Эксклюзив Образование Военной полиции сверхважно для военного правопорядка, и промедление с принятием этого решения недопустимо.
Такое мнение военный прокурор Западного региона Украины (2011 г.), Южного региона Украины (2014-2015 гг.) Павел Богуцкий выразил в интервью Укринформу.
«Законодательные решения по образованию военного правоохранительного органа – Военной полиции на сегодняшний день не приняты», — констатировал Богуцкий.
Он напомнил, что в действующей Концепции реформирования уголовной юстиции, утвержденной Указом Президента еще в 2008 году, предполагалось реформирование Военной службы правопорядка в ВСУ в Военную полицию с полномочиями досудебного расследования по уголовным правонарушениям, совершенным военнослужащими. Несколько законопроектов, касающихся Военной полиции, находятся на рассмотрении в Верховной Раде. По словам эксперта, у них есть системные недостатки, однако после доработки и учета замечаний специалистов "могли бы быть уже давно приняты как закон".
"В профильном комитете Верховной Рады действует соответствующая рабочая группа. Однако эффективность деятельности этой рабочей группы настолько низка, что складывается стойкое впечатление об умышленном затягивании принятия сверхважного для военного правопорядка решения об образовании Военной полиции», — заявил Богуцкий.
При этом, по его словам, народные депутаты «не признают за Военной полицией полномочий по осуществлению досудебного расследования». В этом контексте он отметил, что речь идет о передаче определенной категории уголовных производств по подследственности ДБР в Военную полицию. >
"В интересах Украины – обеспечить эффективное влияние на состояние военного правопорядка в силах обороны в условиях жестокого вооруженного конфликта, обусловленного агрессией РФ. Такое влияние может оказывать исключительно военный правоохранительный орган, Военная полиция, законодательное обеспечение по созданию которой и организация деятельности должны быть безотлагательно решены», — убежден он. с которыми за январь-декабрь 2024 года доля учтенных уголовных правонарушений, совершенных военнослужащими, в общей структуре преступности достигает 30%.
В то же время эффективность совершения досудебного расследования уголовных правонарушений, совершенных военнослужащими, по его словам, "крайне низкая – только в 9% случаев по учтенным в 2024 году военным уголовным правонарушениям виновным лицам сообщено о подозрении.
"Неужели этих аргументов мало, чтобы понять приоритеты деятельности правоохранительной системы воюющего государства, понять цену, которую платит государство за призыв на военную службу и розыск тех лиц, которые совершили самовольное уход из воинских частей, места службы, дезертировали из армии? Неужели невозможность выполнить боевые распоряжения во время ведения оборонных действий из-за отсутствия личного состава, покинувшего место службы, не является аргументом для образования Военной полиции и предоставления этому правоохранительному институту всех определенных законом полномочий?" — подчеркивает Богуцкий.
Как сообщалось, Верховная Рада 19 июня 2024 года приняла за основу доработанный законопроект «О Военной полиции» (регистр. №6569-д), которым определяются правовые принципы организации деятельности Военной полиции, ее общая структура, задачи и полномочия.
Предполагается, что Военная полиция будет военным формированием с правоохранительными функциями, будет входить в состав сектора безопасности и обороны, и своей основной задачей будет обеспечение правопорядка и военной дисциплины в Министерстве обороны, Вооруженных силах и Государственной специальной службе транспорта.
Образование нового органа военной юстиции состоится на базе Военной службы правопорядка в ВСУ.