Вялая реакция Кремля на заявления нового-старого главы Белого дома свидетельствует о страхе и растерянности

Неделя второго президентства Дональда Трампа еще не прошла, а он уже дважды выдвинул Путину ультиматум.

Сначала Трамп сделал это в любой форме, написав 23 января в своем аккаунте соцсети Truth Social о том, что будет вынужден ввести высокие пошлины и наложить санкции на российские товары, если страна-агрессор не прекратит войну.

В Кремле к заявлению Трампа отнеслись без особых эмоций, мол, это было ожидаемо: «Особенно каких-то новых элементов мы здесь не видим. Вы знаете, что Трамп в первую итерацию своего президентства был президентом Америки, который чаще всего прибегал к санкционным методам. Ему нравятся эти методы, по крайней мере они ему нравились во время его первого президентства, – сказал Песков, пресссек российского диктатора. И добавил: Путин готов к контакту с Трампом. Ждем сигналов из Вашингтона, которых пока не поступало.

Но сигналов ждал именно Трамп. И не дождался. 

Ровно через сутки, 24 января, выступая на форуме в Давосе, Трамп решил повысить ставки. В этот раз пригрозив существенным сокращением цен на нефть. До этого американский президент обещает подключить своих друзей-саудитов, инвестирующих в расширение нефтедобычи триллион долларов: Мы договоримся о том, чтобы Саудовская Аравия снизила цены на нефть. И удивительно, что это не произошло до выборов… Если цены снизятся, то война между Украиной и Россией прекратится сразу же.

В Саудовской Аравии довольно быстро ответили на предложение главы Белого дома. «Фиксируем рост спроса на мировом рынке энергии и считаем необходимым обеспечить эффективные поставки для покрытия этого спроса», – сообщил министр экономики и планирования страны Фейсал Алибрагим.

Между тем в Кремле, ртом уже упомянутого Пескова, заявили, что якобы «война не зависит от мировых цен на нефть». И еще раз добавили: «Путин готов к контакту с Трампом».

Так как воспринимать ультиматумы Трампа, насколько это серьезно? Что скрывается за безжизненной реакцией Кремля? А главное –; какую выгоду от всего этого может получить Украина?

«В Кремле сейчас царит страх и неопределенность»

Владимир Огрызко, бывший министр иностранных дел, руководитель Центра исследования России, в комментарии Укринформу заявил, что Дональд Трамп имеет четкую задачу. завершить войну: «Это стало его личной целью, мотивирующей его действовать решительно. Не исключено, что он видит себя как лидера, который остановит кровопролитие и может получить Нобелевскую премию мира. Именно это подталкивает его к динамическим и, на первый взгляд, популистским заявлениям, как установка 100-дневного дедлайна после начального – 24-часового.

Да несмотря на видимый популизм, это стратегия: Трамп стремится показать себя как лидера, способного достигать поставленных целей. Его ультимативное заявление – это сигнал не только миру, но и Кремлю, что он настроен серьезно.

 цветочки, ягодки впереди

Владимир Огрызко

«Трамп отмечает готовность Украины к переговорам, что свидетельствует о нашем общем видении ситуации. Мы с ним находимся по одну сторону баррикад, и это важный положительный момент для нашей позиции на международной арене, – считает Огрызко.

Что касается Кремля, то там сейчас царит неопределенность и страх.

«Они не знают, чего ожидать, и это создает выгодную для нас переговорную ситуацию. Как в шахматах: когда ты играешь белыми, у тебя есть инициатива, хотя, казалось бы, все фигуры одинаковы. Трамп заставляет Кремль нервничать, не давая им понять, каков будет его следующий шаг. Это стратегическое преимущество.

По словам дипломата, Трамп прямо и безапелляционно говорит Путину: «У тебя два варианта: либо принимать мои условия, либо проиграть». И это то, чего Кремль боится больше всего. Они ведь всегда рассчитывали диктовать условия мира, выдвигать ультиматумы и заставлять других приспосабливаться. А теперь, когда роль меняется, в Кремле царит отчаяние.

«Что им остается? Разве что полупьяный Медведев с его ядерными угрозами. Но такие заявления уже давно утратили влияние. Они не действуют на Трампа, прекрасно понимающего реальный баланс сил и способности России. Особенно это касается экономики. Трампу, несомненно, объяснили, что Россия экономически долго не выдержит. И это придает ему уверенность, – отметил Владимир Огрызко.

Среагировал он и на заявление Пескова…

«Песков заявил, что санкции и снижение цен на нефть якобы не повлияют на ход войны. Но все, что говорит Песков, следует умножать на ноль. Мы прекрасно понимаем, насколько критической для российской экономики нефть и газ. Это основа их бюджета, финансирующего войну.

