Лидеры МИД крупнейших стран Европы договорились увеличить расходы на Украину, но заместить военную помощь Штатов будет сверхсложно
В Варшаве состоялись анонсированные министром иностранных дел Польши «Важнейшие» переговоры по поддержке Украины. политики безопасности Кая Каллас.
«Я с благодарностью подчеркиваю готовность крупнейших стран ЕС взять на себя груз военной и финансовой поддержки Украины в условиях возможного сокращения участия США», – в результате сообщил Радослав Сикорский, пишет издание Dorzeczy. О том, что рано или поздно нашим европейским партнерам придется увеличить свою долю в оказании помощи Украине и расходов на оборонную сферу в целом, разные украинские эксперты и лидеры мнений говорят не первый год. На днях «увеличить расходы на оборону, чтобы сохранить силу трансатлантического альянса перед лицом угроз» призвал европейских лидеров и бывший глава НАТО Йенс Столтенберг. Вероятно, эта срочно организованная встреча стала, как минимум, важным этапом «раскачивания». Европы. Главное, чтобы ее ресурсов хватало на перекрытие недостатка, который могут устроить Штаты.
План устойчивости для Европы
Европа, по выражению Радослава Сикорского, должна взять на себя большую ответственность за безопасность и принять конкретные решения по поддержке Украины и укреплению европейского оборонного потенциала (особенно в контексте смены власти в США). И в этом смысле каждое евро на безопасность Украины – это средства, гарантирующие европейскую безопасность, заявила министерша иностранных дел Германии Анналена Бербок.
Руководители МИД стран Европы на саммите. Фото uazmi.org
Европейцы к возможному приходу к власти Дональда Трампа готовились. Еще до его победы на выборах было известно, что все больше стран Европы начинали выделять больше средств на оборонную сферу, а страны-члены НАТО в этом году наконец-то инвестировали в оборону оговоренные 2% совокупного ВВП, говорит кандидат политических наук, эксперт-международник. Станислав Желиховский. Хотя о расходах 2% от ВВП на сектор обороны договорились еще в 2014 году, в 2023-м всего 7 стран выполняли это обязательство. «А Германия в этом году даже превзошла этот показатель, – замечает Станислав. – Также видим различные инициативы по улучшению обороноспособности и усилению производства вооружения. В частности, оборонные ведомства Великобритании и Германии подписали соглашение, согласно которому на территории королевства разместятся немецкие мощности производства оружия, боеприпасов. «Это один из шагов для усиления континента. Они начались, когда предполагали, что Дональд Трамп может победить, а теперь процесс просто активизировался, – объясняет он.
При правлении Джо Байдена партнеры чувствовали себя спокойнее, зная, что Америка будет оставаться мировым полицейским, говоритполитолог, партнер агентства по правительственным связям Good Politics Максим Джигун. Штаты вкладывали ресурсы, чтобы удерживать баланс на международной арене и не портить хоть и шаткую, но установившуюся архитектуру безопасности. «В настоящее время многие страны Европы начали менять позицию (не только в контексте российско-украинской войны, но и в вопросе торговли, дипломатических связей и т.п.) – создавать некие предохранители от Трампа и его непредсказуемости, – объясняет он. – И на уровне НАТО появилось ощущение, что нужно искать финансирование из резервов европейских, а не только американских. Даже встречи в формате «Рамштайн», начатые США, вероятно, придется брать под крыло НАТО. И это – новая реальность для европейских политиков «Они понимают, что ближайшие полгода минимум рассчитывать на любую финансовую поддержку США не стоит(хотя бы уже потому, что конгресс будет занят формированием комитетов, избранием председателей, внутриполитическими вопросами), – рассказывает Джигун. – Поэтому европейские лидеры должны либо адаптироваться к этим реалиям и оттягивать войну от своих границ деньгами, либо готовиться, что Украина не сможет дальше единолично сопротивляться и через год-два придется браться за оружие, возможно, полякам и немцам.
< То, что не удалось сделать Путину, сейчас делает Дональд Трамп, считает политолог Олег Саакян.Срабатывает фактор неопределенности его будущей политики, вызовов для единства коллективного Запада потенциально опасных инициатив нового президента США. «Не факт, что они будут, но гарантий нет, а расплачиваться за них будет прежде всего Европа, не только Украина, – объясняет эксперт-международник. – Понимая риски и вызовы для себя, она вынуждена будет брать больше ответственности на себя. Не за более существенную поддержку Украины, отмечает он. а за собственную геополитическую и геобезопасную способность, в рамках которых помощь нам –; необходимый элемент. Так сказать, не в режиме доброй воли, а исходя из собственных угроз безопасности и интересов.
