но даже если кто-то, понимая сложность ситуации, неопределенность в энергетике, заготовил на эту зиму больше 15 кубов дубовых дров или 30 куб. м сосновых, для них нет причин беспокоиться. Закон не имеет обратной силы во времени, поэтому государственные органы, в том числе и полиция, не имеет права требовать документы на существующую древесину, которая приобретена до вступления закона в силу.

Эколог, эксперт Украинской природоохранной группы Петр Тестовтакже видит в «измене», которая неслась украинскими соцсетями по закону 9665, попытка его «похоронить».

— Очевидно, шум поднялся именно потому, что многие не хотят заработать другие нормы этого закона. Да, действительно законопроектом добавляются статьи в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, согласно которым хранение древесины без документов, подтверждающих законность происхождения, наказывается – в зависимости от объема. Где-то от пары полных грузовиков наступает уголовная ответственность.

Но, акцентирует Тестов, закон №9665 пытается наконец-то урегулировать рубки за пределами населенных пунктов.

— Юридически деревья у нас в стране бывают трех видов : растущие в лесу, растущие в пределах населенных пунктов и растущие за их пределами. Рубки деревьев в лесу регулирует Лесной кодекс – соответственно есть пользователи, которые за этот лес отвечают, есть лесорубные билеты, можно официально купить/заготовить дрова.

Относительно деревьев в пределах населенных пунктов, говорит эколог, есть целое Постановление, которое это регулирует.

— А вот по деревьям «за пределами населенных пунктов» – здесь катастрофа, потому что это огромная серая зона незаконных рубок. Очень малая часть тергромад имеет утвержденные временные порядки удаления зеленых насаждений за пределами населенных пунктов, значительное большинство не имеет. На общегосударственном уровне это тоже никак не определено. Что это за деревья на практике? Лесополосы, не имеющие официального статуса, берега рек, заросшие деревьями овраги, бывшие колхозные сады или виноградники, еще не перепаханные самосейки и т.д. Выйдите за пределы города – и вы увидите там пеньки. Вот это и есть незаконные рубки, часто именно на дрова. Иногда рубят обычные люди для себя. Но некоторые ребята делают на этом бизнес – именно они потом "привозят машину дров". Знают ли об этих проблемах на местах? Конечно, знают. Делают ли что-нибудь, чтобы решить? Нет, потому что у людей есть дешевые дрова, у "бизнеса" – деньги, а у правоохранителей и чиновников ТГ – "заработок".

Напоследок Петр Тестов обращает внимание на исследование Украинского отделения Всемирного фонда природы (WWF-Украина) по биомассе.

— Там исследователи подвели баланс между потреблением древесины и реализацией, и, по их мнению, до 50% заготовки дров в Украине – – как раз незаконна, «серая».

Тестов отмечает, что проблема, которую украинцы обозначили себе как "людей будут сажать за дрова", как говоря, надуманная.

— Если деревья срублены легально – то на это есть документы, и если вы покупаете машину дров, то можно эти бумаги попросить. Проблемы будут у тех, кто на незаконной заготовке дров наживался – теперь придется заготавливать легально.

Ну и самое главное, отмечает он, законопроект – не только о дровах, но и об усилении ответственности за незаконные рубки и за незаконную перевозку древесины, в том числе кругляка. Ведь когда грузовик с древесиной непонятного происхождения останавливали, это не было проблемой для перевозчика. Теперь – есть.

НУЖНО ПЕРЕСТАТЬ РАССМОТРИВАТЬ ЛЕС КАК КОРУПЦИОННУЮ КОРМНИЦУ

Впрочем, в регионах, где занимаются лесозаготовкой, думают иначе. Директор крупнейшего в Закарпатье деревообрабатывающего предприятия, областной депутат Ирина Мацепура говорит, что законодатели принимали не то, что приняли в результате.

Фото: zakarpat-rada.gov.ua

— У депутатов была благая цель: урегулировать или усилить ответственность за незаконные рубки и оборот древесины всех видов, от булыжника до кустарников. Но вышел скандал, ведь есть куча нюансов. Иначе и быть не могло. Вопрос отопления мест, обогреваемых дровами, достаточно раздражителен по нескольким обстоятельствам. Как правило, это небогатые регионы предгорных или лесных местностей. Стоимость отопления для многих людей является одной из основных составляющих затрат. Это ведь не только дрова, это еще и доставка, пиление, поколка, сборка. Машина колотых дров где-то на 5 куб. м стоит 12 тыс. грн. И это при средних пенсиях 3-5 тыс. грн.

Конечно, государство пытается субсидиями отрегулировать этот вопрос.

– Однако проблема существует годами, и ее стараются скорее не замечать, чем решать. Ее решение приведет к созданию баланса древесины. Надо ответить на вопрос, сколько же у нас потребляется дров. Знаю, что пробовали сосчитать экологи, но не слышала, чтобы это делали органы власти. Например, для отопления негазифицированного Раховского района, в котором проживает 90 тыс. населения, нужно минимум 100 тыс. кубометров дров, а наверное, и все 150 тыс. Есть официальная информация, что вся область заготавливает где-то 230 тыс. м.

