Блоги
Оксана Коляда В чем особенности этого очень актуального инструмента реинтеграции?
Эта колонка будет очень практичной, но не очень короткой. Однако, я уверена, ее прочтет много людей, потому что запрос на эту информацию – невероятно велик. Заранее благодарна всем, кто сделал возможным запуск этого, без сомнения, очень актуального инструмента реинтеграции.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Специалист по сопровождению ветеранов и демобилизованных лиц – это тот специалист, который должен сделать возвращение защитников и защитниц максимально комфортным и простым. Это – новая профессия, новый очень эффективный инструмент реинтеграции ветеранов.
История его появления не была легкой. Для нашей команды специалист начался с изучения методики ведения случая. В феврале 2023 года мы начали тренинговый курс по подготовке «ветеранских кейс-менеджеров».
Параллельно с этим свой эксперимент начало тогдашнее Министерство по делам ветеранов. Этот эксперимент назывался «помощник ветерана». Как назывался, так и реализовывался. Главные недостатки этого пилота были: отсутствие четко определенного профессионального стандарта; единой методики обучения, которая основывалась бы на практических кейсах; критериев отбора кандидатов; исключительная ставка на принципе «равный равному» при отборе кандидатов; отсутствие всей вспомогательной документации, позволяющей запустить этот проект полноценно; неспособность корректно трудоустроить отобранных и обученных специалистов.
Нет смысла искать виновных в неудачном пилоте, но нужно было учесть все эти ошибки в дальнейшей работе. Поэтому с марта 2024 мы начали совместную работу с Минветом по перезапуску проекта. Начали с базовых вещей – профессионального стандарта и комплексной тренинговой программы. Оба направления являются супер приоритетными.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональный стандарт по существу определяет компетенцию и полномочия будущего специалиста. И здесь у меня есть одно очень непопулярное, но очень принципиальное утверждение. Высоким приоритетом при отборе специалиста по сопровождению должен быть его профессионализм. Мы не можем отказать ветеранам (сегодняшним и завтрашним) в непрофессиональном или малопрофессиональном обслуживании. Это означает, что должны быть достаточно высокие требования к профессиональному уровню специалистов, которые будут проходить профильное обучение. По крайней мере, не менее высокие, чем требования к специалистам по социальной работе, врачам, полицейским. Почему это важно? Потому что сейчас звучат мысли о том, что не важно, какой образовательный и профессиональный уровень будет у будущего специалиста по сопровождению ветерана, главное, чтобы он готов был работать на этой позиции и желательно имел боевой опыт.
Я не собираюсь с кем-нибудь заигрывать, поэтому буду говорить максимально откровенно. Позиция нашей команды состоит в том, что специалист должен быть профессионалом. Да, расширить профессиональный стандарт можно и нужно (и это сейчас делается). Но поймите правильно, агроном должен выращивать хлеб, сталевар. выливать металл, инженер – чинить машины. С людьми, особенно важными как ветеран, должны работать люди соответствующей специальности, знаний, навыков и эмпатии. Эмпатия – второе важное качество для специалиста по сопровождению. Если вы не начинаете день с минуты Чести и Уважения, если вы не готовы говорить при встрече с ветераном «спасибо за службу», если для вас «они все одинаковы» – не идите в эту профессию. И да, идеально, если специалистом по сопровождению ветеранов будут работать сами ветераны. Принцип «равный равному» – очень важен и очень эффективен. Но… на первом месте профессионализм, на втором месте устойчивость и состоятельность, на третьем – – боевой опыт.
О тренинговой программе. Мы гордимся тем, что в основу рекомендаций Минвета были положены разработки тренеров, собранных со всей Украины в рамках работы Тренингового центра «Пространство возможностей». Подготовка специалистов по сопровождению длится 10 дней офлайн обучения и целый блок самостоятельной работы. Программа по подготовке ведущих специалистов рассчитана на 12 дней офлайн, самостоятельную работу и дополнительное супервидение в решении сложных кейсов. Тренинговая программа – уникальная, основывается на практических кейсах, разбирающихся в ходе обучения. Классические лекции – немного. В центре программы – прикладной опыт, изучение инструментов ведения случая, разработка алгоритмов перенаправления. Но, без таких стратегий, ролевых моделей, практических игр бесполезно говорить о готовности специалистов к самостоятельной работе. И, конечно, мы настаиваем на приоритете офлайн-обучения и обязательности профессионального супервидения специалистов.
ГО «Пространство возможностей», как имплементирующий партнер Министерства по делам ветеранов по реализации проекта специалист по сопровождению, при поддержке международных партнеров, обучил по системе ТОТ, тренеров 5 центров ветеранского развития, способных сегодня осуществлять подготовку специалистов по сопровождению в Житомире, Виннице, Львов, Днепр, Николаев. В ближайшее время начнется обучение первой группы специалистов на базе Житомирского центра ветеранского развития, за что особое уважение ректору Житомирской политехники Виктору Евдокимову и нашим международным партнерам.
