ПолитикаJun 10

Какие возможности дает Украине новый курс ЕС

nk_hauz/-m9rrp_xvyengefkucny.jpg

И Украина, и ЕС, и весь мир сегодня пытаются искать ответы на коронавирусный кризис и сопутствующие вызовы в неординарных политических назначениях, в программах действий, которые ломают статус-кво, в отказе от устоявшихся моделей торговых отношений и институтов.

В Украине по линии отношений с ЕС таким решением можно считать назначение Ольги Стефанишин на должность вицепремьера по европейской и евроатлантической интеграции, которое в принципе должно повлечь за собой долгожданный перезапуск правительственного евроинтеграционного механизма и представление нового, амбициозного видения приоритетов.

В наших европейских соседей состоялся старт беспрецедентному триллионного Европейского фонда восстановления (European Recovery Fund), призванного не только профинансировать выход ЕС по коронавирусному кризису, но и заложить зерна посткризисного восстановления, стабилизации и сохранения статуса ЕС как одного из мировых экономических полюсов.

Для Украины открылось уникальное "окно возможностей" для синхронизации собственных евроинтеграционных планов и процессов с новыми приоритетами ЕС.

А такие приоритеты в команде президента ЕК Урсулы фон дер Ляен четко определены.

Это - Европейский зеленый курс (European Green Deal), масштабная программа перевода европейской промышленности и агросектора на зеленые рельсы устойчивого развития, которая, возможно, позволит достичь целей Парижской климатического соглашения.

Это - концепция "стратегической торговой автономии ЕС", курса на диверсификацию цепочек производства и поставок в стратегических секторах для снижения зависимости от Китая и других "мировых мастерских".

Речь идет также о цифре и новые технологии - микс инвестиционных вливаний и регуляторных новаций, направленных на то, чтобы внутренний рынок ЕС стал действительно единственным цифровым рынком, внутри которого не существует барьеров для обмена данными, распространения цифровых технологий и коллаборации стартапов и инвесторов. В Брюсселе хотят, чтобы европейские "ИТ-единороги» не мигрировали в Кремниевую долину, а оставались дома.

С помощью Европейского аккумуляторного альянса (European battery alliance) европейцы надеются создать собственный цикл производства аккумуляторов для электрокаров и вырвать из рук КНР квазимонополию на производство электромобильных батарей.

Реализация названных выше приоритетов институтов Евросоюза напрямую отразится на европейской торговой политике, а следовательно, напрямую повлияет на соседей и торговых партнеров Европы, в частности Украины и украинских экспортеров. Готовы ли мы к этому?

Возьмем хотя бы Европейский зеленый курс. Внедрение его требований будет означать значительные расходы для европейской промышленности и агросектора, которые могут существенно снизить ее конкурентоспособность перед импортом из третьих стран.

В следующем году Европейская комиссия планирует "выровнять" поле игры с помощью так называемого "углеродного коррекционного импортного механизма" (ВКИМО) (Carbon border adjustment measure, CBAM). Поступления от ВКИМО уже определены в качестве одного из источников финансирования посткоронавирусного восстановления европейской экономики. Догадываются наши экспортеры, что их ждет?

Еще одно принципиально важное изменение - желание избавиться чрезмерной зависимости от поставок из Китая вряд ли будет означать переход ЕС с принципами полной автаркии.

Еврокомиссар по вопросам торговли Фил Хоган призывает к "открытой стратегической автономии" европейской экономики - это когда торговые связи с миром сохраняются, однако цепочки поставок переориентируются на политически стабильные, юридически прозрачные и логистически удобнее юрисдикции.

Не упустит ли украинский бизнес и власть неожиданные возможности привлечь инвестиции?

Для Украины как непосредственного соседа ЕС, куда мы направляем преобладающую долю своего экспорта, отслеживание этих трендов должен стать одним из центральных задач евроинтеграционной политики.

И здесь важно помнить, что обязательства и механизмы соглашения по адаптации законодательства только на первый взгляд выглядит как бремя. При умелом их использовании и видения они открывают для нас заветное «окно возможностей".

Сегодня тема пересмотра условий свободной торговли с ЕС практически заполнила собой поле публичного евроинтеграционного дискурса. Просмотр провозглашено одним из приоритетов нового руководства евроинтеграционного блока правительства.

Однако на поверхности - лишь четко очерченные пожелания наиболее активной и организованной части украинских экспортеров по пересмотру беспошлинных тарифных квот для товаров преимущественно агропромишленого направления.

Формируется консенсус, какие сектора должны стать приоритетными. Есть понимание механики просмотра таможенных тарифов и тарифных квот.

Не за горами - начало серьезной, прагматической дискуссии экспортеров за круглым столом по формированию "коалиции желающих", способной сформировать реалистичный перечень пожеланий и переговорную позицию, которой можно будет вооружить официальный Киев.

Однако на этом полет грозит прерваться, так и не начавшись. Мы рискуем раз стать жертвами собственной недальновидности и шаблонного мышления.

