Мнения экспертов разделились. Тех, кто считает, что это реально – больше, но и аргументы скептиков выглядят логичными.Президент Украины Владимир Зеленский предложил Дональду Трампу во время встречи в Нью-Йорке в сентябре «бонусы» за поддержку в борьбе за независимость с российской агрессией. Как пишет Financial Times со ссылкой на осведомленный источник, речь идет о двух идеях из Плана Победы, которые заинтересовали избранного президента США. А именно:

  • после победы Украины в войне с РФ ВСУ смогут заменить американских военных на ряде баз в Европе;
  • западные инвесторы получат доступ к украинским полезным ископаемым и другим ресурсам.

Кроме того, сообщает FT, украинские бизнес-лидеры обсуждают с правительством возможность предоставить Трампу полномочия «проверки инвестиций», что позволит ему контролировать, кто может инвестировать в Украину. Одна из идей, описанная как «ABC – кто угодно, кроме Китая, может быть привлекательным для Трампа, поскольку позволит заменить китайских поставщиков в Украине американскими.

Укринформ поинтересовался у политических экспертов, насколько это реалистично. Маленький спойлер: мысли разделился – три «да» против одного «нет».

ЭТО РЕАЛЬНО: АРГУМЕНТЫ «ЗА»

  • «Должны уже формировать группу переговорщиков, которая начнет диалог с Трампом или с людьми с его ближайшего окружения»

Политолог Игорь Рейтерович в комментарии агентству отметил, что два пункта плана Победы Зеленского, о которых пишет FT, действительно имеют определенный фокус именно на Трампа. Впрочем, эти пункты не являются исключительно украинской инициативой, ведь подобные идеи уже звучали от западных политиков.

Игорь Рейтерович

«Например, экспрем'ер Великобритании Борис Джонсон в своей статье для The Daily Mail писал, что привлечение украинских военных к международным операциям было бы значимым шагом как для НАТО, так и для США и Европы в целом, – – рассказывает политолог. – Относительно темы полезных ископаемых некоторые американские сенаторы также выражали заинтересованность в этой сфере, но пока Украина недостаточно использует этот потенциал для привлечения дополнительной поддержки. Ведь, несмотря на то, что самостоятельно мы не сможем добывать эти ресурсы без больших инвестиций и современных технологий, совместные проекты с международными партнерами могут открыть новые экономические возможности. Ввиду этого можно предположить, что эти пункты включили с целью наладить диалог с потенциальными партнерами в США еще до выборов. Это разумный стратегический ход, который демонстрирует попытку Офиса Президента привлечь поддержку различных политических игроков в США.

Рейтерович говорит, что пока не понятно, что именно привлекло Трампа больше. военный аспект или ресурсы. Но, как бизнесмен, Трамп может оценить потенциальную выгоду по обоим направлениям.

«Конечно, эти планы пока носят более гипотетический характер, и реализация будет зависеть от условий завершения войны и последующих переговоров, – подчеркивает эксперт.

Особенно важна тема с украинскими военными, ведь она становится реальной только при условии вступления Украины в НАТО. Это может стать частью нашей долгосрочной стратегии.

«Даже если часть территории останется временно оккупированной, вступление в Альянс позволит интегрировать украинские войска в общую систему безопасности, создавая восточный фланг НАТО. Ведь в НАТО практикуется ротация бригад между странами, усиливающая коллективную оборону. Украина могла бы стать активным участником такого процесса. Но для этого необходимо получить полноправное членство в Альянсе, которое откроет для нас новые возможности на стратегическую перспективу, – добавил наш собеседник.

На вопрос, когда об этом говорить с Трампом – уже сейчас или после 20 января 2025-го, Игорь Рейтерович ответил: Мы должны уже сегодня формировать группу переговорщиков, которая сможет начать диалог с Дональдом Трампом или с людьми из его ближайшего окружения, которым он доверяет и делегирует часть полномочий. Ведь система советников у Трампа будет похожа на ту, которую мы видим в Украине – . с неформальными, но влиятельными фигурами. Поэтому уже сейчас важно искать контакты и строить коммуникацию, чтобы начать обсуждение этих важных вопросов.

Если все правильно подать, это может стать основой для крупных контрактов от Пентагона или ведущих американских компаний, которые по окончании активной фазы войны и предоставление Украине соответствующих гарантий будут готовы инвестировать.

Особенно интересна для США тема с добычей лития.

«На сегодняшний день значительная часть мировых запасов контролируется Китаем. Но Украина тоже имеет значительный потенциал в добыче лития, что позволяет снизить китайскую монополию на этот ресурс. Это может стать привлекательным для Трампа как бизнесмена, стремящегося усилить экономическую независимость США. Потому еще раз: ждать до 20 января нет смысла. Мы должны убеждать уже сейчас. Чем больше сможем согласовать сейчас, тем лучше будут условия завершения войны и тем больше будет поддержка Соединенных Штатов для Украины в будущем, – акцентирует политолог.

