Если сработает эта газово-политическая комбинация, нам прибавится напряженности на границах и в международных отношениях
Продолжается вторая неделя приднестровского энергетического кризиса, и становится все более очевидным, что причина его совсем не газ. Обеспечить регион энергоносителями из альтернативных источников после остановки поставок от российского «Газпрома» уже предлагала самопровозглашённому руководству ПМР Молдова, но получили отказ. «Мы понимаем, что правительство Молдовы уже предложило Приднестровью энергетическую и гуманитарную помощь, и она не была принята», – заявила по этому поводу спикер Еврокомиссии Анитта Гиппер, пишет Politicо. Ранее Politico уже опубликовала переписку, которая доказывает факт отказа. Гиппер призвала Тирасполь сотрудничать с Кишиневом по этому вопросу ради местного населения, лишенного отопления, горячей воды и электричества по несколько (в среднем 8) часов в сутки. Но ее призывы не будут услышаны. Не для того Кремль начал эту газовую блокаду, чтобы приднестровцам просто так стало тепло. Вероятно, их недовольство еще планируют использовать.
КАК НЕ КРУТИ, ВИННА БУДЕТ САНДА
Правительство Молдовы ситуацию понимало прекрасно и к началу 2025 года позаботилось о диверсификации поставок энергоресурсов. 1-2 января процентов на 50 потребности в электроэнергии страны покрыл импорт из Румынии, и молдаване дискомфорта не ощутили. Да и газ Кишинев для внутренних нужд уже несколько лет покупает у европейских поставщиков, а на днях «Молдовагаз» в тестовом режиме попыталась закачать природный газ из Болгарии через Трансбалканский газовый коридор. Все ежегодные 5,7 млрд кубометров газа, получаемые Молдовой от «Газпрома», направлялись в Приднестровье.
Россия для Приднестровья — главный кормильец. Фото dyvys.infо
В частности, для нужд электроэнергии Молдавской ГРЭС, потребляемой обеими берегами Днестра. Когда генерация прекратилась, некоторые мощности недополучила и Молдова, но там к этому моменту готовились.
А вот в непризнанной ПМР то, что Украина 1 января остановила транспортировку российского газа через свою ГТС, стало «неожиданностью». Выключилось центральное отопление, 350 тыс. население живет по графику веерных отключений, попытки обогреться электроприборами приводят к многочисленным авариям в сети. А запасов угля, благодаря которому у анклава хоть какая-то электроэнергия, по прогнозам кризисного центра правительства Молдовы, хватит примерно до конца января.
Самопровозглашенный президент Вадим Красносельский настраивает граждан «немножко потерпеть» и обвиняет в энергокризисе исключительно Кишинев: «Молдова ничего Приднестров’ю не даст, это не их цель. Их цель –; задушить нас». О том, что «Газпром» успешно мог бы использовать альтернативный маршрут поставки газа в Приднестровье (через «Турецкий поток», Болгарию и Румынию) и ссылается на долги Кишинева за газ, власть ПМР молчит.
Поэтому премьер-министр Дорин Речан расценивает ситуацию как использование Кремлем энергетики в качестве «политического оружия». «Это кризис безопасности, который Россия пытается вызвать в регионе, используя энергетическое оружие. Они прекратили поставки газа в регион, который контролируют, в частности, благодаря тому, что незаконно разместили там войска и никому не позволяют помогать региону. заявлял он. По данным Politico, Речан говорил об этом в понедельник на закрытой встрече с прессой и высшими должностными лицами администрации государства. В Молдове считают, что нагнетание напряженности, по замыслу Москвы, должно повлиять на результат важных парламентских выборов в ноябре.
