Согласно выводам Офиса Директора национальной разведки США, главная угроза влияния на выборы происходила со стороны Китая, Ирана и России.
Каждое из этих государств придерживалось собственной стратегии, которые имели свои особенности. Все они активно использовали возможности генеративного искусственного интеллекта для создания дезинформационного контента.
Также применялись различные способы сокрытия подлинного происхождения этого контента, распространявшегося через реальных лиц, неаутентичные аккаунты в социальных сетях, фейковые, веб-страницы и т.д. /p>
Более подробно о действиях каждого из государств, самое активное вмешательство России и прогноз дальнейшего развития событий – читайте в мониторинге Центра стратегических коммуникаций.
ГЛАВНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ
Первые попытки Китая повлиять на ход избирательной гонки в США были зафиксированы еще весной 2024 года. Так, в апреле было обнаружено, что Пекин стоит за созданием фейковых аккаунтов в социальных сетях, распространявших конспирологические теории, раздувающих внутренние конфликты и критикующих президента Джо Байдена.
Иранское хакерская группировка APT42, связанная с Корпусом стражей исламской революции еще в мае и июне сломала почтовые ящики 12 человек, задействованных в предвыборных кампаниях Джо Байдена и Дональда Трампа.
Россия кампания влияния фактически продолжалась с 2022 года. Информационные операции по дискредитации президента Джо Байдена и Демократической партии являлись постоянным компонентом усилий Москвы по дискредитации поддержки Украины. С приближением выборов РФ развернула наиболее агрессивную и масштабную кампанию вмешательства в выборы в США.
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ГЛАВНЫЕ НАРАТИВЫ
Усилия Китая не были сосредоточены на прямом воздействии в результате выборов. Субъекты информационного влияния Китая пытались усилить, пытаясь изменить мнение о Китае и усилить разногласия в американском обществе относительно употребления наркотиков, иммиграции, абортов и т.д. В политической плоскости Китай распространял нарративы, направленные на дискредитацию демократического строя как такового. С приближением выборов Китай сосредоточился на дискредитации отдельных американских политиков, которые занимают жесткую позицию по отношению к КНР. Пытаясь усилить поляризацию в американском обществе, Иран избрал ключевой темой конфликт между Израилем и Сектором Газа.
Российскийстратегия также включала попытки подорвать доверие к демократическим институтам и избирательному процессу, а также обострение внутренних общественно-политических разногласий в США. Однако Россия агрессивно действовала в поддержку одного из кандидатов (Дональда Трампа) и прилагала значительные усилия для дискредитации его оппонентов (Джо Байдена и Камалы Гаррис).
Все субъекты вмешательства активно использовали возможности генеративного искусственного интеллекта для создания дезинформационного контента. Также применялись различные способы сокрытия подлинного происхождения этого контента, который распространялся через реальных лиц, неаутентичные аккаунты в социальных сетях, фейковые вебстраницы и т.д. >
По заключению Офиса Директора национальной разведки США, наибольшей угрозой вмешательства в выборы были определены Россией.
Этот вывод подтверждается масштабами российской дезинформационной кампании, а также разнообразием средств, используемых в ходе ее реализации.
Для распространения дезинформации в США Москва активно привлекала американских субъектов влияния, которые транслировали пропагандистские нарративы и распространяли фейковый контент изнутри страны. К последним относятся не только отдельные блоггеры и общественные деятели, но и системно распространявшая медиакомпания Tenet Media пророссийские и протрамповские нарративы.
Россия развернула широкую международную дезинформационную кампанию «Doppelganger», инициированную руководителем путинской администрации Сергеем Кириенко. Непосредственной реализацией кампании занимались российские организации Агентство социального проектирования (Social Design Agency, SDA), «Структура Национальные технологии» (Structura National Technology, Structura) и «АНО Диалог» (ANO Dialog). Основным методом кампании было распространение фейковых сообщений через десятки фальшивых вебсайтов, имитировавших дизайн популярных медиа (Fox News, Washington Post и др.).
Российская пропаганда массово производила и распространяла фейковые текстовые сообщения, видео- и аудиозаписи, дискредитировавшие кандидатку Камалу Харрис и членов ее команды. Распространение этих фейков сопровождалось продвижением конспирологических теорий, а также контента, направленного на распространение межрасовой розни и других конфликтов в американском обществе. С приближением дня голосования усилия российской пропаганды сосредоточились на штатах, колебавшихся между поддержкой Дональда Трампа и Камалы Харрис.
Также Россия прибегла к провокациям с целью прямо нарушить избирательный процесс. 5 ноября, в день голосования, десятки избирательных участков в нескольких штатах получили угрозы заминирования. По выводам ФБР, по крайней мере, часть таких сообщений поступили из России.
ВЫВОДЫ
Несмотря на окончание голосования, угроза со стороны внешних субъектов влияния сохраняется. Китай, Иран, а особенно Россия, могут использовать победу Дональда Трампа для провоцирования раздора в американском обществе, протестных и насильственных акций и политического кризиса. США 20 января 2025 года.
Политика Белого Дома в отношении Украины будет оставаться приоритетной темой российской дезинформации в США. В настоящее время не существует никаких аргументов в пользу того, что Москва перестанет продвигать антиукраинский в 2025 году или позже. Целью Москвы является дискредитация Украины в глазах американского общества для того, чтобы взорвать. strong> решительность США оказывать военную поддержку Киеву.
Учитывая масштабы попыток России повлиять на ход выборов в США, можно ожидать, что Москва будет стараться как можно дольше сохранять высокую интенсивность дезинформации.
Материал подготовлен Главной редакцией «Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности» для сайта Укринформа