>
ИНСТРУМЕНТЫ ВЕДЕНИЯ СЛУЧАЯ
Кейс-менеджмент – это один из наиболее эффективных и современных инструментов сопровождения различных. сопровождения. Но есть одно большое различие между кейс-менеджментом в социальной сфере и теми инструментами, которые мы заложили в работе специалистов по сопровождению. Наш специалист по сопровождению ветеранов и демобилизованных лиц не предоставляет услуг.
Он осуществляет первичный скрининг (определяет потребности), расписывает инструменты реализации потребностей, осуществляет перенаправление клиента к поставщикам услуг и сопровождает (в соответствии с протоколами) результативность предоставления таких услуг.
Очень важно в применении кейс-менеджмента цифровые инструменты, а также профессионально разработанная первичная документация (акт оценки, индивидуальный план), которая должна быть обязательно оцифрована (если не прямо сейчас, то в будущем) Также, для эффективности инструментов кейс-менеджмента. быть четко расписаны алгоритмы взаимодействия и перенаправления, которые должны быть доведены до наших специалистов по сопровождению. если такие алгоритмы будут разработаны комплексными, в сотрудничестве со всеми стейкхолдерами и закреплены соответствующими нормативными документами (Постановлением Правительства). =»justify»>
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРВИЗИЯ И КАК ЕЕ ОБЕСПЕЧИТЬ
Отдельные специалисты очень хорошо понимают значимость супервизионных инструментов. , психологи, социальные работники.
Согласно классическому определению, супервидение специалистов – это профессиональная поддержка и наставничество, направленная на преодоление профессиональных трудностей, анализ и устранение недостатков, совершенствование организации работы, предотвращение профессионального выгорания, а также обеспечение эмоциональной поддержки.
В случае со специалистом по сопровождению ветеранов, супервидение – это, по сути, помощь в решении сложных случаев. А их, поверьте, будет не только много, а невероятно много. Для того чтобы не наступать на грабли, повторяя однотипные ошибки, разрабатываются инструменты супервидения. Процесс супервидения четко связан со сбором и обработкой аналитики. И эта аналитика – жизненно важна Минвета в том числе и государству в целом. Чтобы верифицировать эффективность сопровождения ветеранов, определять проблемные моменты и исправлять их, прогнозировать тенденции, заказывать и финансировать новые услуги, рассчитывать стоимость или целесообразность новых пакетов услуг и т.д.
Нужно ли говорить, что навыки супервидения – уникальны. Это не столько о знаниях, сколько об опыте. И предоставлять супервидение специалистам по сопровождению должны специалисты более опытные. Таким образом, мы говорим о ведущих специалистах.
Не забывайте также, что к функционалу специалиста по сопровождению отнесено также определение степени эффективности местных ветеранских политик. А это также напрямую связано с деятельностью ведущего специалиста, инструментами кейс-менеджмента, супервидением, эффективной обработкой аналитики.
ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ, СБОРА И ОБРАБОТКИ АНАЛИТИКИ
Для чего нам аналитика? Очень показателен пример с введением того же специалиста по сопровождению. Сколько таких специалистов нужно общинам? Минвет предусмотрел, что один специалист должен работать с 35 кейсами. Считается, что 35 кейсов равно 100 человек (речь идет о ветеранах и членах семей). Тогда почему так странна выборка по заказу общин на специалистов. Есть областные центры (с населением в 300 тысяч), которые ограничились 1-2 специалистами. А есть малые общины на 6,5 тысяч жителей, которые также заказали себе 1-2 специалистов. Что не так с такими расчетами? Отсутствие адекватной информации и аналитики. Как минимум. А уж потом – понимание, политическая воля и т.д.
По планам государства, в Украине вертикаль специалистов по сопровождению будет насчитывать 11-13 тыс. специалистов. Их аудитория – 1,5 млн ветеранов и еще 3-4 млн членов семей. клиентам, но и собирать, обрабатывать аналитику, которая позволит государствам корректировать свою ветеранскую политику в разных направлениях – медицинскому и социальному обеспечению, образованию, трудоустройству и т.д. проще всего это осуществлять через современные цифровые решения?
МЕСТО РАБОТОБРАСОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
Государство находится на старте запуска проекта. Понятно, что со временем он будет корректироваться. Поэтому сегодня есть немало проблемных вопросов. В частности, одно из них – – место трудоустройства Идеальна система, когда специалисты по сопровождению будут трудоустроены в специализированных коммунальных учреждениях – ветеранских просторах. Тогда наши бенефициары получают комплексное сопровождение на месте, возможность обратиться ко многим нужным специалистам. Однако сейчас решением правительства предусматривается трудоустройство специалистов по сопровождению в любом коммунальном учреждении. Таковой подход описывает инструмент реализации гос субвенции. Это означает, что сегодня на практике значительная часть специалистов по сопровождению будет трудоустроена в коммунальных учреждениях системы социальной защиты, которая имеет свои особенности и специфику.
>
ПРОАКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВ
Мы любим работать с общинами. Городскими и сельскими головами, старостами, специалистами из разных секторов. Почему? Потому что они первыми встречают наших бенефициаров. Семьи, общины, трудовые коллективы. Это – аксиома. Поэтому общины больше всего заинтересованы в реализации современных, а главное, эффективных инструментов реинтеграции ветеранов. Как сказал нам когда-то один сельский голова: «Я первым буду приветствовать появление специалиста, сделаю ему кабинет перед моим, оборудоваю его. Потому что я понимаю, что сейчас все ветераны идут ко мне. А так они будут идти к нему. И это правда жизни. Чрезвычайно уважаю миссию старост. Они поименно знают и считают количество мобилизованных, уволенных со службы, погибших и пропавших без вести. Для них это не цифры в статотчетности, а конкретные судьбы.
Но очевидно, что общины недокоммуникают. Кто-то не верит, что субвенция будет постоянно, кто-то думает –; посмотрю как оно пойдет, а потом «дозакажу», кто-то пытается придумать свой «велосипед». Какие наиболее типичные проблемы возникают на этом уровне. «Зачем нам специалист по сопровождению, когда есть ФСР». Здесь все просто – один день стратегирования и объяснения сущности ветеранской политики и вопрос снимается. «ФСР тоже раньше финансировался из субвенции, а затем был переведен на сами общины». В этом случае сложнее. Гарантий никто дать не может. Но государство проводит коммуникацию, что все специалисты в полном объеме как в части зарплат, так и в части премии и надбавок будут финансироваться за счет государственной субвенции. Возможно, эту коммуникацию нужно усилить. «У нас сегодня без работы является агроном, я его знаю, пусть он будет специалистом». Сложная история требует очень серьезной адвокации. Люди относятся к новой профессии как к чему-то не очень серьезному. А это значит, что в сознании закладывается «проблемность ветерана». С общинами нужно коммуникировать, постоянно, нужно демонстрировать и учить их ответственности. Это – непросто, это тоже есть своего рода элемент супервидения. И кто-то это должен делать.
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВ
Наша команда с марта работала над рамками квалификаций, профессиональным стандартом, тренинговой программой, первичной документацией, тестами, электронным кабинетом, алгоритмами перенаправления, детализацией инструментов кейс-менеджмента. Это – титанический и суперпрофессиональный труд нашей команды, совместно с партнерами из Минвета, а также международных организаций. Отдельное спасибо программе реинтеграции ветеранов IREX, Фонда «Возрождение» – вы помогли сделать все, чтобы этот проект был имплементирован.
И когда мы поняли, что супервидение является одним из самых больших запросов как общин, так и самих специалистов, мы создали новое структурное подразделение – Центр поддержки общин. Его задача – консультации общин и специалистов по разработке и реализации ветеранской политики на местах И это не только вопрос работы самого специалиста. Это еще и о создании ветеранских пространств, разработке эффективных программ взаимодействия и сопровождения ветеранов, модернизации управленческой инфраструктуры на местах, обучении специалистов и т.д.
Одним из помощных инструментов Центра есть универсальный чат-бот, способный снять 90% основных вопросов, которые сегодня поступают нам с разных каналов коммуникаций. Он будет постоянно обновляться и дорабатываться. Наша задача в дальнейшем сосредоточиться на разборе чрезвычайно сложных кейсов в ручном режиме. Для всего остального должны быть системные решения, в том числе цифровые.
< p>
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Длительность тренингового курса для специалистов по сопровождению – суммарно 150 часов. Это 150 часов сплошной практики и разбора кейсов.
Длительность тренингового курса для ведущих специалистов – на 20 часов больше, кейсы еще сложнее.
Первые несколько волн работы отборочных комиссий в 2024 году завершились отбором 561 кандидата в специалисты по сопровождению.
Из них 125 – ветеранов и 95 членов семей.
Более 60% отобранных специалистов – находятся в резерве и ожидают создания рабочего места в их общине (или перейти на работу в другое общество).
Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить:
-
нашим международным партнерам за поддержку инициатив (Программа реинтеграции ветеранов IREX, PACT, Международный фонд «Возрождение», Chemonics, USAID);
-
нашей команде за профессионализм (она у нас очень крутая);
-
нашим защитникам за победу.
Спасибо за службу! Готовы помочь!
Оксана Коляда, г< /em>оловаправнение ОО «Пространство возможностей», министерка по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (2019-20 годы)
* Мнение автора может не совпадать с позицией агентства