Дональд Трамп не откажется от поддержки Украины оружием, но формат этой поддержки может существенно измениться

Уже в следующий понедельник, 20 января, Дональд Трамп официально возглавит новую администрацию в Белом доме. Укринформ поинтересовался у известных экспертов, чего нашему государству ждать от 47 президента США, в частности в контексте его последних заявлений, часто резонансных, и сообщений в западных СМИ о вероятной подготовке к встрече с Путиным? Что будет в дальнейшем с американской военной помощью, продолжит ли существование формат «Рамштайн», объединяющий свыше 50 стран, будут ли Соединенные Штаты сохранять в нем лидерство, да и вообще – участие? 

«Только из-за победы над Путиным Трамп войдет в историю как лидер, который не только сделал Америку великой, но и утвердил ее глобальную роль»

«После 20 января мир не остановится. Он продолжит двигаться вперед, и это движение будет зависеть не только от решений Дональда Трампа, но и от действий Украины, Европы и окружающих нового президента США людей. Важно понимать, что Трамп, как и любой американский президент, не имеет абсолютной власти. В США существует политическая система сдерживаний и противовесов, а также развитая культура принятия решений, не позволяющая резких и необдуманных шагов. Даже если у Трампа возникнут нестандартные идеи, так называемый deep state – глубинное государство – скорректирует их, направляя политику к более сбалансированным решениям, – комментирует Укринформу эксглава МИД Украины, руководитель Центра исследований России Владимир Огрызко.

По его словам, для Украины это означает, что мы, скорее всего, не увидим внезапных изменений в политике США по отношению к нашему государству. Поддержка со стороны Вашингтона, возможно, не станет чрезвычайной, но и отказа от нее тоже не будет. Мы можем рассчитывать на продолжение уже утвержденных программ и инициатив.

«Это особенно важно, ведь наши западные партнеры, в частности европейские, уже пообещали поддерживать Украину в 2025 году как в военном, так и в экономическом аспектах» , – добавил дипломат.

Владимир Огрызко

Что касается заявлений Трампа о возможности скорейшего завершения войны, то ожидать, что мир наступит через 24 часа, – нереалистично.

«Сам Трамп это понимает, как и его советники и будущие должностные лица администрации. Разрешение конфликта потребует времени, усилий и системного подхода, – отмечает Огрызко.

Важным вызовом остается возможность контактов между Трампом и российским диктатором Путиным. В этом контексте Украина должна сделать все возможное, чтобы позиция Трампа на таких переговорах учитывала не только американские, но и украинские интересы.

«Для этого нам нужно работать над коммуникацией, чтобы объяснить США истинную природу войны, ее риски для глобальной безопасности и нашу роль в сохранении стабильности. Этот год потребует от Украины настойчивых усилий, чтобы наши западные партнеры четко понимали нашу позицию. Работы еще много, но именно это станет залогом успеха в диалоге с администрацией Трампа и в построении общей стратегии по завершению войны, – считает наш собеседник.

На вопрос, что в дальнейшем будет с военной помощью Украине, Владимир Огрызко ответил: Вопрос военной помощи Украине при президентстве Дональда Трампа остается сложным и неоднозначным. С одной стороны, Трамп неоднократно заявлял о желании быстро закончить войну, даже говорил о давлении как на Москву, так и Киев. Это может вызвать беспокойство, ведь попытки давления могут быть связаны, в частности, с уменьшением военной поддержки Украины, чтобы принудить нас к компромиссу. Но действительно ли такие попытки будут реализованы – вопрос открыт».

По мнению дипломата, стоит посмотреть на это с другой стороны, сквозь призму амбиций самого Трампа, позиционирующего себя как величайшего президента всех времен, лидера всех лидеров, стремящегося сделать Америку самой могущественной страной мира.

«И здесь возникает очевидное противоречие: может ли такой "лидер всего мира" проиграть авторитарному диктатору? Может ли он позволить, чтобы его воспринимали как слабого или даже уступившего бандиту? Здесь становится очевидным, что для Трампа репутация победителя является ключевой. И если он хочет войти в историю как лидер, не только сделавший Америку большой, но и утвердивший ее глобальную роль, он должен продемонстрировать силу. А это возможно только из-за победы над Путиным.

Как этого добиться? Логический путь –ndash; не сокращение помощи Украине, а, напротив, ее усиление. Параллельно с этим может быть введен новый этап жестких санкций против России.