«Встреча в Варшаве можно назвать инициацией этой субъектности с опорой на коалицию решительных в Европе, – считает Саакян. – проходит соревнование двух взаимоисключающих подходов к тому, что же является субъектным в геополитическом разрезе Европой в контексте российско-украинской войны». Один из них – ndash; от условной коалиции нерешительных во главе с Олафом Шольцом, которая считает, что Европа должна оказаться за столом переговоров из-за мягкой позиции, сохраняя контакты с Путиным. Другой –; что участие в переговорном процессе должно обеспечиваться с позиции силы, и только так Европа может стать субъектом, а не просто младшим партнером США. В настоящее время уровень поддержки Украины как в отношении российской агрессии, так и потенциально возможного шантажа со стороны Дональда Трампа, по мнению эксперта, является одним из обязательных условий безопасности самого ЕС. «Саммит был очень важным для Украины, но прежде всего – для самих стран Европы, – уверен Олег Саакян. – В той мере, в какой присутствовали их лидеры и Европа готова «проснуться». Не от большой любви к украинцам, а от стремления к самосохранению, добавляет Максим Джигун.
Были и внутриполитические польские мотивы созвать такое мероприятие, считает эксперт-международник Станислав Желиховский. В следующем году в Польше состоятся президентские выборы и Радослав Сикорский. один из возможных кандидатов от Гражданской платформы. «Конечно, он хотел бы показать, что активен и может успешно соревноваться на предстоящей гонке и потом быть эффективным водителем, чтобы на него делали ставки, – считает эксперт. – Думаю, здесь есть элементы самопиара, тем более что сейчас он имеет несколько меньше шансов, чем его конкурент по партии. Кроме того, Польша вскоре начнет председательство в Совете ЕС, поэтому желала бы очертить главные направления деятельности на полугодие своего председательства, считает эксперт по международной политике.
Радослав Сикорский. Фото hvylya.net
Некоторое оружие есть только в Америке и нигде больше
Взыскат ли страны Европы (пусть и самые большие) перекрыть помощь, которая до сих пор поступала от США?
Следует разделять финансовую помощь Штатов, которая поступала в бюджет на покрытие наших расходов и военную помощь, уточняет Илья Несходовский, директор Института социально-экономической трансформации и руководитель аналитического направления в Сети защиты национальных интересов «АНТС». «Финансовую – потянуть, это не критическая сумма, – говорит он. – На следующий год нам нужно 38 млрд долларов и они уже согласовали выделить около 35 млрд евро. Это полностью покрывает наши потребности». 2027), а еще есть средства от МВФ, Всемирного банка и других правительств, перечисляет экономический эксперт. А вот военная помощь США критическая, ее быстро не заменишь.
Какими бы ни были усилия остального мира, обойтись без американского участия не удастся и это западные политики понимают, уверен Джигун. И на саммите пытались донести мысль – мы все в одной лодке, готовы помогать, но роль США определяющая, говорит он. «Если Штаты запретят использовать свои технологии для войны в Украине, это приведет к тому, что почти 90% выпускаемых европейскими производителями (с использованием американских технологий) мы не сможем применять», – говорит Несходовский. Европейцы разве что смогут финансировать украинский ОПК по «датской модели», например. «Да этого недостаточно, чтобы Украина имела военное превосходство над врагом, – говорит эксперт. – Это не значит, что мы проигрываем, но потерь станет однозначно больше».
Главная проблема всех наших союзников – они не способны выработать необходимые нам объемы оружия, говорит военный эксперт Павел Нарожный. Значительная часть военной помощи США отгружается из собственных арсеналов. «Гаубицы, «Брэдли» и т.д. процентов на 80 употребляемое из составов армии. Это – первая проблема, а вторая – – остановится ли помощь как таковая или продажа оружия? – рассуждает он. – Потому что ннаши союзники, в первую очередь европейские, даже себя не могут обеспечить оружием собственного производства». Ее нужно где-то покупать, то есть преимущественно в Штатах. Яркий пример – Дания контрактует в Украине САУ «Богдана», потому что нигде в мире, по словам Нарожного, по такой цене и с такой скоростью производства не найдет артиллерийские установки. Проблема касается и артснарядов. «Это война артиллерии, она – основное оружие поражения и РФ, по словам заместителя министра обороны Ивана Гаврилюка, продвигается на фронте исключительно благодаря преимуществу в артиллерии, – говорит военный эксперт. – А из Европы, по словам Жозепа Борреля, только-только поставили обещанный миллион снарядов. США при этом поставили 3 млн. и все равно не хватало. Даже если в Европе нарастят производство в 2025 году, как анонсируют – будет маловато. Без американских мощностей никак.
155-мм ствол в процессе закаливания. Фото US DoD
Также Штаты производят около 600 ракет к ЗРК, а европейские партнеры, по мнению Нарожного –; в 3-4 раза меньше. «Да и итальянский SAMP-T, самая дальнобойная система, поражает на расстоянии 110 км, а Patriot бьет на 120-140 км», – отмечает Нарожный.
