В этом году наше государство имело много успехов на внешнеполитическом уровне, но работы еще много – следующий год готовит новые вызовы
Вместе с известными экспертами – политологами и дипломатами – Укринформ выделил главные успехи Украины на этом треке в течение года, а также вызовы, которые нас ожидают в следующем. 2025-м.
ВОСЬМЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ УСПЕХОВ УКРАИНЫ В 2024 ГОДЕ
- Перенос войны на территорию врага
Главный военно-политический результат – перенесение боевых действий на территорию врага, комментирует Укрифнорму председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Речь идет об операции наших военных в Курской области, которая принесла Украине ряд достижений. Например:
- произошло частичное изменение характера военных действий;
- военные действия нынешней войны впервые и на длительное время были перенесены на территорию РФ, что стало полной неожиданностью для российской власти и российской населения, а также для международного сообщества;
- эта операция разрушила миф об «красной линии» на границе между РФ и Украиной, пересечение которой может вызвать крайне негативные последствия для Украины и Запада, в частности, использование Россией ядерного оружия против Украины, или масштабную эскалацию нынешней войны;
- Курская операция оживила информационное пространство и ощутимо повысила мировой интерес к ходу российско-украинской войны, а также убедительно продемонстрировали всю слабость военно-политического руководства России.
«А еще — признание нашими международными партнерами и значительной частью международного сообщества нашего права защищать себя из-за ударов по территории врага, в том числе посредством западного дальнобойного оружия», — добавил политолог.
- Восстановление масштабной помощи от США
Владимир Фесенко считает: главный политический результат 2024 года в том, что мы выстояли, несмотря на многочисленные внешние и внутренние проблемы — «Несмотря на многомесячную паузу с военной помощью со стороны США, чрезмерную осторожность наших международных партнеров и т.д.
Сенат США
О возобновлении масштабной помощи от США упомянул и дипломатВадим Трюхан: «За более чем полгода ее отсутствия Украина столкнулась с серьезными трудностями на фронте, что лишь подчеркнуло нашу зависимость от американской поддержки. Благодаря слаженной дипломатической работе на разных уровнях удалось убедить новое руководство Палаты представителей США, в частности спикера Майка Джонсона, в необходимости продления помощи. Тот факт, что он смог найти общий язык с Дональдом Трампом, в то время еще с кандидатом в президенты, и наконец добиться принятия решения о помощи, является серьезным достижением украинской дипломатии.
- Финансовая помощь партнеров
«Важные успехи нашей дипломатии – это решение международных партнеров о финпомощи, а именно: многолетняя программа ЕС «Ukraine facility», пакет помощи от «Большой семерки» на $50 млрд, продолжение программы с МВФ и т.д., — перечисляет Фесенко.
Трюхандополняет: «Выделение кредита на сумму 50 миллиардов долларов для Украины — это еще не окончательная победа, нам нужны не только эти проценты, но и полная конфискация всех активов и репарации от России. Однако движение в этом направлении уже есть. Создан реестр ущерба, причиненного Украине, который действует под эгидой Гааги. Это значительный шаг к обеспечению справедливости и получению компенсации за потери, причиненные агрессией РФ.
- Формула мира и ее внедрение
Важным дипломатическим событием эксперты называют Глобальный саммит мира, который состоялся 15 июня в Швейцарии, где в целом были представлены 92 страны и 8 международных организаций. А также дальнейшее продвижение украинской позиции относительно условий завершения войны.
Соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян говорит, что с помощью этого саммита Украина совершила эффективное дипломатическое контрнаступление.
«Одним из главных достижений года стал прогресс в реализации украинской формулы мира. Этот процессоориентированный подход обеспечил не только существенные результаты в противодействии деструктивным сценариям со стороны Китая, Бразилии, России и других, но и сплотил международную коалицию решительных стран вокруг украинского плана завершения войны. Украинская дипломатия смогла эффективно адаптировать принципы Устава ООН к условиям российско-украинской войны, невзирая на сложные вызовы — постоянное торпедирование со стороны России, неопределенность позиций отдельных государств и сдержанность некоторых западных столиц, — комментирует политолог.
Саммит Мира в Швейцарии
По словам Саакяна, этот прорыв подтвердил способность Украины лидировать в международной дипломатической повестке дня даже в сложных условиях.
>
«Хотя это мероприятие в Женеве не принесло немедленных практических результатов, его значение трудно переоценить. Собрание большого количества государств и международных организаций вокруг вопроса квалификации преступлений России и разработки механизмов ее сдерживания — это важный шаг к предстоящей мирной конференции. Эта война, развязанная Россией, по сути, является Третьей мировой в гибридном формате. Саммит стал началом работы над обновлением архитектуры безопасности для послевоенного мира», — добавил Вадим Трюхан.
- Дипломатия на Глобальном Юге и Африке
Олег Саакян считает, что на треке взаимодействия со странами Африки и Глобального Юга Украине удалось сделать заметный шаг вперед. Хотя говорить о полной победе преждевременно, важно отметить значительные усилия, направленные на продвижение украинской позиции в этих регионах.