«Такая комбинация вполне способна заставить Путина уступить, приползти на коленях на переговоры, на которых ему вручат не то, что он хочет, а вручат капитуляцию , которую ему придется принять».

Наконец, что касается формата «Рамштайн»?..

«Следующая, 26-я встреча в формате «Рамштайн» уже запланирована на февраль, и я убежден, что она не будет последней. Хотя раньше звучали прогнозы, что 25-я встреча станет финальной, мы видим, что процесс продолжается. Вопрос только в том, сохранится ли название «Рамштайн», или формат получит новое название. Но это совершенно не меняет сущности. Участие 50 стран, объединенных общей целью – помочь Украине преодолеть российскую агрессию, останется ключевым фактором. Будут ли в этом формате США? Я уверен, что будут. Соединенные Штаты, позиционирующие себя как мировой лидер, просто не могут позволить себе остаться в стороне. Если Америка хочет оставаться первой страной мира, она должна демонстрировать лидерство не только в словах, но и в действиях. Поэтому нет никакой серьезной политической причины для того, чтобы США прекратили свое участие в "Рамштайне"», – утверждает Огрызко.

Сводя итоги: после 20 января нас ожидает, если использовать метафору, «погода» не ярко-солнечная, но и не пасмурная.

«Это будет стандартное, рабочее положение вещей. Нам не стоит впадать в панику или пессимизм. Украинская дипломатия ведет активную работу на всех уровнях, и многие усилия уже приносят результаты. Смотреть в будущее следует со сдержанным, но реалистичным оптимизмом. Мы имеем все шансы продолжать получать поддержку и добиваться прогресса в борьбе за нашу свободу, – подчеркнул Владимир Огрызко.

«Военная помощь Украине со стороны США продолжится, но с высокой вероятностью может измениться ее формат»

Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» считает, что пока от Трампа можно ожидать только инициирование переговоров о завершении войны между Россией и Украиной.

«Именно с этим связана и подготовка встречи с Путиным, хотя на переговорах с президентом РФ будут обсуждаться также проблемные вопросы сферы безопасности (дальнейшая судьба договоров об ограничении стратегических вооружений, о ракетах средней дальности и т.п.) и конфликтные темы двусторонних отношений», – говорит эксперт.

Но уже очевидно, и об этом пишут в американских и западных СМИ, что у команды Трампа на данный момент нет четкой переговорной стратегии по завершению войны между Россией и Украиной.

Владимир Фесенко

«Именно поэтому у Трампа отказались от попыток быстро завершить эту войну. К тому же, они убедились, что быстро сделать это не удастся. А получить сразу провальный результат они не хотят. добавил Фесенко. – Запрограммировать дату завершения войны невозможно. Однако заявления о 100 днях нужно воспринимать всерьез. В США это символический термин для оценки стартового этапа деятельности нового президента. По всей вероятности, в команде Трампа есть определенные планы попытаться договориться о завершении войны в этот период, чтобы продемонстрировать одну из первых внешнеполитических побед Трампа. Другое дело, удастся ли им это сделать.

Учитывая ультимативную переговорную позицию Кремля и намерения Путина продолжать войну против Украины, переговорной команде Трампа будет очень трудно принудить Россию к договоренности о прекращении военных действий.

< >«Что будет с военной помощью со стороны США и форматом «Рамштайн»? Скорее всего, военная помощь Украине со стороны США продолжится, но с высокой вероятностью может измениться ее формат. У республиканцев популярна идея о предоставлении военной помощи Украине в формате лендлиза, льготного кредита для закупки американского оружия и боеприпасов. Но пока нет даже законопроекта о военной помощи Украине в текущем финансовом году. Вероятно он появится после инаугурации Трампа, и после того, как его администрация начнет реальный переговорный процесс по завершению российско-украинской войны, – рассказывает политолог.

Для администрации Трампа есть смысл продолжить военную помощь Украине в том числе и потому, что такая помощь является лучшим инструментом влияния на переговорный процесс, как на Украину, так и на Россию.

«На нас могут влиять возможность прекращения или сокращения военной помощи, а в Россию – усилением военной помощи Украине, если Кремль будет отказываться от мирных переговоров или от компромиссных вариантов прекращения боевых действий, – акцентирует Владимир Фесенко.

Платформа «Рамштайн», по его словам, продолжит свое существование и в дальнейшем, при президентстве Трампа, соответствующие решения уже приняты, в частности на последней министерской встрече этой платформы, в которой принял участие Президент Зеленский.