Желание РФ усилит внутреннюю напряженность более чем очевидное, считает руководитель Центра общественной аналитики «Башня» Валерий Клочок. Интерес России к этому региону никуда не исчез, языковой вопрос и «российская карта» там так же разыгрываются в подходящие моменты, как и в Грузии или Украине. «В настоящее время геополитическая ситуация складывается таким образом, что этот анклав может уйти из-под контроля Кремля., – объясняет он. – А он давно пытается реализовать план установления пророссийских властей в Молдове. Потому что в Грузии, Украине и Молдове РФ действует по одинаковому сценарию, только с разным успехом. Но Молдова, по мнению Валерия, вполне может стать успешным для нее кейсом. «Общество в стране очень разделено, победой Майя Санду обязан исключительно диаспоре, – говорит он. – Теперь дело за выборами в парламент. Это парламентско-президентская республика, президент имеет меньше полномочий, как премьер. Пока они сотрудничают и солидарны в важных вопросах, таких как реинтеграция ПМР. «Кризис в Приднестров’е – это шанс для Москвы дестабилизировать ситуацию, отобрать полномочия у Санду– максимально обнулить ее в должности президента, – считает Клочок. – Президент не любит союзников, строит самостоятельную политику, и это создаст для нее проблемы в будущем парламенте.
НЕ ГОЛОСАМИ, ТАК ПРОТЕСТАМИ
Планы России в регионе многослойные, считает эксперт по международным энергетическим и безопасным отношениям, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар. Для начала – представить непризнанную республику жертвой двух уже находящихся нацистских режимов. Пока показать гуманитарную катастрофу в ПМР не удается из-за теплой погоды, говорит он.
Власти так называемой ПМР просят население переждать кризис. Фото иллюстративный dyvys.infо
Да и бытовые потребители в Приднестровье, как и в Молдове, в основном используют твердое топливо. дрова. А без газа остались несколько крупных промышленных предприятий. главные потребители бесплатного русского газа. «Так сопляки о «конает бедная ПМР» – большое преувеличение. Но именно в этом направлении раскручивается сценарий, – говорит Гончар. – Вероятно, это будет продолжаться до морозов, и тогда сюжет изменится на спасительный. «Газпром» может поставлять газ в свой анклав по второй нити «Турецкого потока», как это делается для Болгарии, Сербии, Венгрии, объясняет эксперт. А потом можно реверсом подать 2 млрд кубометров Трансбалканским газопроводом, которым когда-то российский газ шел в Турцию и Балкан транзитом через Украину, Приднестровье, правобережье Молдовы. Свободные мощности в «Турецком потоке» есть.
«Это может быть обставлено соответствующим шоу, когда оппозиционеры из Молдовы, Гагаузии и тираспольские деятели поедут в Москву с челобитной, Путин прикажет «Газпрому» подать газ и будет спасателем, – говорит Михаил Гончар. – При этом рассчитывают на двойные дивиденды.
Фиолетовая линия — "Турецкий поток", красная — Транс. Карта сети
Будет развернута пропагандистская кампания – помните, кто спас вас зимой и за кого голосовать на выборах. «Не думаю, что она будет успешна – к ноябрю все забудется, – рассуждает Гончар. – Но расшатывание ситуации, создание хаоса – традиционный российский подход и в сторону Молдовы он в том или ином виде применялся постоянно.
Вопрос реинтеграции самопровозглашенной республики всегда был в приоритете для Молдовы, и представилась возможность ее реализовать, говорит Валерий Клочок. «Наша цель – реинтегрировать страну И это должно начаться с того, что Россия должна вывести свои войска, – уже заявил Дорин Речан, пишет Politico, потому что, мол, этот кризис может привести к концу самопровозглашенной независимости ПМР. И было бы здорово добиться этого, замечает Клочок. Экономическая модель так называемой ПМР держалась исключительно на российских подачках. Задолженность, о которой говорит «Газпром», – условно, Тирасполь никогда не платил России за газ. «В ПМР жителям продавали бесплатный газ, деньги оставались в Тирасполе. Себестоимость производства продукции была нулевая и это приносило, без преувеличения, миллиарды долларов прибыли, – описывает ситуацию он. – А теперь это все может выскользнуть из рук.
Да еще надо воспользоваться, подтолкнуть этот процесс. «Пока большой решимости у Кишинева не вижу», – говорит Валерий Клочок. Зато более чем решительно настроены в Москве –; создать повод для недовольства населения, придумать катализатор, что возмутит его. «Им нужно поднять бучу. Путин поднял ставки, мне кажется – идет ва-банк, – считает эксперт. – Ему нужно, чтобы на улицы вышли пророссийские. силы. Схема стандартная – создание невыносимых условий для жизни, протесты, первые жертвы… «Вопрос не в том, как проголосуют на выборах – Кремлю желательно спровоцировать Кишинев, чтобы не удержал позиции. А дальше они выборы и сами смоделируют, – считает господин Валерий.