>

То есть, отмечает Ирина Мацепура, цифры «законных» дров и подлинной потребности в них различаются. Плюс дороговизна дров заставляет отдавать за них значительные средства. В печати появляются фото багажников машин и квартир, полных валюты, – а уголовная ответственность наступает за дрова и кустарники. В таком несоответствии моменту из людей и полезло подсознательное в виде мемов, говорит областной депутат.

Проблемы с восприятием этого закона, считает Ирина Мацепура, оттого, что у нас неправильно построена лесная политика – потому что мы не знаем, что лес должен давать общинам.

— Мы все время разрабатываем Стратегии развития региона, но самым большим природным ресурсом – лесом – управляет ГП «Леса Украины», которое преследует свои финансовые цели. Надо перестать рассматривать лес как коррупционную кормушку, нужно составить баланс лесопользования, который делается лесоустроительной экспедицией на 10 лет. именно она назначает рубки главного пользования (а есть санитарные, буреломы). Тогда люди поймут, что им не хватит определенных объемов леса для области. следовательно, властям нужно будет активнее внедрять в этих населенных пунктах другие виды отопления. Заводить газ, скажем, или же массово ставить электроотопление (хотя сейчас под атаками россиян энергосети не панацея), или использовать возобновляемые источники энергии, – подчеркивает Ирина Мацепура.

Фото: Depositphotos

ДЕФИЦИТА Топливных ДРОВ НЕТ, НО НЮАНСЫ ЕСТЬ

Директор департамента экологии и природных ресурсов Закарпатской ОВА Юрий Шпонтак говорит, что социального напряжения, вызванного информацией о принятом законе, можно было бы избежать, если бы его авторы хорошо проработали все моменты.

– Мы должны понимать, для чего эта норма об ответственности населения была внесена в закон. Если речь идет о борьбе с незаконным оборотом древесины – то у нас в государстве есть конкретный лесопользователь, единственный в стране, ГП «Леса Украины». Так почему мы отступаем от контроля, который осуществляет ГП «Леса Украины», и перекладываем ответственность на потребителя? Если речь идет именно о борьбе с незаконным оборотом древесины – нужно усилить орган, который осуществляет этот контроль, если этого контроля или его реализации не хватает, – отмечает он.

В целом, по словам Шпонтака, сейчас повышенного спроса или дефицита топливных дров в области нет, а показатели потребления близки к ежегодным.

— В Закарпатье сейчас 20% от заготовленной древесины составляют топливные дрова. Это количество упало почти наполовину по сравнению с 2022-м годом. Влияет на то, что несколько лет подряд зимы были теплее обычного, поэтому у людей сложился определенный запас дров с предыдущих лет. Также следует понимать, что люди держат дрова как резервное топливо на случай блекаутов, и это логично в наших реалиях, – . отметил он.

Шпонтак добавил, что в области есть нюансы с инструментом «Дрова» – ведь порой стоимость доставки равна стоимости самих купленных дров или ее половине.

— Если у человека есть такая льгота, как помощь от ТГ на покупку дров, то с доставкой все равно возникает вопрос. Большинство теробществ на Закарпатье его решили и организуют для льготных категорий также доставку по программам поддержки населения. Есть несколько общин, которые по этому поводу пробуксовывают – держим это на контроле с ветеранским хабом, – отметил он.

ПОЛУЧИЛИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ДРОВА ОТ Свыше 18 тысяч закарпатцев

Заместитель директора Карпатского лесного офиса ДП «Леса Украины» Павел Ванджурак рассказал, что в Закарпатье предприятию подчинены 83% всех лесов. Кроме того, пользователями являются военные, министерства, три национальных парка и Карпатский биосферный заповедник.

— Я могу говорили только о ситуации, которая есть в лесах нашего пользования. В этом году с заявлениями о приобретении дров в наши филиалы обратилось около 18 тысяч закарпатцев. Из 152 тыс. кубометров выписанной древесины уже получено более 140 тыс. кубометров. Более двух тысяч закарпатцев оформили заявки на дрова через онлайн-ресурс ДроваЕ, – отметил Ванджурак.

Он отметил, что дефицита дров для населения в Закарпатье пока нет, доступный к заготовке годовой ресурс на территории области составляет 227 320 куб.м древесины. Эта цифра ежегодно снижается, отметил Ванджурак: например, в течение прошлого года по области было отоварено 249 000 куб.м топливных дров.

Он пояснил, что критическая ситуация была в 2022-м. тогда после первых российских атак по энергоинфраструктуре ажиотаж был огромен. Люди панически закупали топливо. Сейчас такого нет, поэтому цифра от года к году уменьшается. Надо также сказать, что люди, имеющие газ, им и отапливают дома, потому что в конечном счете это дешевле. Несколько снизили спрос и несколько теплых зим подряд.

— Поэтому мое субъективное мнение относительно этого закона – что здесь больше хейта по проблематике, чем самой проблематики. Где-то разделяю мнение, что есть часть дров, не легальных. Но это не критическая масса, способная повлиять на ситуацию с обеспечением населения. Дефицита дров это не приведет, – добавил Ванджурак.

Когда материал уже был готов, стало известно, что советник Президента Дмитрий Литвин заявил: Владимир Зеленский не подпишет закон, изменяющий наказание за пользование лесами.

Татьяна Когутич, Ужгород

Первое фото: Pixabay

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 7 ноября 2024