«А вот вопрос о лидерской роли США на платформе «Рамштайн» пока открыт. Однако международные партнеры Украины подстраховались. Еще в прошлом году на саммите НАТО было принято решение о том, что операционный контроль над логистикой поставки оружия для Украины в рамках платформы «Рамштайн» постепенно будут брать на себя соответствующие структуры НАТО. Если администрация Трампа и новый министр обороны США будут слишком пассивны на «Рамштайне», тогда, скорее всего, лидерскую и координирующую роль возьмут на себя руководящие органы НАТО и европейские партнеры Украины», – утверждает политолог.

«Трамп уже понял, что никакого мира за один день, неделю, или даже за месяц не будет»

Дипломат Вадим Трюхан отмечает, что Трамп уже не кандидат , и это заметно влияет на его риторику. Вместо резких предвыборных заявлений он постепенно переходит к более взвешенным высказываниям.

«Это дает основание надеяться на избежание резких шагов, которые могли бы противоречить национальным интересам Украины», – говорит эксперт.

Итак, первое, чего следует ожидать от администрации Трампа, – это встреча с Президентом Украины Владимиром Зеленским.

«Неважно где – в США или по какому-либо поводу в Европе – такая встреча, вероятно, состоится в первые несколько недель после инаугурации, – считает Трюхан.

Вадим Трюхан

Второе ожидание – встреча Трампа с Путиным: Это может произойти на нейтральной территории, например, в швейцарском Берне, австрийской Вене или исландском Рейке, где когда-то встречались Рейган и Горбачев. Вряд ли от этой встречи следует ожидать конкретных результатов, но она может стать моментом, когда Трамп окончательно поймет, что Путин – ; это недоговороспособный собеседник».

И третье – Трамп, скорее всего, будет постепенно адаптироваться к масштабам своей ответственности.

«Он сначала "разогреется" на таких кейсах, как Гренландия и Панама, а затем займется серьезными делами, в частности, регулированием войны. И тот факт, что он уже не говорит о 24 часах, а из его окружения выходят заявления о 100 днях, как раз и говорит о том, что он прекрасно уже понял, что никакого мира за один день, неделю или даже за месяц не будет . Но вообще мне хотелось бы верить, что Трамп после инаугурации покажет силу, покажет мощность, покажет, что он готов противостоять самым одиозным тоталитарным лидерам нашего времени. Это касается не только Путина, но и других авторитарных лидеров, таких как Си Цзиньпин, Ким Чен Ын и президент Ирана, прямо или косвенно поддерживающих российскую агрессию, – подчеркнул дипломат.

Что ждать от помощи США и формата «Рамштайн»?

Во-первых, военная помощь Украине будет продолжена.

«Администрация Байдена заранее оставила почти 4 миллиарда долларов, позволяющих следующей администрации без дополнительных согласований с Конгрессом выделять помощь Украине. Это дает определенный запас времени для принятия решений и обеспечивает стабильность поддержки, – говорит Вадим Трюхан.

Во-вторых, по его словам, формат «Рамштайн» вряд ли сохранится в его нынешнем виде: «Скорее всего, координация усилий по оказанию помощи Украине перейдет в НАТО. Однако существует вероятность, что новый министр обороны США решит взять на себя лидерство и продолжит возглавлять этот процесс. Это будет зависеть от персонального подхода нового главы Пентагона, который заменит Ллойда Остина.

В-третьих, после того как Трамп осознает, что Путин является недоговороспособным собеседником, может восстановиться лендлиз.   < /p>

«Это полностью соответствует его стилю – не оказывать вооружение бесплатно, а предлагать помощь на условиях возвратности. Возможно, ближе к осени этот механизм будет снова реализован, если Трамп и его команда увидят в нем выгодный и стратегически обоснованный подход. Для Украины это шанс продолжать получать необходимую помощь, даже если ее условия будут более формализованными, – комментирует эксперт.

Наконец, с приходом новой администрации Трампа в Белый дом Вадим Трюхан усматривает два основных сценария развития событий.

«Первый – это «быстрое» (не через 24 часа, а за минимум 100 дней) завершение войны, если Трамп сможет на личной встрече с Путиным убедить российского диктатора отступить из Украины. Однако такой сценарий выглядит очень сомнительным, учитывая поведение Кремля и позицию Путина. А второй сценарий, который сейчас более реалистичен, предполагает длительную войну, которая может затянуться на два и более лет. В таком случае Трамп будет действовать для того, чтобы обеспечить Украину не только оружием. через лендлиз или безвозвратную помощь, но и активно мобилизуя международную поддержку. В частности, это будет включать европейских партнеров, а также страны, как Южная Корея, Япония, Австралия и т.д., чтобы создать максимально эффективный международный фронт поддержки Украины, – прогнозирует дипломат.