Относительно Китая…

«Во время визита Зеленского в США обсуждалась возможность замены уже работающих в Украине китайских компаний на американские в некоторых ключевых секторах. Это, конечно, займет определенное время, но потенциально выгодно для обеих сторон. Трамп, известный своим жестким подходом к торговым отношениям с Китаем, может использовать этот шаг как часть своей стратегии торговой войны, – утверждает Рейтерович.

Для Трампа это двойная выгода: он может «показать кузькину мать» Китая и помочь американскому бизнесу получить доступ к новым возможностям в Украине.

«Американские компании могут не только заменить китайские, но и получить долю в украинских предприятиях из-за инвестиций. Для Украины существенной разницы нет: это наши компании, наша продукция, наши рабочие, но с иностранными инвестициями. Так работает мировая экономика, – подчеркнул эксперт.

Как это воспримут другие партнеры, в частности, Великобритания, Франция, Германия?

«Не стоит беспокоиться о негативной реакции со стороны европейских партнеров. Мы можем пригласить их к участию в проектах в Украине. Американцы не смогут взять на себя все. Кроме того, многие крупные компании, которые потенциально будут участвовать, являются транснациональными, поэтому имеют капиталы из разных стран. Германии, Франции, Великобритании, США. Это открывает возможности для привлечения широкого круга партнеров – комментирует политолог. – Сейчас ключевой задачей является достижение договоренностей с Трампом. С европейцами договариваться будет легче, поскольку Украина интегрируется в ЕС, и мы так или иначе будем решать эти вопросы совместно.

И самое главное: интеграция западного бизнеса в украинскую экономику создаст своеобразный «защитный зонтик», который станет гарантией безопасности от новой агрессии России.

«Это ключевое. Если бы западный бизнес активно инвестировал в Украину еще с 90-х годов, то сейчас ситуация была бы совсем другой. Например, если бы крупные корпорации, такие как Hilton, открыли свои отели в Крыму, Россия не отважилась бы на агрессию в 2014 году. Наконец, западные компании оказывают огромное влияние на политику своих стран, и их интересы могли бы способствовать более быстрой интеграции Украины в ЕС и НАТО. Следовательно, инвестирование западного капитала в Украину сейчас – это не только об экономическом развитии, но и о создании фундамента для долгосрочной стабильности и безопасности в регионе, – подытожил Игорь Рейтерович.

  • «С такими идеями можно работать»

«Предложение хорошее. Правда, запоздала лет на 10-20, но хороша. Относительно ВСУ после войны, мне кажется, даже спорить не о чем. После войны мы остаемся с сильнейшей армией Европы на балансе. Ни в одной европейской стране нет столько ветеранов, знающих современную войну. С настоящим свежим боевым опытом. Поэтому это даже не «золотой фонд» – платиновый, – утверждает военнослужащий ВСУ и политолог Кирилл Сазонов.

Парадокс в том, что удерживать такое количество военных в мирное время Украина не сможет.

Кирилл Сазонов

«И не нужно. Кто-то из нас вернется в мирную жизнь. А кто-то захочет продолжать заниматься военным делом. Для второй группы легальное трудоустройство с интеграцией в коллективную систему безопасности Европы – просто отличный вариант. Что касается зарплат и обеспечения, то сами понимаете. И весь этот незаменимый элемент безопасности – граждане Украины и братство ВСУ. Главное – мы после этого не стучимся в дверь Альянса, а во многом его основа, – добавил эксперт.

Об украинских недр.

«Если бы мы десять или двадцать лет назад запустили сюда американские и китайские корпорации – Путин просто не смог бы напасть. Что касается украинских агрохолдингов, то они уже давно в большинстве своем транснациональные. Что касается недр? Если помимо добычи будет развиваться переработка и производство с высокой добавленной стоимостью –; я за. Если будет наукоемкое производство – мы возродим свою высшую техническую школу. Для этого просто необходимо принимать правильные лоббистские для украинского будущего законы.

Эксперт спрашивает: чем с точки зрения перспектив и рабочих мест американская корпорация хуже корпорации с украинскими «корнями».

«А ничем не хуже. Если на законодательном уровне закрепить местное производство, а не экспорт сырья – ничем не хуже. Всем понятен их интерес, а не абстрактные «ценности». С таким планом можно работать, – подчеркнул Кирилл Сазонов.

  • «Эти предложения теоретически могут заинтересовать республиканский истеблишмент и Трампа»

« что эти пункты "плана Победы" с самого начала готовились на случай победы Трампа является логичным и правильным решением со стороны украинских властей, которые нужно обсуждать уже сейчас», — считает политтехнолог Олег Постернак.

По его словам, пункт о замещении украинскими военными американцев на базах в Европе совпадает с изоляционными наклонностями Трампа и его желанием уменьшить расходы на размещение американских войск в Европе.

Олег Постернак

«Пункт об инвестациях в разработку полезных ископаемых и природных ресурсов Украины также достаточно привлекателен для американского бизнеса. Ведь американский инвестор – это точно лучше, чем российский оккупант», — акцентирует эксперт.

