Катастрофа, которая должна была случиться
Политика8 дней назад

Катастрофа, которая должна была случиться

Чуть больше двух недель прошло с момента крушения самолёта АН-26 под Харьковом, в котором разбилось 26 курсантов-лётчиков ВСУ. И, не смотря на весь мощнейший информационный шум, вызванный данной катастрофой по обе стороны границы, уже сейчас о ней фактически забыли. Что ж, ситуация эта, хоть и выглядит не вполне красиво, тем не менее вполне предсказуемо. Причина проста: одно дело публично высказывать соболезнования по поводу погибших, другое — разбираться в истинных причинах произошедшего. И, тем более, делать выводы. А сие — процесс крайне болезненный и неприятный. Как для властей, так и для общество. Подобный взгляд в зеркало не всем нравится. А ведь причины глобальны. Причём, отнюдь не только для Украины.

Кто виноват?

На этот вопрос украинские власти, расследующие инцидент, яростно начали менять показания ещё в процессе разбора завалов. С самого начала первой и до сих пор наиболее вероятной версией стала техническая неисправность. В частности, речь шла о поломке левого двигателя, о которой стало известно за несколько минут до падения самолёта.

Но уже на следующий день представители украинских военных начали опровергать эту версию, списывая всё на ошибки пилота, а так же на то, что в процессе полёта он пускал за штурвал самих курсантов. Привлечённые ими эксперты «Антонова» (проводившего обслуживание самолёта) отрицали саму возможность крушения из-за отказа двигателя.

Позже появилась третья версия, согласно которой двигатель, всё же, отказал, но диспетчер слишком поздно принял решение посадить самолёт.

Полагаю, эта «смена показаний» не будет последней. Но правда здесь в другом: конкретная причина в данной ситуации не так уж и важна. Ситуация, сложившаяся в украинской авиации вообще и в военной авиации в частности такова, что по мнению украинских же независимых экспертов эта катастрофа была практически запрограммирована. Она просто должна была случиться.

Летающая древность

Начнём с того, что самому разбившемуся самолёту было 43 года. Его лётный ресурс был превышен уже не один раз. Мало того — сроки плановых ремонтов его постоянно продлевались, но даже с учётом этого «перелёт» того самого левого двигателя на момент катастрофы составлял 588 часов. И это лишь один самолёт. А в украинском авиапарке он отнюдь не самый древний. Сам этот парк люди, близкие к авиации, иронично именуют аббревиатурой ССП («советское свежепокрашенное»). Сразу же после катастрофы в прессу утекла информация о ещё, как минимум, девяти самолётах, находящихся в не менее печальном состоянии, чем тот, который разбился. В частности, речь идёт о самолётах АН-24, АН-26 и АН-30, которые, соответственно, 1975, 1969 и 1968 годов выпуска. То есть некоторым из них уже 52 года и они, по факту, застали ещё раннего Брежнева.

При этом обновление лётного состава не происходит и не предвидится. Не смотря на раздутые военные бюджеты Украины. В лучшем случае речь идёт о дальнейших т. н. «модернизациях», суть которых, на деле, заключается именно в подобном «продлении жизни» советскому наследию, древнему не только технологически, но уже и физически. Максимальные результаты, которых добились модернизаторы украинской авиации — это доведение МиГ-29 до уровня МиГ-29 МУ-1, учебных чехословацких Л-39 до уровня Л-39М1, а Су-25 до Су-25М1. Но произошло это отнюдь не массово.

Более того, только после произошедшей катастрофы украинские власти заявили о намерении провести большую проверку технического состояния находящихся в эксплуатации военных самолётов. До этого же подобные проверки не проводились годами.

Впрочем, основной вопрос, который здесь можно было бы задать, отнюдь не касается коррупции или чьей-то государственной безответственности (хотя, безусловно, там имеет место и то, и другое). Он в другом: а может ли Украина быть «авиационной державой» в принципе?

Непозволительная роскошь

После произошедшего целый ряд украинских же экспертов высказался на эту тему максимально определённо: по уровню своей экономики Украина вообще не может себе позволить иметь такую роскошь, как современная военная авиация.

Во-первых, речь идёт о базовом технологическом уровне, который буквально на глазах не просто падает, а рушится. Такие гиганты, как «Антонов» и «Мотр-Сич» пока стоят, но вот то, что находится вокруг них (та самая «элементная среда») всё более напоминает выжженную пустыню. И это не удивительно — на поддержание всей этой инфраструктуры у Украины банально нет денег. Более того, ей самой в таком объёме всё это просто было не нужно: старая советская высокотехнологичная инфраструктура была рассчитана на весь Союз, а не на одну республику. Сейчас же старая кооперация активно уходит в прошлое, а тянуть всё это в одиночку современная Украина банально не способна.

