Братский удар. Что потеряет Украина от конфликта с Белоруссией
Политика06 июня 2021

Братский удар. Что потеряет Украина от конфликта с Белоруссией

© РИА Новости, Юрий Сомов

У Украины с Белоруссией - тесные экономические связи, причем сотрудничество идет в жизненно важных для Украины сферах (бензин, дизтоплво, битум, транзит части товаров в Россию). Поэтому обострение отношений с Минском грозит мощным ударом по украинской экономике.

В ответ на недружественные действия Украины Совет министров Белоруссии ввел режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров. Лицензирование будет распространяться на кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты ДСП и ДВП, обои, туалетную бумагу и упаковки, кирпич, керамическую плитку, стеклянные ампулы, сельхозтехнику для посева, стиральные машины и мебель.

Белоруссия оказалась единственной страной в регионе, которая получила ряд выгод от войны на востоке Украины и от российско-украинского конфликта в целом. Уход России с украинского рынка предоставил Минску возможность занять эту нишу и извлечь значительную экономическую выгоду из кризиса в отношениях Москвы и Киева. Минск сумел с пользой для себя развить торгово-экономические отношения с Украиной.

С начала конфликта на Украине сильно выросла роль Белоруссии как транзитного коридора. После того как Россия и Украина прекратили авиасообщение, компания «Белавиа» резко увеличила доходы, значительно расширив свои перевозки во многие украинские города. Фактически Минск стал транзитным узлом в авиасообщении между Украиной и Россией.

Взаимная торговля

В 2020 году Украина по объему товарооборота и экспорта заняла второе место среди всех торговых партнеров Белоруссии, по импорту — четвертое место. Белоруссия является шестым торговым партнером Украины после Китая, Польши, России, Германии и Турции.

По данным посольства Белоруссии на Украине, в 2020 году товарооборот между двумя странами составил $4,5 млрд. Экспорт белорусских товаров на Украину составил $3,1 млрд, импорт украинских товаров — $1,4 млрд.

Основу белорусского экспорта в прошлом году составили нефтепродукты, смешанные минеральные удобрения, кокс и битум, дизельное топливо, бензины и автогаз, тракторы и седельные тягачи, грузовые автомобили, калийные удобрения, плиты ДВП, азотные удобрения, шины. Из Украины импортировалась сельскохозяйственная и продовольственная продукция, грузовые железнодорожные и трамвайные вагоны, части подвижного состава, плоский горячекатаный прокат из нелегированной стали, пластмассовая тара, тара из бумаги и картона, лекарственные средства.

По итогам прошлого года украинский экспорт в Белоруссию упал на 18%. На фоне общего сокращения экспорта потери в $230 млн долларов в торговле с Белоруссией не так критичны, но все равно довольно болезненны для украинской экономики.

Благодаря сотрудничеству с украинскими коммерческими банками и лизинговыми компаниями сельскохозяйственные, коммунальные и промышленные предприятия Украины имеют возможность приобретать белорусскую технику и другую продукцию на льготных условиях.

На Украине функционирует развитая товаропроводящая сеть белорусских экспортеров, состоящая из более чем ста компаний. Разветвленной сетью дилерских структур в регионах располагают такие флагманы экономики Белоруссии, как БелАЗ, МТЗ, МАЗ и Атлант.

Топливо

В апреле 2021 года белорусские поставки покрыли 83% импорта бензина на Украину. По сравнению с тем же месяцем 2020-го объем закупок Украиной у Белоруссии практически удвоился и составил 87 тыс. тонн. Всего же с начала 2021 года закупки Киевом автомобильного бензина выросли на 30% — до 367 тыс. тонн. В то же время за счет собственных мощностей страна произвела только 258,4 тыс. тонн. На сегодня доля белорусского бензина А-95 достигла 50% украинского рынка.

Ближайшие конкуренты Минска торгуют с Украиной весьма скромно. В апреле Литва экспортировала на Украину лишь 17 тыс. тонн бензина. Отгрузки из Польши с января по март 2021 года сократились на 45% — до 36,3 тыс. тонн.

На фоне обострения отношений появилась информация о возможном прекращении поставок белорусского бензина на Украину.

В ответ "Укртатнафта", которая обеспечивает украинский рынок бензинов на 43%, заявила, что может полностью возместить недостаток белорусского бензина на внутреннем рынке, и дефицита бензинов не возникнет.

Эксперты полагают, что Белоруссия вряд ли остановит поставки своих нефтепродуктов на украинский рынок в ответ на запрет авиасообщения между странами, поскольку Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая, в свою очередь, является одним из локомотивов белорусской экономики.

Если же поставки топлива из РБ все-таки остановят, то, чтобы перекрыть потребность в бензине, «Укртатнафта» должна нарастить переработку на 2 млн т, или вдвое.

«Это вполне реально. Кроме того, в неограниченном количестве есть бензин на море. Там же можно добрать и 1,5 млн т дизтоплива, что в сумме с допобъемом с Кременчуга перекроет белорусский объем (+650 тыс. т). При этом я не беру в расчет возможность увеличения поставок из России, это вообще отдельный разговор», — написал он, добавив, что последние два месяца показали, что Украина может перекрыть и выпадающий объем белорусского сжиженного газа», — считает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По его мнению, последние два месяца показали, что Украина может перекрыть и выпадающий объем белорусского сжиженного газа.

Единственная позиция по нефтепродуктам, которая выглядит проблематично, — это битум.