Но пока такого обострения не заметно – многие жители ПМР (даже тех, кто с российскими паспортами) благосклоннее относятся к Европе, чем к России, и на фоне этого кризиса готовы мигрировать в Молдову. «Такому выводу пришли с коллегами, хорошо разбирающимися в внутренней ситуации в Приднестровье на социально-бытовом уровне, – говорит Клочок. – Это не создало бы угрозы стабильности Молдовы: выборы показали, что жители Приднестровья в целом положительно относятся к ней.
«Нельзя исключать какой-либо вариант, но прогнозировать, что в результате всего Молдова свернет с пути евроинтеграции, – преувеличение, – считает Гончар. – Хотя на этой теме пророссийские силы могут увеличить свое влияние. Поэтому правительство Молдовы должно организовать информационную кампанию для противодействия.
Совместный с российскими солдатами парад в Тирасполе 9 мая 2016 года. Фото balkaninsight.com
А НАМ – ЛИШНЯЯ ГЛАВНАЯ БОЛЬ
«Украине не стоит бросаться на помощь сепаратистскому анклаву (такие мнения уже раздаются) – это не будет оценено, – отмечает Михаил Гончар. – Некоторые считают, что Украина могла бы предоставить определенный объем газа для ПМР, но это не изменит настроений в республике. Они не станут проевропейскими, как ни стали в последние годы, еще и в условиях, когда даже в Молдове действует российская пропаганда. «Ничто не помешает РФ подать все так, будто газ дали в результате ее давления на Европу, а Европы – в Украине», – говорит он.
Максимум угроз для Украины в этом кризисе – избрание вражеского парламента и изменение внешней политики Молдовы, считает Гончар. На этот случай нам нужна четкая позиция и координация с Румынией: экономические отношения с пророссийским анклавом должны быть свернуты. «Это давно нужно было делать. Но ведь политика Молдовы была направлена на мирную бесконфликтную реинтеграцию, – объясняет эксперт. – А она ни к чему не привела». Вся эта история в любом случае – дополнительная угроза Украине, считает эксперт по международной политике Александр Краев. «Это стандартная тема нашей внешней политики – если у ПМР какая-то проблема, обострение на этой границе, нам нужно держать там дополнительный гарнизон, – говорит он. Любое расшатывание ситуации в Приднестровье выгодно россиянам – потому что это держит в напряженности нас и влияет на газовый рынок Европы. «Из-за обвинений молдаван в неуплате за газ, хотя они и не должны платить за приднестровцев, обвинение нас в блокировании поставок», – объясняет эксперт.
На этой границе у нас всегда есть свой гарнизон. Фото иллюстративное mil.in.ua
Украина в результате вынуждена переоценивать риски безопасности на западной границе, а параллельно получается давить на европейцев. Сейчас российская пропаганда в искусственно созданном кризисе обвиняет именно Киев, и это на фоне набирающих обороты конфликтов с премьер-министрами Словакии и Венгрии. «К сожалению, россияне эффективно применяют тактику наступления на нескольких фронтах одновременно», – отмечает Краев.
Помимо того, что россияне успешно используют провокации, они всегда умели найти в Европе людей, которым также эти провокации нужны, констатирует эксперт по внешней политике. У Роберта Фицо и Виктора Орбана уже давно неприятности с Брюсселем. «Орбану уже третий год из-за нас угрожают лишить средств регионального развития и он постоянно должен беспокоиться, чтобы его воспринимали как адекватного политика, с которым можно иметь дело, – объясняет он. – А тут повод для обоих сказать: это не мы такие, проблема всегда была и будет в Украине, видите – не только для нас создала неприятности. А нам только дополнительных обвинений сейчас как раз и не хватало.
Татьяна Негода, Киев
Первое фото emerging-europe.com