«Украина постепенно закрепляет свою роль не только как европейского, но и глобального игрока. Это стало возможным благодаря комплексным дипломатическим и инициативам безопасности, включая работу украинских спецслужб. Изменения в подходах и стратегическом мышлении позволяют рассматривать это направление как важную инвестицию в будущее», — отметил он.
- Евроинтеграционный прорыв
Также 2024 год стал годом конкретного прогресса на пути к членству в Европейском Союзе.
«Украина начала движение в статусе кандидата, успешно выполнила ключевые маркеры и демонстрирует системную подготовку к следующим этапам интеграции. Это усиливает позиции Украины как будущего полноценного члена европейского сообщества, — говорит Олег Саакян. – Поэтому дипломатические достижения Украины в 2024 году свидетельствуют о ее устойчивости, гибкости и способности решать сложные задачи на международной арене. Они стали весомым вкладом в усиление позиций государства в глобальном мире.
- Украину однозначно поддерживают более 80 стран мира
Очень важно для Украины на дипломатическом фронте то, что нам удается сохранять серьезную поддержку не только из тех государств, которые входят в формат «Рамштайн», но и тех, которые представлены в Генеральной ассамблее ООН.
«На сегодняшний день таких государств как минимум 80. Почему именно такая цифра? А потому, что именно столько буквально накануне проголосовали за очередную достаточно сильную резолюцию, касающуюся и Крыма, и нарушения прав человека на оккупированных территориях. Эта резолюция показывает, что около 80 государств поддерживают Украину в ее попытке выстоять в противостоянии с нацистской Россией», — отметил Вадим Трюхан.
- Осознание на реальной угрозы, которую представляет Россия
Бывший глава МИД Украины, руководитель Центра исследования России Владимир Огрызко говорит, что 2024 год стал определяющим для украинской дипломатии, которая добилась заметных успехов на нескольких стратегических направлениях. важно обращать внимание не только на отдельные факты, но и на общие тенденции, влияющие как на Украину, так и на свет в целом.
«Одной из ключевых тенденций является рост осознания на Западе реальной угрозы, которую представляет Россия. Это можно считать значительным достижением украинской дипломатии», — утверждает дипломат.
В частности, важным сигналом стала позиция, зафиксированная в итоговых документах Вашингтонского саммита НАТО, где Россия определена как самая большая угроза для цивилизованного мира, опередив даже Китай, которого раньше часто называли основным вызовом.
«Для Украины это означает существенное смещение в подходах западных стран к вопросу безопасности. Хотя не все западные лидеры готовы полностью поддержать эту позицию, сама тенденция чрезвычайно важна для нас. Этот результат — прямая заслуга украинской дипломатии, которая проводит колоссальную работу в европейских и других столицах, объясняя миру захватническую и агрессивную сущность Российской Федерации. Благодаря этим усилиям мы видим постепенное формирование более решительного и объединенного отношения Запада к угрозам, с которыми сталкивается Украина и весь демократический мир», — подчеркнул Владимир Огрызко.
ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ВЫЗОВ ДЛЯ УКРАИНЫ В 2025 ГОДЕ
- Переговорный процесс
По мнению экспертов, первая половина 2025, вероятно, будет сосредоточена вокруг попыток начать переговорный процесс, который будут инициировать, в частности, США. Этот вызов будет иметь многослойную природу. Для Украины переговоры — это не только о возможных договоренностях с Россией, но и сложная дипломатическая игра с союзниками, которые могут преследовать собственные интересы.
«Главная опасность — это ловушки, расставленные Россией и некоторыми другими игроками, стремящимися использовать переговорный процесс для выгодных для себя условий. Украине нужно проявлять высокое дипломатическое мастерство, балансируя между избеганием прямых уступок и сохранением доверия партнеров», — говорит Олег Саакян.
Наша стратегия должна базироваться на трех ключевых элементах:
- Обнаружение скрытых рисков — тщательный анализ и проактивная работа по нейтрализации потенциальных угроз;
- Формирование собственной повестки дня — Украина должна предложить переговорную рамку, учитывающую национальные интересы, а не быть пассивным участником.
- Гибкое взаимодействие с партнерами.
«Относительно последнего – необходимо выстраивать многослойные форматы сотрудничества: с кем-то играть в “пас”, с другими создавать параллельные конструкции поддержки. Соединенные Штаты остаются ключевым партнером, и здесь особенно важно сохранять проактивную позицию и держать руку на пульсе всех политических изменений», — подчеркнул политолог.
«Первый и ключевой вызов – это переговоры. К ним нас склоняют подавляющее большинство наших партнеров. И Трамп, и Шольц, и Орбан, и Фицо, — говорит Вадим Трюхан. Подготовка благоприятной среды к этим переговорам, формирование правильной команды дипломатов с серьезным опытом. это вызов: «К переговорам нужно очень серьезно готовиться, иметь четкую позицию, которая была бы понятна не только внутри страны, но и понятна нашим партнерам, в первую очередь в США и ЕС».