Дорожный битум

В 2019 году произошел «захват» украинского рынка дорожного битума белорусской продукцией, которая вытеснила российскую из-за введения россиянами запрета на экспорт. На Белоруссию тогда пришлось 88% импортных поставок. Но с октября 2020 года правительство РФ разрешило поставки по специальным разрешениям. Кроме того в 2020 году Киеву удалось несколько разбавить доминирование белорусов поставками из других стран, в том числе, морским путем. Закупки осуществлялись из Литвы, Польши, Азербайджана, Болгарии и Греции.

По данным консалтинговой группы «А-95», в 2020 году Белоруссия поставила на Украину 582,6 тысячи тонн битума, а это 50% всего украинского рынка.

В нынешнем году, с началом дорожных работ, поставки импортного битума на Украину начали расти. В апреле 2021 года импорт битума на украинский рынок вдвое превысил показатель за аналогичный период прошлого года. Наибольший объем ресурса был получен из Белоруссии — более 70% в общей структуре, что составляет 66,9 тыс. т. Из этого объема 47,8 тыс. т было поставлено автотранспортом, остальные 19,1 тыс. т — железнодорожным сообщением. Кроме Белоруссии, на украинский рынок дорожный битум поставлялся из Польши, Литвы и Греции. В сравнении с белорусскими поставками цифры там незначительные, а польский импорт и вовсе сократился на 25%.

Белорусы не заинтересованы терять украинский рынок, который приносит им около $80-100 млн в год. В случае прекращения поставок из Белоруссии выгодополучателем станет Кременчугский НПЗ. Это даст возможность Игорю Коломойскому еще больше повышать цены на основное сырье для мегастройки Зеленского. И хотя уход белорусских конкурентов сыграет на руку олигарху, однако заполнить потребности всего украинского рынка мощности Кременчугского НПЗ не позволят.

Эксперты считают, что без белорусского битума на масштабных дорожно-строительных проектах Владимира Зеленского можно ставить крест. Привезти такой объем неоткуда. Частично можно перекрыть морскими поставками, но лишь частично.

Федор Тихий

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Одна Бабка Сказала
А какое свинячье дело "одного из авторов" проекта постановления, что и кому Белоруссия разрешила провести с гражданином СВОЕЙ страны, а не гражданином Украины? Гончаренко пересосал похоже, переутомился, губы все больше пухнут. А в Европарламент дебила не пускают, заскучал дырявый.
Весёлый Роджер
ОЙ ну прекратите вы. Цэ ж дитячи шалости. Вот сейчас пропахндон Шмуля, вам всё по бандеровски объяснит. Вверху, на фото – то тубус для Ватмана, жидобандеровец Ватман его сам и несёт! Внизу - так цэ стартовые пистоли для скакания. Надо же було как-то синхронизировать это стри_бучее стадо запизденцев и примкнувших к ним тупым куевлянам! Ось воно як! Вы главное там - Сало не роняйте, подонкам убийцам детей него ховайте!
Предупрежден и вооружен
Вовка с Аваковым у тупых чухов зброю забрали! Вовка ж предупреждал быдло, что не лох!
Весёлый Роджер
Эй Шмуля пердуще, ты свой возраст времён Мыкиты и кукурузы другим не приписывай! Ты какую-то херню написал, тебя уже никто не воспринимает тут - ты ТУПОЕ завистливое БРЕХЛО - которое НИГДЕ не было! Ты лучше про свои татушки на сраке расскажи , как там, ляхи-клиенты, коди тоби, на твоей дешёвой АЗС имеют, не шлепают тоби по ляжкам за бандеровские лозунги? «Елена - 29 июля 2020 - … дупу давала,сдавала на прокат, билеты на свою дупу продавала,час пользования, десять литров 92 го,два часа 15 литров ,три часа 20 литров ,всю ночь 25 литров ,ха и пачку сигарет с зажигалкой,но то для тебя,я не курю и не пью…, а вот гроши я люблю.» Писня пыдара-путаны Шмули, спивается упервые: «Ах АЗС, АЗС, шум в голове, Мы кажется встречались где-то? наверняка! А Он улыбается всем... нет, только тебе, но как-то не взаправду и очень издалека…»
Весёлый Роджер
Ты бы Шмулю_Елен пропахандона побачил, ты бы тоже сказал - шо цэ бабушка, а то дедушка, в ворованных засцанных голубых кальсонах 2-ой свежести, а поверх до колен, красные кружевные майданные труселя – ой .лядь, ой ля-ля. Вот такие вот дела!
Весёлый Роджер
Ну дай хотя бы мои фразы про это? Ну дэ...? Опять ты нагло ВРЁШЬ Шмуля сцука и тильки обсераешь тут всех щирым гивном! Уже не я один тебе об этом пишу! НИ на один вопрос ты по теме не отвечаешь, а только увиливаешь от вопросов и переводишь на Россию! При чём тут Россия - ты мразь никак не напишешь про успехи пиндоколонии писли проплаченного пиндосами майдана! Дэ инвестиции тварь, ты же орал на майдане громче всех про них, про новые дороги и заводы, и наконец - ЭЙ падлюка брехливая - А вот самый простой вопрос - Дэ вакцина от панов? ВСЁ тварь заткнулся! Язык у сраку убежал!
3020
Может кто-то ещё верит, что Кличко с этой же или подобной вартой, возглавлял "мирные" протесты в феврале 2014 в Киеве?
Авторские статьи