Блоги

Криміналізація кіберагресії як шанс на друге життя для Римського статуту

Илона Хмелева Что позволит Украине положить начало движению для обновления международного права

Первое января стало для Украины не только началом нового года. В этот день наше государство наконец-то полноценно присоединилось к Римскому уставу, поставив точку в запутанной истории внутриполитических дискуссий и споров. Хотя большинство предосторожностей были далеки от правды и значительно мифологизированы, мы довольно долго не могли реализовать статью 124 Конституции Украины о признании юрисдикции Международного уголовного суда. В этом году первого января имели несколько поводов для праздника. ализация киберагрессии как шанс на вторую жизнь для Римского устава» />

Определенная «программа минимум» уже исполнена. Мы придерживались собственных евроинтеграционных обязательств и упростили привлечение к ответственности военных преступников. В то же время традиционная украинская проблема– неспособность полностью использовать все преимущества международных договоров, к которым мы присоединяемся. Почему бы на этот раз не попытаться сделать по-другому?

Одна из новых возможностей, которую Украина приобрела как государство-участник Римского устава, – это право предложить поправки к нему. Таким образом, у нас есть инструменты трансформировать и осовременить Международный уголовный суд (МКС). И здесь наши интересы совпадают с интересами самого института. Суд ведь переживает не лучшие времена. Игнорирование некоторыми государствами ордеров на арест российского руководства в сочетании с недавним решением нижней палаты конгресса США относительно введения санкций негативно повлияли на имидж институции. Возвращение к политике ограничений против Суда также стало одним из первых решений Дональда Трампа. Поэтому перед МКС стоит вопрос: что он может предложить современному миру? Один из перспективных вариантов– противодействие киберагрессии и связанным с ней преступлениям.

Международный уголовный суд уже продемонстрировал свою гибкость и открытость к изменениям в этой сфере. В частности, прокуроры Суда расследуют отдельные российские кибератаки на украинскую гражданскую инфраструктуру как возможные военные преступления. А прокурор Суда Карим Хан прямо заявил, что «преступления, совершенные с помощью кибертехнологий, могут подпадать под юрисдикцию МКС, если будут соблюдены требования Римского устава. Криминализация киберагрессии будет выглядеть как логичный следующий шаг.

Карим Хан

Хотя базовое преступление агрессии было добавлено к Римскому уставу недавно, это определение очень далеко от реалий современного мира. Как это произошло? Текст просто скопировали из старой Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Согласитесь, в 1974 году кибератаки на критическую инфраструктуру не были проблемой.

Так что же может сделать Украина? Прежде всего, разработать собственную правовую дефиницию киберагрессии. Этот шаг также станет сигналом, что политическое и военное руководство России должно отвечать за собственные преступления в киберпространстве, которые являлись частью их общего замысла по уничтожению украинской государственности и ослаблению наших союзников. И что еще важнее – эти преступления никогда не должны повториться.

Кроме того, Украина должна сформировать коалицию государств, заинтересованных в соответствующих изменениях. Ведь голосование за поправки потребует значительной международной поддержки. Создание такой международной платформы позволит Украине создать движение для обновления международного права.  

Кибератаки будут создавать все более серьезные угрозы для национальной безопасности. Именно поэтому противодействие этому вмешательству уже определено одним из приоритетов новой администрации Дональда Трампа. В частности, Майкл Уолц недавно сделал заявление о том, что Китай заложил кибербомбы замедленного действия на критической инфраструктуре США. Криминализация киберагрессии как шанс на вторую жизнь для Римского устава 25/02/1463d02f7c73577ce3dae27e87434e58.jpg» alt=»Криминализация киберагрессии как шанс на вторую жизнь для Римского устава» />

Майкл Уолц. Фото: Getti Images

Поэтому, по мнению советника президента по национальной безопасности, США должны обеспечить эффективную ответственность государств, а не только отдельных лиц или групп за кибератаки. Цель – изменять поведение враждебных государств, а не просто реагировать на их действия в киберпространстве. США планируют изменить подход к кибербезопасности, пересмотреть соответствующую доктрину и заставить другую сторону платить.

Криминализация киберагрессии– хороший инструмент, чтобы показать серьезность намерений демократического мира. Бесспорно, Международный уголовный суд– не единственная возможная площадка для внедрения этих изменений. Однако это точно хорошая платформа для начала таких дискуссий и привлечения к ним максимального количества государств.

Пока новая администрация США создает департамент эффективности правительства (DOGE), международным институтам пора задуматься над собственной действенностью. И это – идеальный момент для Украины, чтобы стать лидером соответствующих изменений. Главное– не упустить этой возможности. ского устава» />

Илона Хмелева, доктор философии (PhD) по специальности «Международное право», секретарь Совета экономической безопасности Украины (РЕБ)

* Точка зрения автора может не совпадать с позицией агент

www.ukrinform.ua

Categorized in:

Политика,

Last Update: 6 февраля 2025