Соглашение об ассоциации обязывает стороны за пять лет с даты вступления соглашения в силу начать разговор о целесообразности пересмотра таможенных параметров торговли товарами. Однако ничто в соглашении не обязывает стороны согласиться на такой просмотр.

Учитывая, что в целом Украина является рынком сбыта не более чем для 1,5% всего экспорта ЕС, убедительных аргументов вроде встречного просмотра украинских импортных тарифов и квот для европейских товаров у нас мало.

Чтобы заинтересовать Брюссель продолжать этот разговор, официальный Киев, а также экспортеры должны быть готовы формировать креативные и асимметричные встречные предложения.

В частности, мы должны быть готовы инициативно предлагать включение положений и приложений соглашения будущие нормы Европейского зеленого курса и таким образом стать еще одним союзником ЕС в его глобальной борьбе за спасение Парижского климатического соглашения, выторговав в обмен ослабления и исключения из углеродного тарифа.

Мы должны анализировать и принимать нормативную базу единого цифрового рынка ЕС с точки зрения выявления новых возможностей для экспорта наших ИТ-продуктов, а не ИТ-мозгов.

На более локальном уровне стоит присмотреться к сфере действия будущего "промышленного безвизовых», например предложить включить в него сектор лекарственных средств или средств личной медицинской защиты, и таким образом открыть путь к европейскому рынку для нашей фармацевтической промышленности, а следовательно повысить ее привлекательность для европейских инвесторов в условиях посткоронавирусних экономических реалий.

Мы должны более проактивно обсуждать возможности расширения адаптации и сотрудничества в таможенной сфере, чтобы воспользоваться большим разворотом европейских производителей от поставщиков из Азии.

Но Украина должна первой выйти с такими инициативами, ведь только тогда у нас будет возможность для выбора лучшего формата отношений с ЕС.

К сожалению, мы должны быть реалистами относительно институциональной способности правительства и причастных министерств справиться с этой задачей самостоятельно.

С соответствующей инициативой должны выступить украинские экспортеры, объединив финансовые, интеллектуальные и лоббистские ресурсы. Эти ресурсы должны направляться в том числе и на обеспечение постоянного профессионального присутствия украинского экспортного бизнеса при институтах ЕС в Брюсселе, ресурса, который позволит отслеживать, анализировать тренды регуляторных новаций ЕС, ориентировать экспортеров и правительство, формулировать стратегии адаптации и реагирования.

В идеале - создать ресурс, на который переговорная команда официального Киева сможет опираться в сложном и длительном марафоне переговоров с ЕС о пересмотре ПО ЗСТ.

💬 Последние комментарии
е
Это же ТЫ тут вещаешь про тысячи российских военнослужащих, а не я)))... Следовательно, то у ТЕБЯ есть тот самый поименный список...давай приводи его, тогда и поговорим))))
З ПОКРАЩАННЯМ вАС, уКРАИНЦИ !!!
З ПОКРАЩАННЯМ вАС, уКРАИНЦИ !!!
---
державна мова Крыму -русский язык.Как бы такое как ты не пыжился а вякать вы можете только с разрешения бутусова.А в Крыму вякнуть побоитесь не на русском языке.ДЕЛОВЫЕ ВЫ ТОЛЬКО КОГДА С МЕРТВЫМИ ВОЮЕТЕ И СИДЯ НА ДИВАНЕ. Вот приезжай в Крым и проверь реакцию кулака об твой нос.
Равлик
А як ти вгадав?
Игбун Хохлов
Хохлопидар, что Россия захватила незаконно? В отличие от хохлопотамии, которая, незаконно владеет практически половиной территорий?
сРавлик Украини
Є тільки одне право рабів Рімськой Империи... думкай багатиты !!!сугс
Ккаменяр
Так приїжджай, поспілкуємось. Бо я инвалид АТО без ніг та и грошей на проїзд не мае... приїжджай, любий друже и газу привозь - а я тобї спою на російській мові або кримсько-татарській мові
Авторские статьи
Авторские статьи4ч. назад
Эрдоган, Путин-Беннет и кризис Европы. Дмитрий Джангиров
Авторские статьи4ч. назад
Занимательная (ироничная) экономика = поучительная культурология и даже местами интересная антропология
Авторские статьи5ч. назад
Китайский ребус. Почему украинские власти боятся, что Америка их «бросает»
Авторские статьи7ч. назад
Уголь не из России ждать 10 месяцев. А холодно сейчас. Юрий Гаврилечко
Авторские статьи8ч. назад
«Вы все врете!». Литва «наехала» на Украину за упрек в покупке белорусского электричества
Авторские статьи8ч. назад
Европа готова украсть у Крыма скифское золото для Киева
Авторские статьи8ч. назад
«Идёт зондирование почвы»: почему на Украине заговорили о смене формы правления
Авторские статьи8ч. назад
Великий стратег начинает?
Авторские статьи9ч. назад
Невеселое празднование 30-летия патриаршества кир Варфоломея