Теоретически Европа могла бы профинансировать покупку всего этого у США. «Но какой механизм приобрести что-то из арсенала армии США, не представляю, – говорит эксперт. – Его нужно найти и потом еще протолкнуть в Конгрессе, чтобы работало. Правительство США и само делает невероятные кульбиты, чтобы поставлять нам оружие, добывает из третьих стран. Да и не только США – вот сейчас для нас раздобыли немецкие артсистемы PzH 2000 в Катаре в обмен на поставки ему более современных RCH-155. «Остановится помощь от США – потеряем значительный объем потока боеприпасов, бронетехникии т.д. (процентов 50), – комментирует ситуацию Павел Нарожный. – Кроме того, в каждом пакете помощи была оплата за обслуживание этой техники –; мы ремонтировать не способны, слишком сложна.
Пусковые установки ЗРК Patriot Фото Воздушные силы США
Так что и за ремонт платить пришлось бы европейским партнерам. Это пол беды – чтобы политической воли в Штатах хватило хотя бы на продажу вооружения. Причем – на приоритетный. «К производителям Patriot и другого оружия сейчас очереди, по Байдену Украину подвинули в ее начало, – объясняет Павел Нарожный. – Если станет как все, нас запишут в длинный список и скажут – приходите лет через два. А оружие нужно на вчера.
Ждем реальных действий в ЕС и решения из Вашингтона
После этих предварительных консультаций интересуют конкретные финансовые решения, реализация. Сотрудничество в разных форматах начинали между странами Европы уже не раз (об обеспечении боеприпасами, авиационной коалиции и т.п.), но на самом деле системно помощь оказывают не все (и не в нужных объемах), отмечает политолог Джигун. Но чтобы не возникало дополнительных осложнений, которые случаются на уровне общеевропейских институций (например, манипуляции, блокирования решений Венгрией), решения будут принимать вне инициатив ЕС, отдельными государствами, отмечает Олег Саакян. И это хорошо, больше шансов прийти к согласию. Особенно учитывая, что в Варшаве собрались представители государств именно из коалиции решительных, у которых, по словам Саакяна, нет проблемы внутренней поддержки решений в отношении Украины. « для Украины даже в странах, которые условно кризисны, – говорит эксперт. – Так, в Германии наиболее вероятно, что по результатам перезагрузки власти решимость в поддержке Украины возрастет.
Саммит состоялся, в частности, под влиянием событий в США, но по всей вероятности повлияет на позицию Штатов в будущем. «Думаю, этот разговор мог быть этаким сигналом для Дональда Трампа, что бить горшки с Европой не стоит – мол, мы готовы активнее включаться, – говорит Максим Джигун. – Это все должно повлиять на взгляды нового президента, намерения. Его цель – – выписывая как можно меньше чеков в поддержку иностранных правительств из американского бюджета, Трамп во второй раз приходит к власти на тезисах об ограничении расходов американцев. «Не то чтобы он хотел снести всю выстроенную за последние 3 года систему, но желал бы понимать, что не только США будут жить Украину в этой войне», – говорит он. Главное – чтобы Дональд Трамп не прибег к политике полного изоляционизма.
Еще неизвестно, какой путь выберет новый хозяин Белого дома. усилить Украину настолько, чтобы заставить Путина пойти на переговоры или ослабить Украину так, чтобы она шла на них со слабых позиций, считает Станислав Желиховский. «Да думаю, европейские партнеры не желали бы, чтобы договоренности следовали по второму сценарию, потому что очень много было вложено в Украину, – говорит он. – И если она окажется где-то в серой зоне, это будет означать риск повторения войны или распространения агрессии диктатора, осознавшего вседозволенность в нынешней международной политике.
Вряд ли Трамп, по мнению Желиховского, пойдет по пути полного запрета использовать в Украине американское оружие или «решит сдать позиции США в этом конфликте», потому что не только РФ бросает вызов глобальному лидерству США, но и КНР, Иран и КНДР. Команда, которую он сейчас формирует, имеет четкий антикитайский акцент и сам Трамп заявлял, что разъединит этот альянс. Поэтому эти соображения должны стимулировать американского президента помогать Украине, чтобы она в сильной позиции заходила на переговоры, говорит Желиховский. Но ведь эта слабость будет разжигать аппетиты диктатора. и он будет выдвигать новые и новые условия на переговорах, – говорит А. Трамп, который не смог как минимум уравнять эти позиции. это значительные инвестиции в оборонную промышленность США. Более $51,2 млрд уже было направлено на оборонно-промышленный сектор США, а всего выделят 60. В октябре Управление закупок и поддержки заместителя министра обороны издало целую инфографику: объемы помощи и инвестиции в оборонную промышленную базу в разных штатах.
Где получили инвестиции благодаря заказам для нас. важна уже хотя бы осознанием европейцами факта: как бы ни закончилась война, поддерживать Украину придется «Это будет гарантией безопасности для Европы» – они знают, что мы – защита европейской и американским вооружением и смогут на время перевернуть тему Украины и заниматься себе своим business as usual».
Татьяна Непогода, Киев
Первое фото /state-of-the-union.ec.europa.eu