Во-вторых, поддержание уже имеющейся авиации само по себе обходится в огромные суммы. 1 час полёта МиГ-29 — это примерно 3,5 тонны авиатоплива. А для воспитания только одного лётчика требуется минимум 500 часов налёта. В результате количество реальных боевых пилотов на Украине сейчас минимально. По, опять же, украинским экспертным оценкам, её авиация может одновременно поднять в воздух менее 40 боевых машин. И это на всю страну. Не говоря уже о том, что новый боевой истребитель стоит от 30 млн. до 1 млрд. долларов. Чего Украина не может себе позволить в принципе.

В-третьих же, нормальное содержание боевой авиации может себе позволить страна с уровнем ВВП примерно в 40.000 долларов США на душу населения. Для справки: Россия с её 30.000 долларов на душу населения позволяет себе авиацию, мягко говоря, не без проблем. У Украины же этот показатель по состоянию на 2019 год был чуть более 9.000 долларов. Что делает её хоть сколько-нибудь уверенный авиационный статус в нынешних условиях чем-то из категории украинских народных сказок.

По сути, произошедшая катастрофа — итог всего перечисленного выше...

Павел Кухмиров

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
кипчак
Не нужно быть слишком умным, а просто сравнить образование в СССР и незалежной(старшему поколению это легко сделать): в СССР из недоучек и безграмотных делали людей, известных всему миру, а в незалежной выращивают и приводят к власти одних недоумков, вроде Киры, которых дальше Украины слава, и то позорная, не догоняет. Просто возмутительно, что алкаш Ельцин и его подельники так спешили понравится Западу, что решали вопрос с кондачка, не подсчитав, сколько, кому и за чей счет строили предприятия, жилье, учили , лечили, за кого кровь вся страна проливала и отстраивала после Великой Отечественной. Пора таким кирам заткнуть рот фактами и документами, а не бесконечно слушать их бредятину.
гость
И шо дальше? В лучшем случае 2года следствия и решения суда о отсутствии состава преступления.Или кто то думает иначе?
кипчак
Страшнее всего, что шут гороховый ведет к мировой войне самым коротким путем.
Кот Матроскин
Браво, СБУ!
ЖидПархатый
А чему тут удивляться?Какая сучья страна,с сучившийся народ,такие и херои.
ДОЛОЙ БАНДВО ИЗ ВЛАСТИ
Матрица-имитация «Уркаина» вместо государства держится уже довольно долго. Законы существуют только на бумаге, при этом есть привилегированный класс — урки, которым закон не писан. Честные люди в этой имитации — бесправные рабы. И больше всего бесит это нагнетание псевдопатриотических страстей - мова vs язык, вышиванка vs косоворотка, Запад или Восток и т.п. Какая разница, если людей как держали за быдло, так и держат. При этом искусственно выносят на первый план и поднимают шум вокруг чисто внешних атрибутов, форму возносят выше содержания. Вы не думали, что всё это звучит фальшиво и лицемерно, когда уничтожена сама суть государства — общественный договор?! Что толку со всех этих мафиози, одевших вышиванки и поющих гимн с таким видом, будто это даёт им право воровать?! НЕ ДАЁТ! Вышиванки, тризуб или двуглавый орёл, флаг, гимн — всё это внешняя атрибутика, которая не даёт никому индульгенции на грубое попрание прав человека. Вы же всё сводите к спорам о языке общения, цвете флага и пр. Где-то наверху пирамиды сидят моральные уроды, которые заставляют вас вести эти бесконечные споры, лишь бы отвлечь от того, что вами правят нелюди. Чтобы вы не объединились и не пошли громить дома этих тварей. Вот вам два флага — один такой, другой этакий! Давайте, идите стенка на стенку. А мрази, которые вас сталкивают, будут наживаться, богатеть. Всё это дерьмо видно невооружённым глазом! Сколько можно?! ДА ЧТОБ ОНИ СДОХЛИ, ЭТИ ТВАРИ! Выучим любой язык, лишь бы ЗАКОН был ЗАКОНОМ, а не имитацией. Мы вам, уродам, изменим «порядок денный».
ДОЛОЙ МАФИОЗНЫХ УРОДОВ
Пора подсчитать компенсацию за 30 лет, украденных мафией. После распада СССР к власти пришло бандво (место которого - на зоне) и украло у честных людей 30 лет жизни! Нечего удивляться, что большинство народа живёт плохо. Потому что вся страна работает на кучку зажравшихся уголовников, которые всё разворовали и которым всё мало. Теперь время вернуть всё назад. Все украденные предприятия должны быть национализированы, а бандво (так называемые олигархи) - отправиться на зону, с полной конфискацией имущества, включая их детей и родственников. Это и есть политическая программа, с которой каждый нормальный человек должен идти в политику. Иначе ничего не изменится.