Также наш собеседник подчеркнул то, что Трамп уже четко озвучил свои намерения: «Я хочу, чтобы Европа покупала наши энергоносители». Его лозунг «drill, baby, drill!» свидетельствует о серьезности намерений нарастить добычу и экспортировать нефть и сжиженный газ, которые Евросоюз до сих пор частично покупает у России.

«Если Трамп сможет договориться с Саудовской Аравией и другими странами, не ограниченными обязательствами в пределах ОПЕК, и обеспечит выход большого количества нефти на рынок, цена упадет автоматически. Это экономическая реальность, – акцентирует дипломат. – Однако Трамп идет дальше. Он говорит о возможном ужесточении санкций на товары и услуги, которые все еще приносят России доходы: алюминий, уран, строительство атомных станций за рубежом. Если все это попадет под санкции, это будет настоящим ударом.

Огрызко подчеркивает, что финансировать войну можно только через реальные доходы или печать денег. Но «печатный станок», по его словам, не вариант: «Глава Центробанка РФ прямо заявила, что это приведет к катастрофической инфляции».

Впрочем, снижение цен на нефть – ; это только часть стратегии. Важна комбинация нескольких факторов: санкций, падение доходов от экспорта энергоресурсов и точные удары по критической инфраструктуре России.

«Наши защитники на фронте сейчас демонстрируют, насколько эффективными могут быть такие действия. Едва ли не ежедневно уничтожаются важные военные или экономические объекты на территории России. Все эти факторы сходятся, значит Россия окажется в ситуации, когда не за что и чем будет воевать. И тогда, по всей вероятности, Путин не просто пойдет на переговоры, а фактически приползет к Трампу, прося пощады», – уверяет Владимир Огрызко.

Итак, такая стратегия создает для Кремля безвыходную ситуацию. Это именно то, чего в Кремле больше всего боятся: потерять контроль, инициативу и быть вынужденными принимать чужие условия. И именно это может стать началом конца российской агрессии.

«Ультиматумы Трампа адресованы не Путину, а российским элитам»

ПолитологТарас Загороднийсчитает, что Дональд Трамп свое ультимативное заявление специально озвучил в абсолютно унизительном для Путина тоне.

Ультиматумы Трампа: это только цветочки, ягодки впереди

Тарас Загородний

«Трамп – опытный переговорщик. Он отлично понимает, что после угроз усилить санкции Путин с ним встречаться не будет. Поэтому, скорее всего, Трамп эти угрозы адресовал не Путину, а российским элитам, мол, убирайте психов и тогда будем говорить. Это первое. Второе – обещание Трампа обвалить цену на нефть. Таким образом он дает понять тем же российским элитам, что это уже минувшие сутки.

В преддверии выступления Дональда Трампа в Давосе его советник Роберт Вилки в интервью BBC Radio 4 заявил, что новая администрация намерена резко увеличить поставки нефти на мировой рынок, чтобы опустить цены до $40 за баррель или ниже.

«А нефть по $40 за баррель – это клиническая погибель экономики РФ. События разворачиваются быстрее, чем я предполагал, – говорит Загородний.

Эксперт прогнозировал, что этот ультиматум будет после первых контактов команды Трампа с окружением Путина и будет непубличным.  

«Ошибся. И это хорошо. Плюс поручение Трампа спецпосланнику Келлогу по завершению войны в Украине за 100 дней… Думаю, это поручение в меньшей степени касалось Келлога, а в большей степени – по большей части. именно тех, кто сидит в Кремле. Трамп недвусмысленно намекнул: «Если за 100 дней я не увижу никакого прогресса, то от разговоров перейду к реальным действиям, и дела ваши будут идти гораздо хуже».  

В то же время Силы обороны Украины на фоне ультиматума президента США продолжают системно и целенаправленно делать то, что им успешно удается – бить по российским энергетическим и военным объектам. Из свежего – в ночь на 24 января наши беспилотники «посетили» до 10 областей РФ.

«Главная задача сейчас – усилить удары по нефтепроводам России и парализовать их нефтяную промышленность. За это от Трампа мы получим дополнительный зачет и благодарность от пацанов из Техаса, которым нафиг не нужна российская нефть на внешних рынках. Шансы Украины вернуть территорию в границах 1991 года военно-политическим путем растут из-за нестабильности в России. Но для этого много факторов должно сойтись в одном месте.

Политолог призывает отличать интересы и политику администрации Байдена и администрации Трампа.

«Байден, со своей концепцией «зеленой экономики» ограничивал добычу нефти в США, блокировал строительство терминалов для экспорта сжиженного газа и запрещал бурение на шельфах. В такой конфигурации администрация Байдена была вынуждена считаться с российской и иранской нефтью во избежание резких колебаний на мировых рынках. Трамп кардинально изменяет правила игры. И он уже продемонстрировал это, выйдя из климатических сделок. Его подход основан на экономической целесообразности, а не экологических идеалах. Трамп открыто поддерживает добычу нефти, бурение и экспорт энергоносителей.