«Ошибочно думать, что Трамп будет сразу звонить Путину или будет принимать какие-то быстрые решения, связанные с российско-украинской войной»

Игорь Рейтерович, руководитель политико-правовых программ Украинского Центра общественного развития, уверяет, что ожидать немедленных и конкретных шагов от Трампа сразу после инаугурации не стоит. Как известно, Трамп склонен к громким заявлениям, однако их реализация на практике – совсем другой вопрос. Вероятнее всего, первые дни своего президентства он посвятит внутренним делам: назначению должностных лиц через Конгресс и Сенат, подписанию новых указов, в частности, касающихся отмены решений администрации Байдена. Речь идет в основном о внутренней политике США, – говорит политолог.

Что касается внешних контактов, не стоит ожидать, что Трамп сразу начнет звонить по телефону Путину или принимать какие-то быстрые решения, связанные с российско-украинской войной.

Рейтерович

«Если телефонный разговор с Путиным и состоится в ближайшее время, то, вероятно, по инициативе российского диктатора, который может использовать формальный повод – поздравить с инаугурацией. Однако вряд ли этот разговор будет носить предметный характер, ведь у Трампа пока нет ни четкого видения, ни плана по завершению российско-украинской войны. В среде приближенных к Трампу лиц уже раздаются прогнозы, что новая администрация потребует как минимум несколько месяцев для выработки конкретной стратегии. В этот период могут быть сделаны отдельные символические шаги, но масштабных решений ждать рано», – добавил Рейтерович.

Во внешней политике Трамп сначала сосредоточится на контактах с европейскими партнерами и Украиной, а лишь впоследствии будет решать, стоит ли вообще ему вступать в непосредственный диалог с Путиным.

В то же время, не исключено, что Москва будет пытаться наладить косвенные контакты через своих представителей, в частности через Сергея Нарышкина, директора Службы внешней разведки РФ, которого СМИ уже упоминали в соответствующем контексте.

Относительно военной помощи…

«Украина продолжит получать военную помощь, которая была запланирована еще при администрации Байдена. Эти пакеты помощи носят долгосрочный характер и реализуются по согласованным программам Пентагона, которые имеют определенную наследственность и не зависят от смены президента, – говорит политолог. – По «Рамштайну»… США, вероятнее всего, не выйдут из этого формата. Встреча запланирована на февраль. Кто будет представлять США – вопросы. Есть вероятность, что глава Минобороны еще не будет утвержден, а затем американскую делегацию возглавит заместитель министра обороны или представитель Пентагона. Во всяком случае, Европа и НАТО должны продемонстрировать свою способность эффективно поддерживать Украину, чтобы не только подхватить инициативу, но и создать весомый аргумент в коммуникации с администрацией Трампа.

Это важно для того, чтобы показать: европейские страны также играют ключевую роль в поддержке Украины.

«Например, по последним данным, Германия обеспечивает 16% общего объема помощи Украине, и этот показатель может возрасти до 20%. Если учесть взносы других европейских стран, то их общая поддержка может стать сопоставимой с американской. Это подчеркивает важность сохранения единства между союзниками в формате «Рамштайн» и дальнейшей координации военной помощи, – подчеркнул Игорь Рейтерович.

Еще один момент: «В последнее время риторика Трампа по поводу войны в Украине стала заметно менее категоричной – исчезли заявления о завершении войны за 24 часа. Причина этого, очевидно, в том, что Трамп стал получать больше информации. Это данные, которые не всегда соответствуют его предыдущим ожиданиям, но более реалистичны. Для Украины это даже положительный сигнал. Больше понимания подлинных целей Российской Федерации и осознания, насколько глубоко Соединенные Штаты вовлечены в ситуацию в Украине, формирует обоснованные подходы к будущим решениям. Это помогает развеять иллюзии по поводу быстрых и простых сценариев. Сейчас для Украины важно подхватить этот тренд и максимально закрепить его, навязывая свое видение завершения войны. Мы должны жестко и последовательно продвигать украинский сценарий – тот, который устраивает именно нас, а не принимать компромиссные форматы, которые могут быть предложены другими сторонами, – резюмировал политолог.

Мирослав Лискович. Киев

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 19 января 2025