Расширение экономических связей с США позволит на будущее прочно связать интересы безопасности США и Украины.

«Другое дело – это гарантии прав инвесторов, борьба с коррупцией, соблюдение верховенства права и система честного правосудия в Украине, потому что именно это вдобавок с войной является главными препятствиями расширения инвестиций», — справедливо констатирует Олег Постернак.

ЭТО НЕРЕАЛЬНО: АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

  • «С каким бы уважением ни относились в Европе к военному опыту ВСУ, но это никак не может идти в сравнение с США»

Политический обозреватель и журналист Виталий ПортниковВ своем блоге на платформе YouTube напоминает: «Трамп постоянно говорит о нецелесообразности присутствия американских военных на базах в Европе, а также о том, что европейцы должны защищать себя самостоятельно. Об этом также говорил и Зеленский, подчеркивая, что ВСУ имеют огромный боевой опыт, который важен для развития европейской безопасности.

Однако, по его словам, возникает желание понять, насколько для европейских стран имеет смысл пребывания на американских базах украинских военных вместо американских, даже когда речь идет о боевом опыте украинцев.

«Для европейцев важно то, чтобы на американских базах находились именно американские военные. Это пребывание является такой же важной частью безопасности Европейского континента, как и ядерный зонтик Соединенных Штатов, – добавил он.

Виталий Портников

Портников говорит, что если «ядерный зонтик» сохраняется, то европейским странам не стоит опасаться, что какое-либо государство нападет на союзников США. Поэтому вопрос военнослужащих непринципиален. Но если американское военное присутствие в Европе ослабевает, и США дают понять, что их зонтики. над Европой не будет…

«Имеем тогда совершенно другую историю, связанную с тем, что Европа остается почти беззащитной перед такой ядерной мощью, какова Российская Федерация. Следует помнить, что ни ядерный потенциал Франции, ни ядерный потенциал Великобритании не может даже условно сравниваться с ядерным потенциалом путинской России. отмечает политический обозреватель. – Следовательно, американские военные в Европе, даже без «ядерного зонтика». США, могут отпугивать Москву, потому что удар по такой базе с гибелью американских военнослужащих – это фактически удар по США. И таким образом возникает реальная перспектива обмена ядерными ударами между двумя величайшими ядерными потугами современности. А если представить, что вместо американских военных в казармах находятся украинские – это может не вызвать у Путина никаких колебаний по поводу удара по такому военному объекту.

Таким образом, утверждает Виталий Портников, присутствие американских военных на европейских базах – это, прежде всего, символ защиты Америкой Европы. И Украина, с каким уважением не относились бы в Европе к военному опыту ВСУ, никак не может идти в сравнение с Соединенными Штатами.

О месторождениях.

«Издание FT даже отмечает , что украинцы готовы предоставить американскому президенту возможность определять, кто же будет заниматься бизнесом в Украине после окончания войны, – считает журналист.

Однако, во-первых, говорит он, для того, чтобы действительно создать для Украины какую-то инвестиционную привлекательность. и Трамп, и любой другой западный политик должен убедить инвесторов в том, что их инвестициям ничего не угрожает, что завтра их инвестиции не исчезнут в связи с новым этапом российской агрессии.

«Для этого, очевидно, нужно не просто разговаривать с Путиным или Зеленским, а принять решение, которое продемонстрирует РФ, что Соединенные Штаты в случае чего готовы напрямую вмешиваться в войну России против Украины. Но именно этого Трамп делать не собирается. Более того, избранный американский президент никогда не являлся сторонником евроатлантической интеграции Украины, – подчеркнул Портников.

А без вступления Украины в НАТО надеяться, что какой-то инвестор в здравом смысле вложит хоть 10 долларов в любой украинский объект, связанный с долгосрочными инвестициями… Поэтому первым пунктом, на который должен был бы согласиться Трамп, если бы он действительно интересовался украинскими месторождениями, должна быть идея приглашения Украины в НАТО. Это, кстати, и является первым. пунктом Плана Победы Владимира Зеленского.

Наконец, Портников тоже упомянул о факторе Китая: Кроме американских интересов, как известно, существуют и китайские, не только российские. Если Украина собирается заинтересовать именно Соединенные Штаты своими месторождениями, она таким образом демонстрирует КНР, что ее интересы в Украине практически будут отсутствовать в случае окончания российско-украинской войны.

Это все превратит Украину в территорию борьбы между китайскими и американскими интересами.

«И здесь следует учесть, что Китай воевать за эти интересы не будет, за него будет воевать Россия. Но и Соединенные Штаты не будут воевать за это. (…) А реализм должен заключаться не в том, чтобы заинтересовать Трампа предложениями, которые может и будут интересны новому американскому президенту, а в том, что российскую агрессию нужно остановить совместными усилиями, в том числе посредством Украины и вступлением нашего государства в НАТО. – убеждает Виталий Портников.

Мирослав Лискович. Киев

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 15 ноября 2024