Загородний уверен, что удар по так называемому «теневого флота» РФ, по Газпромбанку, который в конце каденции сделал Байден, мог быть согласован с командой Трампа.

«И вот результат: танкеры, перевозящие российскую нефть, останавливаются. Страны типа Панамы и Барбадоса отзывают свои флаги с этих судов. Мир начинает понимать, что в Вашингтоне все поменялось. Санкции, касающиеся нефти, могут быть усилены другими механизмами. К примеру, Дания может вдруг обратить внимание на экологические стандарты Балтийского моря. Соответствуют ли суда, транспортирующие российскую нефть, современным требованиям? Вряд ли. А если поискать, всегда можно найти нарушения.

И еще более интересными могут быть неформальные шаги Трампа, направленные непосредственно на российскую элиту. В США, как известно, живут немало детей, жен, любовниц и родственников русской верхушки. Байден как политик старой школы был сдержан в таких вопросах. Но Трамп может действовать более решительно.

«Представим: семьи российской элиты оказываются на борту самолета, который возвращает их с «гнилого Запада» к «цветущей России». К примеру, дочь Лаврова, как и многие другие, может вдруг оказаться в «родной гаване». Так что ультиматум Трампа четок: либо результаты, либо последствия, – говорит Тарас Загородний.

«Ситуация постепенно меняется в нашу пользу»

«После первого ультиматума, озвученного Трампом, реакция Кремля, представленная через заявления Пескова, была довольно вялой. Это свидетельствует о растерянности в российских властях, – считает дипломат Вадим Трюхан.

Очевидно, говорит он, Путин с приходом Трампа к власти ожидал иного развития событий: не просто контактов, а серьезных переговоров, которые привели бы к заключению «большого соглашения» (deal) между Россией и США.   

«Согласно видению Кремля, такое соглашение предусматривало бы разделение мира на сферы влияния», – добавил Трюхан.

Ультиматумы Трампа: это только цветочки, ягодки впереди

Вадим Трюхан

Отсутствие жесткой реакции на ультиматум показывает, что в Кремле до сих пор живут в мире иллюзий: «Там, похоже, надеются, что Трамп будет действовать так, как во время своей первой каденции, когда после контакта с Путиным он выглядел растерянным и даже публично выражал доверие Путину больше, чем собственным спецслужбам.

Однако нынешний Трамп – это другой президент.

«Он уверен в своих силах и имеет прочную политическую поддержку, включая обе палаты Конгресса. Это позволяет ему делать смелые и жесткие заявления – подчеркнул дипломат. – Второй удар от Трампа прозвучал в Давосе, где он не только намекнул на снижение цен на нефть. Реакция рынка была мгновенной: цены на нефть начали снижаться, пусть и незначительно. Кремль снова сделал вид, что ничего не произошло, комментируя это ртом Пескова, который заявил, что война не зависит от цен на нефть.

Но это далеко от реальности.

«Снижение цен на нефть напрямую подрывает способность Кремля обеспечивать армию, производство оружия и оплату наемников. Даже после второго ультиматума Кремль не отважился на жесткий ответ. Это сигнал для Трампа и его команды, что Россия начинает осознавать очевидное: она больше не способна поддерживать нынешний уровень военной активности, – утверждает Вадим Трюхан.

Ультиматум может иметь для Украины двоякие последствия.

«С одной стороны, мы можем ожидать усиления эскалации со стороны России как на фронте, так и в тылу, – прогнозирует дипломат – В ночь на 24 января враг снова атаковал наши города, снова есть жертвы среди гражданских. В то время как ВСУ методически уничтожают военные объекты и критическую инфраструктуру, работающую на российскую военную машину. Такая ситуация, вероятно, продлится еще несколько недель. Самое важное сейчас – – выдержка нашей армии и украинцев внутри страны.

После этой волны эскалации, как представляется, появится реальный шанс на перелом в войне.

«Еще несколько месяцев назад звучали предположения, что максимум, на который может рассчитывать Украина, – это удержание нынешних позиций на фронте. Однако в настоящее время риторика меняется. Речь идет не только о возвращении к линии 24 февраля 2022 года, но и о полном восстановлении территориальной целостности Украины в пределах 1991 года.

Примечательно, что даже в традиционно осторожной Германии мы слышим громкие заявления.

«Один из кандидатов на должность канцлера, Фридрих Мерц, заявил, что Украина должна победить, а ее территориальная целостность должна быть восстановлена. Это заявление является не только политическим сигналом, но и указывает на изменение подходов в Европе, где внимательно следят за действиями новой администрации США.

Ультиматум Трампа – это только цветочки, а ягодки впереди. Впереди нас, вероятно, ждут еще более решительные шаги. И хотя эти изменения не происходят так быстро, как нам хотелось бы, они определенно свидетельствуют о том, что ситуация постепенно меняется в нашу пользу. резюмировал Вадим Трюхан.

Мирослав Лискович. Киев

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 25 января 2025