А это &ndash ; Владимир Фесенко: «Два главных и взаимосвязанных вызовов для нашего государства на 2025 год – начало переговоров о завершении войны и продолжении Россией войны даже во время переговоров. Чтобы обеспечить надлежащие результаты на мирных переговорах, Силам Обороны Украины необходимо остановить наступательные действия врага, стабилизировать фронт. Одновременно украинская дипломатия должна нейтрализовать и сломать ультимативную стратегию России на мирных переговорах, убедить американских партнеров в необходимости усиления давления на РФ для обеспечения прекращения войны, в конце концов, обеспечить приемлемые для нас условия прекращения боевых действий и гарантий безопасности на послевоенный период.
- Транзит власти в США и позиция Дональда Трампа
Сейчас сложно спрогнозировать, какую политику в отношении Украины изберет новый президент США, говорит Вадим Трюхан: «Несмотря на то, что встреча Зеленского с Трампом в Париже при посредничестве Макрона носила положительный характер, Украина до сих пор не имеет с ним стабильного диалога. Особое внимание следует уделить сохранению национальных интересов в контексте транзита власти от администрации Байдена к Трампу. Именно поэтому Киеву необходимо предлагать взаимовыгодные решения, которые будут отвечать как интересам Украины, так и стратегическим интересам США.
< >«Украине нужно сосредоточиться на том, чтобы сформировать условия, при которых любая администрация США, независимо от ее политического курса, будет вынуждена поддерживать Украину. Следует работать над тем, чтобы перенаправлять возможные эмоциональные или политические импульсы в Вашингтоне на противодействие России, а не на давление на Киев», — говорит Олег Саакян.
- Продолжение переговоров о вступлении в ЕС
Накануне президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен заявила, что Евросоюз планирует открыть кластеры в рамках переговоров с Украиной о ее вхождении в ЕС на следующий год на основании продемонстрированных достижений на пути к членству.
«Мы должны продолжать нашу политическую поддержку для Украины. Они добились огромного прогресса на пути к членству в Европейском Союзе. Если они будут в дальнейшем придерживаться этих усилий, мы должны быть готовы открыть переговоры вокруг фундаментального кластера в начале 2025 года и (открыть) другие кластеры – в течение этого же года. (…) Украинцы борются сейчас за будущее в Европейском Союзе, и они должны знать, что их усилия вознаграждаются и что флаг Украины будет развеваться в сердце ЕС», — подчеркнула глава Еврокомиссии.
В связи с этим Владимир Фесенко отметил: «2025 год будет важным для нас также с точки зрения начала содержательных и масштабных переговоров о вступлении в ЕС по всем направлениям и кластерам. Именно в этот период должен быть заложен надежный фундамент дальнейшего переговорного процесса о вступлении в ЕС и обеспечены высокие темпы этого процесса.
- Военная помощь
«Важным вызовом для Украины является то, что формат «Рамштайн» постепенно теряет свою актуальность и роль координационного центра поддержки. Однако переход ответственности за координацию коалиции государств, помогающих Украине, от США в НАТО, к сожалению, до сих пор не реализован и находится на паузе», — отмечает Вадим Трюхан.
Вопрос, как будет продолжаться координация усилий демократических государств, направленных на поддержку Украины и противодействие российской агрессии, остается открытым. В этом контексте важно, чтобы украинская дипломатия эффективно работала с новым генеральным секретарем НАТО Марком Рютте, хорошо понимающим особенности ситуации и важность поддержки Украины.
«А главное – он хорошо понимает "ху из Путин"», — подчеркнул дипломат. И добавил: «Украине нужно закрепить успех недавней декларации шести ведущих европейских государств и ЕС, подписанной в Берлине. Важно активизировать европейское ядро поддержки в сотрудничестве с США и НАТО. Усиление координации, которое должно не только сохранить, но и значительно усилить помощь Украине, является стратегической задачей. Дональд Трамп недавно оговорился, что в случае если Россия не пойдет на его условия, военная помощь Украине может вырасти вдвое. Это дает основания для оптимизма при правильной работе нашей дипломатии.
Олег Саакянговорит, что в зависимости от того, как будет развиваться или, наоборот, будет проваливаться переговорный процесс, перед Украиной предстает еще один ключевой вызов. военная дипломатия и взаимодействие с коалицией решительных: «В настоящее время для Украины создается многоуровневая «подушка безопасности». Речь идет о двусторонних договоренностях и инвестициях в закупку вооружения, включая поддержку украинского оборонного промышленного комплекса. Особое внимание следует уделить так называемому датскому кейсу, когда страны, прежде всего Северной Европы (Дания, Норвегия, Швеция и т.д., — Ред.), берут на себя обязательство инвестировать в украинское производство военной техники. Эта модель уже масштабируется другими странами (как вот странами Балтии, — Ред.) и создает основу для долговременной устойчивости Украины.
